Хороший технический музей — это тот, который живой. То есть где экспонаты не просто стоят памятниками самим себе, а способны двигаться. Ничуть не менее важным моментом является то, чтобы это самое движение увидели посетители, а не 5-10 человек. Посему подобные активности лучше лишний раз анонсировать, благо было кому кому на них посмотреть.
Одним из мест, где старую технику времен Второй мировой войны можно видеть в движении с завидной регулярностью, является выставка «Моторы Войны». Каждую субботу, в 12 часов дня, здесь проходят либо динамические показы, либо интерактив. Впрочем, на минувших выходных был смысл придти в воскресенье. Назрела реэкспозиция, так что на время ожили те машины, которые обычно очень редко двигаются.
Вообще «Моторы Войны», с точки зрения текучки экспонатов, очень живая выставка. Число машин и других образцов военной техники, которые тут появились за последние года полтора, идет на несколько десятков. Это еще у выставки три павильона, а не пять, так-то можно было бы привезти еще больше. Какие-то машины уезжают, какие-то приезжают, такая концепция выставки была еще со времен, когда она находилась в парке «Патриот».
Между тем, уже назрели некоторые перестановки, которые потребовали более существенных действий. Особенно это касается экспозиции, посвященной немецкому гужевому транспорту, а также третьему залу, где находится техника 1942-45 годов. За последнее время на выставке добавилась бронетанковая техника, а также гусеничные тягачи. Они, как правило, не отличаются крошечными размерами, посему приходится постепенно уплотняться. А следующая новинка, которая вскоре ожидается на выставке, скромными габаритами не отличается. Речь идет о самоходной артиллерийской установке СУ-85, которая восстановлена мастерской военно-исторического клуба «Капонир». На советской зоне экспозиции для нее места уже нет, посему надо искать еще место.
Результатом стало то, что пришлось запускать машину, которая не двигалась с осени 2021 года. Речь идет о танковом эвакуаторе Scammell Pioneer S2/SV, на текущий момент это самая большая колесная машина в экспозиции. Она ездит, но габариты у машины такие, что динамические показы с ней не проводились. Нужны они, к слову, не просто так. Желательно машину минимум раз в год заводить, иначе много чего пересыхает, а еще бензин имеет особенность за год-два превратиться в жутковатую субстанцию. В случае со Scammell Pioneer несколько лет покоя закончились подтекающим радиатором. Спустя пару часов, кстати, он стал течь намного меньше.
Запускать английский эвакуатор пришлось по той причине, что в зале произошла рокировка. Сначала машина освободила спуск, где есть достаточно места для танка. Дальше пришел в движение Medium Tank M3A3. Танк выехал на улицу, развернулся, после чего заехал обратно кормой вперед. Заодно зрители могли наблюдать, почему современная техника на парадах ездит с резиновыми подушками. Хорошо нагретый асфальт американский танк пропахал весьма усердно, за что получил прозвище «Лендгрыз».
Еще одна игра в «пятнашки» была в случае с экспозицией немецкого гужевого транспорта. На выставку прибыла немецкая пехотная повозка Stahlfeldwagen (Hf. 7/11), известная также под прозвищем «убийца лошадей». Это потому, что при массе почти 2800 кг ее штатно тащит пара лошадей. О Hf.7/11 будет подробнее позже, а сейчас повозка уже заняла своё место на экспозиции. Так что теперь на «Моторах Войны» сформировалась полная линейка немецких пехотных телег. Позже появится Hf.2, но случится это нескоро. К тому же Hf. 7/11 как раз создавалась для замены Hf.2, так что ее вполне хватит. Особенно с точки зрения демонстрации, до чего иногда доходил сумрачный немецкий гений.
Следует отметить, что за лето-осень этого года выставка будет весьма так пополняться. Часть новинок появится на слёте «Моторы Войны», который традиционно проходит каждую вторую неделю августа. А дальше их можно будет увидеть на выставке.
источник: https://dzen.ru/b/ZormkHUVPUOzTYaO