«Летающий крест». Легкая летающая лодка Dornier Do 12. Германия
Предисловие редакции: Летающая лодка Dornier Do 12 была изготовлена в единственном экземпляре и в течение многих лет использовалась «летающим святым отцом» Паулем Шульте в его зарубежной миссионерской деятельности. Об этом самолете рассказывает Петер Плечахер.
Когда в начале 1920-х годов Клаудиус Дорнье прославился летающими лодками Wal, компанией Dornier была создана небольшая летающая лодка Libelle, а спустя несколько лет ее версия наземного базирования Spatz. Лишь через десять лет компанией Dornier был создан следующий малый самолет – гидросамолет Do 12, также известный как Libelle. Разумеется, эта двух- или четырехместная летающая лодка-амфибия была цельнометаллической конструкции, но в отличие от традиционных для компании Dornier выступавших из лодочного корпуса «жабр» была оснащена обычными стабилизирующими подкрыльевыми поплавками.
Летающая лодка-амфибия Do 12 была одним из первых самолетов, оснащенных убирающимися основными стойками шасси. Электрический индикатор автоматически напоминал пилоту, когда газ был убран.
Силовая установка гидросамолета состояла из одного двигателя, вращавшего толкающий воздушный винт и установленного на системе стоек над свободнонесущим двухлонжеронным крылом. Днище однореданного корпуса летающей лодки было плоским и оснащалось выдвигающимся килем. Хвостовое оперение в основном изготавливалось из дюралюминия; исключение составляла только полотняная обшивка рулей высоты и направления. За находившемся в носовой оконечности корпуса лодки отсеком для багажа и морского оборудования были расположены двухместная кабина пилотов, оснащенная двойным управлением, кабина для одного или двух пассажиров и задний отсек для багажа и сна.
В ходе испытаний, начавшихся на Боденском озере 23 июня 1932 года, летающая лодка-амфибия Do 12 была оснащена 220-сильным двигателем Argus As 10. В таком виде в октябре 1932 года гидросамолет был представлен на проходившей в Берлине немецкой выставке спортивной авиации DELA (Deutschen Luftsportausstellung). Позднее в Берлине на машину был установлен более мощный 317-сильный радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhone Titan Ke. В ноябре 1935 года гидросамолет Do 12 выполнял задачи самолёта-буксировщика для летающей лодки-планера *Seaadler, которую Ханна Райч испытывала в Манцелле.
С апреля 1935 года летающая лодка-амфибия Do 12 имела собственное наименование «Das fliegende Kreuz» (летающий крест) и принадлежала миссионерскому транспортному сообществу MIVA (Missions-Verkehrs-Arbeitsgemeinschaft e.V.), которое приобрело этот самолет для «летающего святого отца» Пауля Шульте. Католический священник Пауль Шульте стал почти легендарной фигурой, потому что он для миссионерской работы использовал автомобили и самолеты основанного им в 1927 году сообщества MIVA. К сожалению, о дальнейшей судьбе летающей лодки Do 12 ничего не известно.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Dornier Do 12
Назначение: легкая летающая лодка
Статус: единичное производство
Экипаж: 2-4 человека (1 пилот + 1-3 пассажира)
Силовая установка:
Тип: | Argus As 10 | Gnome-Rhone Titan Ke |
мощность, л.с. | 1×220 | 1×317 |
общая мощность, л.с. | 220 | 317 |
Размеры:
размах крыла 13,00 м
длина 9,00 м
высота 4,20 м
площадь крыла 28,00 м²
Масса:
пустого самолета 811 кг
полезной нагрузки 389 кг
общая 1200 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 210 км / ч
крейсерская скорость 180 км / ч
время набора высоты 1000 метров 4 мин.
практический потолок 5100 м
Источники:
- Deutsche Sportflugzeuge, 1. Auflage, 1977, Motorbuch-Verlag.
- Dornier — die Chronik des ältesten deutschen Flugzeugwerks, 3. Auflage, 1996, Aviatic Verlag.
- Claude Dornier — ein Leben für die Luftfahrt, 1. Auflage, 1989, Aviatic Verlag.
источник: Peter Pletschacher «Dornier Do 12. Das fliegende Kreuz» «Flugzeug classic» 2003-09, Seite 38