Летающие лодки компании Gosport. Часть 2
Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Содержание:
Программа создания летающих лодок для 1920 года была запущена компанией Gosport Aircraft Co. (Gosport) совместно с покойным ныне полковником Дж. К. Портом (Col. J. C. Porte; CMG [кавалер ордена Святых Михаила и Георгия]), который присоединился к конструкторскому бюро компании в августе 1919 года. Было разработано несколько новых конструкций, и типы, которые оказались настолько успешными во время прошедшей войны, были значительно улучшены и изменены в соответствии с коммерческими требованиями.
Таким образом, были рассмотрены четыре типа, включавшие в свой состав большую, среднюю и две малые летающие лодки.
Нет необходимости подробно описывать каждый тип, поскольку у всех моделей общие характеристики одинаковы. Поэтому предлагается дать краткое описание средней летающей лодки, известной как G 5, и затем указать какие-либо конкретные отличительные особенности гидросамолетов других типов.
G 5
Данная летающая лодка была разработана в соответствии с требованиями двух совершенно разных характеристик, общим местом которых была умеренно высокая скорость. Благодаря вместительному корпусу одну и ту же летающую лодку, при условии сохранения одинаковых аэродинамических качеств, можно будет использовать для выполнения различных задач. Таким образом, данная летающая лодка была разработана либо для перевозки пассажиров, почты и грузов (либо одновременно, либо раздельно). Этот гидросамолет планируется использовать в Канаде или в Соединенных Штатах Америки для обнаружения лесных пожаров и доставки в кратчайшие сроки персонала и средств пожаротушения к пожару.
Легко понять полезность летающей лодки в стране, богатой густыми лесами, множеством озер и довольно широкими реками.
Из одного из рисунков, сопровождающих данную статью, хорошо видно, что G 5 или G 5A является двухмоторным бипланом, основной силовой установкой которого являются 365-сильные двигатели Rolls-Royce Eagle VIII. Также могут быть установлены 450-сильные двигатели Napier Lion или 500-сильные двигатели Cosmos Jupiter.
Верхнее крыло, которое имеет больший размах, чем нижнее, состоит из пяти частей – центроплана, двух консолей и двух выступающих частей.
Нижнее крыло состоит из двух частей: левой и правой консолей, корневые части которых были прикреплены к корпусу лодки. К нижнему крылу прикреплены концевые подкрыльевые поплавки, которые имеют конструкцию лодочного типа, двойную диагональную обшивку в нижней части и по бортам разработанную в компании Saunders высокопрочную клеёную и прошитую фанеру (consuta).
Конструкция нижнего крыла прикреплена к блоку поперечных ригелей корпуса лодки, который неразрывно тянется от левого борта к правому и который соединен с основными продольными силовыми элементами лодочными корпуса. Данная особенность всех типов корпусов летающих лодок компании Gosport для 1920 года обладает большими преимуществами по сравнению с любым другим типом лодочного корпуса, из числа построенных на данный момент.
В одной из моделей летающих лодок компании Gosport секции крыла, расположенные над двигателями, являются съемными, что значительно облегчает снятие двигателей для выполнения капитального ремонта и т.п..
Хвостовое оперение может быть монопланного или бипланного типа. Во втором варианте рули высоты, прикрепленные к верхнему стабилизатору, управляются обычным способом посредством штурвальной колонки, в то время как нижние рули высоты, которые не связаны с верхними, управляются с помощью квадранта, установленного сбоку от пилота и параллельно штурвальной колонке. Данная конструкция была признана очень хорошей; нижние рули высоты используются для балансировки также, как и регулируемый стабилизатор.
Все органы управления полетом обычного типа; все они сбалансированы за исключением рулей высоты. Использование сервомоторов было признано ненужным.
Двигатели установлены на моторных рамах, изготовленных из ели и покрытых обтекателями из ясеня. В свою очередь моторные рамы поддерживаются V-образными стойками, расположенными между лонжеронами верхнего и нижнего крыльев.
Радиаторы расположены перед двигателями и поддерживаются их моторными рамами. Радиаторы оснащены заслонками и термометрами, которые управляются из кабины бортинженера.
Внутри корпуса лодки находится резервный бак для воды емкостью 10 галлонов (45 л), из которого подпиточная вода подавалась на каждый радиатор посредством лопастного насоса, оснащенного ручным приводом. Слив из радиаторов осуществляется по трубе к открытой воронке, ведущей к указанному выше баку. Данное решение делает перелив хорошо видимым для бортинженера. 10-галлонные (45 л) масляные баки установлены позади двигателей.
Топливная система имеет принудительную (два центробежных насоса) подачу бензина из основных баков в расположенный в верхнем крыле напорный бак, откуда топливо самотеком поступает в двигатели. В случае выхода данной системы из строя бензин может подаваться в двигатели непосредственно из основных баков.
Ручной насос крыльчатого типа установлен в качестве резервного. Баки заполняются от разъема, расположенного на внешней стороне корпуса лодки, что в свою очередь сохраняет корпус лодки от возможного появления внутри него луж бензина.
Насосы, которые расположены примерно в 2 футах (0,6 м) от дна топливных баков, приводятся в движение с помощью ветряка и двух конических зубчатых передач. Благодаря этому нет необходимости в большом естественном положительном давлении на входе в насос и, таким образом, минимизируется риск попадания воздуха со стороны всасывающего отверстия. Трубопровод идет от дна каждого топливного бака к комбинированному насосу и распределительной коробке, а затем через клапаны одностороннего действия и фильтры к насосам.
Лодочный корпус, который имеет новейшую конструкцию типа «Porte», является, пожалуй, наиболее важной особенностью данных летающих лодок. Прежде чем подробно описать конструкцию не лишним будет сказать несколько слов о данных корпусах.
Данные корпуса были разработаны по результатам масштабных натурных экспериментов, проведенных в течение последних пяти лет. В качестве доказательства их пригодности к эксплуатации на воде и в воздухе можно отметить, что в течение 18 месяцев эксплуатации этих лодок с одного из гидроаэродромов было налетано в общей сложности 198600 морских миль (367807 км) без потерь человеческих жизней. Корпус может быть описан как прочный по сравнению с обычной более или менее гибкой конструкцией, которая следует тенденциям в конструкции высокоскоростных летающих лодок.
Основу каждого борта корпуса лодки составляет балочная ферма, которая как в обычном расчалочном фюзеляже идет от носа до кормы. Основу верхней части корпуса лодки также составляла балочная ферма, которая имела полотняную обшивку и вспомогательные шпангоуты для придания хорошей обтекаемой формы. Обычными элементами силового набора являются глубоко посаженный кильсон и непрерывный киль, идущий от носа до кормы. Встроенные полы соединяют киль с двумя нижними лонжеронами.
Тимберсы, расположенные на расстоянии 9 дюймов (229 мм) друг от друга, без каких-либо разрывов проходят от верхнего лонжерона на одной стороне корпуса лодки через киль до верхнего лонжерона на другой стороне корпуса лодки. Обшивка, которая имеет двойное диагональное переплетение, проходит без от верхнего лонжерона одного борта до верхнего лонжерона другого борта. Элементы обшивки, проходящие от одного лонжерона до другого, являются неразъемными, что устраняет два шва, в которых всегда трудно поддерживать водонепроницаемость. Реданы в количестве двух единиц являются съемными и при установке не наносят вред обшивке корпуса; реданы поддерживаются продольными балками из ясеня. В корневых частях крыльев под каждым лонжероном имеется блок поперечных ригелей, соединяющий левую и правую консоли нижнего крыла.
Из данной конструкции следуют два больших преимущества. Во-первых, все полетные нагрузки напрямую связаны в одну целостную конструкцию, что обеспечивает сохранность машины; особенно это касается угла между хвостовым оперением и крыльями. Во-вторых, результирующий вес сей лодки проходит через киль, что позволяет избежать перекашивания лодки и возникновения местных нагрузок, когда она установлена на выкатную тележку.
G 8
G 8 была создана для удовлетворения спроса на небольшую, удобную, надежную летающую лодку, у которой нет необходимости в высокой максимальной скорости. Эта машина имеет низкие взлетную и посадочную скорости и благодаря большому корпусу она является мореходной и сухой.
Данная летающая лодка может использоваться для перевозки небольшого количества почты или грузов, для выполнения патрулирования и полицейских задач. G 8 также является идеальной учебной машиной. Этот самолет является бипланом с 270-сильным двигателем Rolls-Royce Falcon и толкающим винтом. Конструкция летающей лодки и ее обводы очень похожи на уже описанную лодку G 5. За исключением центроплана надстройка не требует особых комментариев.
Как и в случае с G 5 центроплан верхнего крыла может быть снят быстро. Это не мешает несущим плоскостям и значительно облегчает доступ к двигателю.
Машина имеет очень прочную конструкцию, и ее коэффициент нагрузки равен 6.
G 8a
За исключением надстройки и двигателя летающая лодка G 8a идентична G 8. Она была изготовлена с целью удовлетворить потребность в небольшой скоростной летающей лодке.
Она может быть оснащена 360-сильным двигателем Rolls-Royce Eagle 8, Napier Lion или Cosmos Jupiter.
G 9
Данная летающая лодка была разработана главным образом для перевозки на большие расстояния почты и ценных грузов; данная перевозка должна осуществляться в основном над морем.
Это триплан, оснащенный тремя 600-сильными двигателями Rolls-Royce Condor или двумя 1000-сильными двигателями Cosmos Hercules.
Общая конструкция летающей лодки G 9 идентична G 5 и рассчитана на коэффициент нагрузки 4.
G 5 | G 5A | G 8 | G 8a | G 9 | |
Размах верхнего крыла, футов (м) | 103 (31,39) | 97,5 (29,72) | 79 (24,08) | 61 (18,59) | 113 (34,44) |
Размах нижнего крыла, футов (м) | 74 (22,56) | 65 (19,81) | 51 (16,46) | 40 (12,18) | 113 (34,44) |
Длина хорды крыла, футов (м) | 8 (2,44) | 8,5 (2,59) | 7,25 (2,59) | 7,25 (2,59) | 10 (3,05) |
Межкрыльевое расстояние, футов (м) | 8,5 (2,59) | 8,5 (2,59) | 8,5 (2,59) | 8,5 (2,59) | 8,5 (2,59) |
Площадь крыльев, кв. футов (м²) | 1410 (131) | 1440 (132) | 910 (85) | 700 (65) | 1380 (128) |
Масса с полной нагрузкой, фунтов (кг) | 12500 (5670) | 12500 (5670) | 4850 (2200) | 5250 (2381) | 28800 (13064) |
Масса полезной нагрузки, фунтов (кг) | 4980 (2259) | 5030 (2282) | 1390 (631) | 1650 (748) | 9340 (4237) |
Диапазон скоростей, узлов (км/ч) | 45-87 (83-161) | 45-88 (83-163) | 36-74 (67-137) | 45-87 (83-161) | 45-95 (83-153) |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 |
Количество пассажиров, чел. | 6 | 6 | 3 | 3 | 10 |
источник: «SOME GOSPORT FLYING BOATS FOR 1920» «FLIGHT» DECEMBER 25, 1919, стр.1657-1658