Данная статья найдена на сайте "Уголок неба" и является продолжением темы немецких тяжелых бомбардировщиков, начатой мною и уважаемым коллегой Бородой.
За время войны в небе над Европой было сбито, а также совершило вынужденные посадки на немецкие аэродромы, большое количество В-17. Приземлившиеся самолеты вместе с собранными немцами самолетами из обломков сбитых машин довели число пригодных к эксплуатации В-17 в Люфтваффе (Luftwaffe) до более чем 40 машин. Таким образом можно сделать вывод о том, что Люфтваффе были одним из основных пользователей Flying Fortress.
С августа 1942 начались регулярные налеты американских бомбардировщиков 8-ой воздушной армии, базировавшейся в Англии, на объекты на территории Германии и оккупированных ею стран. Основной ударной силой бомбардировочных соединений США на европейском театре военных действий были 4-х моторные "Летающие крепости" В-17, без преувеличения лучшие самолеты этого класса того времени. Поэтому можно предположить, с каким нетерпением хотели заполучить В-17-ый специалисты из Люфтваффе И здесь злую шутку, на беду союзникам, сыграли превосходные качества этого самолета, его конструкции. Дело в том, что даже после относительно "жесткой" вынужденной посадки, самолет, как правило, получал "несмертельные" повреждения. Через день-два машину обычно восстанавливали, и она, как ни в чем не бывало, продолжала свои боевые вылеты. Правда, в обязанности экипажа, совершившего вынужденную посадку на территории противника, входило уничтожение своего самолета но, понятно, не всегда это удавалось сделать.
Первый экземпляр В-17 попал в руки немецких специалистов 12 декабря 1942 года. Еще на подлете к цели B-17F "Wulfhound" (41-24585) из 303-ей бомбардировочной группы получил серьезные повреждения в результате атаки немецких истребителей и вынужден был лечь на обратный курс По пути "домой" над Бове "WulfHound" был снова атакован истребителями неприятеля (Вf.110 из Nachtjagdgeschwader 1 (1-го ночного истребительного полка). Полученные на этот раз повреждения заставили экипаж пойти на вынужденную посадку Возможностей для маневра у командира подбитой "крепости" лейтенанта Фликингера не было, а подходящей по размерам площадкой для посадки оказалось лежащее прямо по курсу поле аэродрома Леэвардим в Голландии, где хозяйничали немцы.
За два дня самолет был отремонтирован и под эскортом двух Bf 110 перелетел на аэродром исследовательского центра в Рехлине, где и был тщательно изучен немецкими специалистами. Были выявлены сильные и, главным образом, слабые стороны конструкции, что позволило в дальнейшем откорректировать тактику борьбы истребителей Люфтваффе с "Терробомбер" (так немецкая пропаганда окрестила Боинг В-17).
На базе в Рехлине "Wulfhound" сменил свой внешний вид Нижние поверхности самолета были выкрашены в желтый цвет, американские опознавательные знаки были заменены на немецкие, а на бортах появился код — DL-XL. Несколько месяцев после завершения испытаний этот самолет участвовал в "показательных" полетах совместно с братьями по несчастью — трофейными В-24, Р-47, Р-38, Авро "Ланкастером", "Москито", "Тайфуном' и "Спитфайром".
В-17 на службе в Люфтваффе скрывались под обозначением Dornier Do 200. Некоторые В-17 с четко нанесенными немецкими опознавательными знаками использовались для отработки тактики атак и обучения летчиков-истребителей методике боя с В-17 USAAF. Примером такого подразделения может служить ZS-1 (Zerstorer Schule 1 — 1-я школа истребителей). Но несколько Flying Fortress сохранили оригинальную окраску и опознавательные знаки USAAF. Эти машины применялись для заброски агентов на занятую союзниками территорию или для снабжения секретных баз. Наиболее известной частью Люфтваффе, использовавшей захваченные B-17 в таких вылетах была I/K.G.200. Деятельность этой части до сих пор не получила широкой огласки. Одной из самых знаменитых операций I/K.G.200 были действия в Западной пустыне весной 1944 года (уже после отступления армии Роммеля), в ходе которой В-17 совместно с еще несколькими захваченными самолетами союзников использовались для строительства и обслуживания ряда секретных летных полос. Захваченная Flying Fortress использовалась в октябре 1944 года для высадки агентов в Иордании. К весне 1944 года в руках "Люфтваффе" оказалось более десятка "Летающих крепостей" Все они были переданы в 200-ый бомбардировочный полк (Kampfgeshwader 200) специального назначения, где использовались в учебных и диверсионных целях.
Имеются сообщения, что по крайней мере один из захваченных B-17 использовался Люфтваффе как приманка. Этот самолет следовал за возвращающейся формацией В-17 USAAF под видом поврежденного и отстающего. Расчет делался на отделение нескольких В-17 от строя для сопровождения "подбитого" самолета, после чего они становились легкой добычей для немецких истребителей. Кроме того, пристроившийся к формации В-17 Люфтваффе нередко открывал огонь из бортового оружия по соседним самолетам и наводил по радио истребители. Ряд таких случаев привел к появлению распоряжения USAAF открывать огонь по любому приближающемуся В-17, который не мог быть четко идентифицирован.
Ниже приведены отрывки из отчета летчика-испытателя Люфтваффе Ганса Вернера Лерхе (Hans Werner Lerche) после полета на захваченном B-17:
"Имеется много самолетов более приятных в полете чем В-17, поскольку последний имеет ряд недостатков. Например высокое усилие на элеронах и тяжелый руль направления. Но намного более важным качеством оказалась легкость полета и приземления. В полете самолет с максимальным взлетным весом требует усилий не больше чем Не-111.
На небольших высотах самолет имеет невысокую скорость. Турбодвигатели В-17 раскрывают свой потенциал только на большой высоте. В целом самолет очень эффективен при выполнении налетов в составе плотных формаций, благодаря хорошему вооружению и большой высоте полета.
Но не очень четкое управление не играет особой роли при полете к цели на большой высоте, особенно при наличии появившегося эскорта. Появление же на В-17 превосходного трехмерного автопилота приводит к практическому устранению этой проблемы. Должен подчеркнуть, что достаточно высокая скорость B-17 на больших высотах достигается исключительно благодаря превосходным турбонагнетателям. Но для производства этих устройств требуется не только умение, но и большое количество жаропрочных материалов, которых в Германии не имеется в достаточном объеме.
Иногда я получаю через Швейцарию иностранные газеты и журналы со статьями относительно немецких самолетов. Во многих репортажах немецкие машины заслуживают высокой оценки, как и их двигатели. Отмечается лишь, что данные самолетов могут быть выше, если бы Германия имела для производства двигателей необходимое количество жаропрочных материалов."
На Тихоокеанском театре военных действий большинство В-17 USAAC было уничтожено на земле в течение первых нескольких дней войны. Наступление японцев на Tихом океане происходило с такой скоростью, что союзники не успевали при отступлении эвакуировать всю боевую технику. В результате японские вооруженные силы сумели получить целую коллекцию различных типов самолетов союзников, многие из которых были почти не повреждены.
Японцы захватили по крайней мере три Flying Fortress — один B-17D, совершивший вынужденную посадку на Филиппинах и не сильно при этом пострадавший и два ранних B-17E на острове Ява. Самолеты были перегнаны в Японию для использовались для общественного показа захваченных вражеских самолетов. После этого захваченные B-17 использовались для оценки их возможностей и развития эффективной против В-17 тактики истребителей.
Список номеров B-17 в Люфтваффе (неполный): 41-24585, 42-30048, 42-30146, 42-30336, 42-38017, 42-30713 и 42-39974.
Модификация |
Do.200 |
Размах крыла, м |
31.60 |
Длина, м |
22.80 |
Высота, м |
4.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
16200 |
максимальная взлетная |
21204 |
Тип двигателя |
ПД Wright R-1820-65 |
Мощность, л.с. |
4 × 1200 |
Общая мощность, л.с. |
4800 |
Максимальная скорость , км/ч |
516 |
Крейсерская скорость , км/ч |
400 |
Практическая дальность, км |
5120 |
Боевая дальность, км |
1760 |
Практический потолок, м |
10670 |
Экипаж |
6 — 10 |
Стрелковое вооружение |
8 × 12.7-мм Browning |
Бомбовая нагрузка, кг |
|
Номинальная |
2724 |
Максимальная |
5800 |
источник: http://www.airwar.ru/enc/bww2/do200.html