1

Идея взять на себя проектирование и строительство десятиместной двухмоторной летающей лодки была крайне смелым предприятием как для недавно созданной небольшой авиастроительный компании Loughead Aircraft Manufacturing Company, так и для ее конструктора Аллана Локхида (Allan Loughead), имевшего в не годы еще мало опыта. Тем не менее 28 марта 1918 года — после двух лет разработки — F-1 (Flying-boat One  — летающая лодка №1) впервые поднялась в небо. Вскоре летающая лодка выполнила свой первый длинный полет над водной поверхностью — машина своим ходом добралась до авиационной базы ВМС США Норт-Айленд (North Island),Сан-Диего. На этой базе самолет должен был пройти оценочные испытания. После испытаний у F-1 была недолгая карьера в роли самолета наземного базирования, после чего был снова переделан в летающую лодку.

Летающая лодка Loughead F-1. США

схемы летающей лодки Lockheed F-1

В начале 1916 года Алланом Локхидом, при некоторой поддеожке брата Малькольма, были проведены предварительные проектные работы. В середине лета того же года братья Локхид усилили конструкторское бюро компании, наняв двадцатиоднолетнего механика и чертежника-строителя Джона К. Нортропа (John K. Northrop). Инженер-самоучка Нортроп начал работать над деревянным корпусом новой летающей лодки и вскоре продемонстрировал свой творческий талант. Он взял на себя проектирование и расчет напряжений крыльев неравного размаха, в обшивке которых должно было быть применено полотно. Нижнее крыло было присоединено к фюзеляжной гондоле, которая имела открытые кабину с двумя пилотами, размещавшимися в ней бок о бок, и салон на восемь-десять пассажиров. Высокорасположенное верхнее крыло было связано с нижним стальными межплоскостными стойками. В межкрыльевом промежутке были установлены два 160-сильных двигателя жидкостного охлаждения Hall-Scott, вращавших двухлопастные тянущие винты. Хвостовое оперение устанавливалось на две непокрытые балки; вертикальное оперение самолета состояло из двух килей и трех рулей направления, один из которых (центральный) был цельноповоротным. Над верхним крылои между передними и задними грузовыми полумачтами были установлены боковые перегородки. Обеспечивавшие устойчивость подкрыльевые поплавки крепилисьнепосредственно к крылу.

Летающая лодка Loughead F-1. США

Model F-1, производство которого было завершено в Санта-Барбаре в марте 1918 года (Lockheed)

Руководил постройкой F-1 Энтони «Тони» Стелдман (Anthony «Tony» Stadlman) — друг Аллана Локхида со времен выполнения ими развлекательных полетов в Иллинойсе. Само изготовление самолета шло достаточно медленно вследствии слабой капитализации и недостаточного количества персонала. Однако вступление США в 1917 году в Первую Мировую войну дало проекту новый импульс, поскольку братья Локхид намеревались продавать свои самолеты флоту США. Тем не менее прошло еще одиннадцать месяцев, прежде чем 28 марта 1918 года F-1 под управлением Аллана Локхида поднялся над водами залива Санта-Барбара (Santa Barbara Bay) в свой первый полет.

Летающая лодка Loughead F-1. США

летающая лодка Loughead F-1 в первоначальном виде

Летные характеристики в целом были удовлетворительными; по результатам в конструкции самолета единственным необходимым измененением было уменьшение площади элеронов, которые простирались за законцовки верхнего крыла. Рули направления были усилены и были снабжены роговой компенсацией. После выполненных изменений F-1, неся на борту Аллана и Малькольма Локхидов, Карла Кристофферсона и журналиста, за 3 часа 1 минуту совершил беспосадочный перелет между Норт-Айлендом и Санта-Барбарой. Длина перелета составила 211 миль (320 км).

Летающая лодка Loughead F-1. США

летающая лодка F-1 с увеличенной площадью руля направления (Lockheed)

В целом оценка ВМФ США была благоприятной, но к этому времени авиационная служба флота заказала большое количество летающих лодок Curtiss HS-2L, которые оснащались одинм 330-сильным двигателем Liberty и которые были легче и быстрее, чем Loughead F-1. Как следствие ВМФ не купил F-1, но в качестве утешительного приза Loughead Aircraft Manufacturing Company получила два контракта: первый на производство двух HS-2L и второй (отменен в конце войны) на производство пятидесяти одноместных самолетов-разведчиков.

Летающая лодка Loughead F-1. США

летающая лодка Lockheed F-1 с двумя 160-сильными двигателями Hall-Scott 

После того как в августе 1918 года летающая лодка F-1 была возвращена флотом, братья Локхид решили переделать ее, чтобы привлечь внимание к молодой компании. Первоначальный фюзеляж был заменен обтекаемой гондолой и было установлено шасси с носовой стойкой. В таком виде машина, ставшая самолетом наземного базирования дальнего радиуса действия, получила обозначение F-1A. Чтобы уменьшить лобовое сопротивление Джек Нортроп разработал деревянные обтекатели стальных межплоскостных стоек. В таком виде самолет в конце ноября 1918 года был подготовлен к трансконтинентальному перелету через всю территорию США.

Летающая лодка Loughead F-1. США

летающая лодка Lockheed F-1 была переделана в вариант самолета наземного базирования Loughead F-1A и оснащена шасси с носовой стойкой

Поскольку в это время года погода не была благоприятной для перелета по прямому маршруту, и поэтому экипаж, состоявший из пилотов О.С.Т. «Шведе» Мейерхоффера (O. S. T. 'Swede' Meyerhoffer) и Э.Р. «Боб» Ферну (A. R. 'Bob' Ferneau) и механика Л.Дж. Флинта (L. G. Flint), выбрал более южный маршрут, огибающий мексиканскую границу. Тем не менее на первом этапе трансконтинентального перелета они столкнулись с плохой погодой и сильными встречными ветрами, и после прохождения 415 миль (688 км) самолет был вынужден приземлиться у Такна (Tacna), штат Аризона, с поломанной пружиной клапана. После быстрого ремонта F-1A продолжил полет в Гила Бенд (Gila Bend), штат Аризона, где машина дозаправилась. Однако при взлете в Гила Бенде винт самолета ударился о мескитовый куст, и по достижении высоты 50 футов (15 м)  F-1A завалился на нос. Не было никакой альтернативы кроме как отказаться от продолжения трансконтинентального перелета и отправить самолет на ремонт обратно в Санта-Барбару.

Летающая лодка Loughead F-1. США

в своей версии самолета наземного базирования двухдвигательный самолет братьев Локхид просуществовал недолго. На фотографии запечатлен взлет самолета в Калифорнии для выполнения последующего трансатлантического перелета в Вашингтон. К сожалению перелет закончился в Аризоне вследствие аварии двигателя (Lockheed)

В Санта-Барбаре самолет вновь сделали летающей лодкой и во время летнего туристического сезона 1919 года самолет использовался в качестве аттракциона, давая любому желающему за $5 возможность совершить небольшой полет. В этой работе летающая лодка F-1 оказалась настолько надежной, что в октябре 1919 года государственный департамент США зафрахтовал ее для бельгийских короля Альберта и королевы Елизаветы. Королевская чета и их окружение были доставлены братьями Локхид из Санта-Барбары на остров Санта-Круз , расположенный у берегов южной Калифорнии. За свою службу Аллан и Малькольм были награждены бельгийским орденом Золотой короны. После участия в великосветских мероприятиях летающая лодка F-1 была возвращена к работе в виде коммерческой сдаче напрокат: самолет братьев Локхид использовался в съемках фильмов, за что они получал по $150 за летный час и по $50 за час ожидания. Однажды F-1 был нанят парой, пожелавшей стать первыми, чья церемония бракосочетания была проведена в воздухе.

Летающая лодка Loughead F-1. США

братья Локхид в кабине собственной летающей лодки F-1: Малькольм на правом сиденье, Аллан на левом

После получения значительной суммы за oughead Aircraft Manufacturing Company, F-1 был окончательно продан в 1920 году в целях получения денежных средств для покрытия расходов на спортивный биплан S-1. Новые владельцы планировали использовать самолет для воздушных перевозок на их курорт и центр развлечений на острове Каталина (Catalina Island). Однако этот план никогда не был реализован, и F-1 был уничтожен вандалами на берегу залива Санта-Барбара.

Летающая лодка Loughead F-1. США

летающая лодка Lockheed F-1, которой было суждено остаться прототипом, была превосходным и амбициозным проектом молодой компании (Lockheed)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*

Тип: летающая лодка

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два 160-сильных двигателя жидкостного охлаждения Hall-Scott A-5

Размеры:

размах крыла
верхнего 74 фт (22,56 м)
нижнего 47 фт (14,33 м)
длина 35 фт (10,67 м)
высота 12 фт (3,66 м)

Вес:

пустого 4200 фнт (1905 кг)
с полной нагрузкой 7300 фнт (3311 кг)
удельная нагрузка на мощность 22,8 фнт/л.с. (10,3 кг/л.с.)

Летные характеристики:

максимальная скорость 84 миль/ч (135 км/ч)
крейсерская скорость 70 миль/ч (113 км/ч)
дальность 510 миль (820 км)


* — в варианте летающей лодки

источник: RENE J FRANCILLON "Lockheed Aircraft since 1913"

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account