Летающая лодка Fairchild 91. Часть 3 На армейской службе
British American Ambulance Corps (BAAC) был создан как организация, основной целью которой была доставка купленных на пожертвования медикаментов британскому правительству. Произошло это незадолго до вступления США в войну, а приобретения “на пожертвования” были необходимы для того, чтобы не нарушить взятые на себя правительством Соединенных Штатов обязательства по соблюдению нейтралитета. Являясь составной частью BAAC, “Wings of Mercy Committee of Aviation Industry” была создана в начале 1941 года, став предтечей медицинских самолетов RAF.
На службе в British American Ambulance Corps/Royal Air Force
верхний рисунок — эмблему в виде аиста с ребенком нанесли на эту машину в 1943 году
нижняя фотография — F-91 в начале своей службы
Большое количество американских конструкторов и производителей так или иначе работали на WMCAI, а руководителем организации был Frank Teichnor (издатель авиационных журналов “Aero Digest” и “Sportsman Pilot”), собравший более полумиллиона долларов на покупку санитарных самолетов и спасательных гидропланов, которые RAF должна была использовать для эвакуации сбитых над Ла Маншем пилотов. Как минимум два самолета были переданы WMCAI в состав RAF – один из них был F-91 c/n 9405 NC16690, принадлежавший Wood, вторым был Grumman Goose c/n 1055 NC3022. Передача F-91 англичанам сопровождалась специальной церемонией, устроенной на аэродроме Roosevelt в Long Island 23 марта 1941 года. Самолет получил собственное имя “Wings of Mercy”, а его крещение проводила Mme Teichnor, разбившая о нос амфибии традиционную бутылку шампанского.
Три снимка — Wings of Mercy в момент поступления на службу в RAF
После церемонии самолет был разобран, погружен на транспортный корабль и отправлен, но не в Англию, как думали многие, а сразу в Египет. Он был приписан к Heliopolis и вошел в состав спасательной эскадрильи RAF 11 ноября 1941 года. Амфибия получила бортовой код HK832 и несла службу в восточной части Средиземного моря. На самолет нанесли защитную камуфляжную окраску, после чего он находился на службе в RAF в течение 18 месяцев. 17 мая 1943 года он разбился о риф при посадке около Benghazi и затонул.
В гражданскую войну в Испании
Прототип F-91 использовался компанией Fairchild в качестве демонстрационного образца в течение целого года. Являясь образцом серийного F-91 (жестко зафиксированные крыльевые поплавки и двигатель мощностью 750 л.с.), самолет в конечном итоге был продан компании Vimalett из Jersey City в декабре 1936 года. Компания-покупатель была известна тем, что собирала различные самолеты для последующей перепродажи их республиканскому правительству Испании, противостоящему генералу Франко и поддерживавшим его немцам и итальянцам. Главой фирмы Vimalette был Robert Cuse, человек, сделавший состояние на приобретении военных авиадвигателей и их последующей продажи гражданской морской авиации. Будучи человеком без особых правил, он игнорировал наложенное Рузвельтом «моральное эмбарго» и успешно торговал с обоими противоборствующими сторонами. Очередная партия из 18 самолетов и примерно 400 двигателей готовилась к погрузке на “Mar Cantabrico” – корабль, принадлежащий испанской Compania Maritima del Nervion и стоящий в гавани Brooklyn – когда парламент начал обсуждение закона об эмбарго. Cuse ускоряет погрузку, чтобы избежать принудительной остановки работ в случае принятия этого закона. В полдень 6 января “Mar Cantabrico” покидает New York, имея на борту лишь 7 из 18 приобретенных самолетов (один F-91, два Northrop Delta, два Vultee V-1A, один Lockheed L-10 и еще один неизвестный самолет) и оставив на причале несколько тысяч тонн различных грузов.
F-91 на службе генерала Франко, 1938 год. В тот период самолет часто изменял свой внешний вид
Закон о наложении эмбарго был принят 8 января 1937 года, но транспорт к тому времени уже покинул США. Сделав остановку в Vera Cruz в Мексике, в ночь на 19 февраля корабль взял курс на Santander, порт на севере Испании. В течение 2 недель от транспорта не было никаких новостей, что было связано с радиомолчанием, установленным, чтобы избежать пеленгации транспорта кораблями франкистов. Рано утром 8 марта 1937 года крейсер “Canarias” заметил “Mar Cantabrico” в туманной дымке примерно в 140 км к северу от мыса Mayor. Транспорт попытался скрыться, но был остановлен орудийным залпом крейсера, после чего доставлен в порт El Ferrol, выдержав 32 часа навигации в условиях пожара и поступления воды в трюмы, вызванных попаданием снарядов орудий крейсера. В порту часть экипажа “Mar Cantabrico” была расстреляна, часть отправлена в тюрьмы, а товар конфискован. Самолеты были переданы в ВВС, а F-91 забрали себе военные моряки. Самолет поступил на службу в военный арсенал El Ferrol и по морской традиции получил собственное имя – “Virgen de Chamorro”. Самолет окрасили целиком в алюминиевый цвет, на носу изобразили черные полосы. После этого на него были нанесены опознавательные знаки мятежников, на фюзеляже написано данное самолету имя, а также изображена эмблема – вооруженный морячок Папай. Первые испытательные полеты состоялись между 11 и 15 апреля, а первый военный вылет произошел 18 апреля. Поскольку самолет не был вооружен, речь шла лишь о разведывательных и наблюдательных миссиях, целью которых было выявление транспортных кораблей, идущих в порты республиканцев. Затем, после взятия франкистами Bilbao 19 июня 1937 года, самолет выполнял задания по обнаружению минных полей и подводных лодок противника. 19 июля он был отправлен в El Ferrol чтобы пройти плановый ремонт. Через 20 дней после этого он вернулся на службу. К этому времени наблюдение за той частью северного побережья Испании, которая все еще принадлежала республиканцам, вели Dornier Wal из 1-Е-70, и миссии “Virgen de Chamorro” становились все более и более символическими. Двадцать третьего октября во время нахождения на рейде Ribadeo внезапно налетевший ураган серьезно повредил амфибию, которую пришлось направить на ремонт в El Ferrol.
Сверху вниз:
верхняя фотография — “Virgen de Chamorro” на рулежке в порту на севере Испании в конце 1937 года перед отправкой на юг. На крыльях ясно видны перечеркнутые черным Андреевским крестом круги – эмблема франкистов.
центральная и нижняя фотографии — Fairchild 91, “Virgen de Chamorro” в El Ferrol весной 1937 года. Опознавательные знаки на нижнем крыле занимают всю его поверхность: белая законцовка, черный круг, двойная черная полоса и белый крест Святого Андрея. На фотографиях не видно, но на самом деле на носу самолета перед ветровым стеклом нарисована эмблема – вооруженный моряк Папай.
После восстановления самолет использовался в качестве связного, транспортного или ремонтного. “Aeronautica Naval”, располагавшая на деле всего тремя самолетами He-60 и “Virgen de Chamorro”, прекратила свое существование в ноябре 1937 года, когда все гидропланы вошли в состав “Aviation Nacional”. F-91, получив бортовой код 63-1, оставался в El ferrol до 10 февраля 1938 года, после чего был отправлен в Cadix на юге Испании. 4 апреля 63-1 был включен в состав эскадрильи He-60, находившейся на базе La Puntilla a Ceutahа севере Марокко; однако F-91 остался на базе La Carraca (Cadix). Он выполнял миссии по наблюдению в районе Гибралтарского пролива, залива Cadix и моря Alboran. Он часто выполнял полеты на базу в El Atalayon в Melilla. Во время посадки на аэродром Jerez de la Frontera 5 мая на самолете отвалился руль направления (водный), который был отремонтирован лишь 9 июня. В конце 1938 года самолет был переведен в состав 3-Е-70, эскадрилью Dornier Wal, базирующуюся в El Atalayon В течение последних месяцев войны F-91 применялся все реже и реже, а после ее окончания и вовсе перестал использоваться. 7 февраля 1940 года “Virgen de Chamorro” (находившаяся в ремонтных мастерских Cadix для очередного ремонта) была передана в подчинение управления воздушных перевозок и направлена на Канарские острова. Fairchild F-91 “Virgen de Chamorro” прекратил все полеты в конце 1941 года.
В составе японских ВВС ВМФ
Один из двух японских F-91
9 октября 1935 года японская делегация во всех подробностях исследовала “Kono” пилота Archbold во время его нахождения на аэродроме North Beach в New York. После этого два F-91 были приобретены японцами. Они были предназначены для всестороннего исследования и тестирования модификаций японскими инженерами. Первым самолетом был c/n 9404 (ex-NC 16359), проданный фирме Okura 29 мая 1936 года, а второй – c/n 9406 (ex NC 19130), проданный той же Okura 7 сентября 1937 года. 9404 после приобретения был передан службам ВВС ВМФ в Иокогаме, где он получил название LXF-1. Затем в результате инцидента, связанного с капотированием машины при пробеге по аэродрому, самолет получил значительные повреждения. Были заказаны необходимые запасные части, и компания Fairchild поставила японцам правое крыло, поплавки, а также несколько элементов механизма уборки шасси. c/n 9406 использовался в качестве связного самолета, а также в качестве персональной машины для перевозки высокопоставленных лиц, и окончил свои дни разбившись в 1939 году в Nankin, Китай.
Сверху вниз:
верхняя фотография — взлетает японский F-91
фотография в центре — один из двух японских F-91, названный LXF-1
нижняя фотография — F-91 c/n 9404 ВМФ Японии после аварии
Хороший самолет, не имевший шансов
Как же получилось, что красивый самолет с современными плавными линиями был построен всего в семи экземплярах? На самом деле надежду Fairchild на эту машину разрушило большое количество различных факторов, соединившихся в одно время и в одном месте. Созданный в виде технического задания в 1933 году, самолет поступил в PanAm только в 1936. Такая огромная задержка сильно испортила будущее этого аппарата. В течение именно этих трех лет во всем мире произошел в буквальном смысле слова переворот в авиационном деле. В 1933 году общий объем всемирных авиаперевозок составлял 336,8 миллиона пассажиромиль, к 1936 эта цифра перевалила за 845 миллионов, увеличившись в 2,5 раза за три года. Такое увеличение пассажиропотока сделало рентабельным строительство наземных аэродромов и самолетов для них, большинство из которых изготавливались в США. В марте 1933 с конвейера начал сходить Boeing 247, в мае 1934 – DC-2. Но на судьбе F-91 сказалось не только это – с 1 октября 1934 года в США вступили в силу новые правила производства самолетов гражданской авиации, согласно которым самолет, перевозящий более 6 пассажиров, не может быть одномоторным — так для Fairchild закрылся американский рынок. К тому же с другой стороны Pan American, изначально планировавшая заказать большое количество F-91, ввиду затягивания производства и выхода новых правил начала закупки других моделей. Самолеты DC-2 и Lockheed 10 Electra хорошо прижились в наземных аэропортах, а в качестве гидросамолетов хорошо зарекомендовали себя двухмоторные Douglas Dolphin и Sikorskiy S-43, которые хоть и были чуть старее, чем F-91, но поставлялись без задержек и, к тому же, были двухмоторными и соответствовали новым правилам. Еще F-91 были необходимы для китайского филиала Pan American, но тут начались финансовые трудности, и авиаперевозчик не смог их приобрести. F-91 осталось лишь повернутся к частному рынку, ограниченному очень богатыми и успешными бизнесменами, но на этом рынке царила безумно жестокая конкуренция.
ЛТХ: |
Модификация | F-91 |
Размах крыла, м | 17.07 |
Длина самолета,м | 13.00 |
Высота самолета,м | 4.47 |
Площадь крыла,м² | 44.87 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2990 |
максимальная взлетная | 4765 |
Тип двигателя | 1 ПД Pratt & Whitney S2E-G Hornet |
Мощность, л.с. | 1 × 800 |
Максимальная скорость, км/ч | 269 |
Крейсерская скорость, км/ч | 220 |
Практическая дальность, км | 1070 |
Практический потолок, м | 5455 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 8 пассажиров |
источники:
- текст — http://avianikitoss.livejournal.com/76185.html
- таблица с характеристиками — http://www.airwar.ru/enc/flyboat/f91.html