Легкий танк T1E4 как возможная альтернатива «Vickers 6-ton» при создании Т-26
Несмотря на общий индекс Т1 танки T1E4 и T1E6, выпущенные фирмой Cunningham в начале 1930-х гг., имели весьма опосредованное отношение к моделям Т1Е1–Т1Е3. Новая разработка создавалась под очевидным влиянием британского легкого танка Vickers 6 ton (Vickers E), который не был принят на вооружение Королевским Танковым Корпусом, но нашел немало покупателей за границей. Более того, 6-тонный «виккерс» послужил прототипом для серии легких танков Т-26, производившихся в Советском Союзе тысячами, а также для польского легкого танка 7ТР и итальянского M14/41.
По замыслу создателей эта машина предназначалась для поддержки пехоты непосредственно на поле боя, и по британской классификации «виккерс» являлся «пехотным танком», хотя его броня с трудом выдерживала обстрел из крупнокалиберного пулемета. Впрочем, в начале 1930 годов это не считалось большим недостатком, и появление в Европе столь удачного танка не осталось незамеченным в США.
Простая и надежная конструкция, рациональная компоновка и отличный задел по модернизации определили успех схемы, как минимум, по обе стороны Атлантического океана.
За разработку отечественного аналога взялась фирма Cunningham, представившая в 1931 г. прототип легкого танка Т1Е4. Американский танк поддержки пехоты также имел клепаный корпус, собираемый из бронелистов толщиной 6–16 мм. Небольшой угол наклона имел только лобовой лист корпуса, в то время как остальные стыковались большей частью под прямым углом. Башня танка была выполнена цилиндрической с частично скошенным бронелистом крыши. Ходовая часть Т1Е4 во многом напоминала «виккерс». Применительно на один борт она состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки с эллиптическими листовыми рессорами, четырех поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса с натяжным механизмом и заднего направляющего колеса. Экипаж танка состоял из трех человек. Вооружение — 37-мм пушка М1924 и 7,62-мм пулемет Browning M1919A4.
Испытания опытного образца Т1Е4, проходившие в 1932 г., не принесли желаемого результата. Штаб сухопутных сил к тому времени больше внимания уделял танку Т2, на котором также использовалась подвеска «виккерс», поэтому проект фирмы Cunningham не числился в разряде приоритетных. Прототип Т1Е6, появившийся в скором времени, был лишь немного улучшенной модификацией Т1Е4, в связи с чем пехота отказалась от дальнейших работ над ним.
Т.о. эта интересная машина выпала из внимания советских специалистов. Зададимся следующими вопросами:
- могла ли закупочная комиссия под руководством Иннокентия Халепского приобрести этот танк для вооружения РККА?
- что нужно изменить, чтобы этот танк был приобретен?
Вот что пишет Михаил Свирин про поездку закупочной комиссии:
В 1930 г. с целью произвести закупки образцов бронетанковой техники из СССР отбыла закупочная комиссия под руководством нач. УММ И. Халепского и нач. инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга.
Первой страной, куда прибыла комиссия, стала Великобритания – мировой лидер по производству бронетанковой техники тех лет. Наибольший интерес для УММ здесь представляла фирма «Виккерс-Армстронг», где согласно утвержденной в Москве программы надлежало купить образцы танкетки, малого танка, танка «Мидиум» («Виккерс» – 12-тонный) и большого танка («Индепендент»). Однако в единичном экземпляре, тем более – с документацией, фирма продавать что-то категорически отказалась. Поэтому в результате переговоров, проведенных начальником УММ и представителем компании «Аркос» с руководством «Виккерса», было приобретено танкеток (в наших документах – «танкетки ВКЛ») 20 экземпляров со сроками поставки: 5 – в мае, 4 – в июне, 4 – в июле, 4 – в августе и 3 – в сентябре. Малых шеститонных танков Mk А (в наших документах «В-26») было куплено 15 шт.
Главное внимание уделялось малому 6-тонному танку Мк А, так как он в основном отвечал принятой системе вооружений РККА. 12-тонные танки рассматривались специалистами комиссии как альтернатива Т-12/Т-24 (если с их производством вдруг возникнут какие-то проблемы). Ведь параметры подвижности 12-тонников как нельзя лучше отвечали соответствующим требованиям к маневренному танку. Однако броня указанных английских танков была тоньше, чем было предусмотрено «Системой…» Но весьма важным фактором приобретения именно этих образцов было то, что английская сторона готова была продать их в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными и в срок 3 года – информировать советскую сторону обо всех улучшениях, производимых в конструкции указанных танков.
Кроме того, фирма обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 шт. каждого типа, с которыми советская сторона могла провести испытания, после чего внести изменения в конструкцию по своему усмотрению, которые должны были быть учтены во всех остальных поставляемых машинах, но уже за счет покупателя.
На приобретении танкетки особо настаивал М. Тухачевский, так как вся зарубежная военная литература того времени склонялась к мысли, что именно танкеткам предстоит вскоре заменить кавалерию, а танкетка «Виккерс» была признана лучшей в своем классе.
В отношении же большого танка «Индепендент» фирма вести переговоры о продаже отказалась. Танк был лишь показан нашим специалистам в покое и в движении. Представитель фирмы озвучил готовность разработать конструкцию большого танка специально по тактико-техническим требованиям СССР, но стоимость такой услуги была признана слишком большой, тем более что в нагрузку к проекту фирма предлагала купить еще танкеток и малых танков от 15 до 20 шт. каждого наименования.
Кроме Великобритании советская закупочная комиссия посещала также Чехословакию, Францию и Италию, причем в последней был подписан протокол о намерениях разработки тяжелого позиционного танка, но дальнейшего развития эти планы не получили. Во Франции же и Чехословакии были произведены закупки автомобилей и мотоциклов. Танков же, отвечавших требованиям Танко-тракторно-автоброневооружения, в указанных странах обнаружено не было.
Еще один визит за бронетанковой техникой предстоял за океан. 30 декабря 1929 г. комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским с заместителями отбыла в Северо-Американские Соединенные Штаты (САСШ). Там ожидалось знакомство с танками типа Т-1Е-1 у фирмы «Канингэм» (Cunningham), служившими компоновочным прототипом для Т-12/Т-24. Однако эти танки развивали скорость на 6-8 км/ч меньше, чем было заявлено в ТТХ, и сильно отставали от закупленных у фирмы «Виккерс» 12-тонных машин. Двигатель и редукторы американских танков грелись, а громоздкие гусеницы издавали большой шум. К тому же их цена оказалась значительно выше ожидаемой, а требования фирмы – закупить минимальную партию в 50 машин с 50%-ной предоплатой, оказались абсолютно неприемлемыми. Поэтому дальнейшие переговоры с фирмой «Канингэм» были прекращены.
Внимание начальника УММ в Америке было переключено на колесно-гусеничные танки конструктора Дж. Уолтера Кристи «М. 1928», незадолго до визита наших специалистов показавшие рекордные характеристики скорости.
Те есть мы имеем следующие препятствия при покупке T1E4 взамен «Vickers 6-ton»:
- передвинуть срок приезда закупочной комиссии на 1931 год, что к сожалению нереально, т.к. к 1931 году танки должны были быть в серийном производстве в связи с ожидавшимся польским вторжением,
- лучшее коммерческое предложение со стороны фирмы «Виккерс-Армстронг»,
- попытка послать комиссию в 1932 году нереальна, т.к. Т-26 был уже в серийном производстве и приобретение нового танка (более перспективного, но на данном временном промежутке не превышающего по характеристикам Т-26) экономически не было оправдано,
- покупка элементов танка (двигатель и трансмиссия) для модернизации Т-26 — данный вариант выливается в создание нового танка и очередные проблемы производства.
Таким образом, выбор танка T1E4 в тех условиях представляется маловероятным.
МОДИФИКАЦИЯ | T1E4 | Vickers 6-ton |
БОЕВАЯ МАССА, кг | 8000 | 6655 |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 | 3 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм | ||
Длина | 4600 | 4500 |
Ширина, мм | 2200 | 2286 |
Высота, мм | 2000 | 2180 |
Клиренс, мм | 360 | 380 |
ВООРУЖЕНИЕ | ||
пушки | 1×37-мм М1924 | 1×47-мм QF 3 (для пушечного варианта) |
пулеметы | 1×7,62-мм Browning М1919А4 |
|
БОЕКОМПЛЕКТ | ||
пушки | 80 выстрелов | 111 выстрелов |
пулеметы | 3000 патронов | 6000 патронов (для пулеметного двухбашенного варианта) |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптические прицелы | телескопический орудийный прицел (для пушечного варианта) |
БРОНИРОВАНИЕ, мм | ||
лоб и борт башни | 16 | 13 |
лоб корпуса | 16 | 13 |
борт корпуса | 10 | 13 |
крыша и днище | 6 | 5 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | ||
Тип двигателя | Cunningham V8, бензиновый, жидкостного охлаждения (запас топлива — 189 литров) | «Армстронг-Сиддлей» 4-цилиндровый, воздушного охлаждения |
Мощность, л.с. | 140 л.с. | 80 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механическая, с 4-скоростной КПП (3+1) | механическая с надвижными шестернями, 6-скоростной КПП (4 передачи вперед, 1 добавочная передача вперед, 1 передача назад) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | 8 опорных катков сблокированных в 4 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо | 8 опорных катков сблокированных в 4 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
СКОРОСТЬ, км/ч | 37 | 35 |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км | 160 | 160 |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | ||
Уклон, град. | 30 (45) | 37 |
Высота стенки, м | 0,50 | 0,75 |
Ширина рва, м | 1,85 | 1,85 |
Глубина брода, м | 0,50 | 0,9 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | отсутствуют | отсутствуют |
источники:
- http://lib.rus.ec/b/141047/read,
- http://aviarmor.net/tww2/tanks/usa/light_t1e4.htm,
- http://strangernn.livejournal.com/164416.html,
- Хейгль. Танки, часть 2 (справочник 1937).