Легкий штурмовой самолет SAIMAN V.A.L. Италия
Традиционная для Италии нехватка стратегических материалов, трудности в создании больших серий самолетов, требовавших высокотехнологичной специализированной обработки, сделались еще более актуальными в середине войны, когда чередующиеся события предвещали ее неблагоприятное развитие.
Так в 1942 году в министерстве авиации появились важные спецификации для штурмовиков создаваемых в условиях массового производства с помощью очень простых методов и из легкодоступных материалов. Сторонником этого был инженер Серджио Стефанутти (Sergio Stefanutti), который уже имел на своем счету опыт, достигнутый при реализации SAI.207. Теперь, новый самолет назывался V.A.L. (Velivolo Assalto Leggero — легкий штурмовой самолет). В данной ситуации термин "легкий" следует понимать как указание на тип принятой деревянной конструкции с применением металлических изделий для крайне необходимых деталей.
профиль Saiman V.A.L.
Военный заказ, касающийся двух прототипов этого самолета был возложен на фирму SAIMAN (Soc. An. Industrie Meccaniche Aeronautiche Navali), которая на своем заводе в Лидо до Рома (Lido di Roma), которая уже спроектировала и построила серию отличных учебно-связных самолетов SAIMAN.200 и SAIMAN.202, а также два новых учебно-акробатических самолета Saiman.208. Выбор этой компании определялся способностями, продемонстрироваными в области деревянного авиастроения и близостью к Риму. Этот факт, пренебрежимо малый в работе позволял контролировать работу непосредственно инженерами Министерства. Начиналась интересная форма сотрудничества в определении характеристик VAL. С одной стороны инженер Стефанутти с помощью технического ассистента капитана Умберто Содани, который со времен SS.2 активно сотрудничал в работе со Стефанутти; с другой стороны — инженер Марио Боттини (Mario Bottini) блестящий расчетчик и конструктор SAIMAN вместе с Директором по производству инженером Альдо Гарбарино (Aldo Garbarino).
модель Saiman V.A.L.
Проектные работы делалиcь с помощью непрерывного обмена идеями между инженерами и теми, кто стремился графически определить и воплотить в жизнь новый самолет. Для пилотской кабины, как это было сделано для других самолетов SAIMAN, была построена модель в натуральную величину для реализации различных решений и проведения приемочных испытаний.
Что из себя представлял V.A.L. Это был одноместный одномоторный самолет, оснащенный крылом с небольшой обратной чайкой, — очень надежный и с высоким аэродинамическим качеством. Шасси неубираемое, дабы избежать осложнений, связанных с механизмом уборки. Помимо двух пулеметов калибра 12,7-мм и двух 20-мм пушек самолет был вооружен 500-кг бомбой со сбросом с помощью параллелограмного механизма вне зоны ометания винта. Но в первую очередь V.A.L. был прежде всего "сельский" самолет: очень простой в изготовлении, прочный, доступный для малообученных пилотов. Именно такой самолет мог широко изготавливаться и применяться во время зарождавшегося кризиса Итальянских Королевских ВВС и авиационной промышлености. Идеология самолета представляла собой четкое представление о трудностях последних месяцев войны. Но, к сожалению, уже не было времени чтобы запустить его в серийную постройку.
схемы Saiman VAL с вариантами внешних нагрузок: 4х100 кг на подкрыльевых держателях или 1х500 кг на подфюзеляжном
Изготовление SAIMAN V.A.L. осуществлялась в начале 1943 года; на самолет планировалась установка двигателя Isotta-Fraschini Delta, который должен был быть предоставлен непосредственно министерством авиации. Производство отдельных деталей и сборка самолетов выполнена в глубокой тайне в экспериментальном цехе компании группой тосканских плотников, за нискольких лет до описываемых событий переведенных в Лидо ди Рома, под руководством главного технического специалиста Луиджи Корти (Luigi Corti). Для испытаний был назначен пилот Луиджи Пессионе (Luigi Pessione), который облетел все предыдущие самолеты фирмы SAIMAN. Производство V.A.L. было серьезно задержано из-за ночной бомбардировки (к счастью обошедшейся без жертв), которой была подвергнута SAIMAN 17 мая 1943 года. В данном случае были разрушены новые участки, в которых изготавливалимь дюралевые детали для Re.2002.
модель Saiman V.A.L.
Сразу же после этого Министерство Авиации попросили компанию переместить производство в другое место: это могло быть сделано только частично, после переоборудования ряда существующих военных зданий аэродрома Бано (Bagno), в 8 км юго-востоку от Аквилы. Из-за множества проблем переезд начался в мае и продолжался в июне — июле. V.A.L. был построен и подготовлен к полетам, но должен был быть демонтирован для перевозки на грузовиках на новое место назначения. Транспортировка происходила по Виа Салария (Salaria Via) и представляла трудную фазу пути в Антродоко (Antrodoco), где было трудно перемещать громозкие грузы. В Бано V.A.L. был собран снова и даже была определена дата первого полета (10 сентября 1943 года), в котором планировал принять участие инженер Стефанутти. Естественно, что первый полет не состоялся никогда. 12 сентября аэродром Аквила (Aquila) был занят немцами, нанесшими непоправимый ущерб V.A.L., вероятно, даже не знавшими, что это новая экспериментальная машина.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Штурмовик V.A.L. представлял собой одномоторный одноместный цельнодеревянный моноплан с крылом "чайка".
Фюзеляж овального сечения, выполненный из ели, с фанерной березовой обшивкой, покрытой тканью и лаком.
Крыло с тремя лонжеронами и нервюрами с обшивкой из залакированной покрытой тканью березовой фанеры; элероны покрыты тканью и лаком. Закрылки с деревянной обшивкой.
Стойки шасси неубираемые, в обтекателях. Хвостовое колесо неубирающееся, поворотное. Хвостовое оперение имеет деревянный каркас, покрытый залакированной многослойной березовой фанерой; подвижные поверхности с покрытием из ткани.
Кабина пилота была закрытой; бронированная перегородка за спиной пилота также служила в качестве защиты приемо-передающего радиооборудования.
Аппаратура: прицел наведения конструкции С. Джорджио (S. Giorgio), компас, гирогоризонт, указатель крена, анемометр, альтиметр, вариометр, суммирующие бортовые часы. Топливный бак позади кресла пилота.
Двигатель с трехлопастным металлическим винтом Piaggio с изменяемым в полете шагом. Стрелковое вооружение самолета состояло из двух 12,7-мм синхронизированных пулеметов Breda-SAFAT, установленных под капотом, с боезапасом в 400 патроном на ствол и двух 20-мм пушек Mauser с боезапасом в 150 снарядов на ствол. К брюху самолета могли крепиться бомба или топливный бак, под консолями крыла расположены 6 держателей для бомб и гранат.
ПРОИЗВОДСТВО:
MM. — Первый прототип,
ММ. — Второй прототип (Частично построен).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыла, м |
12,50 |
|
Длина, м |
10,27 |
|
Высота, м |
3,13 |
|
Площадь крыла, м² |
23,00 |
|
Масса самолета, кг |
||
пустого |
2490 |
|
с максимальной нагрузкой |
3800 |
|
Силовая установка |
||
Тип двигателя |
Isotta-Fraschini Delta IV |
|
Мощность на высоте 5700 м, л.с. |
1×825 |
|
Общая мощность на высоте 5700 м, л.с. |
825 |
|
Скорость, км/ч |
||
максимальная на высоте 4000 м |
440 |
|
минимальная (наименьшая) |
150 |
|
Время подъема на высоту 4000 м |
6′ |
|
Потолок, м |
7000 |
|
Дальность, км |
1260 |
|
Разбег, м |
350 |
|
Пробег, м |
450 |
|
Экипаж, чел. |
1 |
|
Вооружение: |
||
стрелковое |
пушки, мм |
2×20 |
пулеметы, мм |
2×12,7 |
|
бомбовое, кг |
630 |
источники:
- Dimensione Cielo 3,
- схемы взяты тут https://alternathistory.ru/andrea-kurami-i-dzhankarlo-garello-italyanskie-pikirovshchiki-chast-2-italyanskie-pikirovshchiki-vto