Легкий сельскохозяйственный вертолет СВ-3. Россия

0

Данная статья, найденная мной в одном из выпусков журнала «Моделист-конструктор», рассказывает о конструкторе-самодельщике Василии Алексеевиче Свербиле и одной из его работ — легком вертолете СВ-3.

Люди, впервые увидевшие СВ-3 вблизи, обычно спрашивают у Свербиля, как долго он его создавал. На что Василий Алексеевич не может ответить однозначно, ибо, когда он конструировал предыдущий свой вертолет — «двойку», образ «тройки» уже начинал складываться у него в голове. И потом, когда она уже строилась, продолжал развиваться, стимулируя появление новых технических идей, которые с успехом были реализованы не только в этой, но и в последующей машине — «четверке».

Такова, видимо, природа творческого процесса, протекающего в сознании Свербиля, что идея рождает идею. И ни одна из его конструкций не может быть рассмотрена в отрыве от другой. Все они — материализованные ветви мощного творческого дерева, вершина которого не видна никому, в том числе самому Василию Алексеевичу. Недаром он говорит, что сегодня в замыслах у него еще три конструкции. А сколько будет завтра?

В. Свербиля и его «тройку» хорошо знают не только на Северном Кавказе. Дважды писала о нем и его машине газета «Известия». А журналисты телекомпании НТВ отсняли и показали по телевидению фильм о своих полетах на этом вертолете, благо он двухместный и есть куда посадить (и с комфортом!) оператора.

СВ-3 смело можно было бы назвать выдающимся творением самодеятельной конструкторской мысли. Второго такого или подобного вертолета, созданного одним человеком, в мире, пожалуй, нет. Да и вряд ли появится даже в отдаленном будущем. Слишком уж уникально здесь все: личность конструктора, место и время замысла и его воплощения.

СВ-3 скомпонован по классической схеме с одним несущим винтом (НВ), рулевой винт (РВ) вынесен на хвостовую балку. Фюзеляж вертолета состоит из трех частей: платформы, пилотской кабины и хвостовой балки.

Легкий сельскохозяйственный вертолет СВ-3. Россия

схемы вертолета СВ-3

Главная часть фюзеляжа — несущая цельнометаллическая платформа, внутрь которой встроен топливный бак емкостью 200 л для бензина АИ-93. Заливная горловина бака расположена слева по борту и впереди двигателя.

Снизу к платформе присоединены две передние и две основные (задние)опоры шасси; спереди — штанга приемника воздушного давления (ПВД), сзади — хвостовая балка (нижними узлами крепления), а сверху — пилотская кабина, двигатель и главный редуктор.

Кабина вертолета двухместная (сиденья—рядом), довольно просторная и с прекрасным обзором, поскольку застеклена от пола до потолка (в потолке, над головами пилота и пассажира, кстати, имеются окна с противосолнечными светофильтрами). Доступ в кабину легкий — сдвигаешь любую из двух дверей назад и садишься на сиденье (каждое с ремнями безопасности).

Органы управления вертолетом дублированы, то есть у каждого своя ручка управления, педали и рычаг «газ — шаг».

Комплекс пилотажных и контрольных приборов общий. Он расположен на колонке и на потолке кабины и включает все необходимое для полноценного управления летательным аппаратом и контроля его винтомоторной группы. А именно: авиагоризонт, компас, указатель скорости, высотомер, вариометр, сдвоенный тахометр (для двигателя и несущего винта), топливомер, вольтметр, указатели положения створок системы охлаждения двигателя, температуры в головках цилиндров и в главном редукторе, а также комбинированный прибор ЭМИ-ЗК с указателями давления топлива в бензонасосе, давления и температуры масла в двигателе.

В целом же система управления СВ-3 мало чем отличается от аналогичных систем вертолетов Ми-2 и Ка-26, и, как отмечали специалисты и наблюдатели, в маневре «тройка» не уступает своим заводским собратьям. Проводка системы управления вертолетом выполнена смешанной — с жесткими тягами и тросами. В продольный и поперечный каналы управления «тройки» введены загрузочные механизмы и триммеры, включаемые кнопкой на ручке. В спокойной атмосфере вертолет может некоторое время лететь даже с брошенной ручкой управления. Для того чтобы знакопеременные нагрузки и вибрация лопастей не передавались на ручку, в автомате перекоса имеются исполнительные механизмы с пятизаходной червячной резьбой, где все вибрации от лопастей полностью гасятся.

Закабинный отсек небольшой, но с мощным силовым каркасом, поскольку он участвует в перераспределении нагрузок от винтомоторной группы к фюзеляжу. Расположен отсек за спинками сидений и содержит блок качалок, тяги и тросы управления, отдельные агрегаты воздушной системы, инструментальный ящик и бытовой шкаф. Позади закабинного отсека, под продолговатым обтекателем размещаются вспомогательные механизмы двигателя, кронштейн крепления главного редуктора, электрооборудование, всевозможные кабели и трубопроводы.

Винтомоторная группа вертолета состоит из 9-цилиндрового звездообразного двигателя М-14П (от самолета ЯК-18Т) мощностью 360 л.с. (с носком редуктора — 325 л.с.), главного редуктора, собранного с применением деталей вертолета Ка-26, и редуктора рулевого винта.

Легкий сельскохозяйственный вертолет СВ-3. Россия

Одно из слагаемых успеха В.Свербиля в проектировании «тройки» — применение двигателя именно этой марки. Многие самодеятельные конструкторы-авиаторы обращаются к М-14П. Однако используют его не полностью (возможно, их отпугивает его мощность и габариты), а снимают несколько цилиндров и «лепят» из них двигатели для своих самолетов. Свербиль же расценил, что целая «звезда» как нельзя лучше подходит для СВ-3 и по мощности, и по габаритам (диаметр М-14П в миделе всего метр). Кроме того, Василий Алексеевич решил не прятать двигатель в развитый закабинный отсек, а изготовил ему отдельный обтекатель-кокон, что придало силуэту вертолета даже некоторую изящность. Силовые же подкосы моторамы выпустил наружу и закрепил на платформе.

Кроме того, двигатель и жестко связанный с ним под прямым углом главный редуктор он наклонил вперед на 4°. Сделал так по двум причинам. Во-первых, чтобы в крейсерском полете фюзеляж вертолета сохранял горизонтальное положение и создавал аэродинамическое сопротивление воздушному потоку как можно меньшее. Во-вторых, наклон оси главного редуктора вперед увеличил зазор между концами лопастей несущего винта (НВ) и хвостовой балкой, что позволило, приблизив рулевой винт (РВ), укоротить хвостовую балку, следовательно, уменьшить массу вертолета. Иметь такой зазор важно еще и для того, чтобы при раскрутке лопастей НВ на старте, при взятии летчиком ручки управления на себя или при сильном порывистом ветре не произошло опасное сближение лопастей несущего и рулевого винтов.

Но это еще не все. Вертолет должен взлетать, как говорится, с четырех колес, без качения по земле. С наклоненной вперед осью вращения НВ такой взлет проблематичен, и летчику, чтобы удержать машину на месте, надо уже на старте брать ручку управления на себя. Однако в пилотировании вертолетом считается неприемлемым стартовать подобным образом. Поэтому Свербипь удлинил переднюю опору шасси настолько, чтобы фюзеляж поднял нос на угол 2°. В результате угол наклона плоскости вращения НВ к горизонту уменьшился, что позволяет «тройке» взлетать по классическому варианту.

Заправочные данные СВ-3: емкость маслобака двигателя 20 л, маслобака главного редуктора 10 л, воздушной системы 20 л. Последняя применяется для запуска двигателя (давление в магистрали 50 кг/см²), для привода тормозов основных колес (давление 10 кг/см²) и управления цилиндром клапанной коробки навесного химического оборудования. Воздушная система заряжается от наземных источников через специальный штуцер на борту.

Электрооборудование «тройки» включает в себя аккумулятор 12А10, генератор ГСМ-3000, аэронавигационные огни (на обтекателе двигателя) и проблесковый маяк (на хвостовой балке). Напряжение бортовой электрической сети 27 В. Аккумулятор можно подзаряжать от внешнего источника электроэнергии через розетку, выведенную наружу.

Для переговоров с диспетчерами на земле вертолет оборудован УКВ радиостанцией «Баклан» с радиусом действия 150 км. Связь же с персоналом заказчика при проведении химической обработки полей экипаж поддерживает по рации «Лен» (дальность ее 40 км). Ну а между собой пилот и оператор (или курсант) общаются при помощи СПУ-7 (самолетного переговорного устройства) — у каждого имеется свой абонентский щиток. Кстати, через этот щиток любой член экипажа может выходить в эфир самостоятельно.

Для несущего винта правого (то есть по часовой стрелке) вращения В. Свербиль использовал модернизированные им лопасти верхнего воздушного винта вертолета Ка-26. Длина каждой лопасти (от оси конических отверстий узла крепления и до кончика) 5941 мм, удлинение 26, сужение 2,42. Величина хорды лопасти по ее длине колеблется от 175 до 350 мм, а относительная толщина профиля (NACA 230) — от 12 до 15 процентов. Угол отрицательной крутки составляет 11°36'.

Хвостовая балка — ферменной конструкции, собрана из хромансилевых и стальных (сталь 20) труб диаметром от 20 до 27 мм. Зафиксирована она в четырех точках, две из которых — на задней кромке несущей платформы, а две — на корпусе главного редуктора. Кроме того, балку поддерживают еще две тяги, протянутые от верхнего узла крепления главного редуктора (с передачей нагрузок по еще двум тягам далее — на каркас зака-бинного отсека). На конце хвостовой балки установлен редуктор рулевого винта. Приводится он от двигателя трубчатым валом, установленным в пяти промежуточных подшипниковых опорах.

Важную роль в четкой работе всех систем СВ-3 играют амортизационные стойки шасси. Вертолетчики знают о явлении так называемого земного резонанса, когда при раскрутке лопастей машину начинает раскачивать так, что недалеко до разрушения не только шасси, но и всей конструкции. Столкнулся с этим весьма неприятным явлением и Свербиль. С кем только не консультировался, чего только не предпринимал, но все безрезультатно — «тройку» трясло нещадно. И лишь когда конструктор доработал демпферы вертикальных шарниров втулки НВ и опытным путем подобрал необходимые величины давления воздуха в амортизаторах опор шасси, проблему удалось решить. Вот эти величины: 70 кг/см² в передних амортизаторах и 53 кг/см² — в основных (задних). Здесь уместно привести параметры давления и в пневматиках передних и основных колес — соответственно 3 и 2,5 кг/см².

Нормальная центровка вертолета рассчитана на ситуацию, когда в кабине двое. Если же в полет отправляется один пилот, что случается чаще всего, то вместо пассажира на пол кабины кладется балласт — свинцовый груз массой 20 кг.

Легкий сельскохозяйственный вертолет СВ-3. Россия

вертолет СВ-3

В. Свербиля часто спрашивают, не дороговато ли он платит за удовольствие покружить час-другой в небе? Вертолет ведь денег стоит, и немалых. Да и топливо ныне недешево. На этот случай у конструктора имеется весомый довод, который многое объясняет. Дело в том, что СВ-3 создавался с дальним прицелом: машина должна была применяться в основном для химической обработки полей. И высота расположения ее несущего винта выбрана с таким расчетом, чтобы на земле безопасно заправлять баки химикатами, не останавливая двигатель. А это — экономия времени, и немалая!

Установив на вертолет специальное оборудование, Свербиль провел пробное опыление, результаты которого показали: лучше «тройки» с этой работой не справится никто!

Видеосъемки операторов НТВ и местных любителей (автор статьи видел эти кадры) запечатлели СВ-3 в полетах над многими населенными пунктами Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края. Машина и в воздухе, и на земле вызывала неподдельный интерес жителей. Если «тройка» приземлялась, вокруг нее тотчас собирался народ. В.Свербиль обычно терпеливо отвечал на вопросы, не особенно следя за тем, чтобы кто-нибудь чего-нибудь не открутил, до сих пор этого не случалось ни разу. Везде люди с уважением относятся к человеку, который сам построил такую отменную машину, и сам же на ней летает!

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель М-14П мощностью 360 л.с.

Размеры:

длина фюзеляжа без винтов 9220 мм
длина с вращающимися винтами 13950 мм
высота на стоянке 3800 мм
диаметр несущего винта 13000 мм
диаметр рулевого винта 2060 мм
угол наклона вала несущего винта 4°
ометаемая площадь несущего винта 132,7 м²

удельная нагрузка на ометаемую плошадь несущего винта 11,3 кг/м²
число оборотов несущего несущего винта 300 об/мин
число оборотов рулевого рулевого винта 1450 об/мин
угол установки лопастей несущего винта 16°±1°30'
угол установки лопастей рулевого винта -5°
тяга несущего винта 1500 кг

Масса:

пустого 950 кг
максимальная 1500 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 150 км/ч
крейсерская скорость 130 км/ч
расчетная высота полета до 4500 м

Летные характеристики с навесным химическим оборудованием:
    
скорость полета 110 км/ч
скорость полета при опылении 80 км/ч
ширина захвата 40 м
высота полета при опылении 2-5 м 
размах опылительных штанг 97 м 
ёмкость баков    с раствором химикатов 300 л
привод насоса АМ-42 распылителя — механическии    

источник: А.ТИМЧЕНКО «Вертолет на двоих» «Моделист-конструктор» №  7’2000

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Максим ...
12.11.2013 16:37

А что вы хотели? «Дождь» ведь

А что вы хотели? "Дождь" ведь снимал.

Дрозд
12.11.2013 17:59

 Это постановка? Типа

 Это постановка? Типа "камеди-клаб"? Просто живу в Киеве…

Vic
Vic
13.11.2013 05:54
Ответить на  Дрозд

Дрозд пишет:
 Это постановка?

[quote=Дрозд]

 Это постановка? Типа "камеди-клаб"? Просто живу в Киеве…

[/quote]

к сожалению жизнь

byakin
Редактор
12.11.2013 18:10
Ответить на  Дрозд

Дрозд пишет:
 Это

[quote=Дрозд]

 Это постановка?

[/quote]

не исключено

[quote=Дрозд]

 Это постановка? Типа "камеди-клаб"? Просто живу в Киеве…

[/quote]

в двух словах про телеканал дождь — демшиза детектед

Vic
Vic
13.11.2013 12:03
Ответить на  byakin

byakin пишет:
Дрозд

[quote=byakin]

[quote=Дрозд]

 Это постановка?

[/quote]

не исключено

[quote=Дрозд]

 Это постановка? Типа "камеди-клаб"? Просто живу в Киеве…

[/quote]

в двух словах про телеканал дождь — демшиза детектед

[/quote]

А это тоже постановка ?

 

 

byakin
Редактор
13.11.2013 14:14
Ответить на  Vic

А это тоже постановка

А это тоже постановка ?

 

это просто леля из сериала "деффченки".

Vic
Vic
13.11.2013 14:21
Ответить на  byakin

Вы слишком хорошего мнения о

Вы слишком хорошего мнения о людях

Социологи ВЦИОМ провели исследование самых распространенных заблуждений россиян в преддверии Дня науки, отмечаемого в стране 8 февраля. Как выяснилось, часть россиян отстала от развития науки на сотни веков. Так, треть граждан страны убеждена, что Солнце вращается вокруг Земли, причем, как ни странно, число таких людей с годами становится только больше. Если четыре года назад так думали 28% респондентов, то теперь таких стало 32%.

http://newsland.com/news/detail/id/630370/

Максим ...
13.11.2013 16:13
Ответить на  Vic

Ага! Один «темненький» сайт

Ага! Один "темненький" сайт сослался на другой "темненький" сайт, у которого первоисточника не оказалось. Странно, не так-ли?

byakin
Редактор
13.11.2013 16:04
Ответить на  Vic

Vic пишет:
Вы слишком

[quote=Vic]

Вы слишком хорошего мнения о людях

[/quote]

я знаю

коллега вик. не забывайте, что я не свидомый из какой-нибудь криивки, а человек с левыми убеждениями и голосующий за коммунистов.   

[quote=Vic]

Социологи ВЦИОМ провели исследование самых распространенных заблуждений россиян в преддверии Дня науки, отмечаемого в стране 8 февраля. Как выяснилось, часть россиян отстала от развития науки на сотни веков. Так, треть граждан страны убеждена, что Солнце вращается вокруг Земли, причем, как ни странно, число таких людей с годами становится только больше. Если четыре года назад так думали 28% респондентов, то теперь таких стало 32%.

http://newsland.com/news/detail/id/630370/

[/quote]

если это так, то мне представляется, что это общая беда последних более чем 20 лет во всем бывшем ссср. и чем сильнее та или иная република скатилась с советского уровня вниз, тем будут показаны большие результаты невежества.

Vic
Vic
13.11.2013 16:10
Ответить на  byakin

что я не свидомый из

что я не свидомый из какой-нибудь криивки, а человек с левыми убеждениями и голосующий за коммунистов.  

Коллега а вам не надоело?

 

byakin
Редактор
13.11.2013 16:26
Ответить на  Vic

Vic пишет:
что я не свидомый

[quote=Vic]

что я не свидомый из какой-нибудь криивки, а человек с левыми убеждениями и голосующий за коммунистов.  

Коллега а вам не надоело?

[/quote]

"не надоело" это случайно не про это:

Тимур был похож, страшно сказать, — на русского… Ему было рекомендовано не искажать историю и не выставлять себя на всеобщее посмешище (могли упрятать в дурдом): по мнению учёных всего мира (и каких учёных!) Тамерлан был узбеком, потомком самого Чингиз-хана.

Одно другому не мешает :))))

?

а то я как-то в догадках теряюсь. или же вы на свой счет восприняли?

ps странно, что вы не увидели этого

если это так, то мне представляется, что это общая беда последних более чем 20 лет во всем бывшем ссср. и чем сильнее та или иная република скатилась с советского уровня вниз, тем будут показаны большие результаты невежества.

это было главное в моем посте

Vic
Vic
13.11.2013 16:36
Ответить на  byakin

 по мнению учёных всего мира

 по мнению учёных всего мира (и каких учёных!) Тамерлан был узбеком, потомком самого Чингиз-хана.

Вам не смешно было это читать, мне смешно, поэтому и ответ шутка. Если узбек может быть потомком монгола, то почему он не может быть русским? :)))

А здесь

я не свидомый из какой-нибудь криивки

вы пытаетесь кого-то оскорбить и устроить срач. Вот я и спрашиваю Вам не надоело?

Если Вам так интересны мои взгляды я как и Путин националист только украинский :))))))

 

byakin
Редактор
13.11.2013 16:43
Ответить на  Vic

Vic пишет:
Вам не смешно было

[quote=Vic]

Вам не смешно было это читать, мне смешно, поэтому и ответ шутка

[/quote]

учитывая какой бред вы несли и два года назад, и год назад я счел это не шуткой, а попыткой разжечь срач на ровном месте. хорошо, что на ваш пост внимания не обратили.

[quote=Vic]

вы пытаетесь кого-то оскорбить и устроить срач. Вот я и спрашиваю Вам не надоело?

[/quote]

ничего подобного. тут для стилистики и эмоциональной окраски было сделано чистое чистое противопоставление хорошего и плохого.

ну а что для меня хорошее и плохое вы в курсе.

Vic
Vic
13.11.2013 16:50
Ответить на  byakin

 учитывая какой бред вы несли

 учитывая какой бред вы несли и два года назад, и год назад я счел это шуткой, а попыткой разжечь срач на ровном сместе. хорошо, что на ваш пост внимания не обратили.

Ну вы то бред не меньший несли, так что мы квиты. И если вы считаете что исключительно для стилистики то примерно такое выражение будет нормальным

Я же не комуняка какой-то с подворотни, я человек правых взглядов и т.д.

 

 

byakin
Редактор
13.11.2013 16:58
Ответить на  Vic

Ну вы то бред не меньший

Ну вы то бред не меньший несли

а мне хотелось бы узнать: какой бред я нес и можно ли его сравнить ну хотя бы с вашими заявлениями об убийстве вовкой леха "здравствуй дерево" качиньского?

Я же не комуняка какой-то с подворотни, я человек правых взглядов и т.д.

да ради Бога, у каждого свои недостатки©

Vic
Vic
14.11.2013 06:21
Ответить на  byakin

а мне хотелось бы узнать:

а мне хотелось бы узнать: какой бред я нес и можно ли его сравнить ну хотя бы с вашими заявлениями об убийстве вовкой леха "здравствуй дерево" качиньского?

Хотелось бы поподробнее :)))

да ради Бога, у каждого свои недостатки

Полностью с вами согласен. Главное не использовать в споре преимущества модератора. :))

byakin
Редактор
14.11.2013 14:07
Ответить на  Vic

Vic пишет:
Хотелось бы

[quote=Vic]

Хотелось бы поподробнее :)))

[/quote]

т.е. за почти сутки вы так и не смогли найти какой-либо бред моего авторства? не удивлен

[quote=Vic]

Полностью с вами согласен. Главное не использовать в споре преимущества модератора. :))

[/quote]

еще менее удивлен потугами на юмор и попытками перевода стрелок. 

Vic
Vic
15.11.2013 13:24
Ответить на  byakin

т.е. за почти сутки вы так и

т.е. за почти сутки вы так и не смогли найти какой-либо бред моего авторства? не удивлен

 

Даже не пытался искать. Кроме того я по ночам сплю:))) А оставшеееся время я искал слова приписанные мне.

byakin
Редактор
15.11.2013 13:25
Ответить на  Vic

Vic пишет:
Даже не пытался

[quote=Vic]

Даже не пытался искать.

[/quote]

слив засчитан.

Кроме того я по ночам сплю:)))

это намек на то, что я для сайта достаточно интересную информацию нахожу и по утрам ночные статьи на главную выкладываю?

Vic
Vic
15.11.2013 13:36
Ответить на  byakin

byakin пишет:
Vic пишет:
Даже

[quote=byakin]

[quote=Vic]

Даже не пытался искать.

[/quote]

слив засчитан.

 

[/quote]

Т.е. я правильно понял что вы признали что эти ваши слова

ну хотя бы с вашими заявлениями об убийстве вовкой леха "здравствуй дерево" качиньского?

ложь?

Спасибо:))

byakin
Редактор
15.11.2013 14:04
Ответить на  Vic

Т.е. я правильно понял что вы

Т.е. я правильно понял что вы признали что эти ваши слова

ложь?

вы поняли неправильно (selfcensored).

в апреле 2012 года вы утверждали, что вина на российской стороне, но затем смягчившись согласились 50 на 50, хотя единственный виноватый в случившемся — лех вавельский.

Спасибо:))

я еще в апреле 2012 года вам сказал, что вы не умеете вести дискуссию. за полтора года мое мнение об этом вашем качестве не изменилось, и за вашими улыбочками в конце постов вам вряд ли удастся скрыть попытки троллинга.

Дрозд
12.11.2013 20:23
Ответить на  byakin

byakin пишет:
в двух словах

[quote=byakin]

в двух словах про телеканал дождь — демшиза детектед

[/quote] Полтора часа смотрел в сети по Вашей наводке, Ув. коллега. Прикольно. шоу — в мозгу "0". Ребята просто "валяют ваньку".

Novik -007
13.11.2013 15:32

Я атеист, но здесь вынужден

Я атеист, но здесь вынужден сказать, Слава богу, они уже не знают всей той брехни состряпанной на  Старой площади.

Коллега Вик +++++

Affidavit Donda
Affidavit Donda
13.11.2013 23:59

Где они взяли такую траву?

Где они взяли такую траву?

Альтернативная История
Logo
Register New Account