Экипаж составляет 3 человека. Командир и наводчик располагаются в башне, водитель-механик в корпусе танка. На танке при необходимости дополнительно может разместиться еще 5 чел. десанта.
Эта машина в полной мере совмещает преимущества как и колесного, как и гусеничного хода. ЛКГТ является ресурсосберегающей и гусеницы и дороги боевой машиной. Вдобавок ЛКГТ обладает отличной проходимостью, плавностью хода и живучестью шасси. Устаревшие и обладавшие серьезными недостатками свечная подвеска и «гитары» Кристи на ЛКГТ не используются. На этом танке установлена современная автоматическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска. Переход с гусеничного хода на колесный и обратно не превышает 15 минут. В конструкции машины наличествует специальный механизм для уравнивания скоростей движения на колесах и гусеницах — синхронизаторы.
Опорных катков на танке не четыре на борт — как у БТ, а по шесть. При колесном ходе четыре из опорных катков на каждом борту становятся ведущими, а оставшиеся два ведовыми. Учитывая печальный опыт использования на БТ гладких литых шин, у ЛКГТ на все 12 колес нацеплены нормальные пневматические шины с грунтозацепами. И естественном с регулируемым внутренним давлением и губчатым наполнителем, для предотвращения выхода из строя при возможных попаданиях пуль. В результате установки таких шин дорожное покрытие при передвижении танка на колесном ходу не портиться. Опорные катки вместе с пневматическим шинами имеют диаметр 800 мм.
Для гусеничного хода используются широкие обрезиненные гусеницы с РШМ, благодаря которым удельное давление на грунт составляет всего 0,70 кг/кв см.
ЛКГТ способна хорошо передвигаться даже при потере одной гусеницы или двух-трех катков. Этот колесно-гусеничный танк имеет проходимость и живучесть лучше чем обычные чисто гусеничные или колесные машины.
Двигатель на ЛКГТ многотопливный дизельный, мощностью 750 л.с, то есть удельная мощность танка составляет 27 л.с/т. У танка есть еще автономная система аварийного электроснабжения с питанием от аккумуляторной батареи, которая служит также для питания приборов и агрегатов СУО при неработающем двигателе. Подобная система весьма полезна для малозаметной работы на замаскированной позиции.
Выжимает ЛКГТ на гусеницах по шоссе макс 80 км/ч, на дорогах — 100 км/ч, а по пересеченной местности 40 км\ч и 50 км/ч соответственно. Такие высокие показатели позволяют танку быстро проскочить участки под огнем или сократить дистанцию/расстояние.
Плавать танк не может в виду относительно высокой массы и довольно плотной компоновки, но это и не имеет особого значения, ибо: 1.) для этого есть специальные машины — амфибий 2.) танк может быть оборудован ОПВТ что позволит преодолевать водные преграды глубиной до 5 м, или АУДТВ благодаря которому он может преодолевать водные преграды глубиной вплоть до 40 м.
Для танка ЛКГТ представлено два варианта вооружения.
1.) Изначально основное вооружение ЛКГТ в этом варианте должно было собою представлять модифицированную 85 мм корабельную автоматическую пушку. Однако в связи с тем что танк не получилось оснастить этим оружием из-за жестких весовых рамках технического задания на перспективный танк ЛКГТ, то было принято решение отказаться от 85 мм пушки. Зато вариант установки 85 мм пушки был признан более лучшим, чем вариант установки 76 мм пушки — для перспективной ракетно-артиллерийской 52 тонной ЗСУ (сделанной на базе среднего танка СТ).
В итоге танк ЛКГТ был оснащен 76 мм автоматической пушкой многотипного питания с электроприводной автоматикой для стрельбы с разным темпом и снарядами разной баллистики. Кроме того, электроприводная автоматика убирает проблему не выстреливших снарядов. Эта 76 мм полностью стабилизированная пушка ЛКГТ была основана на базе морской 76 мм пушки АК-176 и имеет макс скорострельность вплоть до 120 выст/мин.
Конечно же огонь из ЛКГТ можно было вести и не только при столь высоком темпе стрельбы как — 120 выст/мин. Есть также темп стрельбы в 30 выст/мин и 60 выст/мин. Обычно же стрельба в автоматическом режиме идет очередями по два-три выстрела или шесть выстрелов, возможно ведение одиночном стрельбы. Артсистема ЛКГТ снабжена автофретированным стволом длиной 60 калибров, вертикальным клиновым затвором, электрической системой воспламенения концентрическим гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Для предотвращения загазированости боевого отделения ствол пушки снабжен эжектором. При выстреле в канале ствола создается весьма большое давление пороховых газов и осколочно-фугасные снаряды приобретают начальную скорость в 1000 м/с, а управляемые подкалиберные бронебойные снаряды в 1800 м/с. Для стрельбы из пушки рекомендовано использование современных пожаростойких порохов, что в свою очередь сведет к минимуму возможность взрыва в танке при случае пожара. Дальность стрельбы пушки по высоте до 10000 м, максимальная 17000 м. Пушка размещена в башне с высокой скоростью наведения. Во вращающемся барабане автомата заряжания установленном на полу башни располагается 26 снарядов, остальные снаряды размешаются в корпусе. Общий боекомплект танка состоит из 70 снарядов.
Такое вооружение позволяет высокоэффективно бороться с пехотой, в том числе — залегшей в окопах, накрывая позицию осколочным полем взрывающихся на малой высоте снарядов. С ЛА противника — за счет высокой скорости наведения пушки, высокой скорострельности, макс дальности стрельбы в 10000 м и таймерного подрыва управляемых снарядов. С бронетехникой противника за счет бронебойных подкалиберных снарядов которых к тому же может прилететь в атакующий танк, сразу пара-трое штук за предельно короткое время.
Эта 76 мм пушка по своим показателем и боевой эффективности не уступает, а то и превосходит аналогичных по назначению автоматических пушек конкурентов — немецкие 90 мм и 105 мм артсистемы «Рейнметалл», израильскую 60 мм пушку HVMS, американскую 75 мм пушку XM274 ARES, итальянские 76 мм пушки Oto Melara.
2.) Во втором варианте основного вооружения, предназначенном в первую очередь для решении противотанковых задач, вооружение ЛКГТ состоит из 130 мм автоматической пушки, созданной на базе морской 130 мм пушки А-192. Для установки на ЛКГТ изначальная пушка была модернизирована, в частности она была оснащена противооткатным устройством нового типа, благодаря которому откат пушки незначителен (схожую по конструкций систему отката пушки, кстати, применяют сейчас на 18 тонном легком танке «Спрут СД»). 130 мм пушка длиной ствола в 54 калибра оборудована эжектором и термоизоляционном кожухом, но не имеет дульного тормоза. Пушка полностью стабилизирована. В составе боекомплекта 130 мм калибра есть следующие унитарные боеприпасы — осколочно-фугасные, куммулятивно-осколочные, кассетно-шрапнельные, подкалиберные бронебойные, подкалиберные бетонобойно-фугасные снаряды и также ракеты КУВ. В состав стандартного боекомплекта ЛКГТ входят осколочно-фугасные снаряды, подкалиберные бронебойные и кассетно-шрапнельные.
Автомат заряжания пушки — вынесенного типа (подобные установлены сейчас на танках «Леклерк», Туре 90). Снаряды размещаются в трубообразных лотках объединенных в замкнутый конвейер, вращающийся по принципу гусеницы трактора. В микропроцессор вводиться информация о том какой именно тип боеприпаса находиться в том или ином лотке. Подобный тип автомата заряжания по сравнению с карусельным, обеспечивает большую надежность и защищенность боевой техники, лучше решает проблему использования в автоматах заряжания перспективных снарядов большого удлинения. Между автоматом заряжания и боевым отделением присутствует броневая перегородка. Максимальная скорострельность составляет 14 выст/мин. В случае выхода из строя автомата заряжания возможно заряжание вручную.
130 мм калибр этой пушки имеет большую энергию выстрела и лучшие баллистические показатели чем аналоги калибра 122 и 125 мм, и может быть рекомендована как их замена.
В обоих вариантах, и с 76 мм, и с 130 мм пушкой, дополнительное вооружение представляет собой — 1х12.7 мм пулемет, 1х7.62 мм пулемет, 4х72 мм ЗУР 9К313 «Игла-1» находящихся в выдвижной пусковой установки, и 10х81 мм универсальных гранатометов расположенных на башне танка. Гранатометы способны стрелять как и дымовыми, осветительными осколочными и пр. гранатами.
Система управления огнем
ЛКГТ как и любой другой современный танк буквально напичкан электроникой. СУО включает прицельный комплекс наводчика — независимые ночные и дневные прицелы, прицел командира панорамный с тепловизионным каналом, цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, комплект датчиков для автоматического ввода поправок с учетом параметров атмосферы температуры заряда износа и кривизны ствола и др.
Помимо электронных систем СУО, на танке установлены: вторая бортовая ЭВМ (управляет другими системами танка, а при необходимости способна выполнять функции ЭВМ СУО); электронные блоки управления автоматом заряжания, двигателем, коробкой передач, системами защиты от воздействия оружия массового поражения, противопожарной и т. д.; танковое переговорное устройство; УКВ радиостанция, способная передавать речевые донесения и информацию в цифровой и графической формах; навигационная система. Радиостанции танка ЛКГТ могут быть включены в единую радиосеть с центрами управления в полковом и бригадном звеньях.
Вышеперечисленные компоненты являются составными частями танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещается с единой полковой системой управления боем. Она передает в автоматическом режиме на командный пункт полка и командиру подразделения формализованные данные о местоположении и направлении движения танка, расходе боеприпасов, топлива и т. д., принимает распоряжения и приказы (в речевой, графической и цифровой формах) и доводит их до командира танка. Аналогичными системами в настоящее время оборудуются американские танки M1A2 «Абрамс», французские танки «Леклерк».
Комплекс приборного и электронного оборудования танка ЛКГТ обладает высоким уровнем живучести. Наиболее важные электрические цепи и системы продублированы.
Оборудование
Имеются средства защиты от ОМП, установлено автоматическое противопожарное оборудование. Комплекс коллективной защиты танка со встроенным кондиционером, автоматически приводит в действие исполнительные элементы систем противоатомной защиты (ПАЗ) и противопожарного оборудования (ППО) при получении сигналов от соответствующих датчиков этих систем. Все действия исполнительных элементов комплекса коллективной защиты танка сопровождаются соответствующей звуковой и световой сигнализацией. Помимо комплекса коллективной есть еще комплекс индивидуальной защиты.
Танк оборудован системой приема-передачи картинки от БПЛА, ДПЛА и пр разведчиков. Что позволяет ЛКГТ работать непосредственно в связке с разведчиками.
Средства связи обеспечивают двухстороннюю связь между членами экипажа танка, а также между отдельными танками на расстоянии до 20 км.
Имеются, также средства самоокапывания. Встроенное бульдозерное оборудование позволяет танку выкопать танковый окоп за 15-40 минут (в зависимости от типа грунта).
Активная защита
На танке установлена динамическая защита. Лоб и крыша ЛКГТ прикрыта тандемной динамической защитой «Нож», борт же помимо ей прикрыт еще обычной навесной ДЗ на выдвигающихся бронелистах.
КАЗТ (Комплекс активной защиты танка) — состоит из модернизированного комплекса «Заслон». Дальность поражения 10 м. Способна перехватывать цели со скоростями до 2 км/с включительно. При этом ожидается разрушение кумулятивных БЧ, и снижение бронепробиваемости ОБПС путём их дестабилизации в 1,5-2,5 раза. В случае оценки цели как особо сложной (тяжёлый ОБПС на скорости 1.5-2 км/с) возможен запуск 2 и более защитных элементов. Вес каждого модуля КАЗТ «Заслон-2» 200 килограмм (всего на танке установлено их 6), общий вес всей системы 1,2 т.
Также установлены комплекс оптико-электронного противодействия («Стража»), активные постановщики помех (аналогичные тем что сейчас используют в авиации).
Броня — максимальная при заданном весе с применением АЗ. Тип брони: модульная, комбинированная, многослойная. Состав брони: сталь, алюминий, композит (карбон-кевлар, СВМПЭ).
Описание используемой брони
1.) Сталь. На машине применяются 5, 10, 15 мм листы из высококачественной броневой стали (типа 44С и 56).
2.) Алюминий. Броневые алюминиевые листы танка ЛКГТ легче по сравнению со стальными в 20-30 %, и при этом благодаря использованию новых технологий лишены присущих алюминию недостатков, таких как — не слишком высокая прочность и склонность при пробитий к образованию вторичных осколков. Броневой лист состоит из трех основных слоев, различных по составу и механическим свойствам алюминиевых сплавов соединенных вместе в одну плиту посредством горячей прокатки. Эта броня обеспечивает лучшую баллистическую защиту чем любая стандартная монолитная броня из алюминиевых сплавов используемых в настоящее время алюминиево-магниевого либо алюминиево-цинково-магниевого.
Эта броня обеспечивает такое сочетание твердости ударной вязкости и прочности которое обеспечивает высокое сопротивление баллистическому внедрению снарядов кинетического действия, а также сопротивление образовании отколов брони с тыльной поверхности в районе удара. Она также может свариваться при использовании обычных методов дуговой сварки в среде инертного газа, что делает ее достаточно простой для изготовления.
Центральный слой этой брони изготовлен из алюминиево-цинково-магниево-медного сплава (Al-Zn-Mg-Cu), который обладает высокой механической прочностью. Передний и задний слой изготовлены из поддающегося сварке ударновязкого Al-Zn-Mg сплава. Между двумя внутренними контактными поверхностями добавляются тонкие слои из технически чистого алюминия 99,5 %. Они обеспечивают лучшую ацгезию и повышают баллистические свойства бронеплиты. Такое строение сделало возможным впервые использовать очень прочный Al-Zn-Mg-Cu сплав в сварной броневой конструкций. Сплавы этого типа обычно используют в конструкции самолетов.
Повышенная стойкость такой алюминиевой броневой плиты объясняется сочетанием высокой сопротивляемости внедрению пули или снаряда из-за наличия твердого центрального элемента со способностью удерживать осколки, возникающие при пробитий центрального слоя, пластичным тыльным слоем, который сам околков не дает.
Пластичный слой с тыльной стороны бронеплиты играет важную роль в предотвращении отколов брони. Этот эффект усиливается возможностью отслоения пластичного тыльного слоя и его пластическим деформированием на значительной площади в районе пробития. Это важный механизм сопротивления пробитию. Процесс отслоения поглощает энергию, а пустота образуемая между сердцевиной и тыльным элементом может улавливать снаряд и осколки образуемые при разрушении высокотвердого материала сердцевины. Подобным же образом расслоение на границе раздела между передним лицевым элементом и центральным слоем может способствовать разрушению снаряда или направлять снаряд и осколки вдоль границы раздела.
При производстве эти алюминиевые бронеплиты можно сварить пользуясь теми же методами которые применяют для соединения традиционных монолитных плит из Al-Zn-Mg сплавов (методами TIG и MIG). Структура бронеплиты требует чтобы были все же приняты некоторые специфицеские меры, определяемые особенностями химического состова центрального слоя, который следует рассматривать как «нехороший для сварки» материал, в отличий от переднего и тыльного элементов. Следовательно при разработке сварного соединения следует учитывать тот факт, что основной вклад в мехническую прочность соединения должен вноситься наружным и тыльным элементами бронеплиты.
Геометрия сварных соединений должна локализовать сварочные напряжения по границе и в зоне сплавления направленного и основного металлов. Это является важным для разрешения проблем коррозионного расстрекивания наружного и тыльного слоев бронеплиты, которое иногда обнаруживается в Al-Zn-Mg сплавах. Центральный элемент благодаря высокому содержанию меди обнаруживает высокое сопротивление коррозионному растрескиванию.
В итоге трехслойные алюминиевые бронеплиты толщиной 20 и 50 мм использующиеся на ЛКГТ, благодаря наличию в ее составе слоев с различными механическими свойствами, являются примером оптимального сочетания твердости, прочности и ударной вязкости.
3.) Карбон-кевлар. Этот композитный материал используется в конструкций брони танка ЛКГТ. В этом материале нити углеволокна чередуются с кевларовыми. На вид карбон-кевлар — черножелтый такой, в клеточку. Броневые пластины из этого материала отличаются малым весом (ниже чем у металлов или композитов типа СТБ, стеклопластика), высокой прочностью, тем что вторичных осколков при пробитий этого материала не образуется. Материал широко применяется сейчас в бронежилетах, касках. Цена карбона-кевлара — около 60 долларов США за погонный метр (120 см ширина рулона).
4.) СВМПЭ. Этот композитный материал используется в конструкции брони танка ЛКГТ. Данный материал представляет собой волокна особопрочного полиэтилена. Применяется в виде — лент залитых эпоксидной смолой. Благодаря малой плотности ПЭ 0,9 г/см кв этот композит очень легкий и по удельной защищающей способности превосходит металлы. При этом он, в отличий от стеклопластика, не дает при пробитий вторичных осколков, что позволяет применять его вместо металлической брони. Применяется сейчас во всех современных СИБЗ, особенно в армейских противоосколочных шлемах 6Б7, 6Б26 и т д.
Описание бронирования
Башня у ЛКГТ сварная, она как и лобовая броня корпуса расположена под большим углом наклона и углом подворота. На бортах корпуса танка есть выдвижные (то есть «по походному» — прилегают к броне, а в бою могут выдвигаться на расстояние более 0,2 м) бронелисты с НДЗ. Присутствуют также широкие резинотканевые экраны на бортах корпуса танка, закрывающие катки вплоть до половины (аля — Т-84 «Оплот»). В конструкции модульной защиты помимо ДЗ и многослойной брони также есть пара воздушных зазоров толщиной 22 мм, что также способствует скорейшему разрушению кумулятивной струй РПГ и ПТРК, при том что такая воздушная защита не утяжеляет сам ЛКГТ.
Танк ЛКГТ весит с штатной модульной съемной бронезащитой — 30 тонн, без нее ЛКГТ в базовой версий весит — 25 тонн. При необходимости на танк ради повышения защищености можно навесить несколько более тяжелые модули брони, чем штатные (мощный двигатель и ходовая часть ЛКГТ это вполне позволяют сделать), однако все же за это придеться расплатиться возростанием массы машины.
Противоминная защита ЛКГТ способна выдерживать подрывы на фугасах массой до 8 кг. Днище ЛКГТ двойное, многослойное, композитное, V-формы — что позволяет обеспечить приемлемую противоминную защиту. Помимо этого сиденья членов экипажа оборудованы системой защитой от взрыва, что позволяет в значительной степени скомпенсировать негативное травматическое воздействие подрывов на людей. Конструкция этих сидении отличаются относительной простотой. Установленные на полу сиденья оснащены амортизаторами которые задействуя пространство под сиденьем для поглощения сил направленных вверх и снижают эффективную силу взрыва. Пользователь может удерживаться ремнями закрепленными в 4-х местах, а также ремнями для ног. Сиденья эти регулируемые, могут принимать откидное положение от крайнего верхнего положения до нижнего. Сиденья ЛКГТ способны выдерживать макс ускорения более чем 2000 G в течений 2 миллисекунд.
Схема бронирования лба корпуса
Модульная съемная броня
Тандемная динамическая защита «Нож»
10 мм сталь
20 мм композит
5 мм сталь
10 мм композит
5 мм сталь
Основная броня
10 мм сталь
50 мм алюминий
10 мм композит
Схема бронирования борта
Слой навесной динамической защиты «Контакт-1» на выдвижном 15 мм бронелисте
10 мм резинотканевые экраны
Модульная съемная броня
Тандемная динамическая защита «Нож»
10 мм сталь
20 мм композит
5 мм сталь
Основная броня
10 мм сталь
20 мм алюминий
10 мм композит
Оценка бронирования без учета ДЗ
(Эквивалент бронирования приведен с учетом угла наклона и угла подворота брони, стойкости многослойного брони, но без учета ДЗ)
лоб корпуса: толщина 120 мм (50 мм алюминий, 10 + 10 + 20 мм композит, 5 + 5 + 10 + 10 мм сталь); эквивалент 350 мм, от кумулятивного оружия 450 мм
лоб башни: толщина 140 мм (50 мм алюминий, 10 + 10 + 20 + 20 мм композит, 5 + 5 + 10 + 10 мм сталь); эквивалент 400 мм, от кумулятивного оружия 500 мм
борт корпуса: толщина 100 мм (20 мм алюминий, 10 + 20 мм композит, 5 + 10 + 10 мм сталь, 10 мм резинотканевые экраны, 15 мм бронеэкраны); эквивалент 250 мм, от кумулятивного оружия 400 мм
борт башни: толщина 90 мм (20 мм алюминий, 10 + 10 + 20 мм композит, 5 + 5 + 10 + 10 мм сталь); эквивалентна 200, от кумулятивного оружия 300 мм
корма корпуса: толщина 40 мм (20 мм алюминий, 10 мм композит, 10 мм сталь); эквивалента 100 мм, от кумулятивного оружия 150 мм
корма башни: толщина 60 мм (20 мм алюминий, 30 мм композит, 10 мм сталь); эквивалента 120 мм, от кумулятивного оружия 170 мм
крыша: толщина 30 мм (20 мм алюминий, 10 мм композит); эквивалент 50 мм
днище: толщина 30 мм (20 мм алюминий, 10 мм композит); эквивалент 50 мм
Этой брони хватит, чтобы удержать осколки, остатки кумулятивных струй, сильно дестабилизированные ОБПС и ударные волны после ДЗ и КАЗТ.
Оценка бронирования с учетом ДЗ
лоб корпуса: эквивалентна 700 мм, от кумулятивного оружия 1100
лоб башни: эквивалентна 800 мм, от кумулятивного оружия 1200
борт корпуса: эквивалентна 850 мм, от кумулятивного оружия 1400 мм
борт башни: эквивалентна 700 мм, от кумулятивного оружия 1100 мм
корма корпуса: эквивалентна 600 мм, от кумулятивного оружия 800 мм
корма башни: эквивалентна 700 мм, от кумулятивного оружия 900 мм
крыша: эквивалента 800 мм
днище: эквивалентна 50 мм
Так неоднократные выстрелы из РПГ-29 (750х0,11=82,5) или модифицированного «Корнета» (1250х0,11=137,5) борт или лоб танка удержит вплоть до полного разрушения ДЗ, а М829А3 (800х0,216=172,8) возможно. Но вот если ему будут противопоставлены перспективные боеприпасы — 140 мм ОБПС с пробиваемостью 1100 мм RHA (0,216х1100=237,6) и 152 мм КБС с двойным лидирующим предзарядом (нивелирует 1-й слой ДЗ и получим 0,47х0,5=0,235; 1500х0,235 = 352,5) то дело плохо. Тем более не стоит забывать про ПТРК типа «Тоу-2» — имеющие вредные для танков «привычки», опускаться на их крыши, где как известно броня наименее тонкая. В случае если в крышу ЛКГТ «приземлиться» тандемная кумулятивная ракета имеющий бронепробиваимость 1100—1250 мм за ДЗ, то скорее всего танк будет выведен из строя. Его не спасет имеющийся на крыше модули ДЗ, ведь броня крыши эквивалентной толщине в 50 мм, может не хватить удержать остатки огненной струй. Крыша 100 тонных или 500 тонных чудищ ВМ и ВОП — однозначно выдержала бы попадания этих 152 мм ракет, но вот что касается крыши 28 тонного ЛКГТ… Вся надежда остается на КАЗТ танка, на то что у комплекса активной защиты хватит быстродействия и запасов боевых частей поразить все подлетающие к танку противотанковые снаряды/ракеты — при случае какого-нибудь особо яростного и долгого боя, без возможности предоставления ЛКГТ передышки на ремонт и пополнение боекомплекта.
Замена композита на керамику в броне тут не поможет — 50 мм керамики (больше не пойдет по весу) сами по себе развалятся от попадания, их нужно поместить между броневыми листами толщиной не меньше чем по 40 мм, для достаточной механической прочности. Кроме того в тонких слоях керамика плохо работает, за счет откола тыльного слоя при попадании. Вот таблица ослабления коэффициента керамики:
Отношение толщины слоя керамики к диаметру поражающих средств.
Эффективность керамики с учетом отношения толщины массива к диаметру КС (T/d), для разных средств поражения требует ввода соответствующих коэффициентов.
А) Толщина керамики / диаметр БЧ(T/d) КС :
T/d…………………………………………….. 1:1 ««««« 1:2 «««««« 1:3 «««««« 1:4
Коэфициент для керамики ——————— 1.0 ««««« 0.91 ««««« 0.48 «««««` 0.32
Коэфициент для керамики + возд. Зазор—- 0.88 ««««` 1.0 «««««` 0.67 ««««««0.53
Б) Толщина керамики/диаметр стрелы(T/d) ОБПС:
(T/d) ———————————————————— 1 ———- 3 ———— 4 ————6
Коэфициент (для скорости ОБПС 1.4 −1. 7Km/s)—- 0.3 ——— 0.5 ——— 0.6 ——— 0.9
При толщине 50 мм (примерно треть от калибра ПТУР) эффективность керамики падает вдвое, то есть габаритный коэффициент вместо 4 будет 2. Так что от использования керамики в целях защиты машин имеющих массу 30 тонн и менее, я вынужден отказаться.
Вывод. Защиту от ПТО у 30 тонной машины сделать можно, однако к применению в тяжелых боях с применением современного и перспективного противотанкового вооружения, стоит отнестись несколько более аккуратно.
Боевой применение ЛКГТ
Танковые бои имевшие место в иракской войне 2003 года, наглядно показали всю степень важности оснащения бронетанковых войск — современной боевой техникой. Иракские бронетанковые войска были наголову разбиты, бронетанковыми войсками союзников. Устаревшая иракская техника не могла соперничать с техникой противника. В танковых боях иракские танкисты из-за отстойного качества прицельных устройств старых советских танков и своего низкого профессионализма мазали по черному. А если даже 125 мм снаряды и попадали в цель, то не могли пробить лобовую броню «Абрамсов» в связи со своим низким качеством. Все планы иракцев вскрывались заблаговременно с помощью воздушной и космической разведки. Уже не понадобились месячные бомбардировки. Наземная операция началась практически одновременно с воздушными ударами. Произошел заметный прогресс по сравнению с 1991 г в информационной сфере прежде всего, а также резко возросла доля высокоточного оружия. Американцы благодаря современной электронике просто опережали иракцев на несколько шагов, были быстрее. Быстрее получали информацию, быстрее обрабатывали ее, быстрее принимали решения и воплощали их. То есть был гораздо более быстрый ответ на основные вопросы: Где противник? Где мы? Где соседи? Не стоит сбрасывать со счетов также выучку и высокий боевой дух американцев и британцев. Иракцы поначалу пытались упорно сопротивляться, но все дело решило тотальное превосходство противника в качестве. Столкнулись армий разных поколении, это была как война британских колонизаторов с африканскими племенами конца 19 века. Свою роль в падении режима Саддама сыграл также низкий моральный дух иракских войск, иракцы то в целом то были мало довольны их «счастливой жизнью» под властью диктатора.
Учитывая опыт военных конфликтов новейшего времени можно сделать однозначный вывод — что помимо широких практических тренировок и обучении войск, нужна также конечно и современная техника. Хорошо вооруженная, оснащенная и защищенная. При этом я считаю что от концепции ОБТ нужно отказаться как ошибочной. Эффективность бронетанковых кулаков была бы выше без ОБТ. Ну к примеру — при боях в городе где противник имеет возможность использовать разнообразное противотанковое ракетное вооружение с близкого расстояния, лучше всего использовать не ОБТ (по сути средние танки), а тяжелые массой от 100 тонн, так понятное дело что у последних бронезащита будет лучше (при росте массы танка все больший процентный вес можно отводить для брони). Но при этом от самих средних танков не имеет смысл отказываться, они нужны для своих задач, да и стоить они будут дешевлее чем более тяжелые машины. Поэтому надо разрабатывать не перспективный основной боевой танк, а сразу четыре перспективных танков различных классов. Легкие танки (массой от 25 до 32 тонн), средние (от 55 до 60 тонн) тяжелые (от 100 до 120 тонн) и сверхтяжелые (от 450 до 500 тонн). Все они при грамотном и должном содействии с «друзьями» — своей авиацией, мотопехотой, артиллерией и пр. — способны куда эффективнее решать боевые задачи, чем сегодняшние бронетанковые силы с ОБТ. Как я себе представляю легкий танк (то бишь ЛКГТ) я уже описал в этом посте, про машины других классов расскажу потом, когда подготовлю материал и картинки по ним.
ЛКГТ может использоваться как универсальнейщая боевая техника — танк, истребитель танков, зенитная самоходная установка, самоходная пусковая установка управляемых ракет, боевая машина пехоты, танк-амфибия — в одном бронированном «флаконе».
Но не стоит забывать, что несмотря на свою универсальность, ЛКГТ никак не может заменить машины других классов. Хотя для реального боя с применением противотанковых средств (сражения в городе, встречные танковые бои) ЛКГТ тоже применять можно, и даже нужно. Специализация в целом универсального ЛКГТ, заключается для применения в силах быстрого развертывания (как легко транспортабельного), разведке скоростных прорывах-диверсиях. При проведении глубоких операции эта машина имеет свою нишу — это легкий танк развития прорыва.
К примеру — 108 тонный ВМ тоже до крайности универсальная машина: он может уничтожать ЛА, перевозить внутри корпуса пехоту, преодолевать водные преграды глубиной до 50 м с АУДТВ, и расцениваться как отличная САУ крупного калибра, благодаря своей автоматической 180 мм пушке способной выстреливать ОБПС снаряды с начальной скоростью до 1,8 км/с (в том числе снаряды и с аэродинамическим колпачком дающие эффект плазмотрона — первый 1 км полёта сопротивление воздуха будет меньше в разы, то есть скорость у цели будет 1700 м/с) и скорострельностью 8 выст/мин и пр. Но в первую очередь ВМ — это все таки тяжелый танк прорыва. Он не может заменить собою такие машины как САУ, ЗСУ — они конечно также нужны.
Бой в городе
Наиболее оптимальным решением для ЛКГТ в условиях боев в городе, будет являться методичная стрельба с дистанций в километр по наводке извне или собственным приборам по городским целям. Благодаря наличию мощной скорострельной пушки и приличной дистанций от противника, можно будет макс эффективно и безопасно для себя уничтожать неприятеля засевшего в городских строениях. Для зачистки же непосредственно городов надо использовать тяжелые танки, БМП и пехоту, при поддержке артиллерии (в том числе и ЛКГТ которые в данном случае должны работать как САУ) и авиации.
Встречный танковый бой
Вот как должен выглядеть встречный танковый бой будущего (без применения ОМП): Вначале идёт волна робо-танкеток при поддержке и управлении ЛКГТ и БРДМ. Они «вынюхивают» что смогут, не особенно увязая в бою. Далее следует залпы РСЗО — не столько для поражения чего-либо, сколько для разведки (часть ракет несёт ДПЛА-разведчики, которые стараются разведать цели для РСЗО САУ и для тех танков ВМ и ВОП, что будут работать как САУ). Помимо того работа РСЗО служит маскировкой работы своей артиллерии, в частности залпов из 180 мм пушек ВМ, сдвоенных 152 мм и 203 мм пушек двухбашенного ВОП. И после получения необходимой разведывательной информации о действиях противника танковая бригада пойдет в атаку. 500 тонные сверхтанки ВОП и тяжелые 108 тонные танки ВМ протаранят контратакующие орды танков и самоходок противника в лоб, а средние 55 тонные СТ и легкие 30 тонные ЛКГТ обойдут противника с флангов змыкая смертельные клещи. И все при поддержке наступающей позади, колесных БТР, РСЗО и гусеничных БМП, ЗСУ, САУ (сделанных на базе среднего танка). И конечно должное информирование подразделении танковой бригады разведывательными информацией, получаемых еще и со спутников и самолетов совсем не помешает. Тут надо еще отметить тот факт (для представления картины боя), что по сравнению с Второй Мировой войной современные боевые порядки, что и мотосрелковых, что танковых войск, значительно более рассредоточенные для затруднения их поражения в условий растущей огневой мощи вооружения, так что дистанция между танками участвующими в бою будет поболее, чем мы видели в кине про ВМВ (и ВОВ в частности).
Тактико-технические характеристики
Боевая масса: 30 тонн
Экипаж: 3 чел (дополнительно может размешаться 5 чел десанта)
Длина по корпусу: 7,0 м
Длина с пушкой вперед: 7,1 м с 76 мм пушкой (или 9,0 м с 130 мм пушкой)
Ширина по гусеницам: 3,1 м
Ширина общая: 3,4 м
Высота: 2,5 м
Броня: многослойная, модульная, комбинированная, с ДЗ
Активная защита: КАЗТ «Заслон-2», КОЕП «Стража», активные постановщики помех
Динамическая защита: навесная «Контакт-1», тандемная «Нож».
Общая оценка бронирования: броня выдерживает попадения выстрелов из РПГ-29 и «Корнета».
Вооружение:
1х76 мм пушка АП-76С (или 1х130 мм пушка АП-130СМ)
1х12,7 мм пулемет «Корд»
1х7,62 мм пулемет ПКТМ
4х72 мм ЗУР 9М313 «Игла-1»
10х81 мм дымовых гранатомета 902Б
Начальная скорость снаряда:
76 мм пушки
Осколочно-фугасного снаряда 1000 м/с
Бронебойного подкалиберного 1800 м/с
130 мм пушки
Осколочно-фугасного снаряда 950 м/с
Бронебойного подкалиберного 1750 м/с
Макс скорострельность:
Для 76 мм пушки — 120 выст/мин (для 130 мм калибра — 14 выст/мин)
Боекомплект:
76 мм 70 выстрелов (130 мм 40 выстрелов)
12,7 мм 500 патронов
7,62 мм 1500 патронов
81 мм д. г. 20 шт
Типы снарядов:
76 мм осколочно-фугасные, кассетно-шрапнельные, осколочно-кумулятивные, бронебойные подкалиберные в т ч управляемые снаряды (130 мм осколочно-фугасные, кассетно-шрапнельные, осколочно-кумулятивные, бронебойные подкалиберные, подкалиберные бетонобойно-фугасные, ракеты КУВ)
Движитель: колесно-гусеничный
Компоновка: с передним расположением моторно-трансмиссионого отделения
Трансмиссия: гидромеханическая автоматическая
Передачи: шесть передач переднего хода, две заднего хода
Подвеска: гидропневматическая
Количество опорных катков на один борт: 6
Гусеницы: с обрезиненной беговой дорожкой, резинометаллическими шарнирами (РШМ)
Опорные катки: с пневматическими шинами наполненных губчатым наполнителем
Тип амортизации опорных катков: наружный
Двигатель: УТД-32КФ, многотопливный дизельный с турбонаддувом, мощностью 750 л. с.
Удельная мощность: 25,00 л. с./т
Запас хода:
по шоссе на гусеницах 500 км
по шоссе на колесах 700 км
по пересеченной местности на гусеницах 350 км
по пересеченной местности на колесах 500 км
Удельное давление на грунт на гусеницах: 0,70 кгс/см. кв.
Удельное давление на грунт на колесах: 1,2 — 2,5 кгс/см. кв.
Макс скорость:
по шоссе на гусеницах 80 км/ч
по шоссе на колесах 100 км/ч
по пересеченной местности на гусеницах 40 км/ч
по пересеченной местности на колесах 50 км/ч
Преодолеваемые препятствия:
Преодолеваемая стенка 1,0 м
Преодолеваемый ров 2,8 м
Для начала пару слов по поводу жутко дешёвых колёсных трёхосных БТР с 105 мм пушками. Они НЕ ДЛЯ БОЯ. В частности они будут совершенно бесполезны даже против ЛКГТ, про более тяжелые перспективные танки и говорит нечего. В современных условиях для боев с сильным противником требуются машины хорошо защищенные, мощно вооруженные с отличной электронной начинкой. 3-осники этим критериям не соответствуют, а ЛКГТ да. В общем 3-осники с 105 мм дело, конечно неплохое, но, только против «папуасов».
Да и стоимость ЛКГТ не такая уж и большая как может показаться на первый взгляд. Я оцениваю ее в 4 — 6 млн долларов США, то бишь в цену современного ОБТ. При условии того что эффективность ЛКГТ выше чем у современных ОБТ, а вес самого танка значительно ниже, это очень хороший показатель по критерию стоимость/эффективность.
Сколько нужно ЛКГТ?
Для российской армий я определяю ее в 1000 шт. Помимо тысячи ЛКГТ, на вооружении должно быть:
700 средних танков СТ
1100 тяжелых танков ВМ
200 свертяжелых танков ВОП
И еще примерно тысяча более старых моделей танков (модификации Т-62, Т-72, Т-80, Т-90).
Об перспективном развитии российских войск
Уделю немного внимание в этой статье и этой важной теме. Так военный бюджет России в условиях необходимости перевооружения должен быть увеличен до 5,0 % от ВВП. При этом он должен быть макс сбалансированным, значительная часть денежных средств должны тратиться на бронетехнику и ракетные войска стратегического назначения. У правительства должен быть хороший — ясный, последовательный план по перевооружению российской армий современной техникой.
Должно вестись доработка и внедрение в производство таких современных МБР как — РСМ-54 «Синева» подводного базирования, РС-24 «Ярс» мобильного базирования. Помимо них необходима разработка и внедрение в производство замены «Сатане» — перспективной МБР «Великий привет» шахтного базирования и воскрещение сокращенных во исполнение устаревшего на настоящий момент договора СНВ-2 железнодорожных установок — перспективной МБР типа «Молодец-2» железнодорожного базирования. Все эти типы МБР удачно дополняют друг друга, и тем самым они обеспечат надежный ядерный паритет и гарантию мира на Земле. Весьма интересно и полезно могут быть помимо термоядерных МБР — также и МБР оснащенные обычным взрывчатым веществом, так как это позволит поражать военные цели в минимальный срок на большой дистанции. И применение этих ракет (в отличий от ракет с термоядерными ГЧ) будет вполне возможно в вероятных локальных конфликтах.
Денежные средства выделяемые на ВМФ должны быть урезаны ради экономии. В частности не должно вестись разработок по авианосцам. Во первых — я не думаю что для России так уж нужен сильный военно-морской флот, способный тягаться с американским. Ну и во вторых — Россия вообще строительство ракет и танчиков еще потянет, но вот постройку авианосцев нет, надорвется. Ибо сами по себе без поддержки дорогущие авианосцы мало что значат, к ним нужно еще и строить кучу хоть и менее дорогих, но тем не менее дорогих кораблей сопровождения, создавать авианосные ударные группировки, и еще париться с обучением их многочисленных экипажей. Постройка авианесущего флота ни коем образом не является приоритетной целью, и должна быть отложена до лучших времен. ВМФ РФ прекрасно обойдется подлодками, миноносцами, эсминцами и крейсерами. Вместо авианосцев куда разумнее выглядит оснащение флота дешевыми и эффективными кораблями нового класса — ракетными кораблями-арсеналами (военными малозаметными баржами, буквально напичканными крылатыми ракетами класса «море-море» и «море-земля»). Желательна также закупка корабля «Мистраль» — что помимо улучшения российско-французского отношений и сотрудничества, позволит усилить мощь нашего флота, изучить и освоить новые технологии в кораблестроении (в частности устройства современных корабельных двигателей).
После необходимой реанимации и мобилизации танковых заводов в Нижнем Тагиле и Омске, выдачи технических задании конструкторским коллективам, выдачи заказов на производство новой военной техники для своей армий заводам, выполнения всех необходимых проектных работ и начало производства отдельных узлов и деталей новых танков — можно будет принимать 15 летний план на производство обновления для танкового парка страны. При разработке и создании новых танков не надо гнушаться использованием наработок и опыта украинских, израильских, американских и пр коллег. Желательно бы даже сотрудничество наших КБ с украинскими или израильскими. В случае если какое-то электронное оборудование для бронетехники не в состоянии будет произвести наш ВПК, то рекомендовано закупить его на Западе (как были куплены в свое время французские тепловизоры). В самый разгар процесса перевооружения имеет смысл увеличить военный бюджет на пару лет с 5,0 % до 8,0 % от ВВП. К концу 15 летнего плана можно рассчитывать на возрастание числа произведенных новых танков вплоть до 500 шт в год, в связи с освоением их в производстве. После прекращения процесса перевооружения российской армий можно будет сократить расходы на оборону до 2,7 % от ВВП, или того меньше.
И я еще раз должен напомнить читателям, что оснащение современной техникой войск, это конечно очень хорошо, но недостаточно. Требуется также достаточно высокий моральный дух солдат, широкие практические тренировки. Кадры должны быть обучены (в особенности командный состав). Для пресечения преступлении и нарушения военного устава требуется создать военную полицию — «черногвардейцев» (названных так по отличительному знаку — черной звезде на форме военной полиции) состоящих из лучших, честных и неподкупных кадров подчиняющихся своему собственному руководству, а не военным командирами. Я не вижу в этом ничего невозможно, так на Западе опыт использования военной полиции сугубо положителен, а к примеру в современной Грузии, как все знают, существует отличная дорожная полиция — она честная и не берет взяток. Нужно доводить взаимодействие разных родов войск до совершенства. Все это в совокупности позволит создать мощную современную армий, способную хорошо воевать и решать новые военные задачи. А 4000 танков это конечно не 7000 танков или 20000 танков что есть сейчас, но для нашего сравнительно мирного и спокойного времени больше и не надо.