Легкий бронеавтомобиль Morris Salamander на замену мотоциклу с пулеметом
СОДЕРЖАНИЕ:
В 1940 г. инспектор Королевского танкового корпуса бригадный генерал Вивьен В. Поуп выступил с предложением о разработке перспективного легкого бронеавтомобиля, способного заменить имеющиеся мотоциклы с коляской и пулеметом. По этому предложению были разработаны два проекта, один из которых остался в истории под названием Morris Salamander.
Бронированная замена
В предвоенный период в британской армии получили широкое распространение вооруженные мотоциклы – они использовались для разведки, в качестве связных машин и т.д. В целом такая техника устраивала военных, но не обходилось без жалоб и претензий. Прежде всего, экипажи не устраивало отсутствие какой-либо защиты, что затрудняло работу на пересеченной местности и угрожало в бою.
В связи с этим генерал В. Поуп предложил разработать и принять на вооружение специализированные легкие броневики, способные заменить мотоциклы. Концепция подразумевала противопульную броню, вооружение в виде единственного пулемета и экипаж из двух человек. Особо оговаривалась минимальная стоимость серийной машины.
Свое желание создать новый бронеавтомобиль выразили автомобильные компании Hillman и Morris Motor Limited. Последняя вскоре представила проект под названием Salamander («Саламандра»). В «Моррис» уже имели опыт разработки и строительства колесной бронетехники, что в известной мере помогло в новом проекте.
На существующей базе
Ранее в том же году компания Morris представила легкий разведывательный бронеавтомобиль Light Reconnaissance Car (LRC). В дальнейшем он получил одобрение и пошел в серию. Уже в 1940 г. появились первые предложения по развитию LRC, и одной из машин на его базе должна была стать легкая «Саламандра».
Новый легкий броневик выполнили на основе измененного шасси LRC. Имеющуюся раму укоротили, но расположение агрегатов осталось прежним. Это позволило уменьшить потребные размеры бронекорпуса, а также сократить его массу и внутренние объемы в соответствии с новыми требованиями. При этом основные агрегаты машины остались прежними.
Morris Salamander оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 30 л.с. Механическая трансмиссия выдавала мощность на заднюю ведущую ось. По другим данным, удалось внедрить полный привод. Ходовая часть включала два моста с подвеской на вертикальных пружинах. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть практически без изменений заимствовались у броневика LRC.
Был разработан оригинальный клепаный броневой корпус уменьшенных габаритов с защитой на уровне LRC. Лобовую проекцию защищали листы толщиной 14 мм, на прочих участках использовалась броня толщиной от 6-8 мм. Корпус с характерным «носом» имел единый обитаемый отсек для водителя и стрелка. Позади боевого отделения находился броневой кожух двигателя с кормовой решеткой. Важной особенностью корпуса было малое поперечное сечение. Фактически корпус построили с «обжатием» мест экипажа и силовой установки.
На крыше броневика помещалась многоугольная башенка без крыши. Над всеми колесами устанавливались легкие крылья упрощенной конструкции. На бортах, на уровне колес находились ящики для имущества. На лбу имелась необходимая светотехника. Борта получили проушины для установки дополнительного оснащения.
Экипаж Salamander состоял из двух человек – как у мотоцикла. Водитель помещался в передней части корпуса и мог наблюдать за дорогой через люк в лобовом листе и щели на скулах. За ним находился командир-стрелок, использовавший пулемет. Доступ в машину осуществлялся через дверь на правом борту или через открытую башню. Средства связи, внутренней и внешней, отсутствовали.
Вооружение броневика состояло из одного пулемета Bren. В боевом отделении рядом с командиром имелись стеллажи под боезапас в коробчатых магазинах. Конструкция башенки обеспечивала круговой обстрел и огонь со значительными углами возвышения.
Базовый Morris LRC не отличался большими размерами, а легкий броневик на его основе был еще меньше. Длина не превышала 3,5-3,6 м, ширина определялась колесами – ок. 1,8 м. Высота – ок. 1,8 м. Боевая масса не превышала 3 т и соответствовала возможностям силовой установки.
Броневик Salamander мог передвигаться по шоссейным дорогам и пересеченной местности, преодолевая небольшие препятствия. Для преодоления водных преград разработали специальные понтоны. Два таких агрегата при помощи труб с замками закреплялись на бортах машины. Передвижение предлагалось осуществлять за счет вращения ведущих колес; функции руля возлагались на управляемые колеса.
Броневик на испытаниях
В 1940 г. компания «Моррис» занималась освоением серийного производства броневиков LRC, что заметно повлияло на выполнение проекта Salamander. Разработка и строительство затянулись, и на опытную машину этого типа удалось вывести на испытания только к концу года, а основные проверки состоялись уже в 1941-м. С определенного времени «Саламандру» испытывали совместно с изделием Hillman Gnat, сравнивая два образца.
Шасси на существующей базе показало себя неплохо, но не обошлось без претензий. Броневик Morris Salamander уверенно передвигался по шоссе и пересеченной местности. При определенных ограничениях, преодолевались препятствия. Однако на пересеченной местности характеристики шасси без полного привода резко падали. Известно об экспериментах с установкой понтонов, но информация о реальных испытаниях на воде отсутствует.
Бронирование посчитали достаточным. При этом вероятность поражения машины снижалась за счет сокращения лобовой и бортовой проекций. Вооружение тоже признали приемлемым. С этих точек зрения броневик Salamander выглядел весьма удачно – особенно на фоне мотоциклов, которые должен был заменить.
Резкой критике подвергли эргономику обитаемого отсека. Машина была слишком тесной: посадка, высадка и работа оказывались сложными и неудобными. Более того, в экстренных ситуациях такие особенности конструкции прямо угрожали жизням и здоровью экипажа.
Ожидаемый финал
В целом перспективы проекта Morris Salamander были определены уже по результатам первых испытаний. Тем не менее, в течение некоторого времени проводились новые тесты, и два перспективных броневика сохраняли теоретические шансы поступить на вооружение. Впрочем, командование относилось к ним без энтузиазма и не собиралось выносить положительное решение.
Фактически все решилось в октябре 1941 г. Инициатор проекта генерал В. Поуп погиб, и перспективные броневики остались без поддержки. В начале следующего года два изделия вновь рассмотрели – и на этот раз приняли окончательное решение. Оба проекта закрыли ввиду сомнительного соотношения положительных и отрицательных качеств, а также из-за отсутствия реальных перспектив.
После такого решения армии две автомобильные компании вернулись к прежним проектам. Фирма Hillman сосредоточилась на производстве легких грузовиков Tilly, а Morris продолжила уже налаженный выпуск броневиков LRC. Последние строились до 1944 г., и за несколько лет с конвейера сошло более 2200 машин. Кроме того, разрабатывались и испытывались различные специализированные броневики, но ни один из них не пошел в серию.
Таким образом, два проекта легких броневика не продвинулись дальше испытаний и не привели к замене армейских мотоциклов. Однако они позволили британской промышленности изучить имеющиеся возможности и определить реальные перспективы любопытного направления – а также сделать выводы и сосредоточить усилия на более полезных проектах.