13
Легкие штурмовики North American A-27 (NA-69). США

Легкие штурмовики North American A-27 (NA-69). США

В настоящее время превращение учебного самолета в боевой летательный аппарат не является новейшим технологическим достижением, как это могло бы показаться, но в истории авиации подобные превращения случались неоднократно. При желании можно привести десяток примеров, но описанный в данной статье A-27 является исключительным в том плане, что он являлся одним из немногих учебно-боевых самолетов периода войны 1939-1945 годов. Несмотря на то, что из шестилетнего периода Второй Мировой войны легкие штурмовики A-27 в качестве боевых самолетов применялись ВВС армии США (U.S. Army Air Forces; USAAF) только лишь несколько суматошных дней декабря 1941 года, о них стоит рассказать.

North American A-27 (литера «A» в обозначении самолета расшифровывается как «Attack», т.е. «ударный» – легкий бомбардировщик с упором на непосредственную поддержку сухопутных войск) никогда не заказывался ВВС армии США и оказался в составе USAAF совершенно случайно. Компания North American Aviation, Inc. (NAA; North American) начала свою деятельность в авиастроении в 1934 году, а до этого в течение нескольких лет она была известна в качестве холдинговой компании. После создания самолета-наблюдателя O-47 (был запущен в серийное производство и в годы Второй Мировой войны выполнял вспомогательные задачи) на должность главного конструктора компании NAA пришел Джеймс Х. «Датч» Кинделбергер (James H. «Dutch» Kindelberger), разработавший проект перспективного учебного двухместного низкоплана с универсальным фюзеляжем, который при минимальных изменениях можно было использовать как для начальной, так и для повышенной летной подготовки. Работы по проекту, получившему обозначение NA-16, шли в хорошем темпе, и в апреле 1935 года прототип был выведен из сборочного цеха.

После успешных испытаний и нескольких небольших корректировок – закрытый фонарями кабины членов экипажа и установка обтекателей основных стоек шасси – армейская авиация (до июня 1941 года носила название авиационный корпус армии США [United States Army Air Corps – USAAC]) приняла самолет на вооружение под обозначение BT-9 (BT – Basic Trainer; самолет начальной летной подготовки) и одновременно отказалась от дальнейшего производства более сложного самолета Seversky BT-8. Компания North American постоянно совершенствовала базовую конструкцию NA-16; машина получила убирающиеся основные стойки шасси, новые крыло и хвостовое оперение и более мощные радиальные двигатели. Также изменилась технология производства: вместо ферменного силового набора и полотняной обшивки фюзеляж стал монококовым с изготовленной из алькледа работающей обшивкой.

Самолеты семейства NA-16 находили все большее применение, служа как в американской авиации (в составе армейской авиации и в авиации ВМС США), так и широко экспортируясь в различные страны. Последняя версия для армейской авиации, получившая обозначение T-6 Texan, была изготовлена в больших количествах в том числе по лицензии в Канаде; многие машины данного типа находятся в частном владении и летают до сих пор. Помимо Канады лицензию на производство приобрели Япония и Австралия. Об успешности данного типа свидетельствуют следующие данные: в течение 1935-1946 годов компания NAA изготовила 17067 экземпляров в различных вариантах, из которых 2388 машин были поставлены на экспорт (не в рамках ленд-лиза), канадская компания Canadian Car & Foundry дополнительно изготовила 4003 самолета. Внутрифирменные обозначения различных вариантов машины отличались от NA-16 до NA-198 (!), из которых самолеты с номерами от NA-18 до NA-81 относились к учебным, на базе которых были созданы поставлявшиеся на экспорт боевые варианты.

В 1940 году правительство Таиланда заказало десять легких двухместных боевых самолетов с более мощными двигателями, пулеметным вооружением и подкрыльевыми держателями для подвески бомб. Одновременно шесть самолетов данного типа были заказаны в виде одноместных истребителей. Истребители, конструкция которых была сильно переработана, получили внутрифирменное обозначение NA-68. Машины были изготовлены, но после франко-таиландской войны и роста связей Таиланда с Японией на их экспорт американским правительством был наложен запрет. NA-68 были «восстановлены» ВВС армии США и классифицированы как P-64.

Двухместный вариант, получивший внутрифирменное обозначение NA-69, был очень похож на оснащенный убирающимися основными стойками шасси учебный самолет BC-1A и на разработанный для канадской авиации прототип NA-44. От американских «техасов» NA-69 отличался главным образом силовой установкой: девятицилиндровым радиальным двигателем Wright R-1820-F52 Cyclone, развивавшим 890 л.с. (654 кВт) на взлете, 750 л.с. (551 кВт) на номинальном режиме и вращавшем трехлопастный металлический винт изменяемого шага (BC-1A также был оснащен девятицилиндровым двигателем, но 600-сильным [441 кВт] Pratt & Whitney R-1340-47).

схема легкого штурмовика North American A-27

схема легкого штурмовика North American A-27

В верхней части фюзеляжа NA-69 перед кабиной пилота находились выступы, закрывавшие казенные части двух синхронизированных 7,62-мм пулеметов Colt-Browning. В дополнение к синхронизированным пулеметам самолет был вооружен еще двумя 7,62-мм пулеметами, размещенными в крыле вне зоны ометания винта. Пятый пулемет того же калибра размещался на шкворневой установке в задней части кабины стрелка-радиста. Под фюзеляжем и крылом были установлены держатели, рассчитанные на бомбовую нагрузку в 180 кг. В базовой комплектации NA-69 был оснащен двойным управлением и мог использоваться в качестве учебного, но для выполнения боевых задач снимались двойное управление и часть остекления задней кабины, сиденье в задней кабине поворачивалось на 180° и на шкворне устанавливался пулемет для защиты задней полусферы. После изменений получался довольно мощный легкий штурмовик.

снимок таиландского NA-69, сделанный на заводе компании North American. Самолет уже получил камуфляж и таиландские опознавательные знаки. Стрелковое оружие не монтировалось, а бомбодержатели были установлены только под фюзеляжем

снимок таиландского NA-69, сделанный на заводе компании North American. Самолет уже получил камуфляж и таиландские опознавательные знаки. Стрелковое оружие не монтировалось, а бомбодержатели были установлены только под фюзеляжем

два снимка таиландских NA-69, сделанных на заводе компании North American. Самолет уже получил камуфляж и таиландские опознавательные знаки. Стрелковое оружие не монтировалось, а бомбодержатели были установлены только под фюзеляжем

В декабре 1940 года десять были частично разобраны, упакованы в ящики и отправлены морем в страну назначения. В то время, когда судно уже находилось в пути, Государственный департамент запретил экспорт (как в случае с NA-68), и грузовое судно пришлось встать на якорь в Маниле, Филиппины. Там ящики были выгружены и переданы расквартированным на Филиппинах (в те годы Филиппины были территорией, контролируемой США, и получили независимость в 1946 году) истребительным подразделениям армейской авиации. Механики собрали самолеты, и пилоты облетали их. Затем на машины, которым к этому времени были присвоены обозначение A-27 и военные номера с 41-18890 по 41-18899, были установлены фюзеляжные пулеметы. Следует сказать, что при производстве самолетов компания NAA не устанавливала вооружение на NA-69, и поскольку на экспорт боеприпасов и оружия распространялись другие правила, то пулеметы были отправлены в Таиланд в рамках отдельного «правительственного» контракта.

правительство Таиланда заказало NA-69 с камуфляжной окраской из двух оттенков коричневого цвета (светлый и темный). При этом нижние поверхности оставались в цветах неокрашенного алькледа и алюминиевой краски, которая была нанесены на имевшие полотняную обшивку элероны и рули высоты. Компания NAA выдержала заданную схему, но также были закамуфлированы нижние поверхности капота двигателя, передней части фюзеляжа и передней кромки крыла. Данная камуфляжная окраска осталась на A-27 после передачи машин армейской авиации США. Изображенный на рисунке A-27 базировался на аэродроме Кларк-филд и имел военный номер 41-18894

правительство Таиланда заказало NA-69 с камуфляжной окраской из двух оттенков коричневого цвета (светлый и темный). При этом нижние поверхности оставались в цветах неокрашенного алькледа и алюминиевой краски, которая была нанесены на имевшие полотняную обшивку элероны и рули высоты. Компания NAA выдержала заданную схему, но также были закамуфлированы нижние поверхности капота двигателя, передней части фюзеляжа и передней кромки крыла. Данная камуфляжная окраска осталась на A-27 после передачи машин армейской авиации США. Изображенный на рисунке A-27 базировался на аэродроме Кларк-филд и имел военный номер 41-18894

Несмотря на то, что A-27 получили камуфляж и опознавательные знаки, на них оставались остекление задней части кабины стрелка и двойное управление. «Штурмовики» базировались на аэродромах Николс-филд (Nichols Field) и Кларк-филд (Clark Field) совместно с 3-й, 20-й, 21-й и 34-й истребительными эскадрильями армейской авиации и использовались для обучения летного состава. На этих аэродромах 7 декабря 1941 года A-27 вступили во Вторую Мировую войну. Пара полностью оснащенных A-27 была передана 2-й эскадрилье самолетов-наблюдателей армейской авиации и выполняла задачи по разведке и непосредственной поддержке, но вскоре они были сбиты японцами, сухопутные войска которых заняли Кларк-филд спустя несколько дней.

легкий штурмовик North American A-27 на аэродроме Николс-филд. До вступления Соединенных Штатов в войну машины данного типа использовались в качестве учебных

легкий штурмовик North American A-27 на аэродроме Николс-филд. До вступления Соединенных Штатов в войну машины данного типа использовались в качестве учебных

В заключение следует сказать, что примерно в это же время австралийская компания Commonwealth на основе производимого по лицензии учебного самолета NAA NA-33 создала легкий штурмовик CAC Wirraway.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: North American A-27 (NA-69)

Назначение: легкий штурмовик

Статус: малосерийное производство

Компания-производитель: Norlh American Aviation, Inc., (NAA), Инглвуд (Inglewood), штат Калифорния

Размеры:

размах крыла 12,80 м
длина 8,85 m
высота 3,75 м
площадь крыла 24,00 м²

Масса:

пустого 2200 кг
взлетная 3080 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 405 км/ч
крейсерская скорость на высоте 355 км/ч
дальность полета с запасом бомб 925 км
практический потолок 7800 м

Количество изготовленных: 10 экз.

источники:

текст и часть картинок – MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN «LETADLA 39-45 NORTH AMERICAN A-27 (NA-69)» «L+K» 02/2004, стр.32-33/132-133
часть картинок – http://www.airwar.ru/enc/aww2/a27.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account