1

Проектирование «легкого крейсера сопровождения» началось еще в конце 1940 года. По замыслу военных такие корабли должны были сопровождать соединения линейных кораблей и авианосцев, выполняя функции защиты крупных кораблей от атак эскадренных миноносцев и авиации противника.

После окончания войны, приостановленная было работа над проектом 91, возобновилось с максимальной энергией, чему способствовало почти полное отсутствие в составе Советского флота кораблей этого класса. К концу 40-х годов, помимо полностью потерявших боевую ценность «Червоны Украины» и «Красного Крыма», имелось лишь два относительно современных легких крейсера — трофейные «Адмирал Макаров» и «Адмирал Нахимов».

Легкие крейсера проекта 91. СССР

По опыту войны вооружение проектируемых крейсеров было усилено установкой третьего яруса башен в оконечностях и доведено до 20 130-мм орудий, из которых 16 могли участвовать в бортовом залпе. Вспомогательный калибр составляли 20 45-мм автоматов, расположенных в десяти двухорудийных стабилизированных установках. Была увеличена с 80 до 120 мм толщина броневого пояса, причем все эти нововведения обусловили увеличение стандартного водоизмещения до 10000 т, так что новые легкие крейсера уже не уступали по своим размерам имеющимся тяжелым.

В итоге Морское министерство СССР предложило усилить вооружение проектируемых крейсеров, установкой на них 12 универсальных 152-мм орудий, расположенных в трехорудийных башнях, что увеличивало боевые возможности проекта при столкновении с легкими крейсерами иностранных держав. Однако проработки такого варианта показали, что стандартное водоизмещение таких крейсеров превысит 15000 т, разработчики же 152-мм универсальных башен столкнулись с рядом трудностей, связанных с обеспечением необходимой скорости горизонтальной и вертикальной наводки орудий. В итоге ограничились заменой башен 130-мм калибра на новые установки СМ-2-1, тем более что как резонно отметил НИИ флота, борьбу с крупными надводными кораблями противника должны были взять на себя тяжелые крейсера нового поколения.

Постройка новых легких крейсеров началась с осени 1949 года на трех заводах, причем, несмотря на прогрессивную технологию изготовления цельносварных корпусов, велась с отставанием от графика, чему способствовало медленное изготовление башен новой конструкции ЛМЗ и Обуховским заводом.

В итоге, до инициируемого Н. С. Хрущевым постановления о прекращении строительства крупных надводных кораблей заводы успели сдать только десять корпусов. Находящиеся на стапелях крейсера «Адмирал Корнилов», «Адмирал Лазарев», «Щербаков», «Адмирал Истомин», как и уже спущенный Балтийским заводом «Адмирал Бутаков», были исключены из списков флота и сданы на слом.  

 

 

 1. Жданов                                         1949-1950-1953         Балт. з.

 2. Александр Невский                    1950-1951-1953         Адм. з.

 3. Адмирал Ушаков                        1950-1952-1954         Руссуд

 4. Александр Суворов                     1950-1952-1954         Адм. з.

 5. Адмирал Сенявин                       1950-1951-1953         Балт. з.

 6. Дмитрий Пожарский                  1951-5192-1954         Адм. з.

 7. Михаил Кутузов                          1951-1952-1954         Балт. з.

 8. Богдан Хмельницкий                 1952-1953-1954         Руссуд

 9. Козьма Минин                            1952-1953-1954         Адм. з.

10. Дмитрий Донской                     1952-1953-1955         Адм. з.

Легкие крейсера проекта 91. СССР

Проектное водоизмещение: 10000 т (стандартное), 13100 т (полное).

Скорость: 34 узла, при мощности машин 110000 л.с.

Вооружение: 10х2 130-мм/58 орудий, 10х2 45-мм автоматов. 2х3 533-мм ТА.

Бронирование: борт – 120 мм, палуба 50 мм.

Размерения по КВЛ: 189,7х18,2 х5,7 м.

Подписаться
Уведомить о
guest

92 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account