Легкие бомбардировщики и самолеты-разведчики Aviatik (Berg) C.I. Австро-Венгрия

14

Легкие бомбардировщики и самолеты-разведчики Aviatik (Berg) C.I. Австро-Венгрия

Любой, кто серьёзно интересуется авиацией времен Первой Мировой войны, наверняка знает об австро-венгерских истребителях Aviatik (Berg) D.I [1]. Однако менее известно, что у этого истребителя был двухместный разведывательный вариант C.I. Проекты истребителя D.I и самолета-разведчика C.I были разработаны конструктором компании Flugzeugfabrik Aviatik, GmbH (Aviatik) дипломированным инженером Юлиусом фон Бергом; D.I и C.I были очень похожи, но их конструкции не были идентичны. Весной 1916 года и 8-го июня Юлиус фон Берг представил командованию Императорско-королевского авиационного арсенала (K.u.K. Fliegerarsenal; сокращенно Flars), расположенного в Фишаменде и ответственного за поставку самолетов австро-венгерским военно-воздушным силам (K. u k. Luftfahrtruppe). Однако командование Flars приказало руководству компании Aviatik продолжать производство не очень удачных самолетов-разведчиков Knoller C.II. Когда о существовании проектов фон Берга стало известно командующему Luftfahrtruppe полковнику Эмилю Узелаку (Oberst Emil Uzelac), он вмешался в судьбу машин, выступив в роли «бога из машины».

В сентябре 1916 года командование Flars заказало у компании Aviatik три прототипа самолета-разведчика, получивших обозначения с 30.14 по 30.16. Первый из прототипов, оснащенный рядным шестицилиндровым двигателем Daimler с водяным охлаждением мощностью 185 л.с. (136 кВт), совершил свой первый полет 26 сентября с аэродрома в Асперне. От более поздних серийных машин прототип 30.14 отличался верхним крылом, конструктивно состоящим из трех частей, с центропланом, поддерживаемым кабанными стойками. Разработка самолета была задержана суровой зимой 1916-17 годов. Кроме того первый прототип 30.14 получил серьезные повреждения после вынужденной посадки. После того как самолет получил новый фюзеляж на нем 22 февраля совершил полет полковник Узелак, пришедший в полный восторг от летных характеристик машины. Второй прототип 30.15 был оценен столь же высоко, в то время как третий прототип 30.16 не прошел статические испытания из-за недостаточных жесткости и прочности. Впоследствии силовой набор крыльев был усилен, а верхнее крыло было изготовлено неразъемным. После проведения испытаний прототипы 30.15 и 30.16 были приняты на вооружение Luftfahrtruppe под обозначениями Aviatik C.I 37.02 и Aviatik C.I 37.03.

схема самолета-разведчика Aviatik (Berg) C.I

схема самолета-разведчика Aviatik (Berg) C.I

В марте 1917 года Flars заказала у компании Aviatik в общей сложности 96 самолетов-разведчиков C.I (в это число входили и прототипы). Из этого числа 49 машин получили 15-сильные (136 кВт) двигатели Daimler (как и самолеты 37-й серии, приведенные ниже на цветном рисунке), в то время как машины 40-й и 137-й серий оснащались 200-сильными (147 кВт) двигателями Daimler.

Все самолеты-разведчики Aviatik C.I имели в основном цельнодеревянную конструкцию. Фюзеляж имел деревянный планер и работающую фанерную обшивку (в носовой части фюзеляжа двигатель покрывался листами алюминия). Крылья имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Элероны, имевшие типичную отрицательную крутку, и рули высоты и направления имели силовой набор, сваренный из стальных труб, и полотняную обшивку.

самолет-разведчик Aviatik (Berg) C.I (регистрационный номер 37.08) на испытаниях в Асперне

самолет-разведчик Aviatik (Berg) C.I (регистрационный номер 37.08) на испытаниях в Асперне

Вооружение самолетов-разведчиков Aviatik C.I состояло из двух пулеметов калибром 8 мм: фиксированного, которым управлял пилот, и подвижного, из которого вер огонь стрелок-наблюдатель. Фиксированным пулеметом, установленным по оси фюзеляжа на верхнем крыле, был Schwarzlose M.16, который устанавливался под углом 15° к горизонтали и который иногда заменялся заключенным в «шкатулку» обтекателя пулеметом Schwarzlose M.7/12. Подвижный пулемет Schwarzlose M.16 находился в кабине стрелка-наблюдателя, размещался в кольцевой установке и использовался для защиты от атаки истребителей противника. По словам летчиков, Aviatik C.I был очень прост в управлении, хотя и не обладал идеальной устойчивостью.

На фронт первые самолеты-разведчики Aviatik C.I (серия 37) поступили в мае 1917 года. Первым подразделением, получившим самолеты данного типа, стала 19-я авиационная рота (Fliegerkompanie – Flik), персонал которой счел «авиатики» малоразмерными и непригодными для эксплуатации в полевых условиях. Поэтому полковник Узелак временно приостановил производство разведчиков Aviatik C.I. Даже после локального усиления планера в подразделениях были недовольны «авиатиками». Так, например, в августе во время передислокации авиарот Flik 23 и 46 были обнаружены повреждения конструкции машин. Механики авиароты Flik 46 переоборудовали один самолет-разведчик Aviatik C.I в одноместный истребитель с двумя стрелявшими вперед синхронизированными пулеметами и закрытой кабиной стрелка-наблюдателя. Однако в отношении летных качеств машины нравились своим экипажам.

самолет-разведчик Aviatik (Berg) C.I (37.16) в одноместном варианте

самолет-разведчик Aviatik (Berg) C.I (37.16) в одноместном варианте

Самолетами-разведчиками Aviatik C.I (серия 37) были оснащены авиационные роты 17D, 21D, 24F и 48D, действовавшие в Южном Тироле, и авиационные роты 2D, 5D, 12Rb, 19DD, 22D, 23D, 32, 34D, 35D, 46P и 58D, сражавшиеся на фронте у реки Изонцо. «Авиатики» 137-й серии изготавливались с сентября 1917 года. Из-за отсутствия 200-сильных авиамоторов некоторые машины 137-й серии получали менее мощные 185-сильные (136 кВт) двигатели Daimler. Самолеты-разведчики Aviatik C.I (серия 137) шли на оснащение авиарот 5D, 17D, 21D, 27D, 39D, 47D, 49F, 50D, 58D, 59D и 73D.

самолет-разведчик Aviatik (Berg) C.I (37.49) из состава авиароты Flik 22D

самолет-разведчик Aviatik (Berg) C.I (37.49) из состава авиароты Flik 22D

Упомянутая выше переделка в одноместный самолет-истребитель по своим летным характеристикам была близка к чистому истребителю Aviatik D.I, и поэтому 16 разведчиков 37-й серии и 12 разведчиков 137-й серии были аналогичным образом переоборудованы в одноместные фоторазведывательные «истребители» с неподвижно установленной вертикальной камерой. Поскольку потребность в машинах этой категории (а также и потери) постоянно росли, то командование Flars приказало четырем авиастроительным компаниям Австро-Венгрии организовать лицензионное производство самолетов-разведчиков Aviatik C.I.

большая часть самолетов-разведчиков Aviatik (Berg) C.I летали без камуфляжной окраски вв цвете материалов, обработанных прозрачным аэролаком. Но, например, в составе авиароты Flik 46P, базировавшейся на аэродроме Просекко (Prosecco), имелись машины, на верхние и боковые поверхности которых был нанесен камуфляж из пятен горчично-желтого, красно-коричневого и зеленого цветов нанесенных полусухой кистью или губкой. Примером может служить самолет-разведчик Aviatik (Berg) C.I (37.47) с черной литерой F, нанесенной на борта фюзеляжа. Нижние поверхности остались в цвете пропитанного аэролаком полотна

большая часть самолетов-разведчиков Aviatik (Berg) C.I летали без камуфляжной окраски вв цвете материалов, обработанных прозрачным аэролаком. Но, например, в составе авиароты Flik 46P, базировавшейся на аэродроме Просекко (Prosecco), имелись машины, на верхние и боковые поверхности которых был нанесен камуфляж из пятен горчично-желтого, красно-коричневого и зеленого цветов нанесенных полусухой кистью или губкой. Примером может служить самолет-разведчик Aviatik (Berg) C.I (37.47) с черной литерой F, нанесенной на борта фюзеляжа. Нижние поверхности остались в цвете пропитанного аэролаком полотна

Расположенная в Вена-Флоридсдорф компания Lohnerwerke начала лицензионное производство в августе 1917 года и выпустила 32 самолета 114-й серии с двигателями Daimler мощностью 185 л.с. (136 кВт) и 18 самолетов 214-й серии с 200-сильными двигателями. Выпущенные самолеты шли на оснащение авиационных рот 2D, 4D, 10F, 16D, 19D, 23D, 27F, 46D, 47D, 49D, 50D, 53D, 57D и 58D. Самолеты-разведчики 214-й серии стали первыми машинами вновь сформированных авиационных рот 22D, 38D, 40P, 49D и 52D. Некоторые машины обеих серий были переоборудованы полевыми мастерскими в одноместные самолеты.

Расположенная в Будапеште и Асоде (Aszód) авиастроительная компания Ungarische Lloyd Flugzeug und Motorenfabrik с сентября 1917 года поставила 45 самолетов-разведчиков C.I серии 47, оснащенных ненадежными 185-сильными .(136 кВт) двигателями Daimler производства венгерской компании Ungarische Allgemeine Maschinenfabrik (MAG). В полевых условиях часть машин была переоборудована в одноместные, но самолеты сохранили кольцевую установку для подвижного пулемета в прикрытой кабине наблюдателя. В авиационных ротах 101G, 17D, 24F и 39D действовали как двухместные, так и одноместные машины венгерского производства. После окончания Первой Мировой войны в апреле 1920 года 20 экземпляров C.I серии 47 были предложены Чехословакии Австрией.

С февраля 1918 года расположенные в Вене и Хеннерсдорфе заводы Wiener Karosserie und Flugzeugfabrik (WKF) поставили сорок самолетов C.I серии 83 с более слабыми 185-ильными (136 кВт) двигателями. Еще на этапе производства 12 машин были модифицированы в одноместные, некоторые из которых получили синхронизированные пулеметы. Самолеты производства компании WKF имели ограниченное применение на фронте. Семь машин были переданы авиароте Flik 73D, но вскоре на фронте они были заменены на самолеты-разведчики Brandenburg C.I. В 1920 году два самолета 83-й серии были предложены Чехословакии.

Также с февраля по апрель 1918 года будапештская компания MAG изготовила 24 самолета серии 91 с 185-сильными (136 кВт) двигателями Daimler, из которых шесть были одноместными. Самолеты 91-й серии были поставлены непосредственно к тяжелым боям на реке Пьява. В августе 1918 года 21 самолет 91-й серии должны были быть переоборудованы в учебные машины с двойным управлением, а в октябре того же года они были отправлены на завод пражской компании Al-Ma.

Об успехах и неудачах самолетов-разведчиков Aviatik C.I известно очень мало. Известно, что 18 июня 1918 года унтер-офицер Р. Кудерле из состава авиароты Flik 46D на C.I (регистрационный номер 114.17) сбил британский истребитель Sopwith F.1 Camel из состава 28-й эскадрильи Королевских ВВС, действовавшей на итальянском фронте, но затем сам был сбит и разбился на горящем C.I. На1 августа 1918 года действовали 129 самолетов типа C.I из 255 изготовленных машин.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Aviatik (Berg) C.I

Назначение: самолет-разведчик

Статус: серийное производство

Компания-разработчик и головной производитель: Osterreichisch-Ungarische Flugzeugfabrik Aviatik, GmbH, Вена, XIX

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один шестицилиндровый рядны двигатель жидкостного охлаждения Daimler, развивавший мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращавших двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 8,40 м
длина 6,86 м
высота 2,26 м
площадь крыльев 24,80 м²

Масса: серия 37 серия 114 серия 124 серия 91
пустого самолета, кг 653 650 732 н/д
взлетная, кг 976 990 1045 1067

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли ±178 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров от 3 мин 38 с до 3 мин 50 с
• 5000 метров от 28 мин до 34 мин
практический потолок от 6000 до 6500 м
продолжительность полета 3,5 часа


[1] Обозначение Aviatik (Berg) продукции расположенной в Вене авиастроительной компании Aviatik по имени их конструктора Юлиуса фон Берга (Julius von Berg ) было присвоено историками авиации с целью отличить их от типов, разработанных одноимённой немецкой фирмой и также использовавшихся австро-венгерской авиацией. В данной статье используется историческое название Aviatik C.I

источник: Text Jiří Hornát Výkres Petr Kolmann «Letadla 14-18. Aviatik (Berg) C.I» «L+K» 10/07, str.68-69

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-legkie-bombardirovschiki-i-samolety-razvedchiki-aviatik-berg

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account