Вокруг московского метрополитена ходит огромное количество легенд разной степени недостоверности. Гигантские крысы-мутанты, призраки погибших машинистов, мертвые метростроевцы, продолжающие сверлить и копать… Однако не все истории настолько оторваны от реальной жизни.
Еще при создании метрополитена, до Второй мировой, в проект закладывалось его двойное предназначение. Московский метрополитен в случае чего должен был стать еще и сетью бомбоубежищ, поэтому одна из первых станций московского метро, Советская, возводилась именно как бункер штаба гражданской обороны.
Задумка метрополитена, «параллельного» обычному не лишена логики. В случае катастрофы, войны или массовых беспорядков первым лицам страны необходимо перемещаться по столице, а нити управления государством нельзя терять. Тем более, Советский Союз более сорока лет существовал в ожидании ядерной войны. Поэтому подземные убежища, командные пункты и узлы связи строились активно и на совесть. Но требовалось и поддерживать сообщение между ними. Изначально в качестве укрытий и командных пунктов использовался обычный метрополитен. Скажем, станция «Красные ворота» задумывалась еще и как командный пункт Наркомата путей сообщения, «Маяковская» — запасное помещение штаба ВВС. Во время войны некоторые службы располагались прямо в вагонах поездов, отогнанных в тупики, или на самих станциях, «реквизированных» под нужды военных. Поезда на них не останавливались, а залы со штабами и компунктами закрывались от проезжающих вагонов специальными перегородками.
Однако кроме обычного гражданского метро строители уже тогда работали над секретными проектами. В позднем СССР строительство этой системы курировало Пятнадцатое управление КГБ, занимавшееся строительством объектов для спасения населения и руководства страной в случае ядерной войны.
Начало легенде было положено на рубеже 80-х и 90-х, когда появился художественный роман Владимира Гоника, действие которого происходило в московских подземельях. А затем история пошла в народ, обрастая всяческими подробностями. «Метро-2», как неофициально стали называть эту сеть, попало даже в отчеты минобороны США. Общий смысл этих публикаций сводился к тому, что на глубине большей, чем у обычной подземки, существует параллельная сеть подземных линий, нужная для командования вооруженными силами и политического руководства страны на случай войны или каких-то еще потрясений.
Бывший начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев вообще заметил на вопрос о секретном метро – «Я бы удивился, если бы его не существовало». Ему вторил Ханан Абрамсон, инженер, возводивший первые станции секретных линий еще при Сталине – развитой сети не существует, но линии, связывающие правительственные объекты, точно есть.
Каково реальное название этой системы неизвестно, часто упоминаемый индекс «Д6» относится только к одной из его линий. Москва буквально забита спецобъектами, между которыми необходимо поддерживать связь. Разведка, контрразведка, министерство обороны и МЧС, правительство. Все это нуждалось и нуждается в коммуникациях, малоуязвимых к ударам извне, от бомбардировок до массовых беспорядков. Существует неподтвержденная легенда, согласно которой первая полноценная ветка «параллельного метро» вела к даче Сталина в Кунцево. В 1991 году, когда режим секретности был сильно ослаблен, появились относительно правдоподобные предположения о том, где проходят ветки секретного метро. Ветки «Метро-2» пролегали на глубине в 100-200 метров и начинались у Кремля. Одна вела на командный пункт Раменки и дальше на аэропорт Внуково, другая – на убежища Генштаба. Было бы удивительно, если бы подземной системы коммуникаций не существовало. Однако молва безбожно преувеличивает протяженность и разветвленность этих линий. Благо, после распада СССР довольно долгое время прожил Ханан Абрамсон, инженер, лично строивший ряд специфических объектов в Москве. К его детищам относится многоэтажный бункер Генерального штаба, комплекс правительственной связи в Москве, штаб ПВО. Увы, особой почвы для домыслов он не оставил. Несколько веток «секретного метро» действительно существует, однако они не соединены в единую сеть и, по словам инженера, не имеют пересечений с обычным метрополитеном. Правда, среди диггеров ходит легенда о туннеле, отходящем от основной линии между станциями Спортивная и Университет. Якобы этот туннель упирается в замурованную стальную гермодверь, но проверить эти рассказы затруднительно.
Как бы то ни было, разветвленной сети подземных путей сообщения, судя по всему, нет в природе. Существуют только отдельные станции и перегоны, тянущиеся на десятки километров. Эти ветки пролегают глубоко под землей – и чтобы не пересекаться лишний раз с гражданскими линиями, и чтобы получить лучшую защиту от возможного удара. Разговоры о десятках станций «Метро-2» — просто слухи.
Ограниченные масштабы вызваны очевидными трудностями: чтобы поддерживать туннели и бункеры в рабочем состоянии, требуются средства, а рыть их на большой глубине – технически сложное дело. Тем более, «Метро-2» существует не само по себе, а ведет в бункеры, содержащие все необходимое, чтобы пережить ядерную войну, которые сами по себе требуют сил для поддержания исправного состояния. Такое укрытие – это не просто бетонная коробка. Это множество механизмов, вентиляция, аппаратура для поддержания температурного режима, связь. А это все в свою очередь – огромные траты и труд множества людей для профилактики, ремонта и пополнения запасов. Протяженность и сложность обслуживания «Метро-2» и без того достаточно высока.
Туннели «Метро-2» однопутные с редкими развязками – интенсивного движения по понятным причинам не ожидается. Зато рельсы якобы притоплены в железобетонные плиты – сделано это для того, чтобы при необходимости ездить под землей можно было и на микроавтобусах. Машинистов на этот объект набирают из состава обычных работников гражданского метрополитена. Однако отбор проводится тщательно: для работы на закрытых ветках нужен специальный допуск.
«Станции» параллельного метро – это отдельный сложный механизм. Двери наружу должны выдерживать очень мощные удары. Но и дальше находится не основное помещение, а шлюзы с новыми бронированными дверями. Кроме дополнительной защиты от ударов эти камеры нужны еще и для защиты от отравляющих веществ: в них поддерживается более высокое давление, чем снаружи. Сами бункеры как правило не вызывали желания провести там уик-енд: основной объем занимала разнообразная аппаратура, от холодильных установок до дизель-генераторов, а уюта было не больше, чем на подводной лодке. Зато там имелся чистый при любых обстоятельствах воздух, который можно было регулировать по температуре и влажности, и который благодаря системе фильтров можно было очистить от любой поступающей извне отравы. На всякий случай имелся и автономный запас сжатого воздуха в баллонах. Секретное метро создано не для того, чтобы с комфортом жить долгое время, а для того, чтобы не упускать из рук нити управления – и сохранить жизнь тем, кто окажется внутри.
Размеры этих укрытий тоже крайне преувеличены слухами. Одна из станций «Метро-2» — «Подземный город» в Раменках, по слухам, должен вмещать 15 тысяч человек на срок до 30 лет. Такой Vault, конечно, будоражит воображение, вот только запасов он извел бы за 30 лет бешеные миллионы тонн. Все-таки спрятать такую пропасть грузов в московском подземелье негде.
Кстати, один из бункеров времен Холодной войны в наше время открыт для посещения всеми желающими. Это бывший запасной командный пункт дальней авиации на Таганке. Это огромное сооружение включало мощную систему жизнеобеспечения и управления – и было связано специальными ходами со станцией Таганская. Его подзабросили под занавес СССР, и восстановили уже в наше время в качестве музея.
Советский Союз – не единственное государство, занимавшееся подобными стройками. Правительственная подземка существует также в Соединенных Штатах, и соединяет Капитолий с Сенатом. Первую линию построили еще в 1909 году: по туннелю двигался открытый монорельс, имевший всего три посадочных места. «Капитолийская подземка» содержит меньше тайн, и даже открыта для посещения желающими – правда, в сопровождении сотрудников метро. Свои военные ветки есть и в метрополитене Пекина. Эта линия идет вдоль военных объектов, продолжая обычное метро, а за городом переходит в железную дорогу.
Легенды о советских подземных коммуникациях довели их размах до размеров лабиринта Минотавра, но и в реальной жизни подземелья крупных городов бывшего СССР скрывают грандиозные руины погибшей цивилизации.
источник: https://vk.com/@norinea-legendarnoe-sekretnoe-metro