Средние века наши – хорошо. Эпические глубины отечества – еще лучше. И для полномерного осмысления истории они каждому новгородцу крайне важны. Надо помнить о Словенске Великом – эпическом пращуре Новгорода Великого. Люди, хорошо умевшие говорить (имевшие и прочную устную память), жили в селениях на землях у истока Волхова из Ильменя в палеолите (предположительно) и мезолите. Затем в неолите (точно) и энеолите, в античности и средних веках, новом времени и в текущем новейшем. Коломцы, Ракомо, Перынь, Прость, даже Городище Рюриково – все это и следы проживания наших земляков 6 – 5 тысяч лет назад. Славяне, балты, германцы, финно-угры или какие-либо иные народы первыми заселяли край — вопрос до сих пор спорный. Птолемей в округе гор Рип (ныне частью Валдайских) около 19 веков назад называл вполне конкретные этносы. Их стоит и указывать, что и делали позднеантичные и раннесредневековые авторы. Указывались у Рип агафирсы, аорсы, кареоты, аланы, боруски, ставани… Нервии, частью вошедшие и в состав придонских гуннов, затем напомнили о себе хотя бы Неревским концом Великого Новгорода.
Легенда о Словенске (или Словене и Русе) должна оставаться базовой в историческом воспитании жителей Новгорода и области. Своды археологических памятников, ограниченные только средневековьем, информационно неполноценны без учета памятников каменного века и последующих эпох. Нельзя рассуждать и об истоках славянских языков без знания трудов С. Б. Бернштейна, О. Н. Трубачева и иных славяноведов, с выходом на работы академика А. А. Зализняка.
Информационная война с полувоенным давлением на Россию с целью ее расчленения продолжается, хотя и становится хитрее. Юбилей 5555 лет Великой Скифии способен повысить консолидацию всех народов России, напомнить и ее соседям об их многотысячелетнем единстве. Юбилей 4400 лет Словенска и Русы (выхода индоевропейцев, скифских князей Словена и Руса к Мойско-Ильменю) подчеркнет значение славено-русского единства (пусть и с участием балтов, германцев-скандинавов) в цивилизационном развитии земель будущей России (тогда эпической Великой Скифии, содружества «руси, чюди и всих языцей»). Ничего иного как историк народу, на деньги которого воспитывался и жил, сказать не могу. Но это – реальная научная правда (близкая из всех «правд» к истине), за которую на данном этапе развития научной объективной истории готов стоять насмерть.
Если хорошо подумать, то от указанных юбилеев выигрывают все. И больше нет нужды доказывать этносам России друг другу, кто из них лучше и старше. Все они – итоги многотысячелетнего содружества Великой Скифии. Есть в юбилеях место и Ладоге – Лаодике, ходившей со священными дарами на далекий юг задолго до нашей эры (подробности у Геродота).
«Начало Словенску, что ныне Великий Новград именуется.
В лето от сотворения мира 2244 (3264 г. до н. э.), во второе лето после потопа, Ной праведный — праотец наш, второй родоначальник (после Бога или Адама), разделил всю вселенную трем сыновьям своим: Симу, Хаму и Афету. Но отказал в благославлении Хаму, который потешался над наготой спящего отца… Благословил Сима и его сына Арфаксада на заселение Ханаана (русских в средние века семиты именовали «ханаанцами»). Афету же по благославлению Ноя отошли западные и северные страны даже до полуночи.
Годы спустя правнуки Афета — Скиф (по библии: Аскеназ, сын Гомера, внук Афета) и Зардан — отлучились от братии своей и рода своего в западных странах (отражена обратная волна миграций индоевропейцев). Коснулись полуденных (южных) стран. И поселились у Ексенопонта (Черного моря). Жили там много лет, и от них народились сыновья и внуки. Умножились зело и прозвались по имени прадеда своего Скифа. Ведь от Скифа, правнука Афетова, и прозвалась Скифия Великая.
И возникли между ними распря и междоусобие, много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и их родич Мешех. Из этих племен выродком был каган Сыроядец (андрофаг-людоед у Геродота).
Скифские князья Словен и Рус мудростью и храбростью в здешних родах всех превосходили. Начали премудро размышлять с подданными своими. И рекли сие:
«Или только и есть вся вселенная, что под нами ныне? Неужели нет во жребии праотца нашего Афета еще части земли благой и ко вселению человеческому угодной? Слышали от отцов своих, как благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета землей всего западного и северного и полунощного ветров. И ныне ужо, братья и друзья, послушайте совета нашего. Оставим далече от нас вражду и несогласие, что творятся в нас из-за тесноты. Подвигнемся и уйдем от земли сей. Пойдем по вселенной света сущего, во жребий прадедов наших (намек на возможность первоначального заселениях их пращурами и северных земель). Куда нас приведет счастье и благословление праотца нашего Афета, он и подаст нам землю доброплодородную для обитания нам и потомкам нашим».
Люба была речь эта Словена и Руса всем их людям. И все, как один, решили: «Благой совет князей наших, добра их речь и угодны премудрые указания».
И в лето от сотворения света 3099 (2409 г. до н. э.) Словен и Рус с родами своими отлучились от Ексинопонта и ушли от родов и братьев своих. Обходили страны вселенной, как острокрылые орлы перелетали пустыни многие. Искали себе благоприятные земли для селения. Во многих местах засыпали с мечтой о счастливом крае, но нигде не обрели покой сердцу своему.
Четырнадцать лет (не 40, как Моисей) обходили незаселенные страны. Наконец (в 2395 г.), вышли к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером — во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с родом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом. Поставили град и назвали по имени князя — Словенск Великий. Он встал полтора поприща (версты) от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий.
И от того времени новопришельцы, скифы, начали именоваться славянами. И зовутся ныне славянами, хотя прежде были скифы (сколоты).
Некую реку, впадавшую в Илмер, прозвали Шелонь — во имя жены Словена. Реку вытекавшую — Волхов, во имя старшего сына. Младший сын, Волховец, дал имя рукаву Волхова. А три века ранее одна из дальних рек в честь Мосоха была названа Москвой. Мосох затем переименовывал и Скифию в Московию…
Волхов был бесоугодником и лютым чародеем. Бесовскими ухищрениями принимал образ лютого зверя (китовраса), даже крокодила. Залегал в реке и непокорных ему пожирал, а других тащил в воду и топил. При волхвах люди нарицали всяких окаянных сущими 6огами. Чтили Грома или Перуна (культ прослеживается на глубину до мезолита). Окаянный чародеи Волхов, ради ночных мечтаний и собраний бесовских (скифы в V в. до н. э. в том уличали и царя Скила), поставил градок мал с идолом Перуна. Невежи славили Волхва и его идолов как богов.
Наше же христианское истинное слово сильнее. Окаянный чародей был разбит и удавлен в реке самими бесами. Заклинаниями бесовскими тело его понесло вверх по Волхову, вынесло на берег у городка Перыня (вариант обратного течения Волхова обыгрывался и в христианских легендах). Невежи с великим плачем погребли окаянного и справили погани великую тризну. Ilo поганым обычаям насыпали и высокую могилу (обряд известен индоевропейству около 5 тысяч лет). Но через три дня после тризнища земля просела и пожрала зверя. Могила его вместе с ним упала на дно адово. Яма бездонная, ненаполнимая — знак могилы его (вероятные проявления карста Приильменья). Волховец жил во граде отца. Имел своего сына Жилодуха, который утонул в протоке, что и получил его имя.
Рус, брат Словена, поселился в пятидесяти стадиях (точнее — верстах) от Словенска у Соленого Студенца (источника соли). Создал град между двумя реками. Нарек его по своему имени — Руса, что ныне именуется Руса Старая. Одну реку назвал во имя жены — Порусья. Другую во имя дочери — Полисть. И иные городки многие поставили Словен и Рус. И от того времени по именам князей своих и городов стали называться люди словяне и русии.
От сотворения мира до потопа 2242 года, от потопа до разделения языков — 530 лет, от разделения языков до начала Словенска и Русы — 327 лет. Всего 3099 лет выходит (2409 г. до н. э., не учтены 14 лет хождений; подобные ошибки есть и в летописях).
Словен и Рус жили между собой в любви и княжили там, да в тамошних краях н завладели многими странами. Пошли от них сыновья н внуки княжить по коленам своим. Обрели себе славы вечной, богатств многих мечом своим и луком. Обладали северными странами по всему морю даже до пределов Ледовитого океана. Имели земли окрест Желтовидных вод и Зеленовидиых вод. И по великим рекам Печере и Выме. И за высокими и непроходимыми горами во стране, нареченной Скирь. И по великой реке Оби и до устья Беловидной реки. Ее вода бела как молоко. Там брали дорогих мехами зверей, особо — соболей (оценка реальности сюжета в книге И.Я.Фроянова «Мятежный Новгород»).
Ходили и на Египетцкие страны воевать, и много храбрости показывали во Ерусалимских и Варварских странах, наводили великий страх (это подтверждается античными сказаниями о Плине и Сколопите, Пале и Напе, других северных героях).
Во времена Александра, царя Македонского, княжили у словен и русов Великосан, Асан и Авесхан. Они храбростью и мудростью многих превзошли. Александр, сын Филиппа Македонского, был самодержец всей вселенной. Но о словенах и русах во всех странах жаловались ему. Премудрый самодержец и всесветлый царь начал размышлять с подданными своими. Сказал: «Что подобает сделать с сыроядцами (людоедами и т.п.) этими? Ополчиться ли большой ратью и разбить, покорить в вечную работу? Но мешают очень дальние пути, неудобные для походов моря и превысокие горы…». Подумал. И вместо войск послал к князьям словено-русов дары многие, писания всякими похволами украшенные и самого царя золотое письмо, высокодержавною десницею подписанное. Послание Александра Македонского гласило (известны варианты письма примерно 9 – 10 веков назад):
«Александр — царь царей и над царями бич божий, всего света обладатель и всех под солнцем грозный повелитель, к непокорным яростный мечом, страх всего света, честнейший над честнейшими. В далеком и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и мир и милость вам и по вас храбросердечному народу Слоренскому, славнейшему и знатнейшему колену русскому, князьям и владельцам земель от моря Варяжского до моря Хвалынского (Каспия). Дебелым и милым моим храброму Великосану, мудрому Асану и удачливому Авесхану. Вечно поздравляю, сердечно целую ваши лица. Приемлю вас как сердечных друзей. И сию милость дарую вашему владычеству. Если какой народ вселится в пределы вашего княжества от моря Варяжского до моря Хвалынского, да будет вам и потомству рода вашего подлежащим вечной работе. Но в иные же пределы отнюдь да не вступит нога ваша. Сие достохвальное дело подтверждено нашими знаками, подписано царской высокодержавною правицей и скреплено нашим государским золотокованиым гербом-печатью. Дано вашей чести в вечность из великой Александрии, изволением великих богов Марса и Юпитера и богинь Минервы (Афины — Софии) и Венусы, месяца примоса начальнейшего дня (период масленицы).
Поверх строк златопернатых письмен приписано царской рукой:
«Александр — царь царей и над царями бич, сын великих богов Юпитера и Венеры в небе, а на земле Филиппа сильного царя и Алимпиады царицы, нашей высокодержавною правицей утверждаю вечно». (Седов. Славяне… (1994), с. 51, 47, 9, 10, 13, 15).
Эти князья словено-русские, удостоенные великой чести от вседержавного самодержца, очень почитали эту пречестнейшую эпистолию. Повесили ее в божнице своей по правую сторону идола Велеса и честно поклонялись ей, ежегодно празднуя начальный день примоса месяца (божница «Александровы алтари» у гор Рип указывалась античной наукой).
Прошло много лет. От рода славян-язычников появились князья Лалох и Алахерн (приазовский Аларих взял Рим в 410 г.). Начали ноевать с владениями земли Греческой. Доходили до самого Царьграда. Много зла и кровопролития сотворили скипетру Греческого царства. Храбрый князь Алахерн под царствующим градом был убит у моря. Место то и ныне зовется Лахерново. На нем монастырь честен воздвигнут во имя Пречистой Богородицы. Множество русских воинов тогда под стенами града пало. Князь Лалох (или Лах), получив много ран, смог с оставшимися воинами возвратиться, имея немало богатств. Но жили и дальше погано, как скоты, не имели закона. О них свидетельствовал своим хождением и Андрей Первозванный. В Синдике (Анапе) тогда княжили два брата. Одному имя — Валадак. Другому — Синдирех. Языческие боги их порицались тогда за то, что дикие пчелы устраивали в деревянных идолах свои борти (ульи).
Тогда пришел на землю Славянскую праведный гнев божий. Вымерли люди во всех градах и весях, некому было и погребать мертвых. Последние из оставшихся бежали в дальние страны (этот период 15 – 17 веков назад, действительно, беден под Новгородом археологически) На Белые воды, что ныне зовутся Белым озером. На озеро Тальное что именуют Ваги. И по иным странам, получая разные наименования. Даже на Дунай к прежним родам своим в старожитные страны возвратились (есть тому уже немало археологических подтверждении). Великие Словенск и Руса опустели до конца на многие года. Дикие звери их заселили и плодились в них. Через некое время пришли с Дуная славяне, подняв с собою немало скифов и болгар, и начали вновь города Словенск и Русу населять. И напали на них Угры Белые, повоевали их до конца, а грады сравняли с землей. Словенская земля легла в полное запустение. Прошло много времени. Услышали скифские жители про беглецов словенских и о земле прадедов своих, что лежала пуста и никем не оберегаема. О том очень опечалились. Начали мыслить, как наследовать отчую землю.
И пошло от Дуная множество их без числа, с ними скифы, и болгары, и иностранцы. Пришли на землю Словенскую и Русскую, сели у озера Ирмеря. Нарекли Новгород, что поставили вниз по Волхову от места старого Словенска. Великим. Избрали старейшим (архонтом) князя от рода своего по имени Гостомысл. Тогда и Русу поставили на старом месте. И другие города многие обновили. И разошлись каждый со своим родом по широтам земли Одни осели в полях и нареклись полянами, ныне поляками. Другие поло-чанами — по реке Полоте… Так стала возрождаться и расширяться великая страна. Сын старейшего князя Новгородского Гостомысла именовался Младый Словен. Он ушел от отца в Чюдь и поставил там над рекой святой град Словенск на месте, нарицасмом Ходницы. Княжил там года три и умер. Его сын Избор (род Аспаров славился в Византии более 15 веков назад) переименовал град в Изборск. Но был укушен змеем и погиб.
Земля Русская сбросила с себя пелену сетовании, стала искать наследников князю, кого можно облечь в порфиру. За многие лета она привыкла к премудрому Гостомыслу. Гостомысл достиг глубокой старости и не мог уже здраво рассуждать. Не владел многочисленными народами и не мог избежать многих мятежных кровопролитий в роде своем. И тогда этот премудрый муж, седой умом и власами, призвал к себе всех властителей Русских, что ему еще подчинялись, и произнес со скорбным лицом:
«О, мужи, братья, сыновья, единокровны! Я уже очень стар, крепость моя исчезает, ум отступает, ждет только смерть. А ведь вижу, как земля наша добра и всяким благом изобильна. Но не имеет себе властодержца и государя от рода царского. От этого среди вас мятеж велик и не утешителен, межеусобица зла. Молю ужо вас, послушайте совета моего. По смерти моей идите до моря в Прусскую землю и молите там живущих самодержцев, что от рода кесаря Августа — кровники ему (версия о происхождении русских правителей от римских известна более 5 веков назад). Да пусть идут к вам княжить и владеть вами. И не стыдно вам будет им покориться и подданными у них быть».
И возлюбили все речь старейшины. И когда он умер, тогда всем городом проводили до гроба честного. До места, называемого Волотово, где и погребли его (сопки Волотова срыты небрежными раскопками в XIX в.). По смерти Гостомысла послали всей Русской землей послов в Прусскую землю. Они обрели там князя великого, именем Рюрика от рода Августа. И молили его, чтобы шел на Русь княжить. Согласился князь Рюрик. И пошел на Русь с двумя братьями своими Трувором и Синеусом.. (Здесь повесть-легенда переходит в известные летописные сведения)».
(Полное собрание русских летописей. Т. 27. Никаноровская летопись. М.-Л., 1962. С. 137—141, 3—4; Предания русской начальной летописи. Приложения Ф. Гилярова. М„ 1878. С. 15—29; Сто новгородских сел. Вып. 3. Новгород, 1991. С. 139—145; вып. 5. Н„ 1993. С. 165—174; РдР, вып. VIII, с. 44; и т.п.).
Использованы материалы портала http://www.contr-tv.ru