0

Я сейчас читаю книгу украинских фантастов   Генри Лайона ОЛДИ и Андрея ВАЛЕНТИНОВА "НАМ ЗДЕСЬ ЖИТЬ" и там есть такие фразы 

— Не  было  крыльев!  —  у  Ерпалыча  аж  опять  слюна  на   воротник клочковатый потекла. — Не было! Парус был, Алик! Парус! Парус он  изобрел, косой парус для маленьких суденышек! И на двух парусных лодках ушел вместе с сыном с Крита! А гребной флот Миноса  не  догнал  их!  Вот,  выкусите!.. Дураки вы с Овидием! Дураки! Афиши вам рисовать!

Меня заинтересовала история латинского паруса. Вот что я вычитал

Все мы знаем из истории Древнего Рима о существовании галер, причем галер со многими ярусами весел. Самой популярной была триера (три ряда весел), но доходило и до пяти (пентера), хотя существование последних похоже на легенду. Однако, на галерах были мачты и были паруса. Но использовались они вспомогательно. Что же случилось в последующие века, что вытеснило гребцов и поставило парус главным движителем?

Суда с гребцами использовались много тысяч лет. Их строили еще в Древнем Египте, и Одиссей путешествовал именно на таком гребном судне. Викинги строили гребные драккары, а русичи — ладьи. Они все имели паруса, но в некоторый момент такие суда остались только в речном флоте. И виноват в этом именно парус.

Латинский парус

На старинных гребных судах стоял прямой парус. На мачте делали перекладину (рею) и вешали парусину. Вещь хорошая, древние египтяне его использовали на полную. Но египтянам повезло — ветры у них преимущественно дуют с севера на юг — то есть четко вверх по течению Нила. Поэтому вверх они ходили под прямоугольным прямым парусом, а вниз несло течение реки.

Прямой парус идеален, если ветер попутный. Он перекрывает большой поток и тяга получается немаленькой. Однако попутный ветер (фордевинд), сколько его не желай — встречается не часто. Если ветер немного отличается от точно в корму, разворотом реи можно это поправить, чтобы ветер был перпендикулярен парусу. Вплоть до бокового ветра. При этом нужно также учитывать, что корабль будет сносить, даже если нос направлен точно по компасу.
 Прямые паруса использовали и на море, но это было просто опасно — ветер, который менял направление и начинал дуть с передней полусферы, уносил корабль в открытое море, а сопротивляться ветру на веслах часто было неудачной идеей. Поэтому те же финикийские моряки занимались только каботажным плаванием (то есть пока виден берег), и проблема, как мы видим, была даже не в отсутствии компаса. Выходы в открытое море совершались только там, где дуют постоянные пассаты.

Латинский парус

Однако, где-то в районе 9-го века в парусном вооружении произошла революция. Был изобретен косой парус. Кем и где — неизвестно. То ли арабы его придумали и принесли в Индию, то ли в Индии изобрели и привили арабам. Тот, самый первый косой парус, стал называться «латинским».

Если посмотреть на картинку корабля с латинским парусом, то разница с прямым парусом невелика — просто рею повернули ровно вдоль оси корабля и опустили передний конец вниз.

Латинский парус

днако, при этом коренным образом изменился сам принцип работы. При ветре из передней полусферы (бейдевинд) этот парус работает по принципу, близкому к крылу (именно так пытались строить крылья у первых самолетов), более того — сейчас существуют спортивные яхты, у которых вместо паруса вертикальное поставленное крыло. Пусть крыло специального профиля и формы — но это действительно жесткое крыло.

Это одно из «неочевидных» изобретений. Проведя мысленный эксперимент, предположить что при сложении сил, действующих на парус при встречном ветре, будет получаться сила, толкающая корабль вперед, невозможно. Сейчас невозможно сказать, какой случайный эксперимент привел к этому, но он мог бы случиться и на тысячу лет раньше (или позже).

Эффект внедрения был революционен. Косой парус может идти против ветра под углом около 20 градусов. Унести в открытое море мог теперь только шторм, порвавший паруса и сломавший мачту. Исправный корабль легко мог идти и против ветра — галсами, то есть зигзагом.

Я считаю что это было изобретение которое изменило мир.

http://www.popadancev.net 

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account