Еще одна интересная статья Сергея Махова.
Содержание:
Все в России знают слово “портвейн”, он же “порто” (от названия португальского порта Porto) — так именуется креплёное вино, производимое на северо-востоке Португалии в долине реки Дору.
Порто весьма ценится не только на своей Родине, но и на берегах туманного Альбиона
Не верите?
Давайте вспомним великолепный роман Александра Дюма “Двадцать лет спустя”:
“— А я слышал, что портвейн — превкусное испанское вино, — снова обратился Блезуа к Мушкетону.
— Отличное, — сказал Мушкетон, облизываясь, — превосходное. Оно имеется и в погребе господина барона де Брасье.
— А что, если мы попросим этих англичан продать нам бутылку портвейна? — предложил Блезуа.
— Продать? — изумился Мушкетон, в котором пробудились его старые мародерские инстинкты. — Видно сейчас, что ты еще мальчишка и не знаешь как следует жизни. Зачем покупать, когда можно взять и так?
— Взять так, — отвечал Блезуа, — то есть присвоить себе добро ближнего своего? Ведь это запрещено, кажется.
— Где это запрещено?
— В заповедях божьих или церковных, уж не знаю наверное, а только помню, что сказано: “Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего”.
— Ты совсем ещё ребёнок, Блезуа, — покровительственным тоном заметил Мушкетон. — Совсем ребёнок, повторяю ещё раз. Скажи-ка, где в Писании сказано, что англичанин твой ближний?”.
Как же так получилось, что английский корабль в романе вёз португальское вино, и вообще — почему портвейн стал культовым напитком в Англии?
Давайте попробуем вместе разобраться в этой любопытной истории.
Портвейн против “бордо”
С тех пор, как англичане имели владения во Франции, английская знать больше предпочитало пиву вино. Причём вино это чаще всего имело французское происхождение, включая и царившую на столах английских аристократов знаменитую марку “бордо”. Но дальше “что-то пошло не так” — по результатам Столетней войны английская Аквитания оказалась завоёванной Францией. Теперь для англичан покупка французского вина стала равносильной вложению средств в экономику Франции. Тем не менее, с давней привычкой расстаться было непросто, в силу чего французские вина доминировали на английском рынке вплоть до XVII века. Связано это было ещё и с тем, что в период 1560-1620-х годов Англия свою основную угрозу видела в Испании, а с Францией у подданых английской короны были пусть и неровные, но в целом нейтральные отношения. По крайней мере — до поры, до времени.
В 1660 году к власти в Англии пришёл король Карл II, началась Реставрация. Парламент решил женить нового монарха, и попросил его выбрать себе невесту. Королю деваться было некуда, поэтому 8 мая 1661 года Карл IIобъявил, что — чёрт с вами! — женится на португальской принцессе Екатерине Браганса.
23 июня 1661 года брачный договор был подписан. Согласно ему Англия получила португальские колонии Танжер и Бомбей, попутно заключив с Лиссабоном торговый договор, в соответствие с которым поставка португальских вин в Англию облагалась льготным тарифом.
Тем временем фрако-английские отношения накалялись. В 1678 году Франция и Англия стали уже прямыми противниками, и вели не только дипломатическую, но и экономическую войну. На следующий год английский Парламент ввёл тотальный запрет на ввоз французского вина. Понятно, что на английском рынке вина мигом образовалась заметная брешь, а местная знать столкнулись с необходимостью искать замену любимому “бордо”.
Господа, что же теперь подавать в Лондоне к столу вместо французских вин — не пиво же, верно? “Пейте порто!” — немедленно посоветовали кавалерам и иже с ними хваткие парни из Палаты Общин. Собственно, последние и пролоббировали запрет импорта вина из Франции в пользу увеличения поставок вина из Португалии. Связано это было, конечно, с борьбой за власть между королём и Парламентом.
Дело в том, что весь доход от акцизов на французские вина шёл непосредственно в карман Карла II, а Парламент хотел, чтобы собственных средств у короля было как можно меньше. По замыслу депутатов Карлу, лишившемуся доходов с акцизов французского вина, придётся идти на поклон за деньгами для короны к Парламенту, и тут уже парламентарии будут решать — давать или не давать денег монарху на его очередные прожекты.
Вот так и получилось, что если в 1678 году из Португалии в Англию было поставлено всего 427 тонн порто, то уже в 1685 году объём поставок вина превысил 14 тысяч тонн.
Однако вина английским аристократам всё равно не хватало, и тогда ушлые английские купцы стали закупать вино во Франции, ставить на бочках португальский лейбл и под видом порто ввозить в Англию французское вино. Но портвейн, напомним, это креплёное вино, то есть вино, чей вкус “обогащают” во время брожения с помощью добавки бренди или виноградного спирта, в то время как в самом вине остаточный сахар составляет около 10%. Высокое содержание алкоголя в спирте убивает дрожжи (останавливая брожение) и повышает содержание алкоголя до 18-20%. Таким образом, распознать фальшивый портвейн было очень легко.
Больше, больше вина, ещё больше!
В 1693 году новый правитель Англии Вильгельм Оранский не стал миндальничать и ввёл на французское вино прямо-таки драконовские тарифы — от 475 до 980% наценки к стоимости! Попутно ужесточилась и борьба с “портвейном” из Франции. Но решить проблему полного замещения французских вин португальскими на английском рынке одними запретами было нельзя.
Во-первых, потому что англичане всегда были нацией законченных алкоголиков (как тут не вспомнить Марка Твена:
“Красивая девушка, хороших правил и примерного поведения: никто не видал её пьяной больше четырёх раз в неделю”).
Во-вторых, потому что запрещая одно, нужно было разрешать что-то другое — проще говоря, следовало создавать для поставок порто режим наибольшего благоприятствования.
В 1703 году Лондон заключил с Лиссабоном Метуанский договор, по которому налогообложение португальских вин при экспорте в Англию становилось максимально льготным — если с бочки вина иного производителя платилось 20 фунтов, то с порто — всего 7 фунтов, которые к концу XVIII века превратились и вовсе в 10 шиллингов.
В 1717 году португальские вина занимали уже 66% британского рынка, тогда как доля французских вин на нём упала до всего 4%.
Количество доставленных из Португалии в Англию бочек с портвейном и мадерой постоянно росло. Выглядело это так:
1728 год — 23 тысячи бочек. 1761 год — 43 тысячи бочек. 1778 год — 67 тысяч бочек. 1799 год — 90 тысяч бочек.
В рамках борьбы за качество продукта всесильный министр короля Жозе I Себастьян Жозе де Карвалью-и-Мелу, 1-й маркиз де Помбал, организовал централизованную отгрузку портвейна в Англию, создав государственную “Винную компанию”, и своей властью постановил, что настоящим портвейном считается только то вино, которое произведено из винограда, растущего в долине реки Дору. Вместе с продолжающимися увеличиваться объёмами поставок порто, инициативы маркиза де Помбала по повышению качества португальских вин и сделали портвейн в глазах англичан превосходным напитком. В этом смысле весьма симптоматичным показателем может служить открытие в Англии клубов для “трёхбутылочных мужчин” (то есть способных выпить за один присест три бутылки порто). Кстати, в этот клуб входили британский премьер Уильям Питт-младший и драматург Шеридан!
Есть байка, что англичане во время Наполеоновских войн многое могли простить Парижу. Многое, но не всё. Поэтому, как только французы начали угрожать производству португальского портвейна, войска Мура и Веллингтона в 1808-м немедленно высадились в Португалии, чтобы помешать французам завладеть той самой долиной Дору, где выращивался виноград для производства португальского вина. Байка байкой, но именно в Дору бои англичан и французов оказались ожесточёнными!
“Винные конвои” рвутся в Порто
Намного о поставках. Обычно портвейн перевозился в Англию в особых бочках — так называемых port pipes ёмкостью 540 литров. Стоимость таких port pipes в зависимости от марки портвейна колебалась в пределах от 2 до 4 фунтов за бочку. Не марочный портвейн продавался дешевле — по 0,5-1 фунту за бочку.
По данным 1774 года пришедший в Порто “винный конвой” из Бристоля разом закупил 20 тысяч бочек марочного и 7 тысяч бочек не марочного портвейна на общую сумму 67 тысяч фунтов стерлингов. Несмотря на столь внушительную закупочную цену, англичане в накладе не остались, ибо у них дома самый дорогой портвейн продавался оптовикам по 7 фунтов за бочку, обычный марочный — по 6 фунтов за бочку, ну, а не марочный — “всего лишь” по 4 фунта за бочку. И это, ещё раз подчеркнём, были оптовые цены. Стаканчик портвейна в таверне стоил 2-5 шиллингов в зависимости от марки. То есть даже при цене в 2 шиллинга за розничную порцию, бочка порто окупалась всего за 40 стаканчиков.
“Винные конвои” обычно ходили в португальские порты из Бристоля, который являлся своеобразной “столицей” английских винных торговцев. Такие “конвои” состояли из довольно большого количества кораблей — в разное время от 100 до 400 вымпелов. В Португалию они шли обычно гружёные пустыми port pipes, дабы получить скидку на закупку портвейна.
Система поставок была отлажена донельзя, но её разрушили Наполеоновские войны. После 1810 года объёмы закупок портвейна англичанами начали снижаться. Тем не менее, в Британии портвейн до сих пор остаётся культовым напитком, как дань памяти временам “старой доброй Англии”.
источник: https://fitzroymag.com/right-place/kultovyj-napitok-anglii/