Куда уплыли сомалийские пираты

0

С 10 мая 2012 года самые знаменитые морские разбойники XXI века не сумели захватить ни единого торгового корабля. Главная заслуга в победе над ними принадлежит одной семье.

В 2008-м они угнали 42 корабля, заработав на выкупах около $80 миллионов. В тот год лондонский акушер Денис Цепов записал в своём ЖЖ: 

«Сегодня ночью приезжала рожать сомалийская девушка ослепительной красоты, вся в чёрном и в крупных бриллиантах. С нею было человек семь дерзких молодцов в костюмах Comme Des Garçons. Добыв девушке прекрасного мальчика, я набрался смелости и спросил: „А вы чем по жизни занимаетесь, ребя, если не секрет?“. Они ответили: „Простые сомалийские моряки, а вы с какой целью интересуетесь?“».

Насколько бы неправдоподобна ни была эта история, она точно отражает ранний романтический миф о сомалийских пиратах, потускневший ещё скорее, чем было уничтожено само их ремесло.

Принуждение к пиратству

К 2005 году, когда в Аденском заливе пираты захватили первое крупное судно международной компании, война в Сомали шла уже почти 30 лет. После войны с Эфиопией последовала серия восстаний, которая буквально разорвала страну на лоскуты, контролируемые враждующими полевыми командирами.

Отсутствием пограничной службы воспользовались браконьеры. Траулеры со всего света вычерпывали из вод Сомали тунца, креветку и лобстеров на $300 миллионов в год. Хуже того, связанные с итальянской мафией фирмы начали сброс в местные воды токсичных отходов. Так иссякал единственный источник дохода и без того нищих сомалийских рыбаков. После недолгих попыток брать «пошлину» с иностранных мусорщиков и браконьеров они открыли для себя по-настоящему выгодный бизнес.

Куда уплыли сомалийские пираты
Французский тунцеловный сейнер Trevignon. В 2010 году отбил нападение сомалийских пиратов, протаранив и потопив их лодку. Фото: Marcel Mochet / AFP / East News.

Тактика нападений

Техническое оснащение — рации, позже появились GPS-навигаторы. Разведка — взятка чиновнику в кенийском порту. Две деревянные лодки с навесными моторами по 60 лошадиных сил разгоняются до 25 узлов (46 км/ч) и догоняют в международных водах сухогруз или танкер.

Куда уплыли сомалийские пираты
Лодки сомалийских пиратов у борта захваченного украинского сухогруза «Фаина», 25 сентября 2008 года. Фото: dapd / US NAVY / AP Photo / East News.
Куда уплыли сомалийские пираты
Пираты держат на прицеле экипаж китайского рыболовного судна «Тянь Ю», 17 ноября 2008 года. Фото: Mass Communication Specialist 2nd Class Jason R. Zalasky / US NAVY / AFP / East News.

Чтобы заставить капитана сбросить ход, пираты открывают предупредительный огонь из ржавых «Калашниковых» в направлении рубки и демонстрируют готовность выстрелить из гранатомёта. Ищут борт пониже, чтобы закинуть лестницу и подняться на палубу. Захватывают капитанский мостик и под угрозой оружия уводят судно в свою гавань. Корабль, чей борт поднимается над водой хотя бы на 8 метров, или способный развить скорость выше 18 узлов (33 км/ч), остаётся неприступным.

От угроз к насилию сомалийцы переходили нечасто. С 2008 по 2012 год, когда они захватили 170 судов с 3 400 членами экипажа, были убиты 25 моряков. Ещё 37 умерли от голода или покончили с собой в плену.

Куда уплыли сомалийские пираты
Греческий сухогруз MV Irene освобождён пиратами 14 сентября 2009 года после получения выкупа в $2 миллиона. Фото: Robin Utrecht / AFP / East News.
Куда уплыли сомалийские пираты
Места нападений сомалийских пиратов в 2005–2010 годах. Карта: Planemad по данным NGA — Maritime Safety Information.

Бизнес-модель

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 — 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000—20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: 

«Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».

Куда уплыли сомалийские пираты
Лодки, обычно используемые для пиратских нападений. Хобьо, северо-восточное побережье Сомали, 4 января 2010 года. Фото: Mohamed Dahir / AFP / East News.
Куда уплыли сомалийские пираты
На горизонте — захваченный пиратами греческий грузовой корабль MV Filitsa. Хобьо, северо-восточное побережье Сомали, 7 января 2010 года. Фото: Mohamed Dahir / AFP / East News
Куда уплыли сомалийские пираты
Пират смотрит на греческое грузовое судно MV Filitsa, захваченное и поставленное на якорь неподалеку от порта Хобьо на северо-восточном побережье Сомали, 7 января 2010 года. Фото: Mohamed Dahir / AFP / East News.

Убытки для судоходства

2008 — 42 захвата, 2009 — 46, 2010 — 47, 2011 — 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо — $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов — $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны — свыше $1 миллиарда.

Куда уплыли сомалийские пираты
Члены экипажа и владелец «Фаины» Вадим Альперин (третий справа) во время швартовки в кенийском порту Момбаса, куда корабль прибыл после освобождения. 12 февраля 2009 года. Фото: Sayyid Azim / AP Photo / East News
Куда уплыли сомалийские пираты
По требованию американских военных, желающих проверить состояние украинского экипажа, пираты выстроили его у борта захваченного судна «Фаина». 9 ноября 2008 года. Фото: AFP / East News

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года — сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года — контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.

Динамика популярности. Поиск по Интернету. По всему миру, янв 2005 — сен 2015.

somali pirates20062008201020122014

Datesomali pirates
январь 20050
февраль 20050
март 20050
апрель 20050
май 20050
июнь 20050
июль 20050
август 20050
сентябрь 20050
октябрь 20050
ноябрь 20052
декабрь 20050
январь 20060
февраль 20060
март 20060
апрель 20060
май 20060
июнь 20060
июль 20060
август 20060
сентябрь 20060
октябрь 20060
ноябрь 20060
декабрь 20060
январь 20070
февраль 20070
март 20070
апрель 20070
май 20070
июнь 20070
июль 20070
август 20070
сентябрь 20070
октябрь 20070
ноябрь 20071
декабрь 20071
январь 20081
февраль 20081
март 20082
апрель 20082
май 20081
июнь 20081
июль 20081
август 20081
сентябрь 20088
октябрь 200815
ноябрь 200835
декабрь 200817
январь 200910
февраль 20096
март 20095
апрель 2009100
май 200916
июнь 20098
июль 20094
август 20095
сентябрь 20094
октябрь 200913
ноябрь 200914
декабрь 200910
январь 20109
февраль 20108
март 201010
апрель 201013
май 201013
июнь 20109
июль 20105
август 20105
сентябрь 20107
октябрь 20108
ноябрь 201012
декабрь 20108
январь 201111
февраль 201134
март 201116
апрель 20119
май 201110
июнь 20118
июль 20117
август 20116
сентябрь 20116
октябрь 20117
ноябрь 20116
декабрь 20116
январь 201210
февраль 20128
март 20127
апрель 20127
май 20126
июнь 20124
июль 20124
август 20124
сентябрь 20124
октябрь 20124
ноябрь 20123
декабрь 20123
январь 20134
февраль 20134
март 20134
апрель 20133
май 20135
июнь 20133
июль 20133
август 20134
сентябрь 20136
октябрь 201319
ноябрь 201311
декабрь 20137
январь 201417
февраль 201415
март 201412
апрель 20148
май 20148
июнь 20145
июль 20145
август 20145
сентябрь 20144
октябрь 20143
ноябрь 20144
декабрь 20144
январь 20154
февраль 20154
март 20154
апрель 20153
май 20153
июнь 20153
июль 20153
август 20153
сентябрь 20152
 
Куда уплыли сомалийские пираты
Посмотреть полный отчет в Google Трендах

Числа представляют объём поиска по отношению к самой высокой точке на диаграмме — это эпопея капитана сухогруза Maersk Alabama Ричарда Филлипса.

15 ноября 2008 года — 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года — нефтеналивное судно «Московский университет»; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года — угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Куда уплыли сомалийские пираты
Французский вертолёт, базирующийся на фрегате Nivose, завис над лодкой с подозреваемыми в пиратстве. Апрель 2009. Фото: Pierre Verdy / AFP / East News

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН — США, Россия, Великобритания, Франция, Китай — выступают против общего противника.

Сложно сказать, достигают ли участники операции своих негласных целей, но для борьбы с прибрежным пиратством боевые корабли приспособлены мало. За год с начала их патрулирования в 2008-м количество атак на торговые суда выросло вдвое. Переломить ситуацию позже удалось только при помощи наблюдения за морем с беспилотников. При этом каждый успех патруля документировался, подчёркивая впечатляющую несоразмерность противников.

Куда уплыли сомалийские пираты
Группа захвата настигла одну из двух подозрительных лодок, замеченных с испанского десантного корабля Galicia. Фото: AFP / East News
Куда уплыли сомалийские пираты
Группа захвата с ракетного эсминца USS Winston S. Churchill’s преследует пиратскую лодку в 54 морских милях от побережья Сомали. Фото: AFP / East News
Куда уплыли сомалийские пираты
Испанский военный танкер Marques de la Ensenada спасает сомалийских пиратов, чья лодка перевернулась во время неудачной атаки на контейнеровоз Nepheli. Фото: Ministry of Defense / AFP / East News
Куда уплыли сомалийские пираты
Французский морской пехотинец высаживает в порту одного из одиннадцати сомалийских пиратов, взятых накануне в плен командой фрегата Nivose. Фото: AFP / East News
Куда уплыли сомалийские пираты
Испанский фрегат Mendez Nunez сопровождает рыболовецкое судно Playa de Bakio, освобождённое после выплаты пиратам $1,2 миллиона. Фото: J. Carlos Ferrera Martinez / Spanish Defense Ministry / AFP / East News.

Победа на берегу

Удачной альтернативой дорогим и неэффективным усилиям государственных машин стала частная инициатива. В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на палубе. Вход в порты с оружием юридически невозможен, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3–4 охранников колеблется от $28 000 до $38 000, что на порядок меньше минимального выкупа. Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй — Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.

Куда уплыли сомалийские пираты
Политическая ситуация в Сомали на 2013 год. Карта: James Dahl.

Имея неудачный опыт создания собственной армии — «мусульмане не хотят убивать других мусульман» — Аль Нахайяны наняли в советники Эрика Принса, бывшего агента ЦРУ и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater / Xe Services / Academi. Он строит вооружённые силы ОАЭ из колумбийских контрактников, а с 2010 года на выделенные шейхами $50 миллионов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами, известные жесточайшими методами тренировок и поддержания дисциплины — инспекторы ООН зафиксировали случаи избиения и убийства курсантов.

Куда уплыли сомалийские пираты
Полиция патрулирует пунтлендский порт Босасо. После победы над пиратами он стал крупнейшим экспортным хабом Сомали, ноябрь 2013. Фото: Mohamed Abdiwahab / AFP / East News
Куда уплыли сомалийские пираты
Полиция патрулирует пунтлендский порт Босасо. После победы над пиратами он стал крупнейшим экспортным хабом Сомали, ноябрь 2013. Фото: Mohamed Abdiwahab / AFP / East News
Куда уплыли сомалийские пираты
Полиция патрулирует пунтлендский порт Босасо. После победы над пиратами он стал крупнейшим экспортным хабом Сомали, ноябрь 2013. Фото: Mohamed Abdiwahab / AFP / East News

Результатом их работы стало создание лучшего боевого подразделения в этой части Африки. Отряд из 1 000 солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. С 10 мая 2012 года те захватили лишь один корабль — иранского браконьера, которого никто не хотел защищать.

«Этот проект был задуман и исполнен людьми, которых мы можем назвать париями, не являющимися частью цивилизованного общества. Но он стал одним из самых эффективных и результативных решений проблемы пиратства», 

— Foreign Policy цитирует Роберта Янга Пелтона, автора книги «Лицензия на убийство: наёмники на войне с террором».

В 2010 году на средства ООН в столице Пунтленда, Гарове, открылась крупнейшая в мире тюрьма для пиратов на 500 мест, и свободных там нет. Сегодня самыми опасными для судоходства районами у берегов Африки считаются воды Нигерии и Гвинеи.

Куда уплыли сомалийские пираты
Подозреваемые в пиратстве, задержанные французскими морскими пехотинцами в Аденском заливе, после выдачи их властям Пунтленда, январь 2009 года. Фото: AP Photo / East News

источники: 

Теги:

NF
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ansar02
19.10.2015 15:38

!!!

yes!!!

Андрей
Редактор
19.10.2015 19:48

Как любит напевать мой тесть:

Как любит напевать мой тесть: "Куда ушли слоны, в какие города…."

Дмитрий Ю
20.10.2015 08:26

(Тема не указана)

yes

Альтернативная История
Logo
Register New Account