82 года назад, 16 июня 1940 года, нарком иностранных дел Молотов вызвал в Кремль послов Латвии и Эстонии. Не тратя время на разговоры, он вручил им ультиматумы с требованием немедленного допуска на территории этих стран «неограниченных контингентов» советских войск, а также формирования новых правительств с участием советских представителей. Фактически это означало военную оккупацию и утрату суверенитета.
Двумя днями ранее такой же ультиматум был предъявлени Литве, а литовское правительство, напуганное советской военной мощью, решило его принять, несмотря на возражения президента Антонаса Сметоны, который тщетно призывал к сопротивлению. И уже 15 июня Литва была без единого выстрела оккупирована Красной армией. Власти Латвии и Эстонии отреагировали аналогично. Все требования были удовлетворены, правительства покорно ушли в отставку, отдав войским последний приказ оставаться в казармах и не препятствовать никаким действиям РККА.
Закономерно возникает вопрос: а что, если бы руководство балтийских лимитрофов оказалось не столь боязливым и решило бы дать отпор сталинскому диктату по примеру их северной соседки Финляндии, которой удалось в упорной борьбе отстоять независимость? Я не буду рассматривать все военно-стратегические аспекты этого гипотетического противостояния, а остановлюсь только на одном — авиационном, поскольку такова специфика моего блога.
Итак, какими военно-воздушными силами располагали получатели ультиматумов накануне советского вторжения? Разумеется, нет смысла рассматривать учебные, спортивные, опытно-экспериментальные и почтово-пассажирские машины, поэтому остановлюсь только на боевых.
Начнем с Литвы. Вот списочный состав ее ВВС по состоянию на начало июня 1940 года:
76 многоцелевых боевых самолетов (разведчиков и легких бомбардировщиков) ANBO различных модификаций.
12 вооруженных разведчиков итальянского производства «Ансальдо-120».
14 французских пушечных истребителей «Девуатин» D.501.
10 итальянских истребителей FIAT CR.20 (считались устаревшими).
14 английских истребетелей Глостер «Гладиатор».
Итого — 126 самолетов, из них 38 истребителей.
Теперь — Латвия:
12 английских истребителей Бристоль «Бульдог» (считались устаревшими).
26 английских истребителей Глостер «Гладиатор».
3 английских легких многоцелевых самолета Хаукер «Хайнд».
21 чехословацкий легкий многоцелевой самолет Летов S-16 «Шмолик».
20 польских разведчиков RWD-8.
16 бельгийских ближних разведчиков «Стамп-Фертронген» SV-5.
Итого — 98 самолетов из них 38 истребителей.
Наконец — Эстония.
12 истребителей «Бульдог» (морально устаревшие).
8 английских многоцелевых боевых самолетов Хаукер «Харт».
7 германских разведчиков-корректировщиков Хеншель HS.126.
4 чехословацких многоцелевых боевых самолета Летов S.228E.
Итого — 31 самолет, из них 12 истребителей.
Таким образом, только в Эстонии авиация была откровенно слабой, а совокупный боевой состав ВВС стран Балтии насчитывал 255 самолетов, из них 88 истребителей (в том числе 36 морально устаревших). Конечно, это не шло ни в какое сравнение с сосредоточенной против Прибалтики советской воздушной армадой в 2000 самолетов. Однако, когда Финляндия вступила в «зимнюю войну», ее военно-воздушные силы состояли всего-навсего из 129 боевых самолетов, в том числе 57 истребителей (из них всего лишь 36 относительно современных «Фоккеров» D-21).
Таким образом, объединенный воздушный потенциал Литвы, Латвии и Эстонии вдвое превосходил боевой состав финских ВВС. А это значит, что балтийские летчики вполне могли оказать сопротивление, если бы не их позорно малодушное начальство. С момента предъявления советских ультиматумов и до начала вторжения у прибалтов были сутки на рассредоточение авиации по полевым площадкам, что сделало бы бессмысленными «обезоруживающие» бомбовые удары по стационарным и известным советской разведке аэродромам.
Впрочем, история, как известно, не имеет сослагательного наклонения. А на заставке — пропагандистская картинка из журнала «Крокодил» за июль 1940 года, на которой жители Прибалтики радостно приветствуют проносящиеся у них над головами «освободительные» советские бомбардировщики.