Данная статья из жж одного из ведущих российских историков авиации Вячеслава Кондратьева посвящена годовщине знакового события — первому в мире полету самолета на мускульной тяге.
Сегодня у авиалюбителей хоть и не круглая, но весьма интересная дата: 23 августа 1977 года летательный аппарат, приводимый в движение мускульной силой его пилота, впервые совершил устойчивый и управляемый полет протяженностью более одной американской мили (1609 метров). О подобных полетах люди мечтали и сочиняли легенды еще с античности, достаточно вспомнить миф о Дедале и Икаре, однако им раньше удалось высадиться на Луну, чем дать человеку возможность летать, опираясь на собственные силы.
Все дело в том, что человек в качестве двигателя слишком слаб. Мощность даже тренированного спортсмена-велосипедиста, которую он может развивать в течение нескольких минут, составляет всего лишь примерно четверть лошадиной силы. Соответственно, если принять его массу за 70-80 кг, мы получим удельную мощность "человекомотора" — почти 300 кг на лошадиную силу. Даже у самых примитивных паровых машин, не говоря уж про двигатели внутреннего сгорания, удельная мощность в десятки раз выше.
Именно поэтому создание мускулолетов оказалось чрезвычайно сложной задачей, которую удалось решить только благодаря появлению синтетических материалов и легких сплавов, позволивших делать конструкции высокой прочности при исключительно малом весе. Аэроплан "Госсамер Кондор", о котором идет речь, несмотря на внушительные размеры (размах крыла — более 29 метров, как у тяжелого четырехмоторного бомбардировщика "Илья Муромец"), весит всего-навсего 31 килограмм! Если бы его делали по "традиционной" деревянной технологии, он получился бы гораздо тяжелее и вряд ли смог бы оторваться от земли. Все предыдущие мускулолеты требовали для взлета предварительного разгона с помощью лебедки или катапульты и могли совершать лишь короткие полеты по прямой протяженностью не более 500-600 метров, после чего их "двигатель" выдыхался.
А "Госсамер Кондор" взлетел самостоятельно и, как уже говорилось, пролетел более мили, причем по замкнутому маршруту в форме восьмерки на высоте более трех метров. Таким образом, его разработчики Пол Маккриди и Питер Лиссман доказали, что их аппарат является первым в мире полноценным мускулолетом и выполнили условие для получения премии Кремера в 50 тысяч фунтов стерлингов. Правда, пилотом "Кондора" был профессиональный велогонщик Брайан Аллен с великолепно прокачанными ножными мышцами, а обычному человеку ни за что не удалось бы совершить аналогичный полет.
В общем, из-за особенностей человеческого организма мускулолеты, судя по всему, никогда не будут иметь практического применения, разве что, в качестве спортивных снарядов. Ничего не поделаешь, придется нам и впредь следовать завету отца русской авиации Н.Е. Жуковского: "Человек будет летать, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума".
первый мускулолет Маккриди и Лиссмана, сделанный в начале 1970-х годов, выглядел еще более субтильно, чем "Кондор"
Кабина "Госсамер Кондора" одновременно играет роль вертикального оперения. Самолет, сделанный по схеме "утка" с толкающим винтом, обтянут полимерной пленкой толщиной 0,25 мм. Низкооборотный пропеллер диаметром 3,2 метра для облегчения выполнен наборным, с углелопластиковым каркасом и пленочной обтяжкой лопастей.
чертеж "Госсамер Кондора"
Так завершилась летная карьера "Кондора". Почти невесомый хрупкий аппарат опрокинуло и поломало ветром. Его починили, но лишь для того, чтобы выставить в Национальном аэрокосмическом музее США.