Крейсера и все все все
Открывая новую страничку про почти альтернативный российский императорский флот скажу сразу. В России абсолютно нет броненосных крейсеров. В том смысле как мы привыкли. Есть усовершенствованные "Рюрики", но это скорее высокоавтономный рейдер, чем крейсер для линейной баталии. Есть единичный "Баян", за концепцию которого желательно оторвать кое кому руки вместе с головой. Следуя своей обычной привычке найти "печку" от которой и будем плясать, таковую найти не удалось! Поэтому прошу записных специалистов больно табуретками не бросаться!
Первыми броненосными крейсерами послевоенной постройки были три вторых "Баяна": «Адмирал Макаров» ФШ 22.3.1906/26.4.1907/16.5.1908. «Паллада» Адм 4.5.1906/28.10.1907/8.2.1911. «Баян II» Адм 2.8.1906/2.8.1907/30.11.1911. Проект подготовлен в некоторой спешке и практически не отличается от своего предшественника. Эта поспешность заставила принимать крейсера без артиллерии среднего калибра (использовались устарелые 120/45 с картузным заряжанием) и минных аппаратов (установлены только в 1912 году). Выбор главного калибра был тоже стеснен отсутствием подходящих орудий. Единственным, на тот момент существенным улучшением были паровые турбины большой мощности. Вообще в этом случае буквально просится английский вариант вооружения: "Хоть чуток, но больше". Самым оптимальным в данной ситуации напрашивается кардинально улучшенная :
9"/35 пушка обр.1877 г.
С 1884 по 1889 год ОСЗ изготовил девять 9"/35 орудий и еще на шесть получил заказ.
Двенадцать 9"/35 пушек установили на броненосцы «Император Александр II» — 4, «Император Николай I» — 4, «Гангут» — 4.
Число нарезов 52. Замок — цилиндропризматический клин весом 573 кг. Вес орудия с замком 22 097 кг.
В б/к входили легкие снаряды весом 126 — 127 кг и длиной 2,7 — 2,8 клб: обыкновенного чугуна, вес ВВ 5,6 — 6 кг черного пороха; закаленного чугуна и стальные, а также тяжелые стальные снаряды весом 188,4 кг. Первоначальный заряд для легких снарядов был 72 — 74 кг бурого охтинского пороха. Позже ввели заряд бездымного пороха с сохранением баллистики старого заряда. При заряде 72 кг бурого пороха снаряд в 126,1 кг имел Vo = 653 м/с и дальность 9445 м при угле +15,3°, а тот же снаряд при заряде бурого пороха 74,2 кг или эквивалентном заряде бездымного пороха имел Vo = 709 м/с и дальность 10 980 м при угле +18°. Для тяжелых снарядов был принят заряд 69,6 кг бурого пороха с Va = 569 м/с.
На броненосцах «Александр II» и «Николай I» 9"/35 пушки устанавливались на станках на центральном штыре системы Дуброва. Проект станка МТК утвердил в 1887 году, их изготовитель — ОСЗ.
Компрессор гидравлический, такой же, как у станков Вавассера. Самонакатывание происходило под действием силы тяжести, угол наклона платформы 9°. Угол ВН —5°…+15°. Угол ГН 360°, но размеры портов «Александра II» и «Николая I» допускали только 110°. Длина отката максимальная 914 мм. Вес станка 9173 кг.
На БР «Гангут» 9"/35 пушки устанавливались на центральном штыре системы Креля. Принципиальное отличие его от станка Дуброва — наличие горизонтальной платформы и пружинных накатников. В 1889 году МЗ было заказано четыре станка для «Гангута». В конце 1891 года их испытали на полигоне, а в 1892 году — на корабле.
Я представляю себе "удивление" супостата на которого свалится 188 килограмовый снаряд с небольшого по виду кораблика. Но, поскольку кораблей всего три, подожду реакции уважаемых коллег.
8890/9250 т, 145,8×18,5×6,6 м. ПТУ — 2, 26 ПК, 25 500 и.л.с.=26 уз., 784 т угля. Броня: пояс 175 мм, башни 152 мм, каземат 100 мм, рубка до 127 мм, палуба до 50 мм. Эк. 575 чел. 6 — 203 мм/45, 6—130 мм/45, 2 — 75 мм/50, 2 пул., 2х2 ТА 500 мм надв. Окончательный вариант имел, новейшие на тот момент, торпедные спаренные аппараты калибра 500 мм, новейшие 130/55 мм полуавтоматические патронные пушки, и спаренные восьмидюймовые орудия в башенных установках. Водоизмещение по сравнению с прототипом упеличилось на 1000 тонн. Один из крейсеров заказан во Франции на верфи в Тулоне, еще два на адмиралтейском заводе.
Развитием крейсеров типа "Олег" стали заложенные в 1909 году на Путиловском и Ревельском заводах 4 крейсера типа "адмирал Бутаков": «Адмирал Бутаков» Пут 23.7.1909/25.8.1910/ 16. 9.1912. «Светлана II» РБЗ (Р)11.11.1909/28.11.1910/1.7.1913. «Адмирал Спиридов» Пут 16.11.1909 / 27.8.1910 / 23.7.1913. «Адмирал Грейг» РБЗ (Р) 24.11.1909/26.11.1910/30.7.1913. Имея стомилиметровый бронепояс и рубку вооружались в отличие от "Олега" однотипными 130мм в башнях и бортовых установках, имели чисто нефтяное отопление котлов и турбинные механизмы. 7800/8460 т, 141,4×16,35×5,9 м. ПТ-2, 15 ПК, 37 000 л.с.=27 уз., 680 т нефть. Броня: пояс и рубка до 100 мм, башни до 125 мм, барбеты до 75 мм , защита 130-мм орудий 25 мм, палубы 30 мм. 12 — 130 мм/55, 2 — 75 мм зен., 2 пул., 2х2 ТА 500 мм надв.
Сами прародители были модернизированы в 1912 году с частичной заменой вооружения. По внешнему виду они почти ничем не отличались от своих "последователей".
Бронепалубные крейсера типа "Диана" были модернизированы с установкой новых башнеподобных щитов с 203 мм пушками и сначала 120/45, а затем 10 102/60 патронных пушек и вместе с крейсерами типа "Громобой", также перевооруженных башнеподобными щитами с 203 мм пушками и новейшими "сотками", вошли в учебный минно-артиллерийский отряд. Командиры, штурманы, минные и артиллерийские специалисты регулярно выходили в плавания на гражданских кораблях для изучения условий будущего театра военных действий.
«Аврора» Адм 23.5.1897/11.5.1900/16.7.1903. «Диана» Гал 23.5.1897/30.9.1899/10.12.1901
7130/7900 т, 126,8×16,8×7,2 м. ПМ — 3, 24 ПК, 11 600 и.л.с.=19 уз., 750 т угля. Броня: палуба 38 мм, скосы до 63,5 мм, рубка 152 мм. Эк. 547 чел. 4х1-203/45мм, 10-102 мм/60, 2-75 мм/50, 3 пул., 126 мин загр.
Преемник.
Абсолютно новыми кораблями вступившими в строй в 1912 году стали восемь кораблей типа Жемчуг II. Разработанные для совершения разведки, минных постановок в ближнем тылу врага, атак одиночных кораблей, защиты линкоров от миноносцев, кардинального усиления миноносных ударных групп и даже для перевозки морских десантов, эти корабли строились в Германии и Италии.
Тактико-технические элементы крейсеров «Жемчуг»
длина наибольшая…………………………………………………………. 111,0
осадка фактическая на испытаниях «Жемчуга»………………. 5,10
Водоизмещение, т:
фактическое на испытаниях «Жемчуга»………………………….. 3250
Скорость, узлы:
фактическая на испытаниях «Жемчуга»………………………….. 28
Запас нефти, т:
нормальный…………………………………………………………………… 360
полный ……………………. …………………………………………………… 535
Дальность плавания 10-узловым ходом, миль:
расчетная при 535-тонном запасе ………………………………….. 3520
Мощность механизмов, л.с.:
проектная ……………………………………………………………………… 27000
фактическая на приемных испытаниях «Жемчуга»………….. 28 960
Вооружение монтировалось в России и составляло три спаренных установки 130/55 мм, 4х102/60 мм, 2х47 мм зен., 2х2х500 мм ТА и 70 мин заграждения. Эти крейсера составляли отдельное соединение на Балтике и Черном море.
Наследники героев
Строительство эскадренных миноносцев началось на Балтике закладкой пяти кораблей на заводе Беккер в Ревеле. Механизмы для них заказывали в Германии. Названия, всю серию назвали героями, взяты с кораблей героически погибших в Русско-Японской войне.
«Новик» Бек 27.10.1912/9.11.1913/16.6.1914. «Блестящий» Бек 27.10.1912/31.12.1913/30.7.1914. «Кореец» Бек 27.10.1912/27.6.1913/20.7.1914. «Варяг» Бек 27.10.1912/6.9.1913/18.9.1914. «Рюрик» Бек 23.11.1912/4.10.1913/21.10.1914.
1350/1570 т, 107×9,5×4,1 м. ПТ — 2, 5 ПК, 32 700 л.с.= 35 уз., 170 т нефти. Эк. 150 чел. 3 — 120 мм/50, 1 — 63 мм зен., 2 пул., 3×2 ТА 500 мм, 80 мин загр.
На вооружение приняты орудия 120/50 патронного заряжания и спаренные 500 мм торпедные аппараты. Поначалу были установлены трехтрубные аппараты, но при повороте корабль получал небольшой крен и от них отказались. Эти корабли оказались слишком дорогими и в дальнейшем заменены более дешевыми кораблями типа "Орфей"
«Победитель» МЗ 11.1913/23.10.1914/25.10.1915
«Забияка» МЗ 11.1913/23.10.1914/9.11.1915
«Гром» МЗ 11.1913/15.6.1915/4.5.1916
«Орфей» МЗ 23.10.1914/15.6.1915/4.5.1916
«Летун» МЗ 11.1914/5.10.1915/11.7.1916
«Десна» МЗ 11.1914/25.10.1915/16.8.1916
«Азард» МЗ 7.1915/23.5.1916/10.10.1916
«Самсон» МЗ 30.6.1915/23.5.1916/21.11.1916
«Капитан Изыльметьев» Пут 16.10.1913/21.10.1914/10.7.1916
«Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» Пут 23.10.1914/14.8.1915/14.12.1917
«Капитан Керн» Пут 21.11.1913/14.8.1915/15.10.1927
«Капитан Белли» Пут 15.7.1913/10.10.1915/3.8.1928
«Лейтенант Дубасов» Пут 15.7.1913/27.8.1916
«Капитан Кроун» Пут 15.11.1914/13.7.1916
«Капитан Конон Зотов» Пут 21.11.1913/10.10.1915
«Гавриил» РБЗ (Р) 15.11.1913/23.12.1914/25.11.1916
«Константин» РБЗ (Р) 24.11.1913/30.5.1915/6.5.1917
«Владимир» РБЗ (Р) 24.11.1913/5.8.1915/9.10.1917
«Михаил» РБЗ (Р) 15.11.1913/18.5.1916
«Сокол» РБЗ (Р) 5.1.1915/4.6.1916
«Лейтенант Ильин» Пут 18.6.1913/15.11.1914/30.11.1916
«Лейтенант Ломбард» РБЗ (Р) 14.8.1915/1917
1260/1450 т, 98×9,3×3,9 м. ПТ — 2, 4 ПК, 30 000 л.с.= 34 уз., 159т нефти. Эк. 152 чел. 4— 102 мм/60, 1 — 40 мм зен., 2 пул., 3×2 ТА 500 мм, 60 мин загр.
Такие же корабли были заложены на Ченом море.
На этом заканчиваю эту эпическую поэму. Остались неохваченными учебные суда, немодернизированыые корабли, устаревшие корабли и вспомогательные суда, подводные лодки. В понедельник, нек ранее, поговорим о составе и организации Балтийского и Черноморского флотов.