Чуть альтернативный крейсер «Красный Бутаков»

21

Крейсер «Красный Бутаков» чуть альтернативный

Заинтересовала тут одна альтернатива, связанная с достройкой крейсера «Адмирал Бутаков».

***

Крейсеры «Адмирал Бутаков» (с 26 октября 1926 года «Правда», с 24 ноября «Ворошилов») и «Адмирал Лазарев» (с 14 декабря 1926 года «Красный Кавказ») решили кардинально реконструировать путем замены 130-мм артиллерии на более мощную. В основу модернизации была положена перспективная программа перевооружения двух первых кораблей, принятая еще 16 июля 1925 года. В окончательном виде проект переоборудования следовало представить к 1 октября. Однако в ходе проектирования появилась возможность воспользоваться вновь созданными одноорудийными 180-мм башенными установками. Утвержденная 25 декабря 1926 года программа модернизации предусматривала наличие пяти таких установок на каждом корабле. Правда, принятая в таком виде система вооружения увеличивала водоизмещение, а значительная масса башен (по 120 т каждая), расположенных на верхней палубе, потребовала применения бортовых наделок (булей) для увеличения остойчивости крейсеров.

Чуть альтернативный крейсер «Красный Бутаков»

В декабре того же года Балтийский завод получил задание на составление проекта перевооружения легкого крейсера «Ворошилов», а проектирование «Красного Кавказа» проводилось на Николаевских государственных заводах. Все работы ориентировочно намечалось завершить к 1 сентября 1929 года. Стоимость переоборудования обоих кораблей промышленность оценивала (с учетом боезапаса) в 41 млн. рублей, на его проведение Совет труда и обороны предварительно ассигновал 25 млн рублей.
Но на пути реализации этих планов неожиданно возникли финансовые затруднения. Чтобы уменьшить стоимость работ, 8 августа 1927 года у начальника технического управления ВМС РККА состоялось совещание по пересмотру тактико-технического задания. Однако, рассмотрев различные варианты, пришли к заключению, что снизить ее более чем на 2 млн. рублей на один корабль весьма проблематично. Даже отказ от пятой 180-мм башенной установки и замена 100-мм артиллерии на 37-мм без всяких других улучшений не устраняли финансовых проблем. По всей видимости, они-то и явились одной из основных причин отказа от достройки «Ворошилова».
Правда, на это решение могло повлиять и другое обстоятельство. Дело в том, что одна из комиссий, производя специальное обследование его турбин, поставила под сомнение их пригодность. Так или иначе, но в состав флота 25 января 1932 года вошел только один крейсер — «Красный Кавказ». В ходе модернизации от установки булей отказались; вооружение составили четыре 57-калиберные 180-мм одноорудийные башенные установки, столько же 76,2-мм зенитных пушек Лендера и четыре трехтрубных (по два с каждого борта) 533-мм торпедных аппарата. Водоизмещение корабля при этом возросло до 9030 м, а главные размерения оказались следующими: наибольшая длина 169,5, ширина 15,7 и осадка 6,6 м.

***

Собственно, а если вместо четырех-пяти одноорудийных башен, вооружить крейсер тремя двухорудийными башнями? При массе башни в 195 тонн, получим 780-975 тонн, двухорудийна башня (трехорудийная на «Кирове» весила 247,4 тонн) будет весить 221,2 тонны. Таким образом, три двухорудийные башни будут весить всего 663,6 тонн. А учитывая, что планируется разместить башни не линейно-возвышенно, а линейно (т.е. убираем еще и барбеты), то получим существенную (более сотни тонн) экономию.

Вместо залпа в 390-487,5 кг (для 4-х и 5-и орудийной схемы соответственно), получаем залп в 585 кг. Однако выиграв в главном калибре артиллерии, придется пожертвовать в калибре зенитном. Впрочем, на 30-е годы опасность авиации недооценивается, да и действовать крейсер должен под зонтиком собственной авиации. Ну а потом (в годы ВОВ), запас на установку дополнительных зенитных пушек есть.

Чуть альтернативный крейсер «Красный Бутаков» Чуть альтернативный крейсер «Красный Бутаков»

Чуть альтернативный крейсер «Красный Бутаков» Чуть альтернативный крейсер «Красный Бутаков»

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account