Чуть альтернативный крейсер «Красный Бутаков»
Крейсер «Красный Бутаков» чуть альтернативный
Заинтересовала тут одна альтернатива, связанная с достройкой крейсера «Адмирал Бутаков».
***
Крейсеры «Адмирал Бутаков» (с 26 октября 1926 года «Правда», с 24 ноября «Ворошилов») и «Адмирал Лазарев» (с 14 декабря 1926 года «Красный Кавказ») решили кардинально реконструировать путем замены 130-мм артиллерии на более мощную. В основу модернизации была положена перспективная программа перевооружения двух первых кораблей, принятая еще 16 июля 1925 года. В окончательном виде проект переоборудования следовало представить к 1 октября. Однако в ходе проектирования появилась возможность воспользоваться вновь созданными одноорудийными 180-мм башенными установками. Утвержденная 25 декабря 1926 года программа модернизации предусматривала наличие пяти таких установок на каждом корабле. Правда, принятая в таком виде система вооружения увеличивала водоизмещение, а значительная масса башен (по 120 т каждая), расположенных на верхней палубе, потребовала применения бортовых наделок (булей) для увеличения остойчивости крейсеров.
В декабре того же года Балтийский завод получил задание на составление проекта перевооружения легкого крейсера «Ворошилов», а проектирование «Красного Кавказа» проводилось на Николаевских государственных заводах. Все работы ориентировочно намечалось завершить к 1 сентября 1929 года. Стоимость переоборудования обоих кораблей промышленность оценивала (с учетом боезапаса) в 41 млн. рублей, на его проведение Совет труда и обороны предварительно ассигновал 25 млн рублей.
Но на пути реализации этих планов неожиданно возникли финансовые затруднения. Чтобы уменьшить стоимость работ, 8 августа 1927 года у начальника технического управления ВМС РККА состоялось совещание по пересмотру тактико-технического задания. Однако, рассмотрев различные варианты, пришли к заключению, что снизить ее более чем на 2 млн. рублей на один корабль весьма проблематично. Даже отказ от пятой 180-мм башенной установки и замена 100-мм артиллерии на 37-мм без всяких других улучшений не устраняли финансовых проблем. По всей видимости, они-то и явились одной из основных причин отказа от достройки «Ворошилова».
Правда, на это решение могло повлиять и другое обстоятельство. Дело в том, что одна из комиссий, производя специальное обследование его турбин, поставила под сомнение их пригодность. Так или иначе, но в состав флота 25 января 1932 года вошел только один крейсер — «Красный Кавказ». В ходе модернизации от установки булей отказались; вооружение составили четыре 57-калиберные 180-мм одноорудийные башенные установки, столько же 76,2-мм зенитных пушек Лендера и четыре трехтрубных (по два с каждого борта) 533-мм торпедных аппарата. Водоизмещение корабля при этом возросло до 9030 м, а главные размерения оказались следующими: наибольшая длина 169,5, ширина 15,7 и осадка 6,6 м.
***
Собственно, а если вместо четырех-пяти одноорудийных башен, вооружить крейсер тремя двухорудийными башнями? При массе башни в 195 тонн, получим 780-975 тонн, двухорудийна башня (трехорудийная на «Кирове» весила 247,4 тонн) будет весить 221,2 тонны. Таким образом, три двухорудийные башни будут весить всего 663,6 тонн. А учитывая, что планируется разместить башни не линейно-возвышенно, а линейно (т.е. убираем еще и барбеты), то получим существенную (более сотни тонн) экономию.
Вместо залпа в 390-487,5 кг (для 4-х и 5-и орудийной схемы соответственно), получаем залп в 585 кг. Однако выиграв в главном калибре артиллерии, придется пожертвовать в калибре зенитном. Впрочем, на 30-е годы опасность авиации недооценивается, да и действовать крейсер должен под зонтиком собственной авиации. Ну а потом (в годы ВОВ), запас на установку дополнительных зенитных пушек есть.