Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

15

На просторах рунета нашел обзорную статью, которая, думаю, будет интересна коллегам.

Югославия, как и многие страны Восточной и Южной Европы начала создавать свои танковые войска в межвоенный период. Собственного танкостроения в стране не было, поэтому танковые части комплектовались импортными машинами, в основном французскими. К апрелю 1941 г. югославская армия имела на вооружении танки Reno FT-17, Reno Kegress (югославский код M-28), R-35 (наиболее современные и мощные танки югославской армии), а так же противотанковое орудие Т-32 (37мм орудие) чехословацкого производства и танкетки TKF польского.

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

Reno Kegress

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

R-35

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

Т-32

В скоротечной войне 1941 г. югославские танковые войска были быстро рассеяны, часть техники была уничтожена, часть захвачена немцами.

Однако уже в 1943 г. югославские партизаны формируют свои первые механизированные части. Некоторую технику им удалось захватить у немцев и итальянцев, а со второй половины 1943г. начались поставки танков от западных союзников. Партизанам под руководством И. Броз Тито поставлялись танки М3 и М5 «Стюарт», позднее М4 «Шерман», САУ М7 «Прист» и М8, а так же бронеавтомобили американского и британского производства. Уже в 1944/45 г. появляются первые любопытные переделки трофейных танков и танков союзников. Так, на шасси Стюарта М3 было сделано 3 варианта САУ: с 75мм орудием Pak. 40, счетверенной 20мм зенитной установкой и 150мм гаубицей SiG-33. Так же был «модернизирован» захваченный у немцев Somua S-35 – вместо 47мм орудия на него, несколько видоизменив переднюю часть башни, установили английскую 57мм пушку с бронеавтомобиля.

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

варианты САУ на базе танка Стюарта М3 с 75мм орудием Pak. 40 и со счетверенной 20мм зенитной установкой

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

Somua S-35 с английской 57мм пушкой

С 1944 г. югославская армия стала получать и советскую технику: танки Т-34 и Т-34-85, самоходные установки СУ-76, СУ-85, СУ-100 и ИСУ-152. Поставки Т-34-85 и СУ-100 продолжались и после окончания войны. Скорее всего, югославская армия так и осталась бы покупателем советской бронетанковой техники, если бы в 1948 г. не произошел политический разрыв между руководством СФРЮ и СССР. Югославия оказалась отрезанной от поставок военной техники из стран социалистического лагеря, что, вместе с враждебным отношением со стороны СССР и его союзников, побудило руководителей СФРЮ начать закупки танков и САУ на Западе. В период с 1948 по 1955 г. армия Югославии получила танки М4 Шерман различных модификаций, САУ М36, М18 и М7, а с 1953 г. танки М47 Паттон II.

Однако закупки иностранной техники не были единственным направлением насыщения танками армии СФРЮ. Уже в 1949 г. Иосип Броз Тито поставил перед руководителями предприятий тяжелой промышленности задачу разработки собственного танка. В 1950 г. на параде в Белграде прошли первые танки, созданные в рамках этой программы. Они получили наименование Vozilo-A или Тип А. Для быстроты создания собственного танка югославские конструкторы фактически скопировали корпус, ходовую часть, двигатель и орудие Т-34-85. Лобовое бронирование корпуса было увеличено до 50мм при наклоне в 30 градусов, а вот башня была разработана самостоятельно. Новая башня была элипсовидной формы с усиленным бронированием: 100мм – лоб, 82-86мм борт и 60мм корма башни. Танк получил также трофейные немецкие прицелы, пулеметы MG-42, а на крыше башни был установлен американский пулемет Brouning М2. Пушка, копия советской 85мм С-53, получила дульный тормоз немецкого типа. Радиостанция – английская SET 19WF. Танки получились на 3-4 тонны тяжелее Т-34-85, они испытывали проблемы с двигателем и трансмиссией и потому после выпуска предсерийной партии в 5 или 7 машин были сняты с производства. Известно об опытной установке на танк Vozilo-A 75мм орудия с танка Pz. IV.

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

Vozilo-A

Так же был разработан проект танка (по другим данным самоходного орудия) Vozilo-B. Он отличался от первого типа установкой 90мм американского орудия с САУ М36. Еще одна попытка создать современный средний танк, используя конструкцию танка Т-34-85, была в 1954-55 годах, когда был запущен проект под индексом М-628 – код «Galeb» – «Чайка» с переработанной силовой установкой и усиленной броней корпуса. Было разработана 2 варианта с 85мм орудием – М-628AC и с 90мм – М-628AR. Была выпущена пробная серия из 5 машин без вооружения и средств связи, но на вооружение они приняты не были, так как оба орудия уже не отвечали современным требованиям по бронепробиваемости.

Параллельно с этим проектом с 1955 г. разрабатывался и принципиально новый танк под кодом М-320. Для него была использована ходовая часть, созданная по образцу ходовой танка М47, формы корпуса и башни были оригинальными, разработанными с учетом анализа форм танков М4, Т-34-85 и М47. Бронирование корпуса: ВЛД — 75 мм/60 гр., НЛД — 55 мм/55 гр., борт – 35-50мм, корма 35мм, бронирование башни: лоб – до 105мм, борт и корма 50-52мм. Экипаж – 5 человек. Двигатель В2 – дизельный. Орудие 90мм L/52 с боекомплектом в 50 снарядов. Был построен опытный образец, однако, по результатам испытаний выяснилось, что по боевым свойствам танк уступает М47, поэтому на вооружение он не был принят.

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

опытный танк М-320

В середине 1950-х годов произошла нормализация отношений СФРЮ с СССР, и было возобновлено военно-техническое сотрудничество. В Югославию, в числе прочего, была поставлена опытная партия танков Т-54. Именно тактико-технические данные этого танка легли в основу требований к новому югославскому танку, проект которого был обозначен, как М-636 «Condor» — «Кондор». Показатели бронирования были близки к данным по Т-54, двигатель использовался В-2 – прошедший модернизацию – мощностью 600 л.с. Подвеска собственной разработки по типу Т-34. Орудие 90мм, прошедшее испытание на М-320. В дальнейшем было решено использовать копию советского 100мм орудия с Т-54 (этот вариант известен под индексом М-636D). Опытные танки были созданы в 1959-60 годах, но помимо конструктивных недоработок, выявилась высокая стоимость их производства, худшие показатели, по сравнению с Т-54 и невозможность быстро развернуть массовое производство. В начале 1960-х программа была закрыта, а Югославия разместила в СССР большой заказ на поставку танков Т-54 и Т-55.

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

опытный танк М-636 «Condor»

Еще одним направлением работ югославских танкостроителей в 1950-х годах стала попытка модернизации, имевшихся у них танков М4 Шерман. Танк этот очень нравился югославским военным, но уже перестал отвечать требованиям, предъявляемым в 1950-е к бронетехнике. В танк М4А3 опытно установили дизель В-2, который производил югославский завод – этот проект получил шифр – М-634, однако позднее от модернизации Шерманов решили отказаться, а имевшиеся в войсках, частью переоборудовали в инженерную технику, а частью сдали на хранение и передали территориальным войскам. Последняя попытка переоборудования Шермана в САУ была предпринята на рубеже 50/60-х годов, когда вМ4 опытно установили 122мм орудие – аналог советской пушки А-19, при этом был использован опыт установки в М4 двигателя В-2. Машина получила индекс SO-122 (SO – самоходное орудие). Однако бронепробиваемость 122 мм орудия оказалась ниже, чем у 100мм пушек Т-54. Быть же САУ поддержки машина не могла из-за малого угла возвышения орудия – всего 10 гр. В 1962 г. данный проект был закрыт.

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

М-634 и SO-122

Рассказ о югославских танках-переделках был бы неполным без упоминания еще одной феерической машины, родом из 1990-х годов – во время гражданской войны в Югославии все стороны конфликта активно использовали старые танки и САУ: Т-54, Т-34-85, М36, М18. В дело шли и самодельные броневики и САУ, вот в этом как раз плане и была сделана одна парадоксальная трансплантация: на корпус танка Т-55 установили башню от САУ М18.

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

танк Т-55 с башней от САУ М18

Кстати, данная машина уже привлекла внимание мододелов из бывшей Югославии. Они ее очень ждут в WoT. )))

Краткая история югославского послевоенного танкостроения или Получится ли колючая проволока при скрещивании ежа с ужом?

источник: http://alex-mistch.livejournal.com/2524.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account