Источник: http://kiri2ll.livejournal.com/86481.html
Когда смотришь/читаешь старую фантастику, где действие происходил в далеком по времени ее создания, но близком для нас году, часто накатывает чувство того, что я бы назвал “ненаступившим будущем". Да, в некоторых сферах прогресс достиг таких высот, о которых раньше мало кто мог мечтать. Но, по состоянию на 2014 год ("Космическая одиссея" состоялась уже 13 лет назад, до событий "Бегущего по лезвию" осталось всего 4 года), титанические космические станции вовсе не кружатся возле Земли под звуки классической музыки, подростки не катаются на левитириющих досках, небо не заполнено летающими машинами, рекламные дирижабли не призывают переселяться во внешние миры, а боевые корабли все еще не горят на подступах к поясу Ориона. Хотя насчет последнего пункта — это наверно к лучшему.
Но хоть все оно так и осталось фантастикой, это не значит, что никто никогда не пытался изучить перспективы этого самого возможного будущего. Вот например, в 70-е годы, исследовательский центр Эймса совместно со Стэнфордским универститетом провели серию исследований на предмет создания постоянных поселений в космосе и оптимальных конструкций таких астросооружений.
С тех пор прошло 40 лет. Настоящих колоний в космосе так и не было создано, и непонятно будет ли: все таки можно мечтать сколько угодно, но экономическую реальность тоже никто не отменял. Тем не менее, от тех исследований осталась целая серия концепт-артов, разглядывая которые порой можно ощутить то самое чувство ненаступившего будущего.
Стэнфордский тор
Это сооружение должно было стать домом для 10 000 человек. Конструктивно он представлял собой тор диаметром около 1,8 километра, который бы вращался вокруг своей оси со скоростью один оборот в минуту, создавая искусственную гравитацию в 0,9 — 1 g во внутренней части внешнего кольца.
Часть кольца отводилась для занятия сельским хозяйством, часть – для жилых помещений.
Солнечный свет должен был поступать внутрь через систему зеркал.
Кольцо соединялось со ступицей через “спицы” являющимися коридорами для движения людей и грузов из оси и обратно.
Поскольку ступица на вращающейся оси станции испытывала наименьшую центробежную силу то она лучше всего подходила для оборудования стыковочного узла для приема космических кораблей.
Внутреннее пространство тора имело достаточно большие размеры для создания искусственной экосистемы и внутри было бы подобно длинной узкой ледниковой долине, чьи концы изгибались вверх, чтобы сформировать круг.
Плотность населения Стэнфордского тора должна была соответствовать густонаселенному пригороду.
Сфера Бернала
Оригинальный вариант этого сооружения был разработан еще в 1929 году Джоном Десмондом Берналом и представлял собой наполненную воздухом сферу диаметром 16 километров, способную вместить 20 — 30 тысяч человек.
Вариант Стэнфордского университета был рассчитан на 10 тысяч человек.
Диаметр такой сферы должен был составить 500 метров, а скорость вращения — 1,9 оборота в минуту. Это бы создало на экваторе сферы искусственную гравитацию подобную земной.
Из-за этих конструктивных особенностей, внутренний ландшафт должен был походить на большую долину, проходящую по экватору сферы.
Солнечный свет проникал во внутренность сферы через сеть внешних зеркал и направлялся через большое окно на полюсе сферы.
Форма сферы была признана оптимальной для сдерживания внутреннего давления и отражения солнечной радиации. Предполагалось создание специального отделения для занятия сельским хозяйством. Существовал также проект большой сферы Бернала, диаметром 1800 метров и длиной экваториальной окружности 6.5 километров. Предполагалось, что такое сооружение сможет стать домом для 140 000 человек.
Цилиндр О`Нила
Наибольший, из всех рассматривавшихся проектов поселений, предполагавшее постоянное население в 1 миллион человек был предложен ученым Джерардом О`Нилом. Конструктивно, вариант О`Нила представлял собой два вращающихся в противоположных направлениях со скоростью 40 оборотов в час цилиндра, длиной 32 и диаметров в 8 километров, связанных друг с другом с концов штоками через систему подшипников.
Каждый цилиндр имел шесть равных участков полос по длине цилиндра — три окна и три “суши”, где располагались бы строения. С обратных сторон окон находились большие зеркала, чьим назначением было отражать солнечный свет внутрь цилиндра через окна. За счет постепенного движения зеркал предполагалось воссоздать эффект изменения в течении земного дня угла падения солнечных лучей. Ночь должна была имитироваться открытием зеркал, что позволило бы окнам отображать вид открытого космоса, а также излучать лишнее тепло в космос.
Внешнее сельскохозяйственное кольцо могло менять скорость вращения в целях повышения урожайности. Промышленный блок располагался бы в середине – считалось, что условия микрогравитации будут способствовать производству ряда материалов.
Атмосфера поселения состояла бы из 40 % кислорода и 60 % азота с давлением в половину земного.
Благодаря огромному внутреннему объему, предполагалось, что внутри цилиндра возникла бы собственная погодная система.
Чтобы избавиться от астрономических расходов по транспортировки материалов для сборки станции с Земли, цилиндры О`Нила должны были изготавливаться с помощью материалов, добытых на Луне и доставленных с помощью электромагнитной катапульты.
Разумется, с нынешними технологиями все эти проекты выглядят утопически. Чтобы быть более конкретным, приведу пример. Расчетный вес сферы Бернала составляет 4 миллиона тонн. А теперь возьмем одно из самых выдающихся инженерных сооружений всех времен — Международную космическую станцию, которая создается на орбите вот уже свыше 15 лет. МКС является домом для 6 космонавтов, весит чуть более 400 тонн и текущие затраты на ее создание оцениваются в 150 миллиардов долларов. Если попытаться представить сколько времени и средств потребовалось бы для создания сферы Беранала с нынешними технологиями… не уверен, что на обычном калькуляторе хватит нулей для этого.
Тем не менее, возможно что что-то из этих наработок все же найдет свое применение — не сейчас, не через 20 лет, но со временем, если мы конечно когда-нибуль достигнем такого уровня развития и в этом будет необходимость. И кто знает, возможно в каком-нибудь отдаленном будущем такие сооружения все же будут кружить в космосе под классическую музыку?
P.S. Большая часть концептов взята отсюда. Там же можно найти их в большем разрешении.