Кораблестроительная программа 1898 года. Дальний восток при императоре Михаиле.

1

Год 1898 выдался нелегким. Смерть любимого народом императора Георгия и начало правления Михаила. Отставка некоторых министров, коим государь не выразил монаршего доверия. Ожидание «триумфального» возвращения великого князя Алексея, слава богу, не случившееся. Все это добавляло нервозности в Морском министерстве. Не радовали и новости с дальневосточного театра.

 

Когда в свое время китайцы заказали в Германии два броненосца типа Дин-Юань и стали самой сильной морской державой в регионе это совершенно не обрадовало русское правительство. Когда же китайская эскадра нанесла визит, в совершенно не укрепленный, Владивосток стало понятно, что так жить нельзя. Было решено максимально укрепить форпост России на Дальнем Востоке и построить эскадру достойную великой державы и способную защитить ее интересы в случае необходимости. Решать эту задачу начали еще при Александре Миротворце, продолжили при Георгии Добром, но закончить ее довелось императору Михаилу.

Специально для дальневосточного театра были построены два мощных рейдера Рюрик и Россия. Они были хорошо вооружены и обладали очень большой дальностью плавания. Были, впрочем, у них и недостатки. Главным из них была совершенно недостаточная защита артиллерии. Соответствующие выводы были сделаны и построены эскадренные броненосцы Пересвет и Ослябя. Фрегатские имена намекали на крейсерское назначение кораблей, а мощная десятидюймовая артиллерия в башнях была бы недурна и в эскадренном сражении. Получалась достаточно мощная эскадра, способная появится в любой точке тихого океана для защиты русских интересов. Или же разделившись поодиночке парализовать судоходство враждебной страны.

И все бы было хорошо, если бы не Япония, отношения с которой медленно, но верно портились. Сначала японцы, победив войне, ослабевший Китай захватили один из ее броненосцев. Не успели отгреметь последние залпы войны,  японский флот снова усилился двумя новейшими броненосцами английской постройки.

Эти два броненосца однозначно превосходили и по вооружению и по бронированию строившиеся броненосцы-крейсеры. А тут еще донеслись слухи о спущенных на воду в Эльсвике двух броненосных крейсерах типа Асама, столь же однозначно превосходящих русские рейдеры. Таким образом, планируемое русское доминирование оказалось под вопросом.

А Япония не собиралась останавливаться на достигнутом, Амбициозная программа 6+6 (шесть броненосцев и шесть броненосных крейсеров) должна была поставить Японию в ряд ведущих военно-морских держав. К слову сказать, Россия имела на Балтике в то время всего лишь пять броненосцев, включая сильно устаревший и потому потерявший всякое значение «Петр Великий». Среди остальных относительно современными были броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий». Правда проходили испытания или готовились к ним еще три броненосца типа «Полтава», но у Российской империи Тихоокеанский театр был не единственным.

Надо сказать, что военное судостроение в царствование императора Георгия значительно улучшилось. Продуманное и своевременное финансирование,  а также иные меры привели к тому, что скорость и качество постройки прилично улучшилось. До уровня Англии, конечно, не доросли, но перспективы весьма обнадеживали.

Принятая ранее «Предварительная судостроительная программа 1896» благополучно выполнялась, и было решено составить новую программу, которая вошла в историю как «Судостроительная программа для нужд Дальнего Востока 1898».

Итак, напомню, в строю находились броненосцы:

1) Император Петр Великий

2) Император Александр II

3) Император Николай I

4) Наварин

5) Сисой Великий.

* Броненосец Гангут, увы, затонул после аварии. Его подняли… и не знали что дальше делать.

Крейсера первого ранга:

  1. Адмирал Нахимов
  2. Дмитрий Донской
  3. Владимир Мономах.
  4. Адмирал Корнилов.
  5. Светлана
  6. Рюрик

Прочие корабли в силу древности постройки и исчезающе малого военного значения упоминания не заслуживают.

Готовились к испытаниям.

Броненосцы:

  1. Полтава
  2. Петропавловск
  3. Севастополь

Броненосцы береговой обороны

  1. Адмирал Ушаков
  2. Адмирал Сенявин

Достраивались на плаву

Броненосцы

  1. Пересвет
  2. Ослябя

Крейсер Россия.

Строятся

Броненосцы (типа «улучшенный Пересвет»)

  1. Победа
  2. Слава

Крейсера (типа «улучшенная Светлана»)

  1. Паллада
  2. Диана
  3. Аврора
  4. Юнона

*Последние две строились по несколько измененному проекту

Минные крейсера

  1. Алмаз
  2. Яхонт

А также несколько миноносцев и канонерских лодок.

К тому времени молодой морской генеральный штаб определился с необходимым количеством кораблей в эскадре. Предполагалось, что линию должны составлять восемь броненосцев разделенных на два отряда. Впоследствии неоднократно утверждалось, что количество восемь было ответом на японскую программу. То есть, на шесть японских броненосцев предполагалось выставить на два больше и таким образом получить перевес. На самом деле генштаб пришел к такому количеству кораблей в линии еще в 1897 году, когда подробности японской судостроительной программы еще не были известны. Дальнюю разведку при эскадре должны были осуществлять восемь крейсеров (по одному на каждый корабль линии). Ближняя разведка и охранение возлагалась на четыре минных крейсера и 12 контрминоносцев.

Первыми определились с броненосцами.  Поскольку четыре уже строились, оставалось построить еще четыре. Необходимость иметь в одном соединении однотипные корабли так же не вызывала сомнения. Поэтому новый проект был развитием предыдущих Пересвета и Победы. Главным отличием был отказ от трехвальной силовой установки и несколько пониженный и более короткий полубак. Две трубы вместо трех несколько испортили силуэт, но в целом преемственность была видна невооруженным глазом.

Кораблестроительная программа 1898 года. Дальний восток при императоре Михаиле.

Следующими на очереди были крейсера. Хотя строящиеся «богини» в основном устраивали заказчика, решено было усилить вооружение. Надобно сказать, что иное вооружение получила уже вторая пара крейсеров, концевые шестидюймовки остались без изменения, а вот место бортовых заняли 8 120мм орудий системы Канэ. На следующих крейсерах, по замыслу руководства министерства было бы необходимо иметь 10-152мм и 12-75 орудий, скорость предполагалось довести до 22-23 узлов, а водоизмещение до 4500-5000 тонн. Минные крейсера должны были в целом повторять тип «Алмаз» с несколько увеличенной скоростью.

Но тут в процесс проектирования, в который раз, вмешался случай. Случай этот назывался генералом Пестичем. Сей уважаемый генерал, весьма авторитетный специалист в области артиллерии  в свое время подведший теоритическую базу под принятие на вооружение скорострельных орудий системы Канэ, пришел к выводу, что столь восхваляемые им ранее орудия шестидюймового калибра не являются более наивыгоднейшими. Куда лучше, утверждал он, вместо них иметь на строящихся кораблях орудия калибром восемь дюймов. Более тяжёлые снаряды последних, нанесут предполагаемому противнику куда более значимые повреждения. Кроме того на все более увеличивающихся дистанциях точность стрельбы также будет выше у более крупных калибров. Практика, как известно, критерий истины. Единственным кораблем с новым восьмидюймовками под рукой был «Храбрый» (Россия уже ушла на ДВ), вот он и отстрелялся по выведенному из состава флота броненосцу «Не тронь меня».

Кораблестроительная программа 1898 года. Дальний восток при императоре Михаиле.

Предположения генерала полностью подтвердились. Реакция МГШ не заставила себя ждать. Для начала решено было усилить вооружение на крейсерах, для чего концевые орудия сделали восьмидюймовыми. Следующим шагом стало усиление вооружения броненосцев. Полностью сделать средний калибр восьмидюймовым, однако, не решились. Слишком уж большое потребовалось количество переделок. Так что ограничились добавлением четырех 203мм орудий.

Отдельную дискурсию вызвали броненосные крейсера. Стоимость этих кораблей вплотную приближалась к стоимости броненосцев, а понимания их тактического назначения не было. Все же пристальное изучение последних конфликтов, в особенности Японо-Китайской войны показало что иметь в составе эскадры быстроходное крыло крайне полезно. Так же было ясно, что бронепалубные крейсера имеют для этого недостаточную боевую устойчивость. В конце концов, пришли к мнению о необходимости иметь отряд в три-четыре броненосных крейсера. Оставалось лишь определиться с типом.

Кораблестроительная программа 1898 года. Дальний восток при императоре Михаиле.

К рассмотрению были предложены различные варианты крейсеров. Одни специалисты указывали на несомненные достоинства французских «Адмирал Шарне».

Кораблестроительная программа 1898 года. Дальний восток при императоре Михаиле.

Другим нравилось мощное вооружение итальянских «Джузеппе Гарибальди».

Кораблестроительная программа 1898 года. Дальний восток при императоре Михаиле.

Третьи предлагали, не мудрствуя лукаво взять за образец строящиеся японские крейсера.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

54 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account