Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год

20

Пока готовиться материал на глобальную серию альтернативы с 1906 года по развитию флота, предлагаю вам по статейную подборку по российскому императорскому флоту на 1883, с картинками как вы любите)). Есть справочник на 1877 о котором я уже писал, но по более поздним периодам такой работы по моим данным никто не делал, да и просто интересно как менялся флот. К альтернативе это не имеет никакого отношения, поскольку я использовал реальные данные, которые мне были доступны, возможны ошибки и буду рад, если поправите меня. Большинство боковиков, которые представлены я делал сам поэтому можете использовать если вам необходимо. Корабли и суда в едином масштабе.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

Как такового командующего на Балтийском флоте не было. Старшим из адмиралов был главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта, с 1871 генерал-адъютант, адмирал Пётр Васильевич Казакевич (Козакевич).  В море флотом командовали старшие флагманы и начальники отдельных отрядов.

Кардинального изменения в организационной структуре не произошло, главной силой была практическая эскадра, в которую включалась большая часть боеготовых судов, хотя основными ее задачами в мирные годы были: обучение команд по всем отраслям военно-морского дела, изучение командирами и офицерами судов вероятных театров военных действий; испытания на судах новых видов артиллерийского и минного вооружения и технических усовершенствований в области морского дела. Однако в 1883 году вместо эскадры в плаванье находилась практическая шхерная эскадра под командованием контр – адмирала Владимир Петрович Шмидт, а непосредственно практическая эскадра Балтийского моря была исключена из компании приказом № 98 командира Кронштадского порта.

Эскадра вступила в компанию 25 мая 1883 года и плавала в Финском заливе и финских шхерах. В ее состав включили в основном суда с небольшой осадкой вроде канонерских лодок типа «Ерш» (головная лодка занималась производством гидрографических работ в Финляндских шхерах) и отрядов миноносок.

Кстати о пополнении флота, по сути ничего глобального не было. За с 1877 по 1883 смогли ввести в строй только 6 оставшихся винтовых клипера типа «Крейсер», 4 так называемых «американских» крейсера (по сути мобилизованные пароходы «Европа», «Азия», «Африка» и специальной постройки клипер «Забияка»), из броненосных кораблей только полуброненосный фрегат «Владимир Мономах» хотя и вступил в строй но на середину года продолжал проходить приемочные испытания. Зато упоминавшийся миноносок только на Балтике было 94 штуки (правда, включая две типа «Ярроу 75-футовые» которые уже были сданы Петербургскому порту), все постройки  1877 – 1879 годов. Вся эта маломерная свора была сведена в отряды в среднем из пятнадцати миноносок, к сожалению их конкретный состав не нашел, каждому из которых придавались две баржи и пароход для их буксировки. В зависимости от задачи они прикреплялись в компанию к отдельным эскадрам и отрядам, либо портам. Формально считалось, что миноносок было построено 19 различных типов, но в реальности более 2/3 относились к типу «Ярроу» которые отличались в первую очередь вооружением (могли ставить все что угодно — 381-мм торпедный аппарат, шестовые, буксирные, бросательные или метательные мины). Еще 10 относились к типу «Бомба», а остальные были построены в одном-трех экземплярах.

Кроме шхерной эскадры миноноски причислялись к учебно-минному отряду, который занимался подготовкой специалистов в области минного дела, применения торпедного оружия, да и вообще всех кто был связан с новомодным тогда электричеством. Кроме него традиционно существовал учебно-артиллерийский отряд для подготовки комендоров и артиллерийских офицеров, а так же отряд судов морского училища для плаванья с гардемаринами.

Отдельно о силах за пределами Балтийского моря. Если исключить отдельные корабли которые уходили в плаванья с визитами вежливости по портам Северной Европы или в учебные в Северную Атлантику, то таковых без судов Архангельской флотской роты которые тоже относились к Балтийскому флоту. было два. Отряд кораблей в греческих водах (по сути Средиземноморская эскадра) и отряд судов Тихого океана, в среднем в них входили по 2-5 судов, при этом традиционно на Дальнем востоке кораблей было больше при этом практически в обязательном порядке в состав отряда включался броненосный фрегат.  И еще одна особенность если на Средиземном море суда менялись через пень колоду (то есть клипер мог учапать в Америку, а на его замену какой нибудь корвет придет только через месяц), на Тихом океане все было строже, замена происходила только после того как с Балтики приходили новые корабли.

Далее корабельный состав Балтийского флота на 1 июля 1883 года, поскольку воспринимать графически все корабли сложно сначала дублирую текстом, тем более что бы графику не перезагружать часть я не стал прорисовывать.

Практическая броненосная эскадра (в плаванье не посылалась): броненосный корабль «Пётр Великий», БрФр «Генерал-Адмирал», «Князь Пожарский», «Адмирал Грейг», «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов», мониторы «Ураган», «Тифон», «Стрелец», «Единорог», «Вещун», «Колдун», «Перун», «Латник», «Броненосец», крейсер II ранга «Европа», реч. п/х «Ильмень».

Практическая шхерная эскадра (в компании): броненосная батарея «Не Тронь Меня», броненосная башенная лодка «Смерч», пароходо-Фр «Олаф», КЛ «Бурун», «Град», «Дождь», «Туча», «Вихрь», «Буря», «Снег» (типа «Ёрш»). Кроме того к эскадре причислялись один-два отряда миноносок и ряд вспомогательных судов, в т.ч. морской п/х «Днепр».

Учебно-­артиллерийский отряд: учебное судно «Севастополь», броненосные батареи «Кремль», «Первенец», броненосная башенная лодка «Русалка», монитор «Лава», КЛ «Гроза», кроме того к отряду причислена КЛ «Щит» (типа «Домовой»)

Учебно-минный отряд: БрФр «Адмирал Лазарев», броненосная башенная лодка «Чародейка», броненосная канонерская лодка «Мина», пароходо-Фр «Владимир», винт. клипер «Жемчуг», «Изумруд», ММ «Взрыв». Кроме того к отряду причислялись один-два отряда миноносок.

Миноноски БФ: Были сведены в отряды в среднем из пятнадцати миноносок, которые прикреплялись в компанию к отдельным эскадрам и учебным отрядам, либо портам. Миноноск. «Дрозд», «Дятел»,  «Жаворонок», «Журавель», «Змея», «Зяблик», «Иволга», «Индюк», «Какаду», «Камбала», «Канарейка», «Карась», «Кобчик», «Колибри», «Коноплянка», «Корюшка», «Кречет», «Крокодил», «Кукушка», «Курица», «Альбатрос», «Бекас», «Ворон», «Глухарь»,  «Дельфин», «Дракон», «Свиристель», «Судак», «Тетерев», «Треска», «Угорь», «Удав», «Уж», «Утка», «Фазан», «Филин», «Хамелеон», «Цапля», «Чайка», «Ястреб», «Орел», «Осетр»,  «Павлин», «Пеликан», «Перепел», «Пискарь», «Плотва»,  «Попугай», «Аист», «Акула», «Налим», «Нырок», «Белуга»,  «Куропатка», «Ласточка», «Лебедь», Лещ»,  «Лосось», «Малиновка», «Голубь», «Горлица»,  «Грач», «Гусь», «Дрохва», «Скворец», «Снигирь», «Сова», «Сокол», «Соловей», «Сом», «Петух», «Рябчик», «Саламандра», «Сардинка», «Сельдь»,  «Сиг» (типа «Ярроу»),  «Бомба», «Булава», «Копье», «Лук», «Меч», «Палица», «Пращ», «Стрела», «Штык», «Ядро» (типа «Бомба»), «Ракета», «Самопал» (типа «Ракета»), «Касатка» (одноименного типа), «Галка» (одноименного типа), «Сирена» (одноименного типа), «Селезень» (одноименного типа).

Отряд судов в греческих водах: винт. клипера «Джигит», «Стрелок». Кроме того в отряд входила винт. шхуна «Псезуапе» ЧФ.

Отряд судов Тихого океана: БрФр «Герцог Эдинбургский», винт. Корв. «Скобелев», винт. клипера «Разбойник», «Наездник».

Кроме того в состав Балтийского флота входили:

— суда которые возвращались, уходили или готовились в дальнее плавание: БрФр «Минин» (готовился к уходу на Дальний Восток), винт. клипер «Опричник» (направлялся на Дальний Востоке»), винт. Фр «Светлана», винт. Корв.  «Баян» (готовились к уходу на Средиземное море), винт. клипера «Пластун», «Вестник» (возвращались с Дальнего Востока).

— отряд судов морского училища: пароходо-Фр «Рюрик», Корв.  «Богатырь», «Варяг», «Аскольд», КЛ «Отлив», Корв.  «Боярин», «Гиляк», парус. яхты «Королева Виктория», «Забава», ботик «Горлица», тендер «Кадет».

— суда не назначенные в компанию, проходившие испытания или назначенные в вооруженный резерв: «Владимир Мономах» (проходил испытания), ФрБр «Петропавловск», винт. Корв.  «Воевода», винт. клипер «Крейсер», «Гайдамак», «Забияка», крейсера II ранга «Африка», «Азия».

— отряд судов гвардейского экипажа: импер. яхты «Держава», «Царевна», «Александрия», «Славянка», паровая яхта «Стрельна», паровая яхточка «Голубка», реч. п/х «Онега», паровые катера «Дагмар», «Птичка» (императорский), «Птичка» (генерала­адмирала), парус. имп. яхта «Никса», ботик «Увалень», голландский буер № 1, гребные катера императорской фамилии № 1, № 2, № 3, генерала­адмирала, командира Гвардейского экипажа, верейка цесаревича;

— суда Балтийского флота на Белом море (Архангельская флотская рота): п/х «Самоед (II)», винт. шхуны «Бакан», «Полярная звезда», ряд вспомогательных судов и плавсредств.

— суда Кронштадтского порта: пароходо-Фр «Смелый», «Храбрый», КЛ «Хват», трансп. «Красная Горка», п/х «Волга», реч. п/х «Ижора», ботик «Малютка» и другие вспом. суда и плавсредства.

— суда Ревельского порта: винт. шхуны «Самоед», «Секстан», «Компас», трансп. «Артельщик», реч. п/х «Петербург», «Ладога» и другие вспом. суда и плавсредства.

— суда Петербургского порта: парус. яхта «Костя», ботик «Увалень», миноноски «Воробей», «Ворона» (типа «Ярроу 75-футовые»), реч. п/х «Ястреб» и другие вспом. суда и плавсредства.

— суда Свеаборгского порта: КЛ «Коршун» и другие вспом. суда и плавсредства.

— суда Балтийской гидрографической экспедиции: КЛ «Ёрш», «Картечь», реч. п/х «Работник», «Невка», «Фонтанка».

Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год

Корабельный состав Балтийского флота на 1 июля 1883 года

 

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

За 6 лет серьезных изменений в черноморском флоте не произошло, он продолжал много кратно и в качественном и в количественном плане уступал османскому. Однако при условии, что в июне 1883 года заложили сразу 3 броненосного корабля типа «Екатерина II» ситуация начала меняться.

Из изменений которые реально произошли к 1 июля 1883 можно отметить два аспекта:

  1. Флот начал пополняться новыми кораблями, хотя и не совсем теми которые бы серьезно подняли боевую ценность соединения. Это безбронный крейсер «Память Меркурия» примерно такого же качества как и уже упоминавшийся клипер «Забияка» и конечно же миноноски правда их было меньше чем на Балтике, а именно 11 штук (еще 4 отправили на Дальний Восток еще в 1880). Но на Черном море уже был полноценный миноносец «Батум» еще 4 типа «Сухум» готовились вступить в строй.
  2. На Черноморском флоте наконец то появились какие то внятные тактические соединения: практический отряд (эквивалент практической эскадры БФ) и учебно-минный. Пока они были незначительны, но начало было положено.

Кстати, несмотря на свою малочисленность еще умудрялись отправлять корабли на службу в Средиземное море, в основном шхуны и пароходы. Командующий на 1883 год как главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Алексей Алексеевич Пещуров.

Далее корабельный состав Черноморского флота на 1 июля 1883 года

Практический отряд: броненосные самоходные плавучие батареи «Новгород», «Вице-адмирал Попов», винт. Корв.  «Воин», «Сокол» (для обучения команды морскому делу).

Учебно-минный отряд: крейсер «Память Меркурия», ММ «Батум», миноноски «Сулин» (одноименного типа), «Черепаха», «Бычек» (типа «Бычок»), «Карабин» (одноименного типа), «Кефаль» (одноименного типа), «Сорока» (типа Ярроу), «Щука», «Щегленок», «Ящерица» (типа «Щука»), «Скумбрия», «Султанка» (типа «Скумбрия»), причисленная к отряду винт. шхуна «Гонец».

Кроме того в состав Черноморского флота входили:

-суда находящиеся в отдельном плаванье: винт. шхуна «Псезуапе» (в Средиземном море).

-суда приписанные к Севастопольскому порту: яхта «Эриклик», п/х «Опыт», винт. шхуна «Редут-Кале», п/х «Пендераклия», паровой катер «Батум», паровые КА № 44, № 6, «Мэб», № 19, № 4, мин. КА № 1.

-суда приписанные к Николаевскому порту: реч. мон. «Никополь», «Систово», имп. яхта «Штандарт», винт. шхуна «Абин», миноноска № 5, паровые КА № 18, «Дооб», № 25, № 6, № 29, № 5, № 7

— суда приписанные к Одесскому порту: пароход «Сестрица», винт. шхуны «Бомборы», «Дон», п/х «Сулин», «Турок».

— суда приписанные к порту Керчи: винт. шхуна «Питцунда», п/х «Прут», паровые КА № 4 (как бранвахта Керче-Еникалейского пролива), № 7, «Сухум – Кале», «Первенец», «Севастополь»,

— суда приписанные к Очаковскому порту: винт. шхуна «Ингул», трансп. «Инкерман».

— суда приписанные к порту Батуми:винт. шхуна «Салгир» (как лазарет),.

— суда отдельной съемки Черного моря: винт. шхуна «Казбек», парусный тендер «Буг», паровые КА «Веста», «Гагры», «Птичка», «Синоп», «Чичагов».

Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год

Корабельный состав Черноморского флота на 1 июля 1883 года

СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

Сибирская флотилия к 1883 как впрочем м в течении 50-ти лет в дальнейшем сохраняла те же функции. Ее корабли и суда:

  • несли стационерную службу в портах Китая, Кореи и Японии;
  • крейсировали вдоль побережья Восточной Сибири, в целях охраны промыслов;
  • проводили гидрографические работы;
  • осуществляли транспортные перевозки.

Но важной функцией стала так же охрана района единственного серьезного порта на Тихом океане – Владивостока и прилегающей к нему акватории. В то время, наконец то на постоянной основе к флотилии причислили корабль «крейсерского» типа, для замены уже полностью устаревшего пароходо-корвета «Америка», им стал клипер «Абрек». Но в основой флотилии продолжали считаться канонерские лодки, при том одну из них «Нерпу» даже с грехом пополам построили непосредственно на Дальнем Востоке, в Николаеве на Амуре.

Уделяли внимание и развитию нового на тот момент оружия – торпедного и минного. Для этого с Черноморского и Балтийского флотов на пароходах доставили 6 миноносок при том 3 разных типов. Все их свели в минный отряд Владивостокского порта. Еще одним соединением был отряд обороны Амурского залива (не путать с Амурским лиманом – это разные вещи), туда ввели все крупные боевые корабли, но в реальности клипер и канонерки чаще всего либо несли службу как стационеры, либо находились вместе с отрядом Тихого океана Балтийского флота, последний по сути и представлял основную военно-морскую силу империи в регионе. Командующий флотилии в данный период времени — контр-адмирал Фельдгаузен Александр Васильевич, как главный командир портов Восточного океана и Военный губернатор Владивостока. Далее корабельный состав Сибирской флотилии на 1 июля 1883 года

Отряд обороны Амурского залива: клипер «Абрек», КЛ «Морж», «Горностай», «Соболь» (типа «Морж»), «Нерпа» (одноименного типа). Минный отряд Владивостокского порта: «Подорожник (одноименного типа), «Форель», «Чижик», «Страус», «Стерлядь» (типа «Ярроу»), «Скорпион» (одноименного типа).

Кроме того в состав Сибирской флотилии входили: трансп. «Японец», «Манджур», винт. шхуны «Восток», «Ермак», «Тунгус», парусная шхуна «Фарватер» и ряд других вспомогательных судов, в т.ч. несколько п/х, ботов, барказов и барж. Устаревший пароходо-Корв  «Америка» использовался как брандвахта и готовился к списанию.

Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год

Корабельный состав Сибирской флотилии на 1 июля 1883 года

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

Оставалась самым малочисленным отдельным подразделением. О какой то структуре мне ничего неизвестно, вероятнее всего ее и не было. Основу боевого состава составляли как и на Дальнем Востоке канонерские лодки, при том самая старая «Тюлень» была построена еще в 1860, а две другие хотя и к рассматриваемому периоду находились в строю чуть больше 10 лет, в реальности были заложены так же в 60-е и строились около 7 лет. Однако в составе флотилии было достаточно много транспортов и других вспомогательных судов при том постройки и начала 80-х годов, собственно говоря, это не удивительно поскольку основное назначение флотилии было как раз в обеспечении транспортных перевозок, поскольку противника на море у них не было. Командующий как командир Бакинского порта и директор маяков и лоции Каспийского моря капитан 1 ранга Романов А.Е.  Далее корабельный состав Каспийской флотилии на 1 июля 1883 года.

КЛ «Тюлень», «Пищаль», «Секира». Кроме того в состав Каспийской флотилии входили: шхуны «Наср Эдин Шах», «Лоцман», п/х «Астрахань», «Аракс», «Баку», «Чикишляр», «Геок-Тепе», «Красноводск», паровые баркасы «Проворный», «Лёгкий»  и др. вспом. суда.

Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год

Корабельный состав Каспийской флотилии на 1 июля 1883 года

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account