Корабельные пушки эпохи парового и броненосного флота

19

КОРАБЕЛЬНЫЕ ПУШКИ

ЭПОХИ ПАРОВОГО

И БРОНЕНОСНОГО ФЛОТА

С. И. Титушкин

Крымская война, закончившаяся в 1856 г. жестоким поражением России, нанесла наиболее значительный ущерб русскому военному флоту, к тому же безнадежно устаревшему. Требовались экстренные меры для его восстановле­ния, причем уже на качественно новой основе. На русских верфях закладыва­лись и строились паровые винтовые ко­рабли, вооружить которые следовало и более совершенным оружием. К концу Крымской войны русская корабельная артиллерия включала в себя различные образцы гладкоствольных орудий, из них самые современные и мощные — 3-, 2-, 1.5-пудовые и 68-фунтовые бомбические каморные, а также 36-фунтовые однокалиберные бескамерные пушки.

Бомбические орудия предназнача­лись для поражения деревянных кораб­лей разрывными бомбами, но могли стрелять сплошными ядрами и различ­ными картечами; их калибр колебался от 273 (у 3-пудовых) до 214 мм (у 68-фунтовых), вес — от 6,2 т (у 3-пудо­вых) до 3,2 т (у 68-фунтовых), вес бомб и снарядов от 49 кг (у 3-пудовых) до 23 кг (у 68-фунтовых), а характер­ные особенности устройства — сравни­тельно копоткие стволы (длина 7— Ш калибров), наличие зарядных камор (цилиндрических или конических, мень­шего диаметра, нежели калибр орудий) и небольшой относительный вес заря­дов (1/7—1/10 к весу снарядов). 36-фунтовые (173-мм) однокалиберные бескаморные пушки вели огонь сплошными ядрами, а также разрывными граната­ми весом от 11 до 15 кг, картечами, книпелями и брандскугелями по корпу­сам, палубам, рангоуту и такелажу де­ревянных кораблей; такие орудия ве­сом около 3 т (длина ствола до 16 ка­либров) служили основным вооруже­нием парусных кораблей различных классов. На кораблях и в арсеналах ос­тавалось немало устаревших орудий: единорогов, каморных пушек, карронад и т. д. Все орудия крупных калибров изготовлялись из чугуна и лишь некоторые, в основном мелкокалиберные, из бронзы; орудийные станки — деревян­ные, традиционной четырех- или двух­колесной схемы. Наведение, торможе­ние отката и накат осуществлялись с помощью артиллерийского такелажа вручную. Заряды из черного зерненого дымного пороха заранее отвешивались и помешались в специальные цилиндри­ческой формы полотняные мешки (кар­тузы); воспламенялись они при стрель­бе ударными или фитильными «скорострельными трубками» через специаль­ный канал в казенной части (так на­зываемый запал).

Основные типы снарядов — сфери­ческие чугунные разрывные бомбы и гранаты, снаряжавшиеся черным дым­ным порохом, а также сплошные чу­гунные ядра, картечи, книпели и бранд-скугели. Заряжались все пушки и мор­тиры только с дульной части. После каждого выстрела канал ствола было необходимо банить от нагара (40% от веса заряда дымного пороха превра­щалось в твердые частицы). Вот поче­му скорострельность оставалась весьма низкой — выстрел в 8—15 минут (с на­водкой на цель). Имелось три следую­щих вида снарядов: картечь — из не­скольких гранат, ядер или пуль неболь­шого калибра для поражения открыто расположенной живой силы, рангоута и такелажа; книпель — из двух ядер (или полуядер), связанных отрезком цепи, служивший для разрушения таке­лажа и рангоута; брандскугель—зажи­гательный снаряд (полое ядро с отвер­стиями, снаряженное зажигательным составом). На кораблях артиллерия размещалась в открытых и закрытых батареях для стрельбы через пушечные порты преимущественно по борту и лишь частично на верхней палубе на поворотных платформах для обеспече­ния больших углов обстрела. Прочность палуб и отсутствие механизмов для на­ведения ограничивали вес орудий (5 т). Также учитывалось, что при использо­вании сплошных ядер с увеличением калибра эффективность огня возрастала незначительно по сравнению с весом пушки. Стрельба велась с использова­нием простейших прицельных приспо­соблений, дистанции артиллерийского боя не превышали 400—1000 м. Низкие скорострельность, точность и поражающее действие каждого отдельного ору­дия вынуждали устанавливать на кораб­лях максимально возможное количество орудий и вести огонь сосредоточенными залпами.

Вся эта артиллерия уже не отвеча­ла нуждам строившегося парового вин­тового флота, поэтому в 1856—1858 гг. на вооружение поступили чугунные од­нокалиберные пушки систем Дальгрена и Баумгарта, причем их и 30-фунтовые номера различались длиной стволов и весом, что делалось с целью размеще­ния пушек одного калибра на различных палубах двух- и трехдечных кораблей. Устаревшие образцы уже в 1861 г. на­чали заменяться — на Балтийском фло­те из 2070 орудий 1608 были 60-, 36- и 30-фунтовыми новых образцов.

Русское правительство, обеспокоен­ное интенсивным строительством бро­неносных кораблей в Англии и Франции, в 1861 г. приняло решение о создании собственного броненосного флота, пер­воначально для обеспечения береговой обороны на Балтике. Тогда же приняли решение обшить броней строившиеся в Кронштадте и Петербурге деревянные паровые фрегаты «Севастополь» и «Пет­ропавловск» (водоизмещение соответ­ственно 6135 и 6040 т). Отечественная промышленность к постройке паровых броненосных кораблей оказалась не го­това, поэтому первую броненосную же­лезную паровую плавучую батарею «Первенец» водоизмещением 3277 т за­казали в ноябре 1861 г. Темзинскому кораблестроительному заводу в Лон­доне. По типу этого корабля в Петер­бурге заложили в 1863 и 1864 гг. пла­вучие батареи «Не тронь меня» и «Кремль». И сразу же возникла пробле­ма — для того, чтобы эффективно по­ражать равноценные вражеские кораб­ли с железной броней толщиной до 114 мм, требовалась артиллерия, по су­ти дела, нового поколения.

На Волковом полигоне под Петер­бургом в 1859—1860 гг. проводились опыты — железные броневые плиты расстреливались наиболее мощными из со­стоящих на вооружении корабельными 60-фунтовыми гладкоствольными пушка­ми № 1; результаты оказались неудовлетворительными — даже с расстояния менее 185 м ядра не пробивали 114-мм броню. Неудачно закончились и опыты с 164-мм чугунными нарезными пушка­ми (1858—1859 гг.) системы итальянца Кавалли. Становилось ясно, что гладкоствольная артиллерия практически уже исчерпала возможности дальней­шего совершенствования; лишь нарез­ные крупнокалиберные орудия могли обеспечить поражение броненосных ко­раблей; такие пушки широко внедрялись в конце 50-х годов XIX в. в англий­ском и французском флотах. Вопрос о необходимости вооружения русского флота нарезной артиллерией принял на­столько серьезный характер, что по ходатайству Морского министерства царским указом в августе 1861 г. была создана межведомственная комиссия под председательством члена Государ­ственного Совета адмирала Е. В. Путя­тина. Комиссия установила, что пол­ноценными могут стать только стальные нарезные орудия, что наиболее перспек­тивен способ получения стали требуемо­го качества, разработанный горным инженером полковником П. М. Обуховым: отлитая им 12-фунтовая гладкостволь­ная стальная пушка выдержала на ис­пытаниях в 1861 г. без повреждений 4 тыс. выстрелов.

В следующем году на левом бере­гу Невы, восточнее Петербурга, нача­лось строительство сталелитейного заво­да (впоследствии Обуховского), предназначенного для производства крупно­калиберных орудий. Чтобы использо­вать передовой зарубежный опыт, уста­новили тесные контакты с прусским сталелитейным заводом Ф. Круппа (г. Эс­сен). В 1863 г. Морское министерство заказало ему первую партию стальных нарезных орудий: двадцать четыре 9-дюймовых и пятьдесят восемь 8-дюймо­вых; доставлялись они с гладкими кана­лами стволов и нарезались уже в Рос­сии; на казенную часть ствола для «при­дания надлежащего веса» надевалась чу­гунная оболочка; заряжание осуществля­лось с дульной части. Первое такое 9-дюймовое орудие весом 7,5 т, наре­занное по разветвляющейся схеме, испытывалось в 1863 г.: 123-кг снаряды из закаленного чугуна или литой стали цилиндроконической формы с шестью парами цинковых ведущих поясков вы­стреливались зарядами весом по 20,5 кг (черный дымный артиллерийский по­рох) с расстояния 1100 м и уверенно пробивали железные броневые плиты толщиной до 140 мм. Однако на 66-м выстреле из-за перекоса снаряда орудие разорвалось; такая же участь постиг­ла в 1864 г. 8-дюймовую пушку анало­гичной конструкции на 109-м выстреле.


Эти неудачи приостановили испытания и вынудили в 1863 г. вооружить «Пер­венец» двадцатью шестью 60-фунтовы­ми гладкоствольными орудиями № 1, из которых лишь два установили на вращающихся платформах верхней па­лубы, а остальные в закрытой батарее. Однако существовал и другой вариант вооружения всех трех плавбатарей — четырнадцать 8-дюймовых стальных на­резных орудий, двенадцать из которых устанавливались в батарее и два — на вращающихся платформах верхней па­лубы.

 

Когда в 1863 г. возросла опас­ность войны с Англией и Францией, началась спешная постройка 11 монито­ров по чрезвычайной кораблестроитель­ной программе. Это были первые ба­шенные корабли отечественного флота, десять из которых («Перун», «Бронено­сец», «Лава», «Вещун», «Стрелец», «Колдун», «Ураган», «Латник», «Едино­рог», «Тифон») строились по образцу американского монитора «Пассаик», их вооружение состояло из двух крупнока­либерных орудий, размещенных в одной орудийной башне системы Эриксона. Особенность ее конструкции заключа­лась в наличии опорного штыра по центру, вокруг которого она и повора­чивалась, поднимаясь над металлическим палубным погоном, служившим основа­нием; для подъема и поворота башни служил вспомогательный паровой при­вод мощностью 30 л. с. Лишь «Смерч» (водоизмещение 1400 т), одиннадцатый по счету, строился по образцу датско­го монитора «Рольф Краке»; два его крупнокалиберных орудия размещались в двух вращающихся башнях системы Кольза, которые отличались от эриксоновских более совершенной конструк­цией (поворачивались на роликовом погоне, располагавшемся ниже уровня палубы, меньше подвергались заклини­ванию, точнее и быстрее наводились на цель).

Неудача с нарезными орудиями Круппа заставила испытать в начале 1864 г. поставлявшиеся им 8- и 9-дюймо­вые стальные пушки как гладкостволь­ные; 8-дюймовая крупповская гладко­ствольная пушка выдержала 1200 вы­стрелов 30-кг ядрами (заряды по 10 кг), однако эффективность стрельбы по броне оказалась незначительной — не превышала результатов, полученных при испытаниях 60-фунтовых чугунных гладкоствольных. Такая же 9-дюймо­вая выдержала 624 выстрела 46-кг яд­рами (заряды до 15 кг), причем 114-мм железные броневые плиты пробивались лишь стальными ядрами на расстоянии всего 18,5 м. Тем не менее, именно та­кие стальные пушки поступили на воо­ружение однобашенных мониторов в 1864—1865 гг. Двухбашенный монитор «Смерч» в 1865 г. вооружили двумя 60-фунтовыми чугунными гладкостволь­ными пушками № 1. Стремление повы­сить мощь 9-дюймовых орудий вырази­лось в увеличении калибра путем рас­сверливания с 229 до 273 мм; 79,4-кг ядра, выстреливавшиеся зарядами ве­сом 16,4 кг с расстояния 740 м, проби­вали уже 114-мм броню, однако мет­кость стрельбы оказалась весьма посредственной. Эти так называемые 10,75-дюймовые гладкоствольные ору­дия испытывались в 1865 г. на монито­рах «Перун» и «Лава», а со следую­щего года поступили на вооружение «Единорога». Все остальные однобашенные мониторы в 1866—1867 гг. пе­ревооружили 15-дюймовыми (381 мм) чугунными гладкоствольными орудия­ми системы Родмана (США), производ­ство которых освоили Олонецкий и Пет­розаводский чугунолитейные заводы. Во время отливки каналы стволов охлаж­дали водой, благодаря этому металл остывал изнутри концентрическими слоями, чем достигалось самоскрепле­ние всей отливки.

217-кг стальные ядра 15-дюймовых пушек, несмотря на меньшую, чем, на­пример, у 10,75-дюймовых начальную скорость (360 против 480 м/с), разру­шали с расстояния до 740 м даже 152-мм железные броневые плиты; по четыре таких орудия составляли воору­жение двухбашенных мониторов «Русалка» и «Чародейка», заложенных по судостроительной программе 1864 г. Дальнейший прогресс выразился в изготовлении на Пермском пушечном заводе в Мотовилихе в 1867 г. единич­ного 20-дюймового (508-мм) чугунного гладкоствольного орудия системы Род-мана для морской крепости под Петер­бургом. Его чрезмерно большой вес (около 50 т), а главное — появление к тому времени более мощных и легких крупнокалиберных нарезных орудий, объясняют, почему этот образец так и остался в Перми. Однако первоначаль­но рассматривалась возможность воору­жения заложенного в 1867 г. броненос­ного корабля «Крейсер» («Петр Вели­кий») четырьмя такими пушками. С 1864 г. продолжалась отработка кон­струкции стальных нарезных орудий; испытывались две 203-мм стальные пуш­ки, заряжавшиеся с дульной части и нарезанные одна по разветвляющейся (шесть ступенчатых нарезов), вторая по французской (десять прямоугольных на­резов) системе. Их 82-кг снаряды хорошо пробивали 114-мм броню с дистан­ции до 925 м, однако эти орудия вы­держали лишь 160 и 240 выстрелов со­ответственно.

Удовлетворительные результаты удалось получить лишь после того, как в Россию в 1869 г. поступила 8-дюймо­вая нарезная стальная пушка Крупна, заряжавшаяся с казенной части и снаб­женная цилиндропризматическим клино­вым запирающим механизмом, а также мелкой нарезкой канала ствола и сна­рядами с тонкой свинцовой ведущей оболочкой. Испытания этого орудия ве­сом 8,5 т 82-кг снарядами и зарядами весом от 11 до 13 кг убедительно по­казали его высокую эффективность — с 550 м пробивалась железная броня толщиной до 152 мм; достаточно высо­кой оказалась и живучесть — 707 вы­стрелов не привели к серьезным повреж­дениям ствола. В результате в 1865 г. на вооружение приняли стальные с чу­гунной оболочкой крупповские 8-дюй­мовые, заряжавшиеся с казенной части пушки; по этой же системе выпускались на заводах Крупна новые орудия, а на Обуховском переделывались ранее по­ставленные крупповские, заряжавшиеся с дульной части. В 1866 г. такие ору­дия поступили на вооружение броне­носного фрегата «Севастополь», бата­реи «Не тронь меня», двухбашенного монитора «Смерч», некоторых деревян­ных паровых фрегатов. Через два года Обуховский завод начал выпускать 6,03-дюймовые (153-мм) стальные на­резные пушки, заряжавшиеся с казенной части и предназначавшиеся для броне­носных, а также неброненосных кораб­лей различных классов; при весе всего 4,59 т их 40-кг стальные снаряды пробивали 114-мм броню с расстояния до 550 м и выдерживали свыше 880 вы­стрелов (заряды 6,5 кг).

В ходе испытаний (1867 — начало 1868 г.) разорвались два 203-мм сталь­ных нарезных орудия, заряжавшихся с казенной части — на 82-м и 116-м вы­стрелах. Тогда же при попытке исполь­зовать усиленный до 8,2 кг заряд ра­зорвалась на опытовой батарее конт­рольная 6,03-дюймовая стальная нарез­ная пушка Обуховского завода, выдер­жавшая без повреждений до 757 вы­стрелов (заряды по 6,5 кг). Для того, чтобы повысить прочность, стволы с 1868 г. начали скреплять стальными кольцами, значительно увеличившими мощность и живучесть нарезных ору­дий. С 1868 г. 229-мм пушки начали по­ступать на вооружение всех мониторов и двухбашенных броненосных лодок вза­мен гладкоствольных, однако для ба­тарейных кораблей оказались чрезмер­но тяжелыми. Толщина брони на кораб­лях начала возрастать, чем и объясня­лось принятие на вооружение в 1868 г. 26-тонных 279-мм «окольцован­ных» стальных заряжавшихся с казен­ной части крупповских пушек, 225-кг стальные снаряды которых пробивали и 280-мм броню с расстояния 730 м. Их производство освоил в 1873 г. Обухов­ский сталелитейный завод для башен­ных фрегатов типов «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» (водоизмеще­ние 3650 и 3800 т), на каждом из ко­торых вместо двух 229-мм устанавлива­лось по одному 279-мм орудию в двух-трех башнях. Кроме того, такими же пушками вооружили заложенную в 1870 г. поповку «Новгород» и канонер­ские лодки типа «Ерш».

В 1873 г. на Обуховском заводе началось изготовление наиболее мощ­ных из русских корабельных орудий того времени — 305-мм (37 т), скреп­ленных кольцами, стальных, заряжав­шихся с казенной части; 301-кг сна­ряды из закаленного чугуна разрушали 305-мм железную броню с расстояния до 925 м. Орудиями этого типа воору­жили сошедший на воду в 1872 г. бро­неносец «Крейсер» («Петр Великий») водоизмещением 10 670 т и круглый броненосец береговой обороны «Вице-адмирал Попов» (3550 т), спущенный в 1875 г.; первый нес четыре 305-мм орудия в двух вращающихся башнях, второй — два таких же в барбетной ус­тановке, на скрывающихся станках. В 1875 г. обуховцы изготовили опыт­ное 406-мм стальное нарезное, заряжаю­щееся с казенной части орудие весом около 72 т (снаряд 740 кг). Еще в 1864—1867 гг. были разработаны и при­няты на вооружение несколько образцов 107-, 106- и 87-мм нарезных стальных и бронзовых орудий, предназначавшихся для поражения малых небронированных судов и стрельбы по живой силе про­тивника, находящейся на кораблях и на берегу.

Значение пушек таких калибров особенно возросло с появлением быст­роходных минных катеров и миноносок, использовавших при атаках крупных ко­раблей вначале шестовые и буксируе­мые, а затем и «самодвижущиеся» ми­ны (торпеды).

В связи с развитием броненосного флота боеприпасы корабельной артилле­рии постоянно совершенствовались, в боекомплекты гладкоствольных орудий включались стальные ядра, поражавшие бронированные цели, а нарезные вели огонь по небронированным судам чу­гунными цилиндроконическими снаряда­ми с ударными головными взрывателя­ми или снабженные дистанцион­ными пиротехническими трубками. По бронированным целям стреляли сна­рядами из закаленного чугуна и литой стали, которые мало различались между собой по бронебойному действию, но значительно — по стоимости изготовле­ния, ввиду чего от последних в 1873 г. отказались. Длина цилиндроконических снарядов для нарезных орудий состав­ляла от 2 до 2,5 калибров, все разрыв­ные продолжали снаряжаться черным дымным зерненым артиллерийским поро­хом (1,2—7,1% от массы снаряда); этим же порохом комплектовались кар­тузы зарядов гладкоствольных пушек калибром до 195 и нарезных — до 153 мм включительно. С 1861 г. ранее употреблявшиеся скорострельные удар­ные трубки заменили такими же вы­тяжными, а через девять лет — гальва­ническими запальными. В зарядах ору­дий более крупного калибра начал применяться изобретенный в США (1862 г.) черный дымный призматиче­ский артиллерийский порох, позволив­ший несколько снизить предельные дав­ления в каналах стволов и, следова­тельно, повысить их живучесть.

Росли вес и мощность орудий, со­вершенствовались и станки. Они изго­товлялись из прочных и ценных пород дерева и устанавливались на поворот­ных платформах; наклон 3—4° обеспечивал накат посредством простейших противооткатных устройств (компрессо­ры трения), а ручные приводные меха­низмы использовались для вертикаль­ного и горизонтального наведения. Од­нако деревянные станки уже не выдер­живали отката гладкоствольных орудий калибром свыше 195 и нарезных свыше 152 мм. Еще в 1863 г. под руковод­ством Ф. В. Пестича был создан ряд образцов железных станков нарезных и гладкоствольных орудий, предназначав­шихся для установки на батареях и во вращающихся башнях; углы возвыше­ния составляли от 7 до 13°, а у палуб­ных открытых батарей — до 19—20°. Механические приводы горизонтального наведения башен впервые появились на мониторах (1863 г.), а на башенных фрегатах в 1878 г. устанавливались так­же гидравлические приводные механиз­мы для вертикального наведения и от­ката — наката башенных орудий.

Количество орудий на борту в свя­зи с ростом   их   калибров   и массы неуклонно сокращалось, особую важность приобретала система рационального размещения артиллерии, обеспечивав­шая максимальные углы обстрела. На вступивших в строй (1863—1868 гг.) броненосных плавучих батареях типа «Первенец», броненосных фрегатах «Се­вастополь», «Петропавловск» и «Князь Пожарский», имевших традиционное для парусного флота батарейное размеще­ние орудий, эту задачу решили путем применения системы переводных штыров и погонов, обеспечившей возможность стрельбы из соседних или противобортных орудийных портов.

Корабли   более   поздней постройки (броненосные   фрегаты    «Генерал-адмирал», 1877, «Герцог Эдинбургский» и «Минин», 1878 г.) имели главную артил­лерию из четырех 203-мм нарезных пу­шек на бортовых выступах (спонсонах) на палубных установках; это давало возможность производить стрельбу как на носовых и кормовых, так и траверзных углах; наибольшие же углы обстре­ла для крупнокалиберных орудий обе­спечивались на башенных кораблях. В 1864—1877 гг. вступили в строй де­сять однобашенных мониторов типа «Броненосец», двухбашенные лодки (мо­ниторы) «Смерч», «Русалка» и «Чаро­дейка», двухбашенные фрегаты «Адми­рал Чичагов», «Адмирал Спиридов», трехбашенные фрегаты «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев», один из сильнейших в мире броненосцев «Петр Великий». Характерная особенность всех этих кораблей заключалась в следу­ющем: орудийные башни располагались только в диаметральной плоскости, что позволяло вести огонь на оба борта из всех башенных орудий.

Весьма оригинально размещались тя­желые орудия на поповках «Новгород» и «Вице-адмирал Попов»: два нарез­ных 279-мм на первой и столько же 305-мм на второй; эти пушки распо­лагались в центральной части корабля на барбетных установках (в откры­тых сверху неподвижных брониро­ванных колодцах) на вращающихся вокруг центрального штыра независи­мых платформах. После выстрела ору­дийные станки на броненосце «Вице-адмирал Попов» опускались с помощью гидравлических механизмов под при­крытие броневого бруствера барбета для заряжания. Барбетные установки этих кораблей допускали предельные углы возвышения орудий до 15, а ору­дийные башни «Петра Великого» — до 13°. Несмотря на увеличение мощности втрое-вчетверо и более высокую мет­кость нарезных орудий по сравнению с гладкоствольными, дистанция стрельбы не превысила 3500—3700 м; учебные же артиллерийские стрельбы 1864—1880 гг. проводились с расстояний, не превышающих 3000 м.

Обилие ручных операций при заря­жании и наведении ограничивало скоро­стрельность нарезных орудий, на один выстрел комендоры 305-мм орудий тра­тили 15 мин, а 87-мм — 1 мин. Вплоть до конца XIX в. в русской корабель­ной артиллерии использовались два ре­жима ведения огня — залповый и беглый. Комендоры наводили орудия на цели с помощью простых механических прицелов, однако при стрельбе сосре­доточенными залпами орудия устанав­ливались по специальным индексам, на­несенным на палубах; управляющий ог­нем придавал им положения по горизон­ту, сам указывал и прицелы, это дела­лось с помощью простейших механиче­ских телеграфов; при сосредоточенных залпах из нескольких орудий башни или батареи использовались специальные прутовые механизмы. В 1870 г. на бро­неносной плавбатарее «Первенец» на­чались испытания «системы аппаратов автоматической стрельбы» А. П. Давы­дова, которая представляла собой про­стейший электромеханический комп­лекс приборов управления артиллерий­ским огнем, обеспечивавший выбор уг­лов наведения и моментов выстрелов с учетом качки. К 1880 г. все артилле­рийские корабли оснастили приборами этой системы, позволявшей значительно повысить эффективность боевого ис­пользования корабельных орудий.

Так развивалась русская корабель­ная артиллерия в период научно-техни­ческой революции в военно-морском де­ле, вызванной сменой деревянного па­русного флота железным паровым бро­неносным. Самоотверженный труд пере­довых ученых и техников, военно-мор­ских специалистов, таких как М. П. Обухов, Н. А. Забудский, Г. И. Бутаков, А. В. Гадолин, Ф. В. Пестич, Д. К. Чер­нов, Р. А. Мусселиус, А. А. Колокольцов, А. П. Давыдов и многих других позволил создать в промышленно отста­лой стране наиболее совершенную для того времени артиллерийскую технику, наладить ее массовое производство, обе­спечить нужды флота, ликвидировать зависимость от зарубежных поставок.

 

 ЛИТЕРАТУРА

 

1.       Памятная книга для морских ар­тиллеристов. СПб, 1872.

2.   Артиллерийское учение, изданное в 1875 г. Изменение и дополнение 1-е и
2-е.  Сборник  сведений  о  материальной части морской артиллерии. СПб, 1877—1880.

3.   Приложение к отчету по Морскому ведомству за первое 25-летие царст­вования Александра II, 1855—1880 годы. СПб, 1880, ч. I, II.

4.   Отчеты   Артиллерийского  отделе­ния МТК за 1870, 1872 и 1874—1880 годы. СПб, 1871, 1873, 1875—1881.

5.   Результаты   главнейших   опытов, произведенных в русской артиллерии от начала  броненосного     судостроения     и введения   современных   артиллерийских орудий   до   настоящего   времени. СПб,
1869.

6.   Дубров   К.  Таблицы  главней­ших сведений   об  орудиях   русского    и
иностранных флотов. СПб, 1885.

7.   Колчак   В.  И.   История   Обуховского сталелитейного завода в связи с прогрессом  артиллерийской техни­ки. СПб, 1903.

8.   Четверухин   Г.   Н.   История развития  корабельной  и  береговой  артиллерии. М.—Л.,   Военмориздат,   1942, т. 1.

9.   Костылев   Н. А. Артиллерий­ские орудия   19  века  и  их  живучесть. Л., Военмориздат, 1940.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account