Концепция подвижного ударного механизированного соединения «Кочевник-2»

0

Ударное механизированное соединение «Кочевник-2». Вторая итерация.

Причиной написать данный текст для меня явилось желание обобщить накопившиеся мысли разной степени фееричности, относительно возможных путей развития наших танковых войск. Исходным поводом явилось прочтение статьи «Имеют ли танки будущее?» проф. Лосика и Брилёва, дискуссии по сочленённым ОБТ, боевым роботам и тем «Проектируем перспективный танк» и «Проектируем перспективную БМПТ» на сайте ПБ ГСПО.

здесь должен быть рисунок боевого порядка

Прав Козьма Прутков: нельзя объять необъятное, так что заранее прошу прощения за некоторую фрагментарность и непоследовательность изложения.

 

Например одна из банальных мыслей, которая показалась мне достойной повторения, состоит в том, что воюют не отдельные механизмы, а соединения. Можно уточнить, что воюют они в рамках вполне определённой военной доктрины, но тогда придётся начинать с упомянутых доктрин, и, выйдя за пределы собственно БТВТ, объять мыслью все прочие вооружения, а мыслительный процесс пойдёт по нарастающей, охватывая всё новые категории, пока не выйдет на проблематику поиска смысла бытия. Не хочу. Так что остановимся на уровне «механизированное соединение». Суть же намёка в том, что любую БТВТ – ОБТ, БМП, БТР, БМПТ и.т.д. желательно задумывать именно в контексте единой системы, имея в виду и ОШС и тактику действий.

 

Следующая банальная мысль: соединение должно обладать высоким уровнем мобильности. Лучше иметь середнячков в нужном месте и в нужное время, чем «феерическое нечто», но далеко от «критической точки». Т.е. требования к подсистеме обеспечения боеспособности стоит рассмотреть более внимательно.

 

Тенденции танкостроения (вообще развития БТВТ) таковы, что как номенклатура, так и удельный вес расходуемых в бою материалов и средств растут: это не только топливо, масло и снаряды, с дымовыми гранатами, но уже и модули ДЗ, поражающие элементы КАЗ, а в неясной пока перспективе ещё и внешние УР, и «дроны» разведки/связи. С другой стороны, рост мобильности соединения на тактическом уровне (1-2 суточные переходы в пределах нескольких сот км) требует как информационного (переход из одной зоны оперативного управления/подчинения в другую, проблема безопасности и дружественного огня, административная перестыковка с общетыловыми службами, проблемы логистики), так и инженерно-технического (такой переход должен быть рядовым, и не вызывать заметного снижения боеспособности части) соответствия «собственного» тыла. Наконец, возрастающая угроза нападения с воздуха, заставляет искать пути повышения боевой устойчивости служб обеспечения и соединения в целом. К тому же, в этих условиях крайне значимо уменьшение времени на пополнение запасов расходуемых материалов/средств и, возможно, мелкий ремонт (на уровне замены модулей конструкции), сразу после боестолкновения.

 

Из двух упомянутых банальных истин можно сделать следующие выводы:

 

— Необходимо усилить инженерно-техническую и защитно-маскировочную компоненту маневренного соединения;

 

— Некоторую часть подсистемы обеспечения боеспособности (пополнение «расходников» и наиболее мелкий ремонт) необходимо максимально «приблизить к боевым порядкам»;

 

Фактически такое соединение должно быть «армией внутри армии» — со своей артиллерией, инженерно-сапёрной техникой ПВО и средствами разведки. Это даст возможность комплексного и внезапного усиления избранного для прорыва участка фронта (делим части на линейные, прорыва и части развития успеха). Собственно мысль архиненова: когда-то подвижные танковые соединения уже предполагались в качестве вундерваффе, выдвигался даже тезис, что де «танки не имеют флангов». Здесь то же самое, только более комплексно, и на новом технологическом уровне.

 

Ещё информация к размышлению: по результатам дискуссии относительно сочленённых боевых машин было выведено следующее резюме. Сочленённые машины обладают лучшей проходимостью, чем монокорпусные, позволяют более гибко изменять состав соединения за счёт сменных модулей/корпусов, обладают более высокой боевой живучестью (если экипаж в заднем модуле, вероятность его благополучной эвакуации с поля боя при подбитии машины — выше), однако обладают в принципе более низкой защищённостью чем монокорпусные машины (им не надо защищать сочленение, да и в принципе соотношение объём/поверхность у них лучше).

 

Исходя из этого, с учётом требований по «своему тылу» у меня родилась первая светлая мысль: воспринимать машину как СТБК – Сочленённый Транспортно-Боевой Комплекс, где относительно лёгкие (около 20т) передний и задний модули бронированы относительно слабо и нужны как «ближний тыл» (запасы расходников, мелкий ремонт и сменная сапёрная механизация) и перед боем отсоединяются, а основной боевой модуль – привычный нам ОБТ. Движки на транспортных модулях будут оптимизированы именно для маршей, зато запас хода по топливу можно поднять вдвое-втрое (хотя бы 6-7т топлива из этих +2*20т – в сравнении с 1200-1300л, т.е. менее тонны на Т-80/90), туда же 1-2 БК и прочие расходники, а также средства маскировки. Всю прочую БТВТ в пределах маневренной группы также необходимо переводить в формат СТБК.

 

На настоящий момент состав ударного механизированного подразделения «Кочевник-2» я представляю следующим:

 

3*ударные роты первого эшелона (по сути – аналог танковой роты); «А»

 

3*ударные роты второго эшелона (аналог роты мотострелков); «Б»

 

1*рота ракетно-артиллерийской поддержки; «В»

 

1*рота инженерно-сапёрная; «Г»

 

1*рота общего обеспечения; «Д»

 

1*рота информационная (управления, связи и разведки); «Е»

 

«А»:

 

3*ударный взвод; «А1»

 

1*взвод непосредственной артиллерийской поддержки; «А2»

 

1*взвод управления и боевого обеспечения; «А3»

 

«Б»:

 

4*мотострелковый взвод; «Б1»

 

1*взвод непосредственной огневой поддержки; «Б2»

 

«В»:

 

2*артиллерийских батареи; «В1»

 

2*ракетных батареи; «В2»

 

1*взвод управления; «В3»

 

«Г»:

 

2*Взвод машин маскировки и фортификации; «Г1»

 

Взвод машин разграждения; «Г2»

 

Взвод понтонно-мостовой; «Г3»

 

Ремонтно-эвакуационный взвод; «Г4»

 

«Д»:

 

4*транспортный взвод; «Д1»

 

1*санитарно-защитный взвод; «Д2»

 

«Е»:

 

Взвод управления; «Е1»

 

Взвод РЭБ и РТР; «Е2»

 

Батарея ПВО; «Е3»

 

Взвод ДПЛА; «Е4»

 

Взвод рейдовой разведки; «Е5»

 

А1: 3*ОБТ +2*БМПТ

 

А2: 3*САУ

 

А3: 1*КШМ+2*ЗРАК+1*РИК (Роботизированный Инженерный Комплекс)

 

Б1: 4*ТБТР

 

Б2: 5*БМПТ

 

В1: 3*САУ

 

В2: 2*РСЗО

 

В3: 1*КШМ+2*ЗРАК+1*РЛС

 

Г1: 4*ММФ (Машин Маскировки и Фортификации; условно одна как ПЗМ, одна – «бетономешалка» и 2 – носители расходников)

 

Г2: 2*ИМР (могут эвакуировать)

 

Г3: 4*ПММ (Понтонно-Мостовая Машина)

 

Г4: 4*БРЭМ

 

Д1: 4*СТМ (Сочленённая Транспортная Машина)

 

Д2: 2*СПЛ (Сочленённая Полевая Лаборатория)

 

Е1: 3*КШМ+2*ЗРАК

 

Е2: 2*РЭБ+2*РТР

 

Е3: 1*РЛС+4*ПУ

 

Е4: 3*ПУ-ДПЛА

 

Е5: 4*БРДМ

 

Итого 200 единиц БТВТ

 

Роты «А» и «Б» сводятся в ударную группу. Построение группы позволяет вести наступление по фронту, поддерживая соседей фланкирующим огнём, и защищать один фланг. Соединение обычно наступает 2-мя ударными группами из 3, имея одну в оперативном резерве. Полоса наступления группы согласно схеме составляет 1200м с промежутком порядка 100м между ними.

 

Т.н. «нулевой» эшелон составляют полуавтономные инженерные роботы (12 штук), управляемые с базовой машины Роботизированного Инженерного Комплекса (РИК) (при этом транспортный модуль может использоваться как ретранслятор или машина дистанционного разграждения, в этом случае, он идёт между первым и вторым эшелонами). В их задачи входит дистанционное разминирование местности, постановка помех, ближняя инженерная разведка и установка инженерных зарядов для улучшения проходимости местности в ходе атаки укреплённой позиции противника, а также использование в качестве ЛЦ, разведывательных точек и постановщиков помех в ходе обороны занятой позиции. (Предположительно 4-осные «марсоходоподобные» штуковины, обладающие защитой на уровне 30+мм RHA-эквивалента и боевой живучестью много выше чем у Ил-2; кроме 3-4 инженерных зарядов и манипуляторов предположительно будет нести систему детектирования мин, многодиапазонные видеокамеры, систему постановки помеховых завес, и АГ калибра 30-57мм для прицельного дистанционного разминирования роботизированных мин и огня по окопам)

 

Первый эшелон составляют ударные взводы «А1», и взвод непосредственной огневой поддержки «Б2». В их основные задачи входит борьба со вновь открытыми огневыми точками и техникой противника, и прикрытие развёртывания второго эшелона в ходе атаки укреплённой позиции противника, а также нанесение вспомогательных ударов и оборона подступов к занятой позиции.

 

Во втором эшелоне (удаление в зависимости от фазы боя 50-300м от первого) следуют мотострелковые взводы «Б1» — их задачей является доставка пехоты на рубеж высадки и непосредственная поддержка огнём в ходе атаки укреплённой позиции противника, а так же применение в качестве фортификационных машин, и полустационарных огневых точек при обороне занятой позиции.

 

В оперативном удалении (1-2 км) находятся взводы непосредственной огневой поддержки «А2» и взвод управления и боевого обеспечения «А3». В задачи взвода А2 входит ведение огня превентивно и по вновь открывшимся целям на дистанции до 6-8км по навесной траектории. (в силу специфики угроз в т.ч. контрбатарейной борьбы, на САУ «Кочевник-2» А2 установлена массивная дальняя КАЗ верхней полусферы, имеющая опасную зону порядка сотен метров); в задачи взвода А3 входит ближняя разведка (ДПЛА) управление боем, и ПВО группы огневой поддержки (непосредственно ЗРАК) и поля боя (управление средствами ПВО коллективного пользования, размещёнными на БМПТ, ОБТ и ТБТР).

 

По предварительным выкладкам вооружение ОБТ «Кочевник-2» состоит из 205мм ГСП/ПУ (оценочная пробиваемость ОБПС получилась на уровне 1600-1700мм RHA; БК – 32 выстрела) и 30/40мм АП в верхней башенке, а также пакет 2*2 ТПК за кормой (ДПЛА и распределённая система ПВО, управляемая со ЗРАК). ДЗ, 2-уровневая КАЗ и система помехопостановок (как помехозавес, так и РЭП в т.ч. пучкового типа – сжигает ГСН боеприпасов атакующих с верхней полусферы и на пролёте на дальностях до 50-100м) увязаны в единую систему (распознавание типа атакующего боеприпаса и оптимизация противодействия, в т.ч. подсветка собственных помех/ЛЦ, срабатывание элементов ДЗ с упреждением и создание 2-уровневых заслонов от интеллектуализированных кассетных боеприпасов). Имеется выносной (подъёмный) комплекс наблюдения (наблюдение из-за укрытия и из-под собственной плотной помеховой завесы). Система ближней магнитной и видео(+ИК+УФ)локации позволяет как облегчить труд водителя, так и распознавать мины и пустоты в почве, а также выдаёт информацию для работы КАЗ в режиме дистанционного разминирования (в этом режиме некоторые КАЗ-боеприпасы могут отстреливаться на расстояние до 50-100м и превентивно поражать роботизированные противобортовые и противокрышевые мины, а в режиме ручного управления – использоваться против пехоты).

 

Вооружение БМПТ «Кочевник-2» распределено по 5 каналам огневого воздействия: основной канал (башня) — 2*57мм АП высокой баллистики с эффективной дальностью до 4,5 км по земле и до 3,5 км наклонная дальность по воздуху. Темп стрельбы по земле – 120в/мин по воздуху – 180в/мин. Бронепробиваемость ОБПС ориентировочно 400+мм RHA, масса БЧ ОФС ~2,5кг. При фиксированной очереди (основной режим работы) с заранее загруженным в ствол снарядом получаем 4*ОБПС за 0,5сек и 8*КОПС (корректируемые осколочно-пучковые снаряды – по воздушным целям) за то же время т.е. реальный темп стрельбы вместо 120 и 180 получится 240 в/мин. Там же размещено 12 ТПК для УУР со сменными БЧ (ориентировочно 1 в варианте ЗУР, 3*ПТУР и 8*ОДБЧ). Т.к. машина несёт функцию борьбы с ЛА в ближней зоне (до 2-2,5км – обычно это вертолётная засада «подскоком» и БЛА), то она несёт ОЛС, а эффективная дальность РЛС её КАЗ вместо 100м составит где-то 500-900м, то возможно использование оружия БМПТ в качестве коллективного КАЗ с радиусом действия до 70-100м (только по относительно медленным (~400м/с) ПТУР! По ОБПС это не сработает!). Два передних бортовых канала включают в себя каждый 1*57мм АГ дальность также 4,5км и пулемёт винтовочного калибра как вспомогательное оружие, а также несёт часть поворотных модулей КАЗ. Два задних бортовых канала несут 1*30мм АГ и 1*30мм АП и КАЗ. ТПК коллективного вооружения и прочие вспомогательные защитные системы аналогичны ОБТ. Экипаж по сравнению с ОБТ увеличен до 4 человек. Т.к. БМПТ подчинены танкам, то появляется возможность командира машины совместить с оператором основного огневого канала, а на каждого оператора борта «навесить» по 2 канала: они через общую систему наблюдения определяют цели и отдают указания на их обстрел, а бортовой ИИ сам определяет каким оружием и сколько выстрелов произвести. Также у всех машин есть функция автоматического открытия огня по внешним данным. (Например ведение навесного огня по невидимой цели в интересах соседнего ударного звена/группы по ЦУ с ДПЛА или с другой машины – т.о. КШМ одновременно и топопривязчик для локальной сети позиционирования)

 

В роте ракетно-артиллерийской поддержки роль ТЗМ играют транспортные модули. При этом артиллерия представлена крупнокалиберными (205мм) универсальными 2-ствольными гаубицами-пушками, работающими в режиме псведозалпа (высокотемповая очередь возможно с водным охлаждением по 2*3 снаряда каждой из 3 машин в батарее = 18 снарядов по 1 цели, прилетающих за счёт разности траекторий одновременно; сама батарея сразу же меняет позицию), а РСЗО по факту – ПУ для ракет аналогичных «Гермес»-у, т.е. дальнобойных (до 40-100км) универсальных ракет с БЧ массой до 20кг и применяемых по системе «выстрелил-забыл» с возможностью двустороннего обмена данными (т.е. как внешние данные могут использоваться для перенацеливания ракет, так и сами ГСН ракет могут использоваться для разведки). Ориентировочно на каждой машине до 30 готовых в залпу ракет при общем БК – 100шт. Для обеспечения боевой устойчивости батарей, имеется РЛС контрбатарейной борьбы (её транспортные модули несут дополнительные излучающие сегменты и могут действовать в составе единой локационной «РЭБ/стелс-устойчивой» системы с возможностью беспроводного обмена данными на дальности порядка километра).

 

Инженерно-сапёрная рота предназначена для обеспечения своевременной эвакуации и ремонта (средней сложности) поврежденной боевой техники, для разграждения путей и обеспечения переправ, а также для оперативной маскировки, постановки ложных целей и позиций. Машины маскировки и фортификации могут также использоваться для быстрого возведения оборонительных позиций, хотя длительная стационарная оборона для этого подразделения совершенно вынужденная мера, а не штатный способ действий.

 

Рота общего обеспечения несёт всё необходимое для обеспечения боевых действий подразделения в течение 2-3 суток (кроме БК, находящихся в транспортных модулях боевой техники), а также имеет в своём составе небольшой полевой госпиталь с опцией несения коллективных средств защиты от ОМП и бактериологической + химической + радиационной разведки.

 

Рота управления и информационного обеспечения имеет в своём составе специальное звено КШМ (все КШМ соединения обмениваются информацией по сети – в т.ч. с вышестоящими инстанциями), машины РЭБ и радиотехнической разведки, батарею ПВО средней дальности (до 70-100км) тактические многоразовые разведывательные БЛА/ДПЛА, а также взвод гусеничных дальнорейдовых БРДМ «Скоморох-2» (раньше это была отдельная идея, поэтому у них своё название а не общее для семейства «Кочевник-2»).

 

Такая вот примерно картина вырисовывается.

Подписаться
Уведомить о
guest

75 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account