Содержание:
Проблема торпедного оружия, — наверное, самая острая и наболевшая из всех проблем, с которыми сталкивается сегодня российский ВМФ. На «Военном обозрении» эта проблема поднимается уже без малого около десяти лет. Для всех желающих глубоко ознакомиться с этой проблемой автор рекомендует ряд статей Максима Климова: «Морское подводное оружие: проблемы и возможности», «Арктический торпедный скандал», «Морское подводное бессилие», «»«Об облике современных торпед подводных лодок». В этих материалах изложены основные проблемы, пути их решений, предложения и рекомендации.
В данной статье рассматривается российский и иностранный опыт создания торпедного оружия, изучаются перспективы развития отечественных торпед, делаются выводы и даются рекомендации.
Итак, в торпедостроении существуют два конкурирующих направления: тепловые торпеды и торпеды электрические. Первые оснащены двигателями, работающими на жидком топливе, вторые – электродвигателями питаемыми аккумуляторными батареями. Рассмотрим зарубежный опыт в создании тепловых и электрических торпед.
Торпеды тепловые
США
Торпеда Mark 48. Принята на вооружение ВМС США в 1972 году, однако с тех пор прошла ряд модернизаций, позволяющих ей и сейчас оставаться одной из самых совершенных торпед в мире. Имеет калибр 533 мм, аксиальный поршневой двигатель, работающий на топливе Отто II, вместо винтов – водометный движитель, дальность действия – 38 км на 55 узлах, 50 км на 40 узлах, глубина действия – до 800 м. Система наведения – пассивное или активное акустическое наведение, существует телеуправление по проводной связи.
Япония
Торпеда Type 89. Принята на вооружение в 1989 году. Имеет калибр 533 мм, аксиальный поршневой двигатель, работающий на топливе Отто II, дальность действия – 39 км на 55 узлах, 50 км на 40 узлах, глубина действия – до 900 м. Телеуправляемая с пассивной или активной системой наведения.
Китай
Торпеда Yu-6. Принята на вооружение в 2005 году. Калибр – 533 мм. Двигатель – аксиальный поршневой на топливе Отто II, дальность действия – 45 км на крейсерской скорости, во время атаки торпеда может разгоняться до 65 узлов. Система наведения – пассивное либо активное акустическое наведение, также – наведение по кильватерному следу, возможно телеуправление. Особенностью торпеды является возможность переключения в любое время между проводным и акустическим наведением.
Великобритания
Торпеда Spearfish калибром 533 мм. Принята на вооружение в 1992 году. Торпеда приводится в действие водометным движителем, связанным с газотурбинным двигателем Гамильтона Сандстрэнда 21TP04, использующим в качестве окислителя топливо Отто II и перхлорат гидроксиламмония. Дальность действия – 54 км, максимальная скорость – 80 узлов. Система наведения – телеуправление и активный гидролокатор. Торпеда обладает высокой устойчивостью к акустическому противодействию и маневрам уклонения. Если Spearfish не попадает в цель при первой атаке, торпеда автоматически выбирает соответствующий режим повторной атаки.
Торпеды электрические
Германия
DM2A4 Seehecht – торпеда калибром 533 мм. Принята на вооружение в 2004-м году. Двигатель – электрический питаемый аккумуляторными батареями на основе оксида серебра-цинка. Дальность действия – 48 км на 52 узлах, 90 км – на 25 узлах. Первая торпеда, управляемая по волоконно-оптическому кабелю. Оболочка головки самонаведения представляет собой гидродинамически оптимизированную параболическую форму, которая направлена на снижение шума и кавитации торпеды до абсолютного минимума. Конформная матрица датчиков головки самонаведения позволяет определять углы обнаружения + / – 100° по горизонтали и +/– 24° по вертикали, что обеспечивает более высокие углы захвата по сравнению с традиционными плоскими матрицами. В качестве системы наведения используется активный гидролокатор.
В 2012 году экспортный вариант торпеды «DM2A4 Seehecht» – «SeaHake mod 4 ER» побил все рекорды по дальности хода и достиг более 140 километров. Это стало возможным благодаря добавлению дополнительных модулей с аккумуляторными батареями, что привело к увеличению длины торпеды с 7 до 8,4 м.
Италия
533-мм торпеда WASS Black Shark. Принята на вооружение в 2004 году. В качестве источника энергии в торпеде «Черная акула» используются батареи на основе алюминия и оксида серебра. Они подают электроэнергию как на ходовой двигатель, так и на аппаратуру наведения. Дальность хода составляет 43 км на 34 узлах и 70 км – на 20-ти.
Поиск цели и наведение на нее осуществляется при помощи аппаратуры управления, способной работать автоматически и по командам оператора. Акустическая система наведения ASTRA (Advanced Sonar Transmitting and Receiving Architecture, «Улучшенная архитектура сонара с передачей и приемом») может работать в активном и пассивном режимах. В пассивном режиме автоматика торпеды следит за окружающим пространством и производит поиск целей по производимому ими шуму. Заявлена возможность точного определения шума цели и устойчивость к помехам.
В активном режиме система наведения излучает акустический сигнал, по отражению которого определяется расстояние до различных объектов, в том числе цели. Как и в случае с пассивным каналом, приняты меры, направленные на фильтрацию помех, эха и т. д.
Для повышения боевых характеристик и вероятности поражения сложных целей торпеда «Черная акула» имеет командную систему управления по оптоволоконному кабелю. При необходимости оператор комплекса может взять управление на себя и скорректировать траекторию движения торпеды. Благодаря этому торпеда может быть не только наведена на цель с большей точностью, но и перенацелена после запуска на иной объект противника.
Франция
Торпеда F-21 калибра 533 мм. Принята на вооружение в 2018 году. Источник энергии – аккумуляторные батареи на основе AgO-Al. Максимальная дальность – более 50 км. Максимальная скорость – 50 узлов. Максимальная глубина – 600 м. Система наведения – активно-пассивная с телеуправлением.
Отечественный опыт
Россия имеет опыт производства и эксплуатации как электрических, так и тепловых торпед. Электрические на сегодняшний день представлены торпедой УСЭТ-80 калибром 533 мм, принятой на вооружение в 1980-м году. Торпеда приводится в действие электродвигателем, питаемым медно-магниевой аккумуляторной батареей, активируемой морской водой. Максимальная дальность – 18 км, максимальна скорость – 45 узлов. Предельная глубина применения – 1000 м. Система наведения – двухканальная по активно-пассивному акустическому каналу и каналу наведения по кильватерному следу корабля.
Путь этой торпеды в ВМФ с самого начала был непростым. Во-первых, торпеда получила медно-магниевые батареи вместо серебряно-магниевых, которые планировались изначально. Проблема медно-магниевых батарей в том, что они никогда не испытывались на взводимость на «холодной воде» в условиях Арктики. Не исключено, что УСЭТ-80 в этих условиях вообще не работоспособны.
Во-вторых, выяснилось, что система самонаведения торпеды зачастую не «видит» цель. Особенно остро эта проблема встала на испытаниях в Баренцевом море, где небольшие глубины, скалистое дно, перепады температуры, порой лед на поверхности – всё это создает массу помех для системы самонаведения. В результате к 1989 году торпеда получила новую двухплоскостную активно-пассивную систему наведения «Керамика», представляющую собой воспроизведенную на отечественной элементной базе ССН от американской торпеды разработки 1960-х годов.
В-третьих, КПД электродвигателя торпеды очень низкий, сильное искрение на коллекторах, мощное импульсное излучение, что создает помехи для работы электроники. Именно поэтому у УСЭТ-80 малая дальность захвата цели головкой самонаведения.
На сегодняшний день УСЭТ-80 является основной торпедой российских ПЛ.
Тепловые торпеды в нашем флоте были представлены торпедой 65-76А калибром 650 мм. Увеличение калибра было произведено для возможности установки ядерной боевой части. Торпеда приводилась в действие газотурбинной силовой установкой работающей на пероксиде водорода, вместо винтов использовался водометный движитель. Максимальная скорость торпеды достигала по разным данным от 50 до 70 узлов, дальность хода – до 100 км на крейсерской скорости 30-35 узлов. Максимальная глубина применения торпеды – 480 м. Система самонаведения – активная, определяющая кильватерный след цели. Телеуправление не предусмотрено. Нынешний статус торпеды неизвестен: по официальным данным, она снята с вооружения после гибели АПЛ «Курск» в 2000 году, к которой, по официальным опять же данным привела, авария торпеды 65-76А. По другим данным, торпеда эксплуатируется по сей день.
Перспективы отечественного торпедного оружия
Нельзя сказать, что в Минобороны не понимают необходимости принятия на вооружение современных торпед. Работы ведутся. Одним из направлений является разработка универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды «Физик»/«Футляр». Эта работа ведется с 1986 года. Торпеда калибром 533 мм имеет вполне современные характеристики: дальность хода до 60 км, скорость – до 65 узлов, глубина применения – до 500 м. УГСТ оснащена аксиально-поршневым двигателем, работающем на однокомпонентном жидком топливе, который приводит в действие малошумный водометный движитель. Система наведения торпеды обнаруживает субмарины на дальности 2,5 км, надводные корабли – на расстоянии 1,2 км. Кроме режима самонаведения, торпеда имеет телеуправление по проводам с дальностью действия до 25 км, а также режим следования курсу (с заданным количеством колен и отворотов).
Для снижения шумности и увеличения маневренности на начальном этапе пути УГСТ снабжена двухплоскостными рулями, которые выдвигаются за калибр торпеды после того, как она выходит из торпедного аппарата.
Статус торпеды на сегодняшний день неизвестен. Есть данные о принятии ее на вооружение, однако данных о серийных закупках УГСТ «Физик»/«Футляр» на сегодняшний день не поступало.
Другая перспективная разработка российского торпедостроения – универсальная электрическая торпеда УЭТ-1, разработанная АО «Завод «Дагдизель» (Каспийск) в рамках ОКР «Ихтиозавр». Торпеда имеет калибр 533 мм, дальность хода – 25 км, скорость – до 50 узлов, дальность обнаружения подводных целей – до 3,5 км (против 1,5 км у УСЭТ-80), кроме того, торпеда способна обнаруживать кильватерный след надводных кораблей со временем жизни до 500 секунд. Данных о телеуправлении нет. Согласно последним данным, УЭТ-1 уже находится в серийном производстве и в 2018 году был подписан контракт на поставку флоту 73 торпед сроком до 2023 года.
Выводы
Сравнение основы вооружения наших подводных сил (торпеды УСЭТ-80) с современными образцами как тепловых, так и электрических торпед демонстрирует просто катастрофическое отставание нашего ВМФ от флотов ведущих стран мира.
- Наши торпеды имеют почти в 3 раза меньшую дальность.
- Имеют малую скорость – всего 45 узлов.
- Не имеют телеуправления.
- Имеют ССН с малой дальностью захвата цели и низкой помехозащищенностью.
- Имеют проблемы с работоспособностью в условиях Арктики.
Некоторых улучшений удалось добиться в результате ОКР «Ихтиозавр» на торпеде УЭТ-1. Очевиден прогресс в ССН торпеды, несколько улучшились транспортные характеристики. Однако в сравнении с лучшими образцами электрических торпед УЭТ-1 выглядит по-прежнему бледно по показателям дальности. Можно предположить, что для торпеды не удалось создать аккумуляторную батарею большой емкости. Это выглядит правдоподобно, учитывая состояние нашей электротехнической промышленности, а также тот факт, что разработка торпеды велась «Дагдизелем» в инициативном порядке на собственные средства.
Средством, способным если не ликвидировать, то заметно сократить разрыв с ведущими производителями торпед, является разработка и принятие на вооружение УГСТ «Физик»/«Футляр». Эту торпеду нельзя назвать «не имеющей аналогов в мире», однако это вполне современное и опасное для подлодок противника оружие.
Очевидно, что в ближайшей перспективе нам следует идти по пути создания тепловых торпед, совершенствуя и развивая «Физик». Тепловые торпеды имеют ряд преимуществ перед электрическими: тепловые дешевле, поскольку не имеют дорогостоящей АКБ, имеют больший срок службы (срок службы аккумуляторных батарей, производимых российской промышленностью около 10 лет, после чего торпеды списывают), могут в отличие от электрических использоваться многократно. Последнее очень важно, поскольку увеличение числа торпедных пусков крайне необходимо для повышения качества подготовки экипажей наших ПЛ. К примеру, американцы в 2011-2012 годах торпеды Mark 48 mod 7 запускали более трехсот раз. Точной статистики по подготовке наших экипажей нет, но очевидно, что наши подводники имеют гораздо меньшую практику торпедных стрельб. Причиной тому отсутствие перезаряжаемых тепловых торпед.
Существует мнение, что дистанции обнаружения ПЛ малы, поэтому большие дистанции запуска торпед не нужны. Однако нужно учитывать, что в процессе маневрирования во время боя возможно увеличение дистанции между ПЛ, а американцы, например, специально отрабатывают «разрыв дистанции», чтобы оказаться за пределами дальности действия наших торпед. Таким образом, низкие характеристики торпед ставят наши ПЛ в очень тяжелое положение практически не оставляя им шансов против ПЛ вероятного противника.
Дальнобойные торпеды необходимы не только против субмарин. Нужны они и против надводных кораблей. Конечно, против кораблей есть ПКР, имеющие гораздо большую дальность, чем торпеды. Однако нужно учитывать заметно возросшее качество ПВО/ПРО кораблей вероятного противника. Маловероятно, что 4 «Калибра», выпущенные с подлодки проекта 636 «Варшавянка», смогут прорвать не то что ПВО ордера, но даже ПВО отдельного современного фрегата. К примеру, фрегат ПВО типа «Саксония» может одновременно координировать полет 32 ЗУР на маршевом участке и 16 на терминальной стадии. Кроме того, запуск ПКР демаскирует субмарину и ставит ее на грань гибели от авиации ПЛО противника.
А вот атаковать ордер кораблей торпедами, не открывая своего положения, как это сделал экипаж ДЭПЛ типа «Готланд» на учениях Joint Task Force Exercise 06-2 в 2005 году, когда была условно перебита вся седьмая АУГ во главе с авианосцем «Рональд Рейган» и многоцелевой АПЛ… Схожих результатов на своих ДЭПЛ достигали израильтяне и австралийцы. Так что использование ПЛ, вооруженных торпедами против НК по-прежнему актуально. Только нужны максимально малошумные ПЛ и современные торпеды.
Таким образом, вопрос торпед – это самый актуальный вопрос в современной истории российского ВМФ. Причем современные торпеды были нужны еще вчера, ведь уже сегодня мы вводим в строй новые «Варшавянки», «Ясени», «Бореи», вводим… условно боеспособные корабли, которые почти безоружны против ПЛ вероятного противника! Мы не имеем права отправлять наших подводников на почти неминуемую гибель без шансов не только выполнить боевое задание, но и просто выжить. Проблема создания современных торпед должна быть решена. Научный и технический задел для этого есть. Необходимо решительно подойти к проблеме и усердно работать до полного ее устранения.
источник: https://topwar.ru/170507-kogda-rossijskij-vmf-poluchit-sovremennye-torpedy.html