Данный материал переведен уважаемым коллегой NF и выкладывается на сайт в продолжение темы, возникшей в ходе обсуждения статьи «Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 5». Перевод был выполнен в декабре 2015 года.
Несколько подпорченная ретушью титульная страница нашего ноябрьского выпуска вызвала непонимание у части наших читателей, что вынудило нас сделать необходимые пояснения на тему свастики.
У издательства и редакции журнала «Luftfahrt International» при воспроизведении неотретушированных чертежей или цветных фотографий на титульном листе возникла опасность, что весь тираж может быть изъят. Еще более возможной была бы жалоба из-за
«использования символов запрещенных организаций».
В Уголовном кодексе имеется статья § 86a, согласно положениям которой за использование и за распространение символов таких организаций замешанные в данных деяниях люди будут повергнуты наказанию согласно § 86a Abs. 1 Nr. 4 StGB, так как всё связанное с национал-социалистической символикой по сегодняшним меркам является нарушением положений Конституции.
В связи с этим возникают две бросающиеся в глаза проблемы. Одной из них является то, что все немецкие самолёты в период с 1933 по 1945 годы на хвостовом оперении должны были нести свастику, являвшуюся в то время государственной эмблемой. Заметьте: в качестве государственного символа, а не в качестве символа национал-социалистической организации. С другой стороны имеются § 86 StGB раздел 3, и § 86a StGB, гласящие, что
«действие не является нарушением закона, если данное действие – то есть распространение или использование нацистской символики – служит в целях гражданского образования, научных исследований, отчетов о событиях текущих дел или служит в качестве исторического документа».
Журнал «Luftfahrt International» позиционирует себя как издание, занимающееся исследованием истории авиации. Из этого следует вывод, что должно быть разрешено размещение на титульном листе материалов, на которых видна свастика.
Но опять-таки не всё так однозначно. Прецедентное право Верховного суда в этом случае основательно ограничивает законное право и практическим следствием является то, что прокуратура и органы правопорядка в прошлом, например, реквизировали несколько выпусков обладающего хорошей репутацией журнала по моделизму. Вина журнала заключалась в том, что на его обложке – также как у журнала «Luftfahrt International» до ноябрьского выпуска 1981 года – находилась нацистская символика. Федеральный верховный суд в 1972 году вынес одно долго ожидавшееся решение, согласно которому § 86а Уголовного кодекса гласил
«предотвратить использование символов, запрещенных антиконституционных организаций – независимо от намерений и несмотря на связь с прочими изучаемыми вопросами – с целью полностью устранить из политической жизни в Федеративной Республики всё связанное с нацисткой символикой, поскольку это снова может привести к появлению сторонников нацизма. В иных целях применение символики может быть допустимо».
Таким образом, в данном примечании решающим было не намерения или образ мыслей, а исключительно общественное мнение, не спрашивающее на каком основании национал-социалистическая символика – свастика – была использована.
В 1979 году коллегия по уголовным делам (суд третьей инстанции) Федерального суда подтвердила изложенный выше принцип и пояснила, что свастика вместе с тогдашней своей уставной функцией, представлявшей собой герб (нанесённый на самолётах, копиях самолетов или на иллюстрациях, изображающих самолёты), подпадает под действие § 86a StGB.
С этим фактом и на основе права необходимо жить, несмотря на то, что кто-то может считать такое положение правильным либо неправильным. При применении закона или его ограниченного толкования Федеральным судом прокуроры и судьи не пришли к единому мнению и потому часто это приводит к конфискации материалов, если к этому времени граждане или организации подали жалобу. Риск имеется в любом случае и на неотретушированном титульном листе ноябрьского выпуска 1981 года журнала «Luftfahrt International» можно было бы увидеть примерно 10 больших и малых свастик.
Ни издатели, ни редакция журнала «Luftfahrt International» не могли пойти на такой риск, несмотря на то, что читатели журнала настойчиво заявляли, что в политическом плане они достаточно зрелые, чтобы увидеть одну или несколько свастик без ущерба для своего демократического сознания.
индивидуальная эмблема одного из немецких пилотов; западный фронт, 1917 год. Хотя и не имеет ничего общего с национал-социализмом, но сегодня и он может попасть под действие § 86a Уголовного кодекса
заретушированная обложка выпуска журнала «Luftfahrt international» за ноябрь 1981 года
приведенные для сравнения обложки журнала «Luftfahrt international», выпускавшегося в конце 1970-х годов
источник: «Stichwort: Hakenkreuz» «Luftfahrt international» 01/82