2

 

Военно-морские силы РККА СССР

Данный пост представляет собой в очередной раз измененную картину Военно-Морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВМС РККА СССР) в Альтернативной реальности «Кировская весна»

Поразмыслив, я пришел к выводу, что никакие милые моему сердцу изменения проектов надводных кораблей (как, например, мое любимое творение эсминец типа "Ладный") и подводных лодок не вытекают из замены Сталина на Кирова и Ворошилова на Уборевича.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Представляются реалистичными и полезными для СССР следующие

Изменения реальности в АИ:

  1. 13 ноября 1932 года было принято постановление о строительстве судостроительного завода № 199 не вблизи села Пермское-на-Амуре, как РИ, а в Бухте Большой Камень в 20 км к востоку от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря.
  2. В АИ с 1933 года производятся 76-мм пушки для подводных лодок, с длиной ствола 40 калибров, сходные с 76-мм пушкой обр. 1902/30 гг.
  3. В АИ с 1935 года на должность начальник морских сил РККА вместо Владимира Митрофановича Орлова назначен Иван Кузьмич Кожанов.
  4. В АИ в 1936 году по итальянской лицензии начинается серийное производство универсальных 100-мм орудий Минизини в одноствольном и двуствольном варианте.
  5. В АИ в 1937 году по шведской лицензии начинается серийное производство 40-мм зенитных пушек Бофорс в одноствольном и двуствольном вариантах, в морском и сухопутном исполнении.
  6. Как следствие из пунктов 1, 2 и 3, артиллерийское вооружение надводных кораблей и подводных лодок в АИ отличается от реальной истории. Иных отличий в проектах надводных и подводных кораблей нет.
  7. В АИ подводные лодки "Малютка", начиная с 1937 года, конкретно XII серия и XV серия, всего 59 единиц, не производятся вообще. Выпуск лодок типа "Малютка" ограничивается 50 единицами (только VI серия и VIбис серия)
  8. В АИ взамен Х серии подводных лодок типа "Щука" (закладка с 1933 года по 1935 год, всего 32 единицы) в те же годы закладываются 30 сторожевых кораблей типа «Ураган». Таким образом, всего произведено 48 СКР типа «Ураган», по 12 на каждый флот. Взамен Хбис серии подводных лодок типа "Щука" (закладка с 1938 года по 1940 год, всего 13 единицы) закладываются 13 базовых тральщиков типа «Фугас». Таким образом, всего произведено 50 тральщиков типа «Фугас»
  9. Вместо 53 эсминцев проекта 7 в 1935-1936 годах закладывается 48 эсминцев проекта 7, проект в середине производства не меняется на проект 7У, все 48 эсминцев вводятся в строй в 1938-1940 годах, распределяясь по 12 на каждый флот.
  10. Число произведенных торпедных катеров Г-5 в АИ составило 120 единиц (вместо 300 единиц в РИ).
  11. Взамен пятого и шестого крейсеров проекта 26-бис для Тихоокеанского флота ("Калинин" и "Каганович") в 1938 году в Ленинграде закладываются седьмой и восьмой лидеры типа "Ленинград". Они входят в строй в 1940 году и внутренними водными путями переходят в гавани Северного флота.
  12. В АИ в 1939 году в собственность СССР переходят испанские крейсера, которые получены советским правительством в уплату за поставленное в 1938 году сухопутное и авиационное вооружение. Крейсера Libertad, Miguel de Cervantes и Mendes Nunes, получившие названия «Свобода», «Равенство» и «Братство», составили костяк советского Северного флота и прошли капитальный ремонт с заменой зенитного вооружения в 1940 году.
  13. Таким образом, к 1940 году в каждом флоте (ТОФ, СФ, КБФ, ЧФ) формируется по две бригады (в каждой один лидер типа "Ленинград" и шесть эсминцев проекта 7). Кроме того, по одной бригаде эсминцев типа "Новик" (численность бригад различна), по 12 СКР типа "Ураган", по 12 тральщиков типа "Фугас".
  14. В АИ СССР не приобретает лидер "Ташкент", крейсер Л, станки для судостроения в 1939-1941 годах.
  15. В АИ СССР не закладывает Большой Флот в 1939-1941 годах (2 линейных крейсера типа "Кронштадт", 4 линкора типа "Советский Союз", 7 крейсеров проекта 68-К, 30 эсминцев проекта 30, 1 эсминец проекта 45, 14 СКР типа "Ястреб", 20 тральщиков типа "Владимир Полухин"). Причина – принятие на вооружение среднего танка Т-34 и необходимость концентрация ресурсов и усилий на танкостроении. С 1939 года судостроительные предприятия прекращают закладку новых кораблей, кроме тральщиков и подлодок типа С. Вместо закладки новых кораблей судостроительные предприятия производят достройку и капремонт произведенных ранее кораблей. «Красное Сормово» перепрофилируется на танкостроение.
  16. В 1939 году не закладывается 3 подводные лодки типа К. Серия ограничивается 8 единицами. Высвободившиеся 3 дизеля мощностью по 4200 л.с используются для ввода в строй линкора "Фрунзе".
  17. В АИ в 1940 году вводится в строй в виде самоходной плавбатареи линкор "Фрунзе".
  18. В АИ в 1940 году проводится перевооружение кораблей типа "Новик" и "Ураган" с целью усиления ПВО 40-мм артавтоматами.
  19. Таким образом, общее число заложенных кораблей (без учета торпедных и прочих катеров) в период с 1927 по 1941 годов снижается с 498 до 351 (на 30%).

Примечание: Водоизмещение надводное подводных лодок типа "Щука" 590 тонн, СКР типа "Ураган" 417 тонн, базовых тральщиков типа "Фугас" 406 тонн. Эти факты дают основание утверждать, что финансовые, материальные и людские ресурсы для производства одной ПЛ типа "Щука" в среднем сходны с ресурсами на постройку одного тральщика или сторожевого корабля.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Закладка кораблей в РИ

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Закладка кораблей в АИ

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

В тексте АИ тест выглядит так:

07.07.34. Москва. Наркомат Обороны. Лидер проекта 1

Коллегия Наркомата обороны рассматривала вопрос о ходе строительства эсминцев. Докладывал Начальник Морских сил РККА Владимир Митрофанович Орлов.

– Товарищи, в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны «По строительству ВМС РККА на 1932 год» от 22 февраля 1932 года промышленности предписывалось заложить три эскадренных миноносца проекта 1 со сроком ввода их в строй к концу 1933 года. Два из них, получивших название «Москва» и «Харьков», заложили в октябре 1932 года на заводе имени А. Марти в Николаеве, а один — «Ленинград» — в ноябре 1932 года на Северной судостроительной верфи в Ленинграде.

Уточненным проектом предусматривались следующие основные характеристики эсминца: водоизмещение стандартное 2032 тонны, полное 2693 тонны, длина 127,5 метров; ширина 11,7 метров, максимальная осадка 4,18 метра. Артиллерийское вооружение: 5 орудий Б-13 калибра 130 мм, 2 зенитные 76-мм пушки 34-К, 2 зенитные 45-мм пушки 21-К. Минно-торпедное вооружение: 2 четырехтрубных 53-см ТА с боекомплектом 16 торпед. В перегруз эсминец мог принять на палубу 26/76 мин обр. 1926 года. В 1932 году эсминец был переклассификацирован в «лидер».

Строительство балтийского корабля продвигалось быстрее, чем черноморских, и «Ленинград», спущенный на воду 17 ноября 1933 года, стал головным кораблем серии, представляя на тот момент лишь корпус, энергетическую установку, а также отдельные системы и механизмы. Вооружение, системы управления артиллерийским огнем и ряд вспомогательных машин и механизмов на корабле отсутствовали, поскольку в массе своей на тот момент они еще только разрабатывались.

Между тем, постановление Совета Труда и Обороны от 20 декабря 1932 года «О программе военно-морского судостроения на 1933–1938 гг.» предусматривало строительство к 1938 году 40 эсминцев, и откладывание испытаний головного корабля неминуемо означало серьезную угрозу невыполнения Постановления СТО. В декабре 1933 года, по согласованию с народными комиссарами тяжелой промышленности и обороны, необходимые людские и материальные ресурсы были переброшены из Николаева в Ленинград, и сконцентрировав предприятия-смежники на поставленной задаче, к июню 1934 года удалось подготовить головной корабль «Ленинград» к заводским ходовым испытаниям.

Не устраненными остались лишь сложности с вооружением корабля:

Орудия главного калибра. Изготовление на заводе "Большевик" тела орудия и станка 130-мм корабельной пушки Б-13 началось в 1932 году, заводские испытания опытных образцов начались в апреле 1934 года, но система имеет много недоработок и к установке на корабль пока совершенно не пригодна.

Зенитное вооружение, а по проекту необходимо две 76-мм пушки и две 45-мм пушки, разрабатывается на машиностроительном заводе № 8 имени Калинина. Согласно заданию 1932 года на проектирование зенитной корабельной установки за основу взята полуавтоматическая зенитная 76-мм пушка 3-К на колесном лафете для ПВО сухопутных войск, производящаяся по полученной в 1930 году от фирмы «Рейнметалл» (Германия) документации. Завод «Большевик» спроектировал и изготовил тумбу, на которую установили вращающуюся часть 3-К. В марте 1934 года состоялись корабельные испытания орудия, которые прошли неудачно: вертикальное наведение в условиях качки оказалось невозможным. Разработка 45-мм универсальной пушки 21-К, представлявшей собой противотанковую 45-мм пушку образца 1932 года на зенитном станке, в основном завершена, и в начале этого года на заводе имени Калинина развернули ее валовое производство. К сожалению, полуавтоматику заводу пока освоить не удалось: затвор закрывается автоматически при досылке снаряда, а открывать его требуется вручную. Впрочем, по своей конструкции затвор является полуавтоматическим, и в ближайшие год-полтора полуавтоматику ожидается довести до наших требований. 12,7-мм пулемет ДК также пока промышленностью освоен не был.

Во исполнении решения Наркома Обороны о безусловном проведении испытаний в 1934 году вместо предусмотренных проектом новых образцов вооружения (130-мм орудий Б-13 и 76-мм зенитных пушек 34-К) на штатные места мною было решено временно установить их аналоги. Так, места орудий главного калибра были заняты 130-мм корабельными орудиями Б-7 (результатом модернизации 1930 года 130/55-мм корабельного орудия образца 1913 года), а места современных полуавтоматических зенитных пушек заняли 76-мм зенитные пушки Лендера. На места 533-мм торпедных аппаратов установили их габаритно-весовые макеты. Единственными образцами вооружения эсминца проекта 1, соответствующими первоначальному проекту, оказались универсальные 45-мм пушки 21-К.

В результате предпринятых мер 1 июля 1934 года были проведены заводские испытания корабля, и на первых же ходовых испытаниях в стандартном водоизмещении «Ленинград» показал скорость 42 узла. Вместе с тем выяснилось, что на режиме полного хода корма уходит под воду ниже уровня палубы, а нос опасно задирается, что создает аварийную ситуацию и не позволяет эффективно действовать системам вооружения. На режиме среднего хода эсминец плохо слушается руля, а на малых ходах и при движении задним ходом вообще не слушается. Контрольные отстрелы на один борт показали, что корпус получился слишком слабым, причем настолько, что невозможно было действовать всей артиллерией одновременно. Опасные напряжения, возникающие в районе стыковки полубака с корпусом, создают риск перелома корабля пополам в случае динамического роста этих напряжений, вызванных, например, подрывом на мине, попаданием снаряда или даже сильным штормом. Кроме того, остойчивость корабля оказалась лишь чуть выше критической, а запас плавучести настолько мал, что любое повреждение подводной части может привести к катастрофе.

Высокая скорость также преподнесла свой сюрприз. Когда после первого цикла испытаний эсминец поставили в док, то обнаружилось, что все три его винта опасно деформировались. Края лопастей были изъедены канавками шириной 15 мм и глубиной 20 — 25 мм. Как выяснилось, мы столкнулись с явлением кавитации. Двигательная установка также выявила ряд замечаний: применение перегретого пара давлением 21 — 27 кг/см2 привело к резкому усилению кислородной коррозии котлов и лопаток турбин, обострило проблему эксплуатации котлов (особенно пароперегревателей) при длительном бездействии. Кроме того, из-за незавершенности отработки конструкции и процесса горения пришлось ввести ограничения нагрузки котлов по топливу. Это было вызвано неустойчивой циркуляцией воды при полной форсировке котлов с включением всех 28 форсунок для быстрого развития полной скорости, что могло привести к пережогу и выходу из строя трубок котла.

Опытные стрельбы 76-мм зенитных орудий, а также 45-мм зенитных орудий по конусу, буксируемому самолетом Р-5, ни одного поражения не показали.

Доклад окончен.

– Товарищ Никитин, вопрос с вооружением не к Вам, а к командованию Морскими Силами. Товарищ Орлов, как Вы можете объяснить все эти кораблестроительные ошибки – переломы какие-то, управляемость, остойчивость и прочее? – задал вопрос автору проекта Уборевич.

– Проектирование современного надводного корабля рекордных характеристик – дело непростое, Иероним Петрович. Коллектив наш молодой и пока делает первые шаги. Научимся. А ошибки исправим, в корпусе установим кронштейны, систему рулевого управления потребуется модернизировать или заменить, – ответил Орлов.

– Товарищ Никитин, а чем занимается ваш коллектив прямо сейчас? – спросил Уборевич автора проекта Никитина.

– На сегодня в завершающей стадии проект № 7 эсминца, Иероним Петрович, – ответил Никитин.

– Какие будут мнения у членов Коллегии – прекратить ли работу по проекту эсминца 7 для сосредоточения на проекте 1, или продолжить? – спросил Уборевич собравшихся.

После короткого обсуждения было принято решение продолжить работу по проекту 7. При этом наркомат тяжелой промышленности просили подготовить лидер к испытаниям в 1935 году, с условием, что корабль должен ходить и управляться нормально.

Дополнительным неожиданным результатом испытаний эсминца проекта 1 было решение прекратить как серийное производство, так и ведущуюся доработку 45-мм зенитной пушки 21-К. Было очевидно, что будущее за зенитными автоматами, и усилия конструкторов надо было сосредоточить на доработке немецкого 37-мм автомата.

Наконец, по предложению Уборевича Орлову было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии.

11.05.35. Москва. Наркомат Обороны. Вооружение эсминцев

В мае 1935 года к Наркому Уборевичу были приглашены новый начальник морских сил Иван Кузьмич Кожанов и Начальник Артиллерийского управления РККА Николай Алексеевич Ефимов.

На столе Наркома обороны лежал большой альбом чертежей и пояснительная записка к Техническому проекту эсминца (полу­чившего наименование «проект №7»), утвержденному в декабре 1934 года. Основные тактико-технические элементы его были следующими: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, дли­на наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, максимальная скорость хода 38 узлов, вооружение — четыре 130-мм орудия, два 76-мм зенитных орудия, два универсальных 45-мм орудия, два 12,7-мм пулемета и два трехтрубных торпедных аппарата (ТА) калибра 533 мм

– Николай Алексеевич, когда будут орудия главного калибра? – спросил Уборевич

– Иероним Петрович, на повторных испытаниях в апреле 1935 года артиллерийская установка Б-13 все еще оставалась не укомплектованной: отсутствовали щит, штатная система эжекции и т.д. Кроме того, орудие имело перевес на дуло, то есть не было уравновешено на станке. При отстреле выяснилось, что досылатель не отвечает техническим требованиям, так как его работа зависела от длины отката, – ответил Ефимов.

– Николай Алексеевич, повторно Вас спрашиваю: когда?

– С полной уверенностью трудно сказать, Иероним Петрович. Тактико-техническим заданием предусмотрены рекордные характеристики, и после принятия на вооружение это будет самая дальнобойная среди среднекалиберных корабельных орудий всего мира артустановка. Шутка ли — 25,5 километров против 16 километров у американского 127-мм орудия Mk22 на эсминце типа «Портер». У итальянцев 120-мм орудия имеют дальность 18,5 километров. У немцев 127-мм орудия имеют дальность 17,4 километра, а у японцев – 127-мм орудие тип 3 – 20 километров. С учетом рекордной дальнобойности Б-13, думаю, что где-то год или два уйдет на доработку, и еще год на освоение промышленностью – предположил Ефимов.

– Значит, начнете серийное производство в 1938 году? И до 1939 года эсминцы будут без вооружения?

– По моим данным выходят такие же сроки, Иероним Петрович, – подтвердил доклад Ефимова Кожанов.

– Нет, так не годится. Николай Алексеевич, доложите, какая ситуация с зенитными пушками в части выполнения моих распоряжений?

– Ваши распоряжения, Иероним Петрович, выполнены. Производство 45-мм зенитной пушки 21-К прекращено, выпущенные орудия возвращены на завод и разобраны. Качающиеся части будут использованы для производства противотанковых пушек на колесном лафете, а станки складированы – возможно, после принятия на вооружение крупнокалиберного пулемета их можно будет использовать. Завод № 8 имени М. И. Калинина проектирует 76-мм корабельную установку на основе 3-К, получившую индекс 34-К. Работаем над двумя вариантами пушки, которые различаются конструкцией и внутренним устройством ствола. Ствол варианта № 1 состоит из свободной трубы, кожуха и казенника, а ствол варианта №2 – из лейнера, кожуха и казенника. Технически эта работа мне представляется не очень сложной, и в этом году планируется завершить проектирование и принять один из вариантов на вооружение. Серийное производство начнем в 1936 году.

– Вы оба знакомы с результатами недавних учений ПВО в 1-й стрелковой дивизии в Московском военном округе? – помолчав, неожиданно спросил Уборевич.

– До нас их не доводили, Иероним Петрович, – ответил Кожанов, — а при чем тут стрелковая дивизия?

– А при том, Иван Кузьмич, что учения со всей достоверностью выявили: пара 76-мм зенитных орудий существенной плотности огня не создает и для современной воздушной цели почти не опасна. Как Вы знаете, скорость самолетов со времен Империалистической войны увеличилась с 50-100 км/ч до 300 км/ч и более. В период войны одна-две зенитные пушки Лендера были значимым средством ПВО. А вот на сегодняшний день дивизион из 12 зенитных орудий калибра 76 мм – безусловно опасен для самолета, две батареи – достаточно опасны, одна четырехорудийная батарея – отчасти опасна. Но пара орудий вообще бессмысленна. А у нас с Вами сложность противовоздушной обороны эсминца усугубляется его качкой. Поэтому слушайте приказ: не только никаких 45-мм зенитных пушек, но и 76-мм зенитных пушек на эсминцы мы ставить не будем. Однако эсминцу нужно мощное зенитное вооружение, если нет отечественного, то импортное, минимум шесть, а лучше восемь стволов. Из чего со всей очевидностью вытекает, что главным калибром должно быть только универсальное орудие, которое будет использоваться и против морских и береговых целей, и против воздушных.

– Но Иероним Петрович! Универсальных 130-мм орудий на эсминцы никто не ставит, потому что таких орудий нет ни в одной стране мира. Даже американцы поставили на "Портер" неуниверсальные 127-мм орудия. За рубежом много универсальных 100-мм зенитных пушек, в том числе и очень хорошие 100-мм спаренные универсальные артиллерийские установки Минизини, десять единиц которых мы приобрели для усиления ПВО наших крейсеров. Однако могущество 100-мм снаряда намного меньше, чем у 130-мм. Постепенно все флота мира переходят от четырехдюймового вооружения эсминцев к пятидюймовому, – возразил Кожанов.

– Что ж, давай обсудим, – усмехнулся Уборевич, – вот тут предусмотрено четыре 130-мм орудия. Как раз в начале этого месяца 130-мм орудие Б-13 пустили в опытную серию, потому что на вооружение его еще не приняли, потому что оно не прошло государственных и войсковых испытаний. Скорострельность у него 7-8 выстрелов в минуту, давай возьмем 7,5 выстрелов в минуту в среднем, а масса снаряда образца 1928 года составляет 33,4 кг. Значит, простым перемножением получаем минутный залп четырех орудий 1002 килограмма за минуту. Спаренные 100-мм артустановки Минизини несколько тяжелее. Давай посчитаем минутный залп даже не четырех, а трех таких артустановок. Скорострельность 12 выстрелов в минуту, масса снаряда образца 1928 года составляет 15,8 килограмм. Для двух стволов в каждой установке и для трёх установок получается 1138 килограмм за минуту, что даже больше, чем у четырех 130-мм пушек. Нашему эсминцу потопить артиллерийским огнем крейсер противника не удастся при любом калибре, а против вражеского эсминца такой вес минутного залпа окажется более чем достаточным.

– Кстати, товарищи, вес артиллерийских установок почти не отличается: у одноствольной 130-мм атустановки Б-13 вес составит 13 тонн, а у спаренной 100-мм артустановки «минизини» – 15 тонн, – сообщил Ефимов.

– Но и это не все, – продолжил Уборевич, – принятого на вооружение Б-13 у нас еще нет, а вот Минизини мы уже купили у итальянцев и на вооружение черноморских крейсеров приняли. Более того: их устройство почти повторяет оригинал 1910 года фирмы Skoda, что позволяет быстро освоить их нашей пока неокрепшей промышленностью. Остается вывод простой и ясный – именно они и должны лежать в основе вооружения эсминца.

– Согласен, Иероним Петрович, меньшее могущество 100-мм снаряда на малой и средней дистанции вполне компенсируется минутным весом залпа. Однако у Минизини также меньше и дальность, только 21,4 километра, что не предоставит нам возможности достичь запланированного превосходства в артиллерийской дуэли с любым зарубежным эсминцем и оставит вне зоны поражения ряд береговых целей, – продолжил спор Кожанов.

– Я, знаете ли, провел немало артиллерийских дуэлей, как в Империалистическую, так и в Гражданскую, командуя и батареей, и дивизионом, и более крупными артиллерийскими подразделениями. Уверяю Вас, что на дистанции более 21 километра попасть по маневрирующей цели почти невозможно. Что же до обстрела площадных целей – то действительно, 130-мм калибр в сочетании с 25-километровой дальностью немного выгоднее. Но тут уж приходится чем-то поступаться – или оставить эсминец без дальнобойной ПВО и при этом несколько снизить вес минутного залпа, или снижать на 4 километра дальность обстрела береговых целей. То, что будущая война будет в значительной степени определяться новыми типами вооружения, в частности – авиацией, должно быть ясно каждому. Но дискутировать мы более не будем – я отдал приказание, а Вы потрудитесь его исполнить, – перешел на командный язык Уборевич.

– Иероним Петрович, что мне планировать по малокалиберной зенитной артиллерии эсминцев? – спросил Ефимов.

– Доложите ситуацию по малокалиберной зенитной артиллерии на сегодня, – приказал Уборевич.

– Согласно условиям договора 1930 года с «Рейнметаллом», в СССР была поставлена документация и ряд полуфабрикатов на 37-мм зенитную пушку, принятую у нас на вооружение под официальным названием «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1930 г.». В 1931—1932 годах завод имени Калинина пытался освоить серийное производство данного орудия, однако эти попытки не увенчались успехом, и в 1932 году орудие было снято с производства.

– А кроме завода имени Калинина? – спросил Уборевич

– С 1932 года в конструкторском бюро Артакадемии ведется проектирование нового 37-мм зенитного автомата АКТ-37. Орудие разрабатывается как универсальное, предназначенное для использования как в качестве зенитного орудия, так и в качестве авиационной пушки. Достоинствами АКТ-37 являются магазинное питание (по 5 патронов), высокая скорострельность и малая отдача; недостатками системы являются сложность её установки и регулировки, а также затруднённость заряжания. В настоящее время ведется изготовление опытного образца АКТ-37, а в 1936 году планируем провести полигонные испытания орудия в модификации авиационной пушки.

– Ну какие еще магазины по 5 патронов? – изумился Уборевич. – Кто у Вас подписывает тактико-техническое задание на проектирование?

– Установленным порядком предусмотрено, что по сухопутному артиллерийскому вооружению тактико-технические задания на проектирование утверждает Артиллерийское управление РККА, а по морскому вооружению – Управление ВМС РККА, – доложил Егоров

– Николай Алексеевич, запишите, что отныне все тактико-технические задания я буду утверждать лично. Автоматическая 37-мм пушка, отвечающая всем требованиям для вооружения и самолета, и корабля, и сухопутных войск – это утопия. Самолет в маневренном воздушном бою находится в положении для ведения огня считанные секунды, так что там небольшой магазин будет вполне уместен. При этом действительно важна низкая масса, низкая сила отдачи и высокая скорострельность. Напротив, для морских сил и сухопутных войск низкая масса и слабая отдача, а также повышенная скорострельность менее важны, чем способность длительно вести непрерывный обстрел воздушных целей. При этом для корабельного вооружения нужно обеспечить устойчивость к коррозии, а для сухопутных войск – к пыли. Разработку АКТ-37 надо продолжить раздельно в варианте авиационной пушки и в варианте корабельного и сухопутного орудий. Что у Вас делается в этом направлении еще? – спросил Уборевич.

– Дополнительно разработку 37-мм автоматической пушки ведут также КБ завода имени Калинина и наш видный оружейник Борис Гаврилович Шпитальный.

– Хорошо, авиационный пулемет у него вышел хороший, есть заделы и по 20-мм пушке, значит и с 37-мм пушкой не подкачает, – высказал уверенность Уборевич.

– Тогда, может быть, имеет смысл изменить и состав вооружения речных мониторов: вместо 130-мм орудия Б-7, которые установили на мониторе «Ударный», и вместо 102-мм орудий Б-18, которыми вооружен монитор «Активный» и которые планируются на проекте СБ-37, давайте поставим качающиеся части «Минизини» в неуниверсальном варианте? – предложил Кожанов.

– Согласен, отличный вариант, так и делайте, – утвердил Уборевич.

– Иероним Петрович, я, конечно, Ваше приказание выполню, но ведь получается, что у нас оружие главного калибра на эсминце будет иностранное. А между тем в СССР многие годы ведутся активные работы по разработке отечественных корабельных артиллерийских систем. Сомневаюсь, что нас поймут наверху, может перестволить, к примеру, Минизини на 102-мм, или доработать с целью адаптации к возможностям производства? – предложил Ефимов.

— Хорошо, Николай Алексеевич, давайте проанализируем успехи наших разработок в данной области:

1. Разработанная для противовоздушной обороны 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1928 года в серию не пошла.

2. За три года работы завод № 8 произвел 75 автоматов калибра 20 мм 2-К и 6 автоматов калибра 37 мм 4-К по немецким чертежам. При этом ни один из них заказчику сдать не смог и работу по этим моделям прекратил. С начала этого года и на заводе, и в иных КБ начата разработка новых 37-мм и 45-мм артавтоматов, но никаких результатов не достигнуто.

3. В 1934 году начато, и по моему распоряжению прекращено валовое производство 45-мм универсальной пушки 21-К, совершенно бесполезной для целей противовоздушной обороны.

4. 76-мм универсальная палубная установка 34-К корабельные испытания марта 1934 года не прошла, ее разработка продолжается, но зачем она нужна – теперь уже не ясно.

5. 100-мм зенитная пушка Б-14 проходит полигонные испытания с ноября 1933 года. Пушка до сих пор отличается ненадёжностью гидропневматического досылателя и его неудобным расположением, что исключает возможность ручного заряжания при больших углах возвышения; отсутствием щита; и невозможностью применения электрических приводов ГН и ВН.

6. Для подводных лодок в 1930 принята на вооружение и выпускалась до 1933 года 102-мм корабельная пушка Б-2, пушка смонтирована на подводных лодках, однако конструктивные недостатки до сих пор не устранены, а производство прекращено.

7. Разрабатывается 100-мм палубная установка Б-24 взамен Б-2, проведение полигонных испытаний запланировано на конец года.

8. Модернизированную в 1930 году 130-мм корабельную пушку образца 1913 года Б-7 выпустили в пяти экземплярах для прошедших испытаний эсминца проекта 1, в настоящее время два орудия демонтировано и установлено на речном мониторе «Ударный», при этом конструктивные недостатки не устранены, дальнейшее производство прекращено.

9. 130-мм корабельная пушка Б-13 проектируется с 1929 года, испытывается с апреля 1934 года, а недостатки до сих пор не устранены.

10. 180-мм корабельная пушка Б-1-К, смонтированная в числе четырех экземпляров в одноорудийных башнях на вступившем в 1932 году в строй морских сил РККА крейсере «Красный Кавказ», оценивается моряками исключительно негативно. Клиновой затвор этого орудия работает ненадежно и дает нередкие отказы полуавтоматики, а живучесть ствола реально составляет 55 выстрелов боевым зарядом.

11. 180-мм корабельная пушка Б-1-К с более надежным поршневым затвором в настоящий момент в процессе создания – принято решение о лейнировании, но вариант нарезки не определен.

– Полностью согласен, Иероним Петрович, пока нашей промышленности похвастаться в части создания артиллерийских систем для Морских сил особенно нечем, но все-таки она пока делает только первые шаги. Уверен, что рано или поздно она преодолеет все трудности, и в перспективе Морским силам РККА нужно именно отечественное вооружение, – высказался Кожанов.

– В дальней перспективе, Иван Кузьмич, – безусловно. А вот прямо сейчас РККА нужно отечественное оружие в первую очередь там, где оно будет произведено тысячами и десятками тысяч. А на 50 новых эсминцев нам надо всего-то не более 200 артиллерийских установок главного калибра. Дополнительно на другие корабли, скажем, еще штук сто. Итого серии будут примерно по триста артустановок. Городить ради партии в 300 орудий целый огород с техзаданием, с разработкой снарядов, с проектированием орудия, с корректировкой техзадания, с опытно-конструкторскими работами, опытной партией, испытаниями всех видов, и потом освоением в производстве – нет никакого смысла. В части обсужденного сегодня вооружения задача такая – при проектировании кораблей принимаете, что артустановка Минизини должна быть произведена «как есть», и задачей промышленности будет только и исключительно, повторяю, исключительно освоение артустановок в производстве. Причем адаптировать надо не орудия к возможностям производства, а наоборот – производство к технической документации орудий.

– Тогда, Иероним Петрович, предлагаю вслед за 45-мм пушкой 21-К, прекратить также и разработку ряда иных образцов вооружения: 76-мм зенитной палубной установки 34-К, 100-мм пушки Б-24, 100-мм зенитной пушки Б-14, 130-мм пушек Б-7 и Б-13, но оперативо начать разработку одноствольного Минизини, а также нового современного универсального 100-мм морского орудия, с более высокой скоростью наведения, – предложил Ефимов

– Взамен на подводные лодки и сторожевые корабли поставить ту же «минизини» в варианте неуниверсального одноствольного морского орудия? – уловил мысль подчиненного Уборевич. – Согласен, отличная идея.

– Тогда на основе ее качающейся части поручу разработать буксируемое одноствольное 100-мм зенитное орудие на четырёхколёсной повозке, – добавил Ефимов

– Не забудьте все тактико-технические задания представить мне на утверждение, – напомнил Уборевич.

– Не уверен, что для средних подводных лодок типа "Щука", а тем более для малых подводных лодок типа "Малютка" установка 100-мм орудия будет возможна, – возразил Кожанов.

– Действительно, Николай Алексеевич, что предложите по ним? – заинтересовался Уборевич

– Мы 9 июня этого года приняли на Софринском полигоне опытные образцы дивизионной пушки Грабина с заводским индексом Ф-22. Первые впечатления положительные. При успешных полигонных испытаниях будем тогда разрабатывать на ее основе морское 76-мм орудие для подводных лодок.

– А каким Вы, Николай Алексеевич, видите в таком случае среднекалиберное орудие береговой обороны? – спросил начальника Артиллерийского Управления РККА Кожанов. – Неужели и тут «минизини»? Все-таки в береговой обороне вес бронебойного снаряда, а особенно дальность огня, имеет существенное значение.

– Пожалуй, Вы правы. Доводку 130-мм орудия Б-13 мы продолжим в качестве орудия береговой обороны, для вооружения как стационарных береговых батарей, так и железнодорожных транспортеров.

– Согласен, товарищи, предложение логичное и своевременное, – утвердил инициативу Уборевич, – давайте так и поступим. Пожалуйста, Николай Алексеевич, коллектив разработчиков Б-13 переключите на создание обсужденных вариантов орудия береговой обороны. Вариант 1 – со щитом для береговой обороны. Вариант 2 – со щитом на железнодорожном транспортере. Кроме того, передайте данные по выстрелу и балистике нашим специалистам по сухопутной артиллерии – возможно, удастся сделать на этой основе мощную армейскую пушку.

– Иероним Петрович, эсминец со 100-мм универсальными орудиями и современными артавтоматами Морские силы РККА полностью устраивает. Однако, по итогам сегодняшнего обсуждения у меня возник новый вопрос, хотя и не связанный с темой вооружения эсминцев: каковы перспективы по 180-мм корабельному орудию?

– К сегодняшнему совещанию эти вопросы я не готовил, мне надо посоветоваться с товарищами, съездить на завод «Большевик» и через месяц буду готов доложить свои предложения, – ответил Ефимов.

– Хорошо. Даю Вам два месяца на разработку проекта перевооружения мониторов – вопрос срочный, затягивать их ввод в строй недопустимо. Дополнительно, у нас с Вами вырисовывается целостная система артиллерийского вооружения для Морских сил РККА, в которой большинство задач решаются одним калибром и одним снарядом, и меня это радует. Думаю, надо завершить ее оформление и утвердить эту Систему в Правительстве. На этом можете быть свободны, – завершил разговор Уборевич.

* * *

Немного поколебавшись в дверях, Кожанов развернулся кругом и строевым шагом подошел прямо к столу Уборевича.

– Товарищ Нарком обороны! Я абсолютно уверен, что Вы правы и для эсминцев артиллерия главного калибра наилучшим образом подойдет универсальная калибра 100 мм. Дополнительно на каждую бригаду эсминцев надо добавить по лидеру со 130-мм пушками. В конце концов, нельзя исключить и того, что нам будет поставлена боевая задача противодействовать легким крейсерам противника. Никакого иного пути решения данной задачи, кроме вооружения лидеров 130-мм пушками, я не вижу. При этом лидеры будут представлять качественное усиление эсминцев, а эсминцы – противовоздушную и противолодочную оборону лидеров.

– Что Вы за ерунду городите, товарищ Кожанов? – не сдержался Уборевич, только что с цифрами доказавший преимущество Минизини над Б-13 во всех реальных вариантах боя.

– Если командующий военно-морскими силами Союза СССР способен только чепуху молоть, то прошу меня направить туда, где я могу принести больше пользы Родине – могу командовать флотом, или флотилией, или дивизией надводных кораблей, – заявил Кожанов.

Иероним Петрович задумался. В суждениях Кожанова ему виделась ошибка, но по ситуации было ясно, что убедить Кожанова не удастся и придется делать выбор между Кожановым и 100-мм орудиями на лидерах. Кожанов, при всех его недостатках, для боеготовности советского флота был, пожалуй, важнее.

– Горячиться не надо, Иван Кузьмич. Насчет лидеров Вы, возможно, правы. В этом с Вашей точкой зрения соглашусь. Только надо убрать среднее орудие, поскольку его огонь угрожает прочности корпуса, и добавить зенитных автоматов, – теперь уже поставил окончательную точку в разговоре Уборевич.

20.05.35 Москва. Постановление СТО

С учетом отсутствия на вооружении РККА универсальных 100-мм морских орудий и 100-мм зенитных пушек на колесных лафетах и острой потребности в них для вооружения

РЕШЕНО:

  1. Приобрести в Италии лицензию на серийное производство универсальных 100-мм морских орудий Минизини, а также заключить договор об оказании технической помощи по развертыванию корабельных двухорудийных и одноорудийных артиллерийских установок на заводе "Большевик".
  2. Серийное производство орудий Минизини развернуть в 1936 году.
  3. Разработку ряда образцов вооружения (морская 45-мм пушка 21-К, морская 76-мм зенитная палубная установка 34-К, морская 100-мм пушка Б-24, морская 100-мм зенитная пушка Б-14) прекратить.
  4. Начать разработку одноствольной артустановки Минизини, а также нового современного универсального 100-мм морского орудия под патрон Минизини, с более высокой скоростью наведения.
  5. Принять единую систему вооружения надводных кораблей:
    1. Сторожевые корабли, эсминцы: главный калибр – универсальные 100-мм артиллерийские установки, зенитное вооружение – 37-40-мм артиллерийские автоматы.
    2. Лидеры: главный калибр – 130-мм артиллерийские установки, зенитное вооружение – 37-40-мм артиллерийские автоматы.
    3. Крейсера: главный калибр 152..203 мм, средний калибр – универсальные 100-мм артиллерийские установки, зенитное вооружение – 37-40-мм артиллерийские автоматы.
    4. Линейные корабли: главный калибр 305..406 мм, средний калибр – универсальные 100-мм артиллерийские установки, зенитное вооружение – 37-40-мм артиллерийские автоматы.
  6. Утвердить измененные тактико-технические характеристики эсминцев проекта 7: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, дли­на наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов, состав вооружения: три спаренных 100-мм универсальных орудия Минизини, три спаренных 37-40-мм автоматических пушки, четыре крупнокалиберных пулемета, два строенных 533-мм торпедных аппарата.
  7. Утвердить измененные тактико-технические характеристики лидеров типа "Ленинград": водоизмещение стандартное 2030 т, водоизмещение полное 2693 т, дли­на наибольшая 127,5 м, ширина 11,7 м, осадка 4,18 м, скорость хода 42 узла, состав вооружения: четыре 130-мм пушки, четыре спаренных 37-40-мм автоматических пушки, четыре крупнокалиберных пулемета, два счетверенных 533-мм торпедных аппарата.

Наркомату тяжелой промышленности до 31.12.1938 завершить строительство 4 лидеров проекта Ленинград и 48 эсминцев проекта 7 и передать их в ВМС РККА по актам приемки кораблей в эксплуатацию. Ответственный тов. Орджоникидзе.

11.11.38. Обращение испанского правительства

11 ноября 1938 года перед битвой за Каталонию глава испанского правительства Х. Негрин написал письмо Кирову, в котором настоятельно просил срочно прислать большие объемы вооружения, чтобы победоносно закончить войну. «Помощь капля по капле», писал испанский премьер, уже не даст результатов. С письмом Негрина в конце ноября в Москву был срочно направлен командующий ВВС республики Игнасио Идальго де Сиснерос. В качестве приложения к посланию испанского премьера содержались конкретные заявки на необходимое республике оружие. В частности, речь шла о 600 45-мм противотанковых пушках, 312 107-мм орудиях, 400 тысячах винтовок, 10 тысячах ручных и станковых пулеметов, 200 истребителях И-16, 60 И-15 и 90 бомбардировщиках СБ, 250 танках. Помимо техники и вооружений для сухопутных сил и ВВС, для флота просили 6 сторожевых кораблей и 12 торпедных катеров. Поставки планировалось осуществить за счет СССР, от которого был запрошен кредит Испании на сумму в 100 миллионов долларов.

К этому моменту переданное в СССР испанское золото было уже целиком использовано в оплату за поставку Испанской республике продовольствия, нефти, вооружения и военной техники, а финансовое положение Советского Союза не позволяло ему финансировать военные действия в Испании из собственных либо заемных средств. Одновременно к концу 1938 года было завершено развертывание полномасштабной блокады испанского торгового судоходства превосходящими силами вспомогательных и боевых судов франкистов, выступавших в тесном боевом союзе с итальянскими военно-морскими силами в Средиземном море и немецкими военно-морскими силами в Северном море. Подводные лодки и надводные корабли достаточно надежно прервали поставки вооружения, которые на первом этапе войны осуществлялись преимущественно с черноморских портов, а на втором этапе из Мурманска. Таким образом, роль республиканского флота, на первых этапах войны успешно защищавшего советские и испанские суда в зоне своей ответственности, постепенно свелась к охране водного района Картахены, и в правительстве обсуждался вариант интернирования кораблей в Бизерту.

Для перевозки последней, решающей крупной партии вооружения, испанским правительством было предложено использовать двухступенчатую логистическую схему. На первом этапе предусматривалась поставка военной техники и вооружения из СССР на пароходах компании французской судоходной компании «Франс Навигасьон» (фактически управляемой французскими коммунистами и созданной за счет средств испанского правительства), рейсами Мурманск-Бордо. На втором этапе предусматривалась поставка вооружения по железной дороге из Франции в Испанию.

Советское правительство по ходатайству наркома обороны Уборевича предложило испанскому правительству бартерную операцию – из Испании в СССР передаются три легких крейсера правительственных военно-морских сил («Либертад», «Мигель де Сервантес» и «Мендес Нуньес»), оцененные с учетом их технического состояния каждый в 10 (десять) миллионов долларов за штуку, а СССР поставляет Испании вооружения на сумму 30 миллионов долларов. /Примечание Автора – в реальной истории СССР в ответ на письмо безвозмездно поставил вооружения на 55 миллионов долларов/

Передача ответственности за поставляемую продукцию была определена следующим образом: испанская сторона принимает советское оружие во французском порту Бордо, советская сторона принимает испанские корабли в порту Картахена. К тому моменту в Картахене находилось 60 человек советских морских советников (на каждом боевом корабле, а также каждом вспомогательном крейсере по советско-испанскому договору 1936 года проходили службу от двух до шести командиров ВМС РККА).

Служба военных советников на республиканском флоте включала в себя не только обеспечение связи с советскими судами, поставлявшими в Испанию продовольствие, топливо и вооружение. Советские моряки также выполняли функции советников по воздушной и противолодочной обороне и артиллерии, не редко компенсируя недостаток в численности командного состава (значительная часть испанских офицеров перешла на сторону мятежников). Не в меньшей степени оказался востребован в Испании и накопленный опыт укрощения анархистской вольницы периода Гражданской войны в России.

С 15 декабря 1938 г. по 15 февраля 1939 г. оружие и военная техника были отправлены во Францию из Мурманска на пяти транспортах. На судах было отправлено 50 бомбардировщиков СБ, 6 истребителей УТИ-4, 70 истребителей И-16, 30 истребителей И-15бис, 40 танков Т-26, 15 торпедных катеров, 40 гаубиц Vickers 114-мм, 20 гаубиц 122-мм, 17 пушек Armstrong 127-мм, 14 пушек 107-мм, 108 пушек 76-мм, 120 пушек 45-мм, 500 пулеметов PV-1, 2.000 пулеметов Maxim M10/28, 2.000 пулеметов Дегтярев ДП, 40.000 винтовок Mosin-Nagant, 250.000 снарядов разных калибров, 50.000.000 патронов.

15.02.39. Испания

Первые три парохода с вооружением по бартерной сделке прибыли в Бордо еще вовремя, чтобы находившееся на них вооружение смогло принять участие в борьбе за Каталонию. Сиснерос вспоминал:

«Оружие погрузили на семь советских пароходов, которые отплыли во французские порты. Первые три судна прибыли в Бордо, когда наша армия еще имела в запасе достаточно времени, чтобы использовать привезенные материалы. Но французское правительство придумывало различные предлоги, затягивая их переброску через Францию. Когда же вооружение прибыло в Каталонию, было уже поздно. Мы не имели ни аэродромов, где можно было бы производить сборку самолетов, ни территории, чтобы защищаться. Если бы правительство Франции сразу после прибытия советских пароходов разрешило переправить оружие республиканцам, участь Каталонии могла бы быть иной. Располагая этим вооружением, мы имели бы возможность сопротивляться еще несколько месяцев, а принимая во внимание обстановку, складывавшуюся в Европе, это могло оказаться гибельным для осуществления фашистских планов».

Но так как 6 декабря 1938 года Германия и Франция подписали декларацию о дружбе, то лишь небольшое количество оружия удалось переправить через французскую границу. В январе 1939 года доставили 3 45-мм орудия, 2772 пулемета (772 Максима и 2000 Дегтяревых), 35 тыс. винтовок Мосина, 164.598 – 45-мм снарядов, 37.360 снарядов других калибров, 38.763.000 патронов. Воспользоваться ими республиканские войска уже не смогли, и большую часть грузов пришлось отправить назад, во Францию, а другую уничтожить.

Тем не менее, в соответствии с буквой договора 15 февраля 1939 года стороны подписали соответствующий акт, и на крейсерах Libertad, Miguel de Cervantes и Mendes Nunes были подняты военно-морские флаги ВМС РККА. Испанские моряки под руководством советских экс-советников обеспечили переход эскадры в Мурманск. При проходе Гибралтарского пролива советский конвой был встречен почетным эскортом легких сил Флота Ее Величества, который был заранее оговорен в результате консультаций Наркома иностранных дел Литвинова с Министерством иностранных дел Великобритании – бескровное удаление республиканских боевых кораблей из зоны военных действий в целом отвечало политике Великобритании на тот момент времени.

27 февраля 1939 года британское руководство признало режим Франко, как единственно законное национальное правительство Испании, а 1 марта 1939 года Советско-испанский договор о поставках вооружения и технической помощи от 1936 года был расторгнут. В марте 1939 года все советские военные советники покинули Испанию судами Черноморского морского пароходства, безопасность которых была гарантирована министерством иностранных дел Италии.

Начавшие 26 марта наступление националисты нигде не встречали сопротивления. 28 марта они без боя вошли в Мадрид. 1 апреля режим Франко контролировал всю территорию Испании. Каудильо в последней военной сводке торжественно объявил об окончании войны в Испании:

«В сегодняшний день, когда Красная Армия пленена и разоружена, национальные войска достигли своей конечной цели в войне. Война закончена. Генералиссимус Франко Бургос, 1 апреля 1939 года.»

Крейсера Libertad, Miguel de Cervantes и Mendes Nunes, получившие названия «Свобода», «Равенство» и «Братство», составили костяк советского Северного флота и прошли капитальный ремонт и перевооружение (в части зенитного вооружения) в 1940 году.

Примечание

Корабельный состав ВМС РККА на 22.06.41 в АИ и РИ

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Номенклатура надводных кораблей АИ

Линейный корабль типа "Севастополь"

В АИ: проект, полностью соответствующий РИ с иным составом зенитного вооружения:

Водоизмещение полное 31 275 т, нормальное — 30 395 т (до модернизации — 23 000); длина 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м. Мощность механизмов 61 000 л.с.; Скорость хода максимальная 23,5 уз. Дальность плавания 2700 миль при 14 узл. Бронирование: борт 50–75 мм, палуба 20 мм, орудийные башни 75 мм, боевая рубка 75 мм.

После капитального ремонта 1940 года вооружение составило двенадцать 305-мм орудий в четырех трехорудийных башнях, шестнадцать 120-мм пушек в барбетах, четыре спаренных 100-мм универсальных орудия Минизини, десять спаренных 40-мм автоматов Бофорс, восемь 12,7-мм пулеметов ДШК.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Плавбатарея "Полтава"

В АИ: достроенный в 1940 году линкор типа "Михаил Фрунзе", оставшийся недостроенным в РИ:

Водоизмещение стандартное – 23 000; длина 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м. Мощность механизмов 16 800 л.с. (четыре дизеля по 4200 л.с.); Скорость хода максимальная 12 узлов. Дальность плавания 2700 миль при 8 узлах. Бронирование: главный пояс: 225 мм цитадель, 100—125 мм оконечности, верхний пояс 75—125 мм, верхняя палуба 37,5 мм, средняя палуба 19—25 мм, нижняя палуба 12—50 мм

Решение о достройке линкора "Полтава" до плавбатареи было принято 22 июня 1940 года в связи с выходом Франции из войны с Германией. Вооружение составило шесть 305-мм орудий в двух трёхорудийных башнях, шестнадцать 120-мм пушек в барбетах, восемь спаренных 100-мм универсальных орудий Минизини, восемь спаренных 40-мм автоматов Бофорс.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Крейсера типа Principe Alfonso

В АИ: В состав ВМС РККА в 1939 году вошло два крейсера этого типа, получивших название «Свобода» и «Равенство».

Крейсера типа «Принсипе Альфонсо» были спроектированы в Великобритании фирмой Армстронга и построены в Испании в период с 1917 по 1930 годы: первый из трех однотипных крейсеров, «Principe Alfonso», был заложен в 1917 и вошел в строй в 1925 году, а последний, «Miguel de Cervantes», был заложен в 1926 и вошел в строй в 1930 году. Столь существенный период времени был вызван ходом Первой Мировой войны, в течение которой строительство крейсеров было приостановлено. Стандартное водоизмещение крейсеров составило 7475 тонн, полное 9237 тонн, Размерения 176,6×16,5×5,06 метра. Энергетическая установка мощностью 80 000 л.с. включала в себя четыре турбозубчатых агрегата «Парсонс», питаемых восемью котлами Ярроу. Максимальная скорость крейсеров достигала 33-34 узлов, дальность плавания 5000 миль на скорости 15 узлов или 1200 миль на скорости 30 узлов. Бронирование: пояс 76—37 мм, палуба 25 мм, щиты орудий ГК 25 мм. Главное вооружение состояло из восьми 152-мм орудий Виккерс-Каррака длиной в 50 калибров, установленных в трех спаренных и двух одинарных палубных установках в диаметральной плоскости. Одинарные установки находились в оконечностях, спаренные – в возвышенных позициях на носу, на корме и в середине корпуса.

После включения в состав Северного флота СССР в ходе капитального ремонта была незначительно изменена кормовая надстройка, демонтированы два торпедных аппарата, и заменена зенитная артиллерия.

Вооружение после капитального ремонта составило: восемь 152-мм орудий в палубных установках со щитами, четыре спаренных 100-мм универсальных орудия Минизини, шесть спаренных 40-мм автоматов Бофорс, восемь 12,7-мм пулемета ДШК. Два трехтрубных торпедных аппарата.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Крейсер типа Mendes Nunes

В АИ: проект, полностью соответствующий проекту крейсера Mendes Nunes РИ с иным составом зенитного и торпедного вооружения. В состав ВМС РККА в 1939 году вошел один крейсер этого типа, получивший название «Братство».

Стандартное водоизмещение 4780 тонн, Размерения 148,8×14,05×4,75 м. Бронирование: борт — 76…38…25 мм; палуба — 25 мм; рубка — 150 мм. 4 ТЗА Parsons мощностью 45 000 л. с. Скорость хода 29 узлов, Дальность плавания 5000 морских миль.

После включения в состав Северного флота СССР в ходе капитального ремонта была заменена зенитная артиллерия.

Вооружение после капитального ремонта составило: шесть одноорудийных 152-мм орудий в палубных установках со щитами, четыре спаренных 100-мм универсальных орудия Минизини, шесть спаренных 40-мм автоматов Бофорс, восемь 12,7-мм пулеметов ДШК, два трехтрубных торпедных аппарата.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Крейсер типа "Александр Пушкин"

В АИ: проект, полностью соответствующий проекту крейсера проекта 26 РИ с иным составом зенитного и торпедного вооружения:

Проект 26: Стандартное водоизмещение 7880 тонн. Размерения 191,3×17,7×6,15 метра. Мощность паровых турбин 110 000 л.с. Максимальная скорость 36 узлов, дальность 3750 миль.

Проект 26-бис: Стандартное водоизмещение 9050 тонн. Размерения 191,3×17,7×6,3 метра. Мощность паровых турбин 110 000 л.с. Максимальная скорость 35,5 узла, дальность 5190 миль.

Проекты 26 и 26-бис: Вооружение: три строенных 180-мм орудия главного калибра, восемь спаренных 100-мм универсальных орудий Минизини, восемь спаренных 40-мм автоматов Бофорс, шестнадцать 12,7-мм пулеметов ДШК.

Всего до 1941 года построено 4 крейсера: «Александр Пушкин», «Михаил Лермонтов», «Александр Блок», «Владимир Маяковский».

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Крейсера типа "Светлана"

В АИ: проект, полностью соответствующий проекту крейсеров типа "Светлана" РИ с иным составом зенитного и торпедного вооружения:

«Червона Украина», «Красный Крым»: Стандартное водоизмещение 7999 тонн. Размерения: 169,5×15,7×6,6 метра. Мощность паровых турбин 50 000 л.с. Максимальная скорость 29 узлов, дальность 3700 миль. Вооружение: пятнадцать 130-мм пушек ГК, четыре спаренных 100-мм универсальных орудия Минизини, шесть спаренных 40-мм автоматов Бофорс, восемь 12,7-мм пулеметов ДШК, два бомбомета,1 катапульта, 2 самолёта.

«Красный Кавказ»: Стандартное водоизмещение 9030 тонн. Размерения: 191,3×17,7×6,3 метра. Мощность паровых турбин 55 000 л.с. Максимальная скорость 29 узлов, дальность 3700 миль. Вооружение: четыре 180-мм пушки ГК в бронированных башнях, четыре спаренных 100-мм универсальных орудия Минизини, шесть спаренных 40-мм автоматов Бофорс, четыре 12,7-мм пулемета ДШК, 1 катапульта, 2 самолёта.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Лидер типа "Ленинград"

В АИ: проект, полностью соответствующий проекту РИ с иным составом вооружения:

водоизмещение стандартное 2030 т, водоизмещение полное 2693 т; длина наибольшая 127,5 м, ширина 11,7 м, осадка 4,18 м; скорость хода 42 узла; состав вооружения: четыре 130-мм пушки Б-13, четыре спаренных 40-мм автоматических пушки Бофорс, четыре крупнокалиберных пулемета, два счетверенных 533-мм торпедных аппарата. Всего до 1941 года построено 8 единиц.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Эсминец проекта 7

В АИ: проект, полностью соответствующий проекту РИ с иным составом вооружения:

водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т; длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м; скорость хода 38 узлов; состав вооружения: три спаренных 100-мм универсальных орудия Минизини, три спаренных 40-мм автоматических пушки Бофорс, четыре крупнокалиберных пулемета, два строенных 533-мм торпедных аппарата. Всего до 1941 года построено 48 единиц.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Эсминец типа "Новик"

В АИ: проект, полностью соответствующий проекту РИ с иным составом вооружения (модернизация 1939-1940 года):

В среднем: стандартное водоизмещение 1100 тонн. Размерения: 100×9×4 метра. Мощность 30 000 л.с. Максимальная скорость 25 узлов, Дальность 1200 миль. Вооружение после модернизации 1940 года: три 102-мм орудия, два строенных 450-мм торпедных аппарата, два спаренных 40-мм автомата Бофорс. Всего до 1941 года введено в строй ВМС РККА 17 единиц.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Сторожевой корабль типа "Ураган"

В АИ: проект, полностью соответствующий проекту РИ с иным составом вооружения (модернизация 1939-1940 года):

Стандартное водоизмещение 410 тонн. Размерения: 71.5×7.4×2.9 метров. Мощность паровых турбин 6550 л.с. Максимальная скорость 21 узел, дальность 930 миль. Вооружение: два 102-мм пушки, один спаренный 40-мм автомат Бофорс, два 12,7-мм пулемета ДШК. Всего до 1941 года построено 48 единиц.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Базовый тральщик типа "Фугас"

В АИ: проект, полностью соответствующий проекту РИ с иным составом вооружения:

Стандартное водоизмещение 428 т, мощность дизельной установки 2800 л. с., скорость хода 18 узлов (с тралом 14,5 узла). Размерения: 62×7,2×2,4 м. Вооружение: одно неуниверсальное 100-мм или 102-мм орудие, один спаренный 40-мм автомат Бофорс, два 12,7-мм пулемета ДШК. Всего до 1941 года построено 50 единиц.

Кировская Весна. ВМС РККА 1927-1941. Версия 2017.1

Подписаться
Уведомить о
guest

53 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account