Кировская Весна. Тральщики тридцатых годов.
произведение пишется
сборка тут
https://alternathistory.ru/kirovskaya-vesna-taimlain
Эскизное проектирование быстроходного тральщика (БТЩ — так классифицировались новые корабли) завершилось в октябре 1930 года. Проекту был присвоен индекс «проект 3», и его разработка была закончена к концу 1931году.
Технический проект был окончательно утвержден Реввоенсоветом 27 марта 1932года и предусматривал стандартное водоизмещение БТЩ в 383 тонн, а полное — в 433 тонн. Корабль должен был иметь два комплекта параван-тралов, тралы Шульца, змейковый и электромагнитный тралы (для борьбы с неконтактными минами). На тральщики возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров, маневренных районов и минных полей; уничтожение обнаруженных заграждений; проводка отдельных кораблей и соединений, караванов транспортов через опасные районы и постановка минных полей. Новым делом для конструкторов ЦКБС стало освоение дизельной энергетики, так как они ранее имели опыт работы только с котлотурбинными установками. Окончательно выпуск рабочих чертежей проекта 3 был завершен в апреле 1934 года.
Базовый проект получил неофициальное наименование «корабли I серии». Планировалось построить только восемь единиц, для Морских сил Балтийского и Черного морей. Первоначально намечалось построить четыре БТЩ на Северной судостроительной верфи в Ленинграде; и четыре — на Севастопольском морском заводе.
На корабле были установлены два дизеля марки 42 БМРН-6 (шестицилиндровые, четырехтактные, бескомпрессорные, реверсивные) мощностью по 1400 лошадиных сил. Они располагались в двух машинных отделениях. Число оборотов на полном ходу — 450 оборотов в минуту; число валов — два. Скорость хода: наибольшая- 18, с тралом — 14,5 узлов. Дальность плавания: 2360 миль при скорости 14 узлов.
Водоизмещение тральщика проекта 3 составляло: порожнем 429,9 тонны, стандартное 446,7 тонн, полное 490 тонн. Главные размерения наибольшие: длина 62, ширина 7,62, осадка 2,37 метра. Высота над ватерлинией: верхней палубы — 1,61, палубы полубака — 3,64, ходового мостика — 5,8 метра. Артиллерийское вооружение включало одну — 100мм/52 клб пушку Б-24 без щита на полубаке и один 45-мм полуавтомат К-21, расположенный на верхней палубе сзади кормового мостика на специальном банкете, и два — 12,7-мм пулемета системы ДК, расположенные побортно на крыльях носового мостика.
11 июня 1933 года Совет труда и обороны при СНК СССР принял «Программу военно-морского строительства на 1933 — 1938 гг.», предусматривавшую, в частности, строительство 27 БТЩ, а 29 октября следующего года УМС поручило ЦКБС-1 внести ряд изменений в проект 3. Предлагалось облегчить ахтерштевень и руль, увеличить вырезы во флорах и стрингерах для более удобного доступа в междудонные отсеки, снизить высоту световых люков машинных отделений, изменить конструкцию крышек сходных люков и увеличить высоту их комингсов, поднять носовую часть мостика в виде банкета, усовершенствовать некоторые системы и механизмы. Новый вариант проекта получил индекс «Проект 3 серии II»
К концу 1936 года, когда была принята на вооружение 40-мм зенитная автоматическая пушка Бофорс, корпуса 30 тральщиков были уже заложены, а многие и спущены на воду и прошли часть испытаний. Серьезно изменять проект было поздно.
В итоге кормовую прожекторную установку и мачту перенесли несколько вперед, а состав вооружения тральщиков был видоизменен – они получили две спаренные 40-мм зенитные автоматические пушки Бофорс и четыре тумбы под пулеметы калибра 12,7-мм (собственно пулеметы были установлены только в 1939 году).
В 1936 году, в дополнение к Ленинградскому и Севастопольским заводам, началось строительство тральщиков и для Тихоокеанского флота на судостроительном заводе в бухте Большой Камень вблизи Владивостока.
Наибольшие технические трудности вызвал электромагнитный трал, который удалось освоить в производстве только в 1940 году – им корабли оснащались уже зимой 1941 года.
Всего к 1941 году было построено 56 тральщиков, по 14 на каждый из четырех флотов.
Список использованной литературы
В.В.Костриченко К.Л. Кулагин Быстроходные тральщики типа «Фугас»