Кировская весна. Эсминцы проекта 7 — альтернативное вооружение.
Должен сказать, что я не люблю эсминцы проекта 7. Они слишком не прочные, и имеют слишком слабое ПВО. Однако, итальянская техническая помощь была единственной реальной технической помощью, а, значит, никакого иного крупносерийного эсминца у нас в тридцатые годы родиться не могло.
В предыдущих своих материалах вместо эсминцев проекта 7 я предложил строительство лидеров типа Ладный. Однако теперь хочу предложить иное видение ситуации
В целом мне показалось историчнее оставить все без исключения предвоенных проекты, в том числе и эсминцы проекта 7, без изменения, кроме следующего: на вооружение ВМС РККА с середины тридцатых имеются производимые серийно в СССР лицензионные 100мм универсальные орудия Минизини и 40-мм автоматические пушки Бофорс
Разумеется никакого проекта 7У не будет — а будут достроены все заложенные эсминцы
в тексте это выглядит пока так:
24.05.40 Газета Известия.
Военные действия в Западной Европе
БЕРЛИН, 23 мая. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующее сообщение верховного командования германской армии:
«Наши войска, наступающие во Фладндрии за Шельдой, встречая сильное сопротивление противника, медленно захватывают территорию. Бои происходят еще близ Валансьена. Лесистая местность у Мормаль, к югу-востоку от Валансьена, очищена от укрывшихся там французских войск. Вчера при взаимодействии наземных войск и авиация отбиты попытки бронетанковых частей противника прорвать фронт близ Камбрэ, причем противнику нанесены тяжелые потери. В западной части Артуа (департамент Па-де-Калэ) германские войска движутся на север в направлении Па-де-Калэ. На протяжении фронта от Соммы до Мааса противник оказывает сопротивление. В крепости Льеж нашим войскам сдался недавно отстроенный форт «Баттис», причем взято в плен двадцать офицеров и 650 солдат. На фронте к югу от Намюра противник еще удерживает некоторые укрепления.
Атаки германской авиации были направлены прежде всего на коммуникации и на отступающие войска противника, а также на тыловые скопления войск во Фландрии и в Артуа.
Разведывательной авиацией армии, действующей на берегу Ламанша, потоплены три транспортных и одно нефтеналивное судно общим водоизмещением около 20.000 тонн. Один эсминец противника серьезно поврежден. Склады в портах Дюнкерк и Дувр подверглись успешной бомбардировке. Скорострельные пушки германского флота потопили перед Дюнкерком неприятельский эсминец. Действия авиации обеих сторон были ограничены метеорологическими условиями. Противник потерял девять самолетов. Пять германских самолетов не вернулись на свои базы.
Близ Нарвика был поврежден линкор. Потоплено одно транспортное судно водоизмещением в 3.000 тонн и повреждено другое. Кроме того, подожжены склады военных материалов и боеприпасов. Колонны подкреплений противника рассеяны. С успехом проведены атаки против береговых батарей и набережных.
Прошлую ночь противник снова предпринял беспорядочные воздушные надеты на невоенные об'екты Германии.
В Голландии английские самолеты произвели налет на местечки Неймеген и Ваальвейк. Убито несколько человек из гражданского населения. Как уже сообщалось, за время с 10 по 15 мая зенитной артиллерией сбито 342 самолета противника».
*
ЛОНДОН, 23 мая. (ТАСС). Агентство Рейтер передает по радио, что, согласно опубликованному вчера вечером в Лондоне официальному сообщению, английские войска в течение 22 мая всюду удерживали занимаемые ими позиции. Английские войска предприняли контратаки в районе между Аррасом и Дуэ. Бельгийские войска успешно атаковали германские части, которые в двух местах форсировали реку Шельду. Согласно полученным в Лондоне из Парижа сведениям, вчера произошло крупное сражение между Камбре и Валансьеном. Оперирующие в этом районе английские войска нанесли сокрушительный удар во фланг германских частей вблизи Камбрэ. Французские силы приближаются к Амьену. Между Аррасом и Соммой, а также севернее Соммы ситуация остается неопределенной. Легкие германские моторизованные мотоциклетные части пытаются разрушить коммуникации союзников. Значительные французские силы, сконцентрированные вдоль Соммы и Энн, вчера продолжали твердо удерживать свои позиции.
ЛОНДОН, 22 мая. (ТАСС). Авиационный обозреватель «Дейли телеграф энд морнинг пост» опровергает германское сообщение о том, что потери воздушных сил союзников в среднем составляли 120 самолетов в день с момента начала германского наступления на западном фронте. Английские военно-воздушные силы, продолжает обозреватель, принимали большое участие в воздушных операциях, и ежедневные потери английских самолетов не превышали 40 единиц.
*
Новое в современной войне
Воздушные десанты
В современной империалистической войне одной из новых форм ведения войны является применение воздушных десантов. Начав войну, германское командование сразу же попыталось использовать воздушные десанты как боевую силу. Союзники до сих пор не применяют воздушно-десантных войск, хотя в мирное время они очень много писали по этому вопросу.
Применение немцами воздушных десантов в нынешней войне можно разделять на три этапа:
Первый — война в Польше. Во время боевых операций в Польше германское командование применило небольшое число парашютно-десантных групп. Задача выброшенных в тылу у поляков парашютных десантов состояла в той, чтобы дезорганизовать тыл польской армии и сообщать командованию о численности войск противника в том или ином районе. Выброшенные в Польше парашютные десанты немцев имели ограниченные задачи. Это была первая попытка применить новый род войск в начавшейся войне.
Второй этап применения воздушных десантов в современной войне относится к военным действиям Германии в Данни и Норвегии. В этих операциях германское командование учло уроки действий воздушных десантов в Польше и применяло воздушные десанты совершенно по-новому. Воздушно-десантные войска были высажены непосредственно на аэродромы противника, вблизи об'ектов, имеющих важное стратегическое значение. Высадившиеся на аэродромах войска сразу же распространяли свои действия на близлежащие районы, обеспечивая таким образом возможность организация дальнейшей высадки воздушно-десантных войск.
Таким образом, в тылу противника создались действующие германские части. Военный атташе одной из нейтральных стран, находившийся в Осло, сообщил корреспонденту «Пари суар» следующие подробности захвата германским воздушным десантом аэродрома в Осло: «Сразу же после того, как норвежское правительство отвергло ультиматум германского командования, немецкие самолеты с войсками приземлились на аэродроме Осло, и начались боевые действия. За 2 часа на аэродроме было высажено 1.500 солдат, вооруженных автоматическими винтовками, пулеметами и легкими пушками. Вместе с войсками были выгружены также и мотоциклы. Подход эскадрилий к аэродрому осуществлялся в строю по 5 самолетов, посадку производили одновременно 2—3 самолета. Самолеты, прикрывающие высадку воздушного десанта, вели пулеметный огонь по окрестностям, прилегающим к аэродрому».
При дальнейших операциях в Норвегии воздушные десанты так же эффективно применялись, как и в первых операциях. С целью разрушения железнодорожного узла Домбос в районе Домбос был высажен парашютный десант. Особенно большую помощь оказали воздушные десанты войскам, сражающимся в районе Нарвика. До последних дней туда посылаются подкрепления и боеприпасы воздушным путем.
Операции в Норвегии показали, что эффективность применения воздушных десантов в значительной мере зависит от их массового применения, от умения расширить район действия высаженных десантов, а также от умения организовать питание боеприпасами и подкрепление людьми в ходе боевых действий.
Третьим этапом в применении воздушных десантов является общее наступление германских войск в Бельгии и Голландии, а также во Франции. По данным иностранной печати, в Голландии и Бельгии действовали десантные части двух германских воздушных дивизий. На этот раз германское командование использовало крупные соединения воздушно-десантных войск. На воздушные десанты были возложены следующие задачи: захватить аэродромы противника, разрушить коммуникации, дезорганизовать тыл противника и, наконец, содействовать своим войскам в захвате укрепленных пунктов.
Как видно из хода военных действий, германские воздушные десанты эту задачу выполнили.
Первая группа германских парашютистов была выброшена в Голландии утром 10 мая. Парашютные десанты заняли районы Наарден, Зообург, Сладрехт и аэродром Вальхавен. В дальнейшем на аэродром Вальхавен, повидимому, могли совершать посадку германские самолеты.
В то же время были высажены парашютные десанты в районе Хогесвалюв, Лейден и на Фризских островах. Ночью и на рассвете 11 мая были высажены воздушные десанты в районе Амстердама и Роттердама, были также выброшены десанты в районе Гаудз, Бокстель, Добрехт и Мурдейк.
Таким образом, почти по всей Голландии в тылу у армии оказались германские войска. Высаженные воздушные десанты продержались на территории противника 4 дня, удерживая важные стратегические пункты до подхода основных германских войск. В Мурдейк десантные войска захватили железнодорожный мост через реку Маас и удержали его, дав возможность войскам совершить переправу. В Голландии воздушные десанты выполнили важнейшую задачу по предупреждению затопления.
По сообщениям английской «Дейли геральд», в треугольнике Амстердам— Роттердам—Гаага только в первый день немцы выбросили 12 тысяч парашютистов. Это вынудило голландское командование выделить значительные войска для противодействия германским десантам. В современной войне это первый случай, когда воздушный десант, высаженный в тылу у противника, выполнил поставленную перед ним боевую задачу и соединился с подошедшими войсками.
Одновременно с высадкой воздушных десантов в Голландии последние было высажены и в Бельгии. Парашютные десанты опустились в районах Ниведь, Сен-Трон, Льеж, Эбен Эмаель и у канала Альберта. 12 мая был высажен воздушный десант в Вильворд (15 км от Брюсселя).
При штурме германскими войсками форта Эбен Эмаель парашютный десант оказал войскам большую помощь. Парашютисты опустились непосредственно в район форта и, действуя ручными гранатами, содействовали войскам в захвате этого форта. Как известно, гарнизон этого форта капитулировал.
Можно предполагать, что на фронте Бельгии и Голландии действовали две дивизии воздушно-десантных войск. Вырисовывается организационная структура крупных соединений германских воздушно-десантных войск. В Германии существуют два типа воздушно-десантных войск: парашютные десантные войска, воздушно-транспортные войска. Обе группы воздушно-десантных войск имеют тесное взаимодействие при выполнении боевых операций.
Если позволяет обстановка, десант высаживается прямо на аэродром противника, в противном случае выбрасывается парашютный десант, который захватывает аэродром и обеспечивает посадку самолетов воздушно-транспортного десанта. Высадившиеся войска воздушного десанта постепенно пополняются и расширяют район своих действий (смотря по обстановке).
Воздушные десанты принимают участие в атаках наземных войск на укрепленные пункты, а также питают боеприпасами и живой силой части, действующие изолированно от общей массы войск (Нарвик). Кроме того, отмечается, что высадка воздушного десанта прикрывается с воздуха (необходимо господство в воздухе).
Несмотря на успешные действия германских воздушных десантов, боевую их ценность нельзя переоценивать. То, что оказалось возможным в Бельгии и Голландии, может оказаться невозможным на территории других стран. Наступление немцев во Франции пока не сопровождается массовой высадкой воздушных десантов. Были только два сообщения о высадке немецкого десанта за линией Мажино, но до сих пор ничего неизвестно о действиях этого десанта.
Выгодное положение для высадки воздушных десантов в Бельгии и Голландии обусловливалось тем, что эти страны не находились в состояния войны и поэтому можно было рассчитывать на внезапность действий. Применение воздушных десантов должно базироваться на строгом учете конкретной боевой обстановки и на плане общей операция. На фоне высадки воздушных десантов вырисовывается и метод борьбы с ними. Основным врагом десантных войск является авиация. Если авиация своевременно обнаружит начало высадки десанта, она сможет тут же его уничтожить.
Воздушные десанты появились задолго до нынешней войны, но применение их в таких широких масштабах никогда ранее не практиковалось. На голландском и бельгийском театрах военных действий парашютные десанты во взаимодействии с наземными войсками вполне оправдали себя.
Капитан С. СОКОЛОВ
Пикирующие бомбардировщики
Впервые пикирующие бомбардировщики были применены в большом количестве во время германо-польской войны. Их меткие удары были направлены на железнодорожные узлы, мосты, пересечения шоссейных дорог, радиостанции и штаб-квартиры. Разрушение этих об'ектов весьма затруднило проведение мобилизации польской армии, сорвало перевозки, усложнило управление войсками. Тыл польской армии был настолько потрясен, что до конца войны полякам не удалось провести перегруппировку своих сил.
Значительную помощь оказывали пикирующие бомбардировщики наземным войскам. В местах, где продвижение мотомехвойск задерживалось, на помощь вызывались по радио самолеты. Совместные удары пикирующих бомбардировщиков и наземных войск по очагам сопротивления быстро расчищали путь движения последних.
В боевых операциях на западном фронте — в Голландии, Бельгии и Северной Франции — германские пикирующие бомбардировщики оказывают содействие продвижению своих войск ударами по огневым точкам и батареям противника. Они атакуют также колонны танков и войска, подходящие к полю боя. Активно действуют пикирующие бомбардировщики против кораблей союзников на море. Известно, что английский линкор «Уорспайт» был выведен ими из строя у берегов Норвегии.
Опыт европейской войны показывает, что пикирующие бомбардировщики являются новым и весьма эффективным оружием, а бомбометание с пикирования — один из основных способов действия бомбардировочной авиации. Тем не менее во многих воздушных флотах это новое оружие до последнего времени недооценивалось.
Что же представляет собой бомбометание с пикирования? Увеличение скорости и высота полета современных боевых самолетов значительно усложняют работу экипажа. Рост эффективности средств противовоздушной обороны делает необходимым проводить бомбардировочные атаки на больших высотах, на максимальной скорости полета и с применением противозенитного маневра. В результате этого точность бомбометания уменьшается. Правда, совершенствуются и приборы для бомбометания, но все же это не дает желаемых результатов. Насколько изменяются условия бомбометания, можно проиллюстрировать следующим примером: запаздывание в сбрасывании бомб на 0,5 сек. при скорости полей в 150 км в час дает отклонение от цели на 20 м, тогда как при скорости полета в 600 км в час оно возрастает до 80 м. Чем больше высота бомбометания, тем больше будут отклонения бомб от цели. Классический способ бомбометания с горизонтального полета при атаке малых целей с больших высот требует большого расхода самолетов и бомб.
Все это заставило искать новые, более эффективные способы бомбометания. Одним из способов повышения точности бомбометания является бомбометание с пикирования. Этот способ был известен еще во время войны 1914—1918 гг. Но усиленное внимание ему уделяется только с 1927 года. Бомбометание с пикирования увеличивает меткость попадания (в два-три раза) и является более безопасным по сравнению с горизонтальным бомбометанием в зоне огня зенитной артиллерии. Сбрасывание бомб с пикирования увеличивает их разрушительную силу. Это особенно важно при атаке конструктивно прочных целей. При пикировании возможен обстрел цели пушечным и пулеметным огнем.
Пикирование—это крутой спуск самолета под большими углами к линии горизонта. Прицеливание осуществляется наведением всего самолета. Так как самолет летит в направлении на цель, угловая скорость смещения его по отношению к цели значительно уменьшается. При этом ошибки в определении скорости полета, высоты и направления полета значительно меньше влияют на точность бомбометания. Самолет не сбрасывает бомб на известном удалении от цели, а скорее «стреляет» по цели бомбами. Все это дает возможность поражать небольшие об'екты.
Свобода маневра при подходе к цели, большая скорость перемещения самолета во время пикирования уменьшают потери от зенитного огня. В момент сбрасывания бомба уже имеет начальную скорость, равную скорости самолета. Увеличение же скорости полета бомбы увеличивает ее пробивное действие.
Все эти особенности бомбометания с пикирования делают его весьма эффективным в современной войне. На фронте и в тылу имеются небольшие по размерам, но весьма важные об'екты. К ним можно отнести долговременные огневые точки, батареи, колонны мотомехвойск, железнодорожный узлы, мосты, пересечения автострад, промышленные предприятия. Особое значение приобретают пикирующие бомбардировщики при действиях на море. Самый характер целей, небольшие размеры кораблей и высокая прочность делают необходимым использовать против них именно пикирующие бомбардировщики. Только они позволяют сочетать меткость удара с большой пробивной способностью авиабомбы.
Однако наряду с преимуществами бомбометание с пикирования имеет и ряд недостатков. Атака цели может производиться только мелкими подразделениями, что дает возможность истребителям противника нападать на мелкие группы или одиночные самолеты.
Бомбометание с пикирования требует применения специальных типов самолетов. Германский воздушный флот к началу империалистической войны имел специальные авиачасти пикирующих бомбардировщиков. Они были вооружены самолетами «Юнкерс-87» и «Хейнкель-123». Длительное пикирование и выход из него связаны с большими перегрузками самолета. Отсюда требование к самолету — иметь большой запас прочности. Большая скорость пикирования вызывает раскрутку винтов, требует сбрасывания бомб с большой высоты (так как необходимо иметь запас высоты дли вывода из пикирования) и увеличивает радиус вывода самолета из пикирования. Для уменьшения скорости пикирования применяют воздушные тормоза (щитки) и реверсивные винты.
Техническая мысль успешно разрешила трудности, связанные с пикированием. Можно ожидать, что в ближайшее время пикирующие бомбардировщики получат новые усовершенствования и прочно войдут в систему воздушных флотов всех стран.
Капитан Н. КРАЙНЕВ.
{1}
25.05.40 Штаб ВМС РККА
— Товарищи, все ли читали вчерашние Известия? – спросил участников оперативного совещания командующий ВМС РККА Кожанов.
— Вы, Иван Кузьмич, вероятно, о пикирующих бомбардировщиках? – спросил заместитель командующего по боевой подготовке Кузнецов.
— О них, стервецах. Какое против них самоле эффективное орудие, Лев Михайлович? – спросил он своего заместителя по кораблестроению.
— Известно какое – автоматичееские 40-мм пушки Бофорс.
— И как у нас с ними на кораблях? – спросил Кожанов.
— Почти все проекты кораблей защищены 40-мм пушками – с удовлетворением ответил Галлер.
— Так, и напомните, сколько их, к примеру, на новых эсминцах? – задал новый вопрос Кожанов.
— Вооружение эсминцев проекта 7 включает четыре спаренные 100-мм универсальные артустановки Минизини, четыре одинарные 40-мм автоматические пушки, а также два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата – доложил Галлер.
— Мало! – неожиданно огорошил собравшихся Кожанов. Всего четыре ствола! Нужно минимум втрое больше.
— Но помилуйте, Иван Кузьмич, допустим в части случаев можно заменить одинарные автоматические пушки на спаренные, дополнительно поставить автомат на корму, но увеличить число стволов в три раза, а кроме того втрое увеличить и боекомплект 40-мм зенитных снарядов, просто невозможно, на корабле нет столько места! – возразил Галлер.
— А если снять вторую носовую Минизини? – предложил неожиданно Кузнецов.
— Вот видите? – поддержал Кузнецова Кожанов, — а если еще подумать? Словом, вот Вам приказ, Лев Михайлович: идите к проектировщикам, сроку Вам три дня. Без проекта с 12 стволами 40-мм калибра не возвращайтесь.
02.06.40 Постановление Совета труда и обороны
Постановление Совета труда и обороны.
1) Чертеж перевооружения эсминцев проекта 7 утвердить. Принять следующий состав вооружения: три спаренных 100-мм универсальных орудия Минизини, четыре спаренных и три одинарных 40-мм автоматических пушек Бофорс, два строенных торпедных аппарата. Взамен запасных торпед разместить боезапас 40-мм зенитных снарядов. Ответственный тов. Уборевич
2) Наркомату оборонной промышленности до 31.12.1940 завершить перевооружение эсминцев проекта 7 Ответственный тов. Рудзутак.