Кировская весна. Броненосец береговой обороны «Полтава»
достройка линкора Фрунзе в альтернативной реальности Кировская весна
Немного предыстории
Несмотря на включение работ по восстановлению и модернизации этого линкора в принятую в 1926 году шестилетнюю «Программу строительства Морских сил РККА» и наличие постановления РВСС от 5 августа 1927 года, согласно которому ремонт и модернизацию линкоров следовало начать именно с поврежденного пожаром «Фрунзе», эти работы из-за нехватки средств развертывались крайне медленно. Линкор предполагалось восстановить с модернизацией по типу планировавшейся для «Октябрьской революции». На это по смете 1928 года требовалось 25 млн. руб., но на 1928/29 операционный год был выделен всего 1 млн. руб., а 17 декабря 1928 г. при очередной корректировке шестилетней программы СТО исключил из нее работы по «Фрунзе», перенацелив высвободившиеся средства на новое кораблестроение.
Между тем после перевода «Парижской коммуны» на Черное море и постановки «Марата» на модернизацию руководство ВМС РККА снова подняло вопрос о «Фрунзе». В октябре 1930 года по указанию начальника ВМС Р.А.Муклевича НТКМ проработал три варианта восстановления этого корабля:
- – в виде плавучей батареи с 16 старыми котлами, обеспечивающими скорость 14 уз (стоимость — 14 млн. руб.);
- – восстановление в два этапа — сначала только с двумя башнями главного калибра и с половиной машинно-котельной установки (стоимость 11,7 млн. руб.) к маю 1932 года, а затем — полное по типу «Марата» (стоимость 7,4 млн. руб.);
- – превращение в линейный крейсер, имеющий скорость 27 уз, за счет установки котлов с недостроенного «Измаила» и новых импортных турбин (стоимость 24 млн. руб.).
Для реализации по предложению командования МСБМ рекомендовался второй вариант, однако в декабре 1930 года стало известно, что вследствие сокращения ассигнований на флот работы по «Фрунзе» в 1931 году не смогут быть даже начаты, в связи с чем начальник ВМС Р.А.Муклевич в январе 1931 года обратился к наркомвоенмору К.Е.Ворошилову с просьбой разрешить использование оборудования этого линкора для других кораблей (что фактически уже делалось), а корпус сдать на слом, но получил отказ. На вторичный запрос о судьбе «Фрунзе» в марте нарком снова ответил:
«…пусть пока постоит».
Между тем на корабле уже шел демонтаж двух средних башен для нужд береговой обороны на Дальнем Востоке.
В апреле 1931 года появилось предложение Ленинградской комиссии по наблюдению за постройкой кораблей о перестройке «Фрунзе» в трехбашенный линейный крейсер водоизмещением 26 000 т с четырехвальной главной энергетической установкой суммарной мощностью 88 000 л.с., состоявшей из агрегатов, разработанных для лидеров проекта 1 (типа «Ленинград»).
Об этом предложении Р.А. Муклевич в июне доложил К.Е. Ворошилову, следствием чего стало включение работ по восстановлению и модернизации «Фрунзе» в «Программу строительства Морских сил РККА на 1932—1935 гг.». Совнарком СССР, утверждая 11 ноября 1931 года эту программу, постановил:
«…достройку линкора "Фрунзе" … отложить до 1933—1934гг.»
Между тем НТКМ разработал четыре варианта превращения линкора в линейный крейсер, различающихся в основном типом и мощностью главной энергетической установки. На этой основе в начале августа 1932 года заместитель начальника ВМС И.М.Лудри представил эскизный проект переоборудования «Фрунзе» в линейный крейсер водоизмещением 26 400 т со скоростью 30 уз на рассмотрение РВСС, принявшему по нему положительное решение. 29 сентября комиссия осмотрела линкор у стенки Балтийского завода и нашла его состояние вполне удовлетворительным.
В октябре 1932 года Управление кораблестроения выдало КБ Балтийского завода заказ на разработку «детального эскизного проекта» перестройки «Фрунзе» в линейный крейсер, но уже по проработанному НИВК варианту со скоростью 27 уз (достижение скорости 30 уз НИВК считал нереальным). После рассмотрения вместе с НИВК нескольких экзотических вариантов корабля (с удлинением корпуса за счет вставки; с котлотурбинной механической установкой, дополненной дизель-электрической; а также с многоагрегатной дизельной) сочли, что наиболее предпочтительным явилось бы использование импортных турбин большой мощности.
К марту 1933 года КБ Балтийского завода разработало эскизный проект линейного крейсера водоизмещением 27 000 т с тремя башнями главного калибра (третья — с погибшей в Севастополе «Императрицы Марии»), 16 130-мм орудиями в среднем двухъярусном каземате под 37,5-мм броней в двух вариантах (А и Б), различающихся составом зенитного вооружения и механическими установками.
После рассмотрения проекта рядом комиссий В.М.Орлов подписал решение о разработке нового варианта корабля, отличающегося от предыдущих наличием двух двухорудийных 100-мм зенитных установок (видимо, итальянских), трех двухорудийных 45-мм автоматов, усиленным горизонтальным бронированием (крыши башен — 152 мм, средняя палуба — 75 мм), с двухвальной энергетической установкой суммарной мощностью 120 000 л.с. (по типу итальянского крейсера «Raimondo Montecuccoli»). Стоимость корабля оценивалась в 55 млн. руб.
В июне проект был рассмотрен и одобрен В.М.Орловым с некоторыми замечаниями, а Управление кораблестроения выдало Балтийскому заводу задание на разработку общего проекта, которым предусматривалось: доведение угла возвышения орудий главного калибра до 40°, размещение только 12 130-мм, но зато не в казематах, а в двухорудийных башнях, перераспределение толщин брони, установка 533-мм траверзных неповоротных торпедных аппаратов, использование главных механизмов суммарной мощностью 110 000 л.с. от итальянского крейсера «Eugenio di Savoia» (то есть аналогичных закупленным для крейсера проекта 26 «Киров»).
11 июля 1933 года вышло постановление СТО «О программе военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», которым, в частности, предусматривалась модернизация линкоров «Фрунзе» и «Парижская коммуна». Казалось, дело встало на реальную почву. Но время было уже упущено. В соответствии с новой программой на Балтийском заводе намечалось строительство легких крейсеров, эсминцев, подводных лодок, поэтому возникли опасения, что работы по «Фрунзе» могут им помешать. В начале августа 1934 года В.М.Орлов представил наркому обороны доклад, в котором испрашивал согласия на «исключение из программы судостроения… линейного корабля-крейсера "Фрунзе"», однако К.Е.Ворошилов наложил на документ резолюцию:
«Пока оставить и еще раз обсудить со специалистами».
В конце 1934 года участь «Фрунзе» как линейного крейсера была решена, и в январе следующего года все работы по нему прекратились. 30 сентября 1935 года В.М.Орлов препровождает наркому докладную, в которой предлагает поставить корпус «Фрунзе» в Кронштадте для использования в качестве мобилизационного запаса механизмов и брони (чем он и был фактически уже 17 лет), но К.Е.Ворошилов был осторожен и неожиданно для В.М.Орлова приказал восстановить «Фрунзе» в качестве плавбатареи. В соответствии с тотчас разработанным и утвержденным В.М.Орловым заданием на восстановление линкор опять предполагалось ввести в строй со всеми четырьмя башнями главного калибра, модернизировав по типу «Парижской коммуны», но лишь с шестью переведенными на нефтяное отопление котлами, что обеспечивало скорость 12-15 уз, и одной дымовой трубой.
Далее все пошло снова по уже пройденному кругу. 29 декабря 1935 года В.М.Орлов доложил наркому: реализация задания возможна с окончанием работ на корабле осенью 1938 года при затратах около 60 млн. руб. КБ Балтийского завода проработало улучшенные по сравнению с заданием варианты со 100-мм средней палубой, 100-мм зенитной артиллерией и с булями для обеспечения остойчивости, причем во втором варианте — со скоростью 22-23 уз за счет использования 10 котлов с недостроенных крейсеров типа «Светлана». Стоимость работ в обоих вариантах составляла 72 млн. руб.
Последовало решение К.Е.Ворошилова:
«Представить в правительство доклад по последнему варианту, работу начать в 1936 г. 2.02.36.».
Но уже началась гонка с проектированием новых линкоров, в которой ведущую роль играло КБ Балтийского завода, и вскоре промышленности и флоту стало не до «Фрунзе». Проектные работы по нему прекратились, а восстановительные даже не начинались.
Формально от восстановления линейного корабля «Фрунзе» окончательно отказались лишь 9 июля 1939 года, когда Главный военный совет ВМФ признал его нецелесообразным.
К сентябрю 1939 года на «Фрунзе» демонтировали боевую рубку, сняли башенные механизмы и приступили к разборке самих башен. Впоследствии их орудийные станки использовались при монтаже береговой батареи. В 1941 году корпус корабля был сдан в Отдел фондового имущества для разделки на металл, и к началу войны его носовая оконечность была разобрана примерно до 15 шп. При буксировке Морским каналом осенью 1941 года корпус, подвергнувшись артобстрелу, получил несколько пробоин и затонул вблизи бровки канала. Оставшаяся над водой носовая часть верхней палубы использовалась в годы блокады для прикрытия дозорных катеров. Затонувший корпус «Фрунзе» подняли к концу мая 1944 года и в 1946 году разобрали.
А.М. Васильев «Линейные корабли типа «Марат»
Альтернативная реальность
24 июня 1940 году в Балтийском Флоте СССР была проведена командно-штабная игра "Оборона центральной минной позиции близ Моозундского архипеллага 1.05.1941"
По итогам игры 1.07.1940 начато проектирование, и с 1.09.1940 достройка линкора Фрунзе в качестве самоходной плавбатареи с целью защиты возобновляемой центральной минно-артиллерийской позиции близ Моонзундского архипеллага.
Техническим заданием предписывалось завершить работы до 1 марта 1941 года, с минимальными затратами финансовых, людских и материальных ресурсов
Корабль принят госкомиссией 3 мая 1941 года и сразу вышел к месту несения службы у острова Эзель.
Водоизмещение стандартное – 23 000 т; длина 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м. Мощность механизмов 16 800 л.с. (четыре дизеля по 4200 л.с.). Скорость хода максимальная – 12 узлов. Дальность плавания 2700 миль при 8 узлах. Бронирование: главный пояс: 225 мм цитадель, 100—125 мм оконечности, верхний пояс: 75—125 мм, верхняя палуба: 37,5 мм, средняя палуба: 19—25 мм, нижняя палуба: 12—50 мм
Вооружение составило:
- шесть 305-мм орудий в двух трехорудийных башнях,
- шестнадцать 120-мм пушек в барбетах,
- восемь спаренных 100-мм универсальных орудий Минизини,
- восемь спаренных 40-мм автомата Бофорс.
Вместо паровых турбин энергетическая установка плавбатареи представляла собой четыре дизеля мощностью по 4200 л.с. от подводной лодки типа К.