Сегодня — юбилей весьма значительного исторического события, произошедшего ровно 850 лет назад, но почему-то не отмеченного ни в одном современном СМИ: 12 марта 1169 года войско коалиции русских княжеств во главе с владимирским князем Андреем Боголюбским штурмом взяло Киев и свергло правившего там князя Мстислава. Эту дату можно считать днем окончательного прекращения существования Киевской Руси и датой начала Владимирской Руси.
2 марта 1169 года войском Владимиро-Суздальского княжества под командованием князя Андрея Боголюбского был взят Киев. В практике княжеских междоусобиц, участившихся на Руси в XII веке, это было первым случаем разорения великокняжеского престола, повторившимся в домонгольский период лишь однажды (во время погрома Киева черниговским князем Рюриком Ростиславичем в 1203 году). Впервые князь, завладевший Киевом, не стал править в нём сам, а передал его своему ставленнику, отделив, как писал Ключевский, старшинство от места.
Организатором похода выступил Андрей Боголюбский, стремившийся сместить княжившего в тот момент в Киеве волынского князя Мстислава Изяславича.
В походе на Киев приняли участие 11 князей: младшие братья Андрея Боголюбского: Глеб Юрьевич Переяславский и Всеволод Юрьевич (будущий Всеволод Большое Гнездо); князья смоленской ветви Мономаховичей: Роман Ростиславич Смоленский, Рюрик Ростиславич Овручский, Давыд Ростиславич Вышгородский и Мстислав Ростиславич (место княжения не названо), Ольговичи: Олег Святославич Новгород-Северский, Игорь Святославич Курский и Путивльский (будущий герой «Слова о полку Игореве»); Владимир Андреевич Дорогобужский.
В составе войска находились полки из других городов владимиро-суздальской земли: упоминаются ростовцы, владимирцы и суздальцы; а также полочане, являвшиеся союзниками Ростиславичей, и муромцы с рязанцами, являвшиеся союзниками Андрея. Командование осуществляли сын Андрея Боголюбского Мстислав Андреевич и опытный суздальский воевода Борис Жидиславич.
Сбор всех сил состоялся в Вышгороде. 9 марта 1169 года в «Фёдоровы недели» войско подошло к Киеву. Союзники Мстислава Изяславича помощь не прислали, а у него самого не было достаточно сил для полевого сражения. На третий день осады защитники предложили Мстиславу покинуть город, поскольку победить в таком противостоянии не представлялось возможным. Князь вырвался из города и уехал на Волынь. После этого осаждающие войска вошли в город:
Ипатьевская летопись о событии:
«И два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы, и Ольгова дружина. А поганые (половцы-язычники, входившие в состав антикиевской коалиции, прим. vikond65) зажгли монастырь Печерской Святой Богородицы, но Бог молитвами Святой Богородицы оберег его от такой беды. И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные. Все же это случилось из-за наших грехов».
Хотя древнерусское государство распалось задолго до этого, превратившись в конгломерат независимых друг от друга и постоянно враждовавших между собой княжеств, киевский «стол» формально продолжал считаться главным, а владевший им сюзерен носил титул Великого Князя Всея Руси. Однако в 1169 году закончился и этот номинальный приоритет Киева. Боголюбский, взяв город, из которого бежал его правитель, не стал сам занимать киевский престол, а посадил на него своего младшего брата Глеба, тем самым зафиксировав подчиненную роль Киева в отношении его собственного — Владимирского княжества.
Таким образом, главным русским городом и фактической столицей Руси стал не Киев, а Владимир, где сидел наиболее могущественный властитель. «Центр тяжести» русских земель окончательно сместился на северо-восток, а Киев постепенно хирел, пока татаро-монгольское нашествие не поставило финальную точку в его былом величии. Возрождение города началось только спустя 400 лет в составе Русского царства и Российской империи, но это уже совсем другая история.
штурм Киева
Андрей Боголюбский, призывающий войска на штурм Киева и реконструкция облика князя по его черепу. Такой внешностью он обладал благодаря своей матери — дочери половецкого хана Аепы (Аэпы), имени которой история не сохранила.
Андрей Боголюбский на фантазийных портретах различных художников XIX — XX веков. Как говорится, почувствуйте разницу.
источники:
https://vikond65.livejournal.com/879853.html
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=266483204228905&id=100026016820763