«Хорёк», «Тритон», «Сарайчик» и другие… Альтернативная колёсная БТТ РККА
21 июля 1944 г. экипаж сержанта Нечаева, радиста Петренко и водителя Пушкаренко, находясь в боевом дозоре, внезапно ворвался на окраину г. Немирова. Немецкие пехотинцы не ожидали атаки одиночного бронеавтомобиля и не смогли оказать достойного сопротивления. В ходе боя были уничтожены расчеты двух ПТО и три грузовика. Дождавшись подхода передовой группы советских пехотинцев, экипаж БА-68 помог им продолжить зачистку города.
Первые разработки бронеавтомобилей на базе СиМ-65 велись параллельно с проектированием самого автомобиля.Поэтому самые первые машины были готовы в начале 40-ого года.
СиМ-65 «Кабарга» — это здесь: https://alternathistory.ru/kabarga-pomoshchnitsa-kozla-i-vsya-kabarzhinaya-rat
Конструкторы решили отойти от общепринятых в то время компоновочных решений. СУ разместили в корме, а отделение управления, наоборот, передвинули ближе вперёд. Водитель был расположен чуть левее от центральной оси машины, справа было небольшое сидение, как называли его бойцы: «тёщин диванчик». Всю центральную часть занимало боевое отделение с башней, аналогичной Т-39 (это здесь: https://alternathistory.ru/bezalternativnaya-alternativa-amfibiinye-tanketki-rkka-varan-i-ego-druzya-0).
Кроме того, в корпусе были 2 откидных сидения для разведчиков. На некоторых машинах устанавливалась радиостанция. Бронирование благодаря нестандартной компоновке и мощному шасси было весьма внушительным, как для своего, естественно, класса.
Лобовая проекция — 20 мм; борта — 10-12 мм; крыша и днище по 6 мм. Листы были выполнены с рациональными углами наклона.
Помимо бронеавтомобиля разведки и связи выпускался также подвижный корректировочный пост для артполков корпусов и выше, позволявший вести действия непосредственно в порядках наступающих войск. Он был помимо оптических приборов оснащён 2-мя радиостанциями (с поручневой и штыревой антеннами). Для самообороны имелся пулемёт.
Были разработаны и другие модификации, но до начала войны они не были поставлены на конвейер.
Другой разработкой была амфибия на базе 3-осной «Сайги», однако её также не успели начать производством, за исключением нескольких опытных моделей.
С началом войны и эвакуацией предприятия о броневиках временно забыли, т.к. встали более насущные потребности. Однако уже после Сталинградской операции стало ясно, что наступающей Красной Армии помимо танков нужна и другая бронетехника, в т.ч. и лёгкая. Довоенные разработки были усовершенствованы, на их основе разработали также и новые.
Первым, в марте 43-го стал на конвейер всё тот же БА-65 (за характерную форму и мощное вооружение, а также учитывая его харьковское происхождение, бойцы нарекли его «Хорьком». Было в этой машине что-то от небольшого, но свирепого хищника).
К июлю был готов упрощённый БА-68 и БТЛ-68 (у солдат – «Ботинок», за вместительность и силуэт). Все три машины были на единой базе, для компенсации возросшего веса и плавности хода в подвеску были добавлены телескопические амортизаторы и несколько усилены рессоры.
Лобовая деталь БА-65 теперь была 25-миллиметровой (правда, только центральная. Боковые остались 20-миллиметровыми). Эта же машина стала первой в СССР, на которую устанавливались дымовые гранатомёты, правда импортные.
После сражения на Курской дуге стало ясно, что теперь РККА для наступательных действий нужны высокоподвижные части, которые могли бы не только опрокидывать оборону, но и преследовать отступающего врага. Вернулись к идее мотострелковых соединений, могущих вслед за танками развивать успех. Были увеличены заказы на ленд-лизовские автомобили и двигатели, разработали и внедрили новые образцы БТТ.
Однако не только нужду в высокомобильных подразделениях показали сражения на «Огненной дуге». Стало ясно, что ср-ва ПТО начали отставать от защищённости немецких танков. В танковых войсках массово начинают внедряться 85-мм и выше пушки. В ПТА 45-ку начали заменять на ЗиС-2. Остро стала проблема с пехотными ср-вами ПТО. Дело в том, что имеющиеся ПТР уже не обеспечивали надёжного поражения танков. Военные ознакомились с американскими и английскими лёгкими РПГ, но они их не удовлетворили. Английский «ПИАТ» — это вообще кошмар инженерного гения, а «Базука» не слишком превосходила в действенности имеющиеся у РККА винтовочные гранаты ПТО; кроме того, признали неподходящим электрозапал (винтовочная кумулятивная ПТГ была разработана уже в начале 42-ого; по винтовочным гранатам сюда:
Знали наши и о немецких разработках. Проведя анализ, решили, что новое ПТР будет реактивным безоткатным, но работающим не по принципу, предложенному Курчевским, а на основе т.н. «пушки Дэвиса». Для реализации высокой скорости снаряда на полётной траектории был применён простой принцип: снаряд (разработанный на основе 82-мм мины) вышибным зарядом покидал канал ствола; при инициации вышибного заряда загорался и порох в замедлителе; примерно в 15-20 м от дульного среза включался маршевый двигатель, и граната с ускорением летела к цели. Это позволило обеспечить приемлемую скорость полёта снаряда и избавило наводчика от необходимости надевать защитную маску.
Спуск обычный механический с наколом ударником капсюля. Для совпадения бойка и капсюля в патроннике и на заряде соответственно были выемка и выступ. Заряжалось оружие с казённой части помощником наводчика. Теоретически можно было стрелять и с плеча, но рекомендовалось, как минимум, с сошек. По своим характеристикам данный образец относился скорее к станковым, чем к ручным гранатомётам; но главное, что пехота снова получила действенное оружие против немецких танков.
Снаряды использовались 2-ух типов: противотанковые и осколочные, что давало дополнительную поддержку пехоте.
Для транспортировки нового оружия была разработана модификация БА-65, позволявшая использовать РПТР, как из башни, так и с земли. По 2 такие машины были в каждой гвардейской мотострелковой роте. Кроме того, пришлось отказаться от ротного 60-мм миномёта (50 мм в 38-ом мы не принимаем, т.к. у него ни дальности, ни эффективности, тем более что у нас есть винтовочные гранаты). Взамен был разработан укороченный и облегчённый вариант 82-мм, на опорной плите 60-мм. Для компенсации возросшей нагрузки были установлены амортизирующие приспособления (немцы, кстати, пошли тем же путём).
В каждой роте было по 2 новых миномёта. Для транспортировки миномётных и пулемётных расчётов использовали БТЛ-68, оснащённый специальным прицепом. После введения новых штатов огневые возможности гв. мотострелковых рот существенно выросли. (К сожалению, полностью моторизовать свои ВС страна не могла, поэтому основной упор был сделан на повышение эффективности, защищённости и подвижности ударных частей, коими стали гв. мотострелковые полки и бригады в танковых и механизированных корпусах).
Следующим образцом стал трёхосный БТР-66. Сначала его хотели использовать для перевозки личного состава, но прикинув, что на каждое отделение нужно по БТРу — отказались, в пользу более вместительного на базе «ХАЗАРа» (о «ХАЗАРе» -здесь:
https://alternathistory.ru/khazar-ne-drevnii-konnikalternativnye-avtomobili-rkka-0
«66-ой» же стали использовать в качестве ср-ва тяги в пулемётно-миномётных ротах гв. МСБ, а также в артвзводах 57-мм ПТП. Использовался также в кач. различных спецмашин, например для прокладки кабеля на передовой или санитарно-эвакуационной. Оригинальным был его кузов, имеющий 5 дверей: 4 впереди и одну сзади. Крыша была частично бронирована (над кабиной). Задний диван был заменён 3-мя индивидуальными сидениями. Боковые были расположены по ходу движения, а среднее, выполненное складным и откидывающимся — наоборот. На нём обычно, в спокойной обстановке, располагался пулемётчик. Вдоль бортов были складные лавки ещё для 6-рых.
За некоторое сходство с «ХАЗАРовским» БТР (которого военные остряки называли – «сарай»; и это они не застали «КрАЗиКовских БТРов!) БТР-66 прозвали «сарайчиком» или «блиндажиком» (за крышу).
На бызе «66-ого» и «Хорька» создали несколько спецмашин-КШМ для комбатов МСБ (со ср-вами наблюдения, связи и раскладным тентом) и пушечный бронеавтомобиль.
Последней в линейке бронемашин на базе «Кабарги» стала амфибия ПБТ-18, которая представляла собой усовершенствованный довоенный образец.
Необходимость такой машины стала неоспоримой с началом наступления на Запад, когда пришлось форсировать большое кол-во водных преград. Первоочередной задачей был захват плацдармов. И вот тут-то и выяснилось, что подходящих для этих целей машин практически-то и нет. Танки-амфибии были потеряны в начале войны почти полностью, алтайский тракторный выпускал Т-39 в ничтожных количествах, и он не был предназначен для общевойсковых соединений.
Выпуск амфибий наладили на Самарском инструментальном заводе. Т.к. объём выпуска был всё же невелик, то все амфибии сводились в амфибийно-штурмовые батальоны, включавшие в себя как транспортёры пехоты, так и машины поддержки.
Т.к. у «Кабарги» привода из коробки отбора мощности шли на обе стороны, то применили 2-винтовую схему. Герметичность обеспечивалась не столько собственно герметизацией конструкции, сколько работой водоотливных насосов (аналогичные решения были у американского «ДАКа» и у нашего «Варана»). Сзади была аппарель с откидными лесенками.
Крыша БТРа была только над водителем и командиром, в боевых машинах поддержки — цельной.
Ещё одной конструктивной особенностью была возможность пристыковки по бортам надувных понтонов для повышения грузоподъёмности на воде. Естественно, что использовать их можно было только при отсутствии огневого воздействия противника.
Если бы эти машины создавались в Америке, то их назвали бы «аллигаторами» или «кайманами»; а так как в средней полосе России с этими животными как бы напряг, то бойцы нарекли его общедоступным «Тритоном», что прижилось даже в некоторых официальных документах.
Партию машин выпустили для комплектации УДК «Циолковский» для участия в Петсамо-Киркенесской операции (это здесь: https://alternathistory.ru/dvulikii-troyanets).
Такими были бронемашины на шасси «Кабарги» и «Сайги».
Радикалы сегодня почему-то не работают…
Выкладываю полноразмерки на другой (если не будет работать, то скажите; я перезалью):
http://www.imageup.ru/img239/1404907/horek-lajjt1.jpg.html
http://www.imageup.ru/img239/1404908/horek-lajjt2.jpg.html
Ну как-то так!