«Кертисс» из тайги. Реставрация истребителя Curtiss P-40C (серийный номер 41-13357)

15

Предисловие редакции журнала «Letectví+kosmonautika»: В 1990-е годы прошлого века, после окончания холодной войны, открылись неожиданные возможности для поиска сохранившихся исторических самолетов. Обширные и малоизученные территории бывшего Советского Союза, скрывающие множество уникальных вещей, превратились в настоящий рай. За относительно короткое время командам, специализирующимся на спасении исторических машин, удалось найти, извлечь из земли и вывезти ряд уникальных самолетов. Одним из этих самолетов стал Curtiss P-40C (серийный номер 41-13357), который в этом году в привлекательной форме был представлен на дне летающих легенд (The Flying Legends).

Для военно-воздушных сил конец 1930-х годов представлял переходный период к современным цельнометаллическим боевым самолетам-свободнонесущим монопланам. В то время авиационный корпус армии США в числе прочих принял на вооружение истребители Curtiss Model 75 Hawk, которым было присвоено официальное обозначение P-36. Для своего времени этот современный цельнометаллический низкоплан с убирающимися основными стойками шасси и радиальным двигателем воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp имел очень хорошие летные характеристики. Характеристики произвели впечатление, и истребители P-36 поступили на вооружение не только американской армии, но и вооружение военно-воздушных сил ряда других государств. Только французские ВВС и позднее Королевские ВВС заказали в три раза больше истребителей Model 75, чем авиация армии США.

Однако в начале 1940-х годов истребитель Model 75 устарел и с большим трудом мог противостоять немецким «мессершмиттам». В компании Curtiss были хорошо осведомлены о недостатках своего самолета, и уже в 1937 году проводили эксперименты с установкой на планер истребителя Model 75 нового перспективного 12-цилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Allison V-1710. Первый прототип модернизированного самолета, получившего обозначение Model 75P, впервые поднялся в воздух в октябре 1938 года. Однако самолет не блистал своими характеристиками и должен был претерпеть ряд модификаций. Весной 1939 года состоялся официальный конкурс на новый высотный истребитель для авиационного корпуса армии США. Победителем конкурса стал самолет компании Curtiss, который получил официальное обозначение XP-40. В апреле 1939 года командование авиационного корпуса заказало 524 истребителя P-40.

Серийное производство истребителей, получивших внутрифирменное обозначение Model 81, началось в марте 1940 года. Первые два серийных экземпляра американская армейская авиация получила в мае 1940 года. В это время Франция, попавшая под каток немецкого блицкрига, оказалась в критической ситуации. Чтобы хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию президент Рузвельт санкционировал экспортную поставку во Францию 140 истребителей. Но прежде чем эти машины были доставлены в Европу, Франция пала, и все самолеты в конечном итоге были переданы Королевским ВВС, которые впоследствии стали получать другие модификации истребителей P-40. Командование американской армейской авиации сосредоточило внимание на машинах варианта P-40B и особенно на 193 экземплярах модификации P-40C. Эти машины отличались установкой броневой защиты пилота, самозатягивающейся обшивки топливных баков и усиленным вооружением и з шести пулеметов (два в фюзеляже и четыре в консолях крыла). Серийные истребители P-40C поступали на вооружение армейской авиации с марта по май 1941 года. Эти самолеты участвовали в оккупации Исландии в июле 1941 года, гибли во время налета японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и в отчаянных боях на Филиппинах. Остальные находились на американском континенте и использовались для обучения.

Но еще до того, как США в декабре 1941 года вступили в войну, несколько американских истребителей P-40C были отправлены в долгое путешествие в Советский Союз. Уже в сентябре 1941 года в Москве состоялись переговоры о поставках военной техники в рамках американского закона о ленд-лизе (так называемый Закон о ленд-лизе [Lend-Lease Act]). Соглашение было заключено 1 октября 1941 года, и в этом же месяце начались первые поставки американской техники в СССР. К концу года в Советский Союз было поставлено 256 самолетов (включая американские, которые были доставлены из Великобритании). Среди этих машин был истребитель Curtiss P-40C с серийным номером 41-13357. Эта машина с серийным номером 16161 была изготовлена весной 1941 года. Армейская авиация США приобрела этот самолет 6 апреля 1941 года и присвоила ему серийный номер 41-13357. Первоначально самолет находился на авиабазе Паттерсон, но вскоре машина была перевезена на остров Пуэрто-Рико. Так истребитель применялся не только для противовоздушной обороны, но и для патрулирования побережья и для противолодочной обороны. После нескольких месяцев службы истребитель P-40C был выведен из эксплуатации и был отправлен на завод компании Curtiss в Буффало, штат Нью-Йорк, где он прошел капитальный ремонт. В американской авиации самолет налетал 603 часа. Вероятно, он предназначался для поставки Королевским ВВС, но после присоединения СССР к программе ленд-лиза в декабре 1941 года был доставлен на север России.

О службе истребителя Curtiss P-40C (41-13357) в советских ВВС мало информации. Известно лишь, что в 1942 году самолет разбился где-то в северной тундре. Некоторые источники утверждают, что это произошло после боя с истребителем Bf 109. На месте аварийной посадки самолет оставался в течение пятидесяти лет. Только в середине 1990-х годов обломки самолета были найдены и вывезены из России. Самолет был приобретен Стивеном Греем (Stephen Grey) – основателем компании старинных самолетов The Fighter Collection, Даксфорд, графство Кембриджшир. Однако состояние найденной машины было не очень хорошим и поэтому её перевезли в США, где у местных реставраторов уже был опыт ремонта нескольких истребителей P-40 первых модификаций (так, например, P-40C [41-13390], вывезенный вместе с P-40C [41-13357], вновь поднялся в небо в сентябре 1999 года).

Восстановлением истребителя P-40C (41-13357) занималась компания Fighter Rebuiders, Чино, штат Калифорния, но в реставрационных работах также участвовали несколько специализированных компаний. Так, например, крыло было восстановлено компанией Precision Aero, двигатель был отремонтирован Биллом Мойа (Bill Moja), штат Вашингтон, и т.д.. Реконструкция самолета была сложной и длилась несколько лет, но завершилась успехом. Отремонтированный самолет совершил свой первый полет 5 августа 2011 года в Чино под управлением опытного Стива Хилтона (Steve Hinton). Самолет получил американский номер гражданской регистрации N80FR и привлекательный внешний вид довоенного P-40 (серийный номер 39-159), который эксплуатировался на авиабазе Шанют-филд (Chanute Field) в качестве личного самолета начальника аэродрома.

После двух сезонов в США серебристый P-40C был перевезен в контейнере в Даксфорд, куда он прибыл в начале июля 2014 года. Однако из-за нескольких дней очень плохой погоды свой первый полет в британском небе он совершил буквально за несколько минут до начала дня летающих легенд. Тем не менее, последующее выступление Стива Хинтона стало одним из самых ярких моментов этого шоу летающих ветеранов.

источник: Text: Jan Máče, Foto: autor «Veterány. Curtiss z tajgy» «Letectví + kosmonautika» 2014-12, str.72-73

перевод впервые был опубликован — https://vk.com/@710541705-kertiss-iz-taigi-restavraciya-istrebitelya-curtiss-p-40c-ser

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account