Катавасия или гибридный танк СССР в 1939 году.

-8

   Перенесёмся в конец сентября 1939 г. Подмосковье, Кубинка, показ новых образцов БТТ членам Советского правительства и военым.

  Между двумя танками, КВ и А-32 стоит довольно большая группа людей в гражданском и военной форме. Немного громче обычного, что-бы собравшимся было лучше слышно, говорит человек в военной форме с петлицами танкиста,- это начальник АБТУ РККА Павлов Д.Г.

  Прислушаемся к его речи: "Товарищи конструкторы! Вы создали два неплохих танка, только вот орудие у них почти одинаковое, калибра 76,2мм, а разница в весе машин более , чем двойная". "Скажите",- обращаясь к конструкторам завода № 183, продолжал Павлов-"Можно ли установить орудие Л-11 в ваш танк и увеличить бронирование и соответственно вес машины?" "Думаю, больших проблем не будет",- ответил кто-то из конструкторов. "Тогда зачем нам выпускать два разных танка под одно орудие?" — вопросительно сказал начальник АБТУ, обращаясь уже к членам правительства.

  "В Европе война уже началась и нам надо сделать идин массовый танк с хорошими характеристиками", — продолжал Дмитрий Григорьевич. "Да неплохо бы", — поддержал его К.Е. Ворошилов. Остальные члены правительства СССР с пониманием закивали головами.

  "Давайте завтра соберёмся в АБТУ и обсудим, как нам сделать один, но хороший танк, обладающий как защитой КВ, так и подвижностью и относительно невысокой стоимостью, как А-32",- предложил конструкторам Павлов. Предпоследним ничего не оставалось, как остаться в командировке ещё на один день.

 На следующее утро первым взял слово начальник АБТУ, в нём он изложил своё мнение о том, из каких элементов, уже применённых ранее, будет состоять гибридный танк. В ходе дальнейшего обсуждения, пришли к следующему:

 — лоб корпуса по типу А-32, но чтобы сильно не удлиннять корпус, наклон ВЛД 55гр, НЛД- 50гр,

 -борта прямые, как у КВ, более технологичные,

 -подвеска торсионная, как занимающая меньше места,зацепление и гусеница по типу КВ/Т-28,

 — никаких топливных баков в боевом отделении, при этом МТО полностью от А-32,

 — башня на погоне 1610мм, сразу с запасом под перспективные орудия, экипаж 5 человек, с освобождённым командиром, имеющим прибор ПТК,

 -вооружение: пушка и пулемёт в башне, ещё один пулемёт на правом крыле, управляемый в небольшом диапазоне углов радистом через броню борта.Катавасия или гибридный танк СССР в 1939 году.

  Равной защищённости борта с КВ удалось достичь путем применения брони высокой твёрдости толщиной 60мм из стали 8с(МЗ-2). Та же толщина брони применялась во лбу, корме и башне. Горизонтальная защита состояла из 16мм листов, исключая лист под МТО, толщиной 13мм.Т.о. в разы сокращалась номенклатура бронепроката.

   Башни КВ и А-32 решительно не нравились начальнику АБТУ и поэтому он предложил свой вариант. Заранее приглашённому на совещание орудийному конструктору Маханову, он предложил перевернуть орудие, т. е. поставить противооткатные устройства снизу. Тем самым уменьшалась высота башни, правда пришлось компенсировать несбалансированность орудия относительно оси вращения. Пришлось также впоследствии, при серийном производстве, перейти на более длинный ствол в 41,5 калибра (будушее орудие Л-15П). Для сохранения примерно равной защищённости лба башни и ВЛД, на первый сделали 16мм накладку из цементированной брони марки КО до войны, после из стали высокой твёрдости.

  Павлов попросил спроектировать гибридный танк к 1 декабря 1939 года силами двух КБ, чтобы принять проект до 10 декабря и выпустить два опытных экземпляра до 1 февраля 1940 года. В вышедшем позже, постановлении правительства предусматривалось начать подготовку к серийному производству гибрида сразу на четырёх заводах — ЛКЗ, №183, №174,ЧТЗ, с началом выпуска серийных танков июль 1940г(ЛКЗ и №183) и январь 1941г(№174 и ЧТЗ).

  Т.к. многие конструктивные элементы уже были воплощены в танках-донорах, то всё вышеперечисленное удалось выполнить даже с некоторым опережением сроков, например корпус танка с ходовой частью, собранным МТО и башней без вооружения удалось собрать на ЛКЗ до конца декабря 1939г.

  А причём здесь катавасия,- спросит читатель. По этому поводу легенда гласит,- когда ранней весной 1940г Сталин осматривал два опытных экземпляра гибридного танка, Павлов произнёс фразу о том, что это скрещенные КВ и Т-32. Иосиф Виссарионович на это, якобы заметил,- "Хорошая катавасия получилась у наших конструкторов" и предложил название танка КВТ-34. Так это или не так, но на фронте часто говорили: к нам подошли три катавасии или послал тебе роту катавасий. Танкисты ласково называли танк, — наша катавасия или наш котовась(просторечное).

                                           Пояснения к проекту.

  Масса танка рассчитана исходя из таковой танка Т-34(1940г) в 26т.При этом перевес по броне корпуса составил 1т, недовес по броне башни 0,2т. За счёт применеия более узких гусениц(450мм) и торсионной подвески из массы танка вычтена 1т. На бронирование крышек инструментальных ящиков и дополнительных топливных баков на надгусеничных полках в районе башни израсходовано 0,2т брони. Дополнительной защитой кормы являлись запасные траки и канистры с водой.

   Некоторые ТТХ серийного КВТ-34.

 Боевой вес                      26т

 Д*Ш*В                            6040*2900*2020мм

 Клиренс                           430мм

 Ёмкость баков осн.         580л

 Ёмкость баков доп.         120л

 Запас хода по шоссе        440км

 Запас хода просёлок        330км

 Удельное давление          0,72 кг/см кв.Катавасия или гибридный танк СССР в 1939 году.

   Бронирование на 1941г обеспечивало защиту от штатных ПТО Вермахта с лобовой проекции при стрельбе в упор, с боковой проекции с дистанций более 450м при любых курсовых углах. От 88мм зенитки броня лба защищала с дистанций более 500м.

  Против РАК 40 обеспечивалась защита на расстоянии свыше 500м при курсовых углах до 45гр. Появление в 1943г пушки РАК 43/41 было парировано  увеличением бронирования ВЛД и башни до 100мм, кроме того, на лобовой лист башни накладывался дополнительный лист брони толщиной 60мм. Верхняя часть борта по всей длине стала защищаться наклонным листом толщиной 16-20мм. Нижняя часть борта на высоту 0,5м получила защиту той же толщины, установленной по кромкам надгусеничных полок, последние мероприятия также улучшили защиту от кумулятивных боеприпасов.

 Со средины 1942г устанавливалась пушка с длинной ствола 52 калибра, что позволило пробивать 82мм брони с дистанции 500м, при использовании ББС с "подрезами".Боевой вес танка при этом составил 31т, но ухудшения надёжности и подвижности не произошло, т.к. с конца 1942г на танк стали устанавливать 5-ти скоростную КПП и улучшенные ГФ и БФ-ы. С конца 1943г в башне танка появилось 85мм орудие С-53 в немного удлинённой башне. В таком виде КВТ-34 закончил войну 9 мая 1944 года встречей с войсками союзников на Рейне.Катавасия или гибридный танк СССР в 1939 году.

Подписаться
Уведомить о
guest

82 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account