XIX век был временем крайних контрастов. Индустриализация принесла прогресс и процветание, но при этом большая часть населения столкнулась с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой. В растущих городах также увеличилось число людей, живущих в нищете. В этом стремительном развитии Карл Маркс искал закономерности и связи. Основные причины социального неравенства он нашел в капиталистической системе производства.
***
Когда ему не было еще и 30 лет, неизвестный немецкий философ Карл Маркс написал текст, который будет иметь самое широкое распространение во всем мире, «Манифест Коммунистической партии». Его главная работа — «Капитал» — и по сей день привлекает к себе внимание людей.
Но кто стоял за этим почти невероятным жизненным достижением? Что сформировало его мышление? Кем был Карл Маркс помимо его политической борьбы как друг, семьянин, муж? Особенно ввиду демонизации его оппонентами и поверхностных психологических интерпретаций феномена Маркса стоит присмотреться к Карлу Марксу как к личности.
Карл Маркс родился в Трире 5 мая 1818 года. Он был третьим из девяти детей. И со стороны его матери, и со стороны отца происходили из почтенных семей раввинов, генеалогическое древо которых можно проследить до 15 века.
Однако отец Карла, Гершель (позже Генрих) Маркс Леви, не пошел по религиозным стопам предков. Во время французской оккупации Рейнской области он начал изучал право в Кобленце, а затем зарекомендовал себя как внештатный юрист в своем родном городе. Чтобы не ставить под угрозу его способность заниматься своей профессией в оккупированной Пруссией Рейнской области, он и несколько детей, в том числе шестилетний Карл, были крещены по протестантскому обряду.
Причина, по которой Генрих Маркс выбрал в Трире протестантизм, заключалась в том, что это течение в христианской религии более соответствовало его собственному мировоззрению, определяемому идеями Просвещения. Генрих Маркс вовсе не был атеистом, а скорее придерживался «деизма», т. е. представления о Боге как абстрактно мыслимом высшем существе, которое, однако, совершенно чуждо идеям из Библии.
Отец знакомил юного Карла с мыслителями эпохи Просвещения, в частности с Вольтером, с детства (Маркс, вероятно, не посещал начальную школу, но обучался у отца на дому). И еще будучи студентом в Берлине, Генрих Маркс напоминал сыну, что идея Бога, как и у Лейбница или Локка, была полезным подспорьем для нравственной жизни. Эта укорененность в мышлении европейского Просвещения политически соответствовала республиканской позиции, которая по крайней мере однажды привела Генриха Маркса к конфликту с прусскими властями.
***
Отец был важным ориентиром для Карла Маркса. До самой смерти он носил фотографию отца в нагрудном кармане пальто. Трогательным свидетельством является длинное письмо, которое Карл написал Генриху Марксу, когда учился в Берлине, сообщая ему о ходе учебы и прося разрешения сменить предмет (с права на философию). Это письмо является не только весьма показательным документом для интеллектуальной жизни Маркса, но и дает представление об отношениях отца и сына.
Его отношения с матерью, Генриеттой Маркс, которая происходила из семьи голландских раввинов и на протяжении всей жизни плохо говорившей по-немецки, были более сложными, особенно в более поздние годы, из-за постоянных споров по поводу аванса по наследству ее отца. Благочестивая еврейка Генриетта никоим образом не была согласна с обращением своего мужа в протестантство, и можно предположить, что она познакомила юного Карла хотя бы с рудиментарным пониманием еврейской религии.
***
Однако архаичные обряды иудаизма действовали на Карла Маркса довольно отталкивающе, и когда одна из его дочерей в поисках своих фамильных корней стала более интенсивно изучать иудаизм, Карл Маркс отнесся с непониманием и недоумением. Однако то, что он был «антисемитом», является голословным слухом, который можно проследить по незнанию его личности и его работы.
Сообщается, что Карл Маркс уже в детстве был довольно властным и прямо «тиранил» своих братьев и сестер. Однако к этому суждению следует относиться с осторожностью, тем более что оно исходит из довольно темного источника. Это восходит к сестре Маркса Луизе, которая не была в хороших отношениях со своим братом.
Влиятельной фигурой для молодого Карла, несомненно, был директор средней школы и учитель философии Иоганн Хьюго Виттенбах (1767-1848 гг.). Ранее он был горячим сторонником Французской революции, и поэтому прусские власти относились к нему с подозрением, несмотря на его лояльность правительству. Например, его обвиняли в терпимости к либеральным взглядам среди преподавательского состава и принятии отклонений от библейского учения о сотворении на уроках естествознания. В конце концов ему был назначен содиректор, которому выпускник средней школы Маркс затем отказал в обычном прощальном визите из протеста и в знак солидарности с Виттенбахом.
Образование, которое Маркс получил в гимназии Трира, было сосредоточено на древних языках: латыни и древнегреческом. Примечательно, что Маркс выбрал в качестве своего третьего иностранного языка не иврит, в отличие от многих своих одноклассников, а французский язык, язык «Гражданского кодекса», свода законов Наполеона.
Всю свою жизнь Маркс как само собой разумеющееся пользовался языками древнегреческого и латинского, читал античных классических авторов в подлиннике и сам переводил некоторые из них в студенческие годы.
***
Барон Людвиг фон Вестфален (1770-1842 гг.) — неотъемлемая часть юности Карла Маркса. Он познакомил Карла с Гомером, Сервантесом, Шекспиром, Гёте и многими другими. Насколько важным был барон фон Вестфален для молодого Маркса, свидетельствует не в последнюю очередь тот факт, что он посвятил свою докторскую диссертацию своему будущему тестю.
Один из сыновей барона, Эдгар фон Вестфален, был ближайшим другом детства Маркса и на короткое время его соратником в «Комитете по переписке» в Брюсселе, первой попытке установить единую организацию коммунистов в Европе. Однако другой сын барона, Фердинанд, сделал совершенно иную карьеру и в конце концов, будучи министром внутренних дел в прусском правительстве, стал одним из противников Карла Маркса.
Наконец, что не менее важно, Маркс встретил свою будущую жену в семье фон Вестфален: Женни, дочь барона. В возрасте 17 лет Маркс обручился с Женни, которая была старше его на четыре года, однако женился на ней только в 1843 году, когда его профессиональная карьера казалась достаточно надежной. Все письменные свидетельства, которыми мы располагаем сегодня, создают впечатление необычайной любви между ними на протяжении всей жизни.
Женни живо интересовалась его политической борьбой и его теоретической работой (не в последнюю очередь она переписала его неразборчивые рукописи начисто), разделила его тяжелую судьбу изгнанника и показала себя верной женой, особенно в первые годы нищеты и лишений.
У них было три дочери, Женни, Лаура и Элеонора. Младшая из них, Элеонора, изображает Карла Маркса чрезвычайно юмористическим, терпеливым и понимающим отцом, который, несмотря на свое шаткое финансовое положение, дал возможность своим дочерям получить лучшее образование и почти идолопоклонно любил их. Элеонора упоминает, в частности, долгие воскресные прогулки, во время которых Карл Маркс развлекал своих дочерей самыми фантастическими историями собственного сочинения.
Любовь к литературе играла в семье Маркса особую роль. Его собственные литературные попытки, в основном стихи в романтическом тоне, были бережно сохранены их адресатом, Женни.
Сам Карл Маркс был почти фанатичным читателем. Из классических авторов именно Уильяма Шекспира он читал снова и снова в оригинале.
***
Атеистический евангелистский теолог Бруно Бауэр (1809-1882 гг.) изначально был решающим для интеллектуального развития молодого студента Маркса.
После года изучения права в Бонне, в течение которого Маркс сделал себе имя в основном за пределами лекционного зала в качестве представителя трирской общины, он переехал в Берлин, где превратился в дисциплинированного интеллектуального работника, которым он останеться до конца жизни. Здесь он в первую очередь соприкоснулся с «Докторским клубом», кругом мыслителей во главе с Бруно Бауэром, который вскоре стал наставником Маркса.
«Младогегельянцы», к которым принадлежали члены клуба, стремились к познанию идеалистической системы философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.). Он объяснял всю действительность процессом самоопустошения абсолютного духа, который приходит в себя в человеческом самосознании.
Вскоре Маркс оказался равным Бауэру, сменил область своих исследований на философию, и даже в своей докторской диссертации о греческих философах Демокрите и Эпикуре он был полностью привержен философии Бауэра.
Но вскоре произошел разрыв с Бауэром и младогегельянцами в целом. Маркс находил их атеистические провокации слишком безответственными по сравнению с его действительной заботой, которая становилась все более ясной: искать социальные причины происходящего.
В теоретической работе Маркса его разрыв с бывшим наставником отражен в работе «К еврейскому вопросу», фактически рецензии на два эссе Бауэра, в которых Маркс блестяще разработал различие между чисто политической и общечеловеческой эмансипацией.
***
Во время его работы редактором «Rheinische Zeitung» встреча с еврейским купеческим сыном Моисеем Гессом (1812–1875 гг.), вероятно, имела для Маркса решающее значение. Именно через Гесса Маркс впервые познакомился с социалистическими идеями. Влияние Гесса можно увидеть в «Экономико-философских рукописях», написанных в 1844 году в Париже.
В Париже был заложен краеугольный камень важнейшей дружбы и близкого по духу сотрудничества между Марксом и Фридрихом Энгельсом. Эти двое уже встречались в Кельне, но тогда Маркс просто отнес Энгельса к младогегельянцам, от которых он к тому временем дистанцировался.
***
Энгельс, сын фабриканта из Бармена, в юности боролся за освобождение от религиозно-пиетистского влияния родительского дома и, несмотря на свое буржуазное происхождение, стал теперь одним из самых суровых критиков капитализма.
Важные труды, такие как «Немецкая идеология» или «Манифест коммунистической партии», появились именно в результате сотрудничества между Марксом и Энгельсом.
Кроме того, их связывала глубокая личная дружба. Дочери Маркса считали «генерала» — прозвище Энгельса из-за его высокого роста и военной подготовки — членом семьи. Переняв дело своего отца в Манчестере, Энгельс щедро поддерживал Маркса финансово, и какое-то время эти пожертвования были единственным источником дохода семьи Маркса. Даже когда Маркс имел надежный и хороший доход от своей работы корреспондентом New York Daily Tribune, именно Энгельс редактировал его статьи, поскольку в английском языке Маркса был недостаточно хорош.
***
Когда Карл Маркс был похоронен рядом со своей женой Дженни на лондонском кладбище Хайгейт 17 марта 1883 года, через три дня после его смерти, на его могиле присутствовали одиннадцать человек: две его оставшиеся в живых дочери Лаура и Элеонора, его зятья Поль Лафарг, который только что вышедший из тюрьмы, а также Шарль Лонге, Элен Демут и еще шестеро верных соратников.
Панегирик произнес его давний друг Энгельс. Помимо основных сторон теоретической работы и наиболее важных этапов политической борьбы, Энгельс подробно остановился и на определяющей черте Маркса: его увлеченности техническими разработками своего времени и их глубоком изучении. В свои дисциплинированные ежедневные часы работы в библиотеке Британского музея Маркс погружался не только в экономические вопросы, чтобы из их интеллектуального проникновения создать свой главный труд «Капитал», но и почти во все соответствующие области знаний своего времени. Делал он это со свойственной ему тщательностью.
В своих словах Энгельс особо выделял два аспекта теоретической работы Маркса: раскрытие законов движения капитала, т. е. внутренней логики процесса увеличения капитала, основанного на теории прибавочной стоимости, и исторический материализм. Энгельс правильно понимает теоретическую работу Карла Маркса как часть его борьбы за социальные преобразования, как теоретический элемент освободительной практики.
Затем он рассмотрел отдельные этапы этой практической деятельности Карла Маркса, от редакционной работы в «Рейнской газете» до основания Международной ассоциации рабочих, и заключил: «И именно поэтому Маркс был самым ненавистным и самым оклеветанным человеком своего времени. Правительства, как абсолютные, так и республиканские, изгоняли его, буржуа, консерваторы и крайние демократы лгали о нем наперегонки… И он умер, почитаемый, любимый, оплаканный миллионами революционнеров , живущих от сибирских рудников через Европу и Америку до Калифорнии, и я смело могу сказать: противников у него может быть еще много… Его имя будет жить в веках, как и его работа!»
Другие мои работы: