1

Часть 1

В достославном 1898 году обновленное Морское министерство рьяно исполняло программу строительства Тихоокеанского флота. Что там обновилось? Ну как же, генерал-адмирал Великий князь Алексей отправился в почетную отставку. Он имел неосторожность переоценить значимость собственной персоны и угрожать отставкой в случае отказа от строительства военно-морской базы в Либаве. Государь по обыкновению промолчал, а наутро был обнародован манифест «о надорвавшем здоровье при несении тягот службы возлюбленного дяди нашего». Не ожидавший такой подлости Алексей Александрович попробовал было взбрыкнуть, на что его открытым текстом спросили, не желает ли он осчастливить солнечный город Ашхабад своим покровительством высоким искусствам. Генерал-адмирал не пожелал и отправился залечивать раны самолюбия в Ниццу. А что? Ничего так городишко!

Как нам победить Японию. Часть 2.

Назначить вдохновителя сей комбинации Великого князя Александра Михайловича, сразу генерал-адмиралом было не совсем прилично. Все же он еще только кавторанг. Так что впервые со времен Александра Освободителя морским министерством управлял полноценный министр, а не управляющий министерством. Правда, все знали кто там настоящий царь горы, но Великий Князь Александр Михайлович (высочайше произведенный в капитаны I ранга) умел держаться в тени.

На очередном заседании Адмиралтейств-Совета, новом совещательном  органе под председательством ВК Сандро (так называли его родственники) и в присутствии Его Императорского Величества и прочая и прочая и была озвучена программа строительства Японского Императорского флота. Против кого строится этот флот, секрета не было. Присутствующие адмиралы нахмурились, Государь Император почувствовав напряжение собравшихся, потребовал объяснений. Воспоследовавшие объяснения картину несколько прояснили.

Итак, по выполнении программы ЯИФ получит в свой в свой состав к имеющимися двум броненосцам типа Фудзи (которые можно считать с известными оговорками равноценными нашим Полтавам) еще четыре новейших броненосца. Эти броненосцы  по своим ТТХ хоть не намного, но явно будут превосходить строящиеся для РИФ броненосцы — генералы.  Тут надо заметить, что все ЭБР строящиеся по программе 1895 года получили имена русских полководцев. Князь Потемкин Таврический, Граф Румянцев Задунайский, Князь Суворов Италийский, Князь Кутузов Смоленский, Граф Паскевич Варшавский и Князь Багратион. Плюс  к тому в линии японцев будет быстроходное крыло в виде шести довольно быстроходных и мощных крейсеров типа Асама. И вот тут дело не то что бы совсем кисло, но не очень хорошо. Формально БРК в русском флоте планируется тоже шесть. Но, два из них это рейдеры, мало годящиеся для эскадренного боя один из которых несет еще и устаревшую артиллерию. Остальные четыре (один из которых даже не заложен), увы, уступают своим японским визави. И напоследок, вероятный противник получит несколько новейших быстроходных бронепалубных крейсеров эльсвикского типа, против которых строящиеся Светланы смотрятся несколько бледно.

Таким образом, затратив немалые средства, мы получаем флот, не превосходящий вероятного противника ни количественно. Ни, что более печально, качественно. Конечно, у РИФ есть еще резервы в виде Полтав, Сисоя Великого, Наварина и двух балтийских таранов – императоров. Но с другой стороны Балтику совсем оголять не след. К тому же к моменту завершения программы Полтавы и остальные вплотную подойдут к плановому ремонту, а тараны, так и раньше. Так же необходимо понимать, что более свободных кораблестроительных мощностей в России нет, если конечно не считать черноморских.  Но вывод из Черного моря боевых кораблей как имеющихся, так и могущих быть построенными сопряжен с такими значительными усилиями, что овчинка может не стоить выделки. Получим  Трех Святителей и Ростислава, а что пообещать в замен? На какие уступки заклятым друзьям придется пойти?

Таким образом, строительству кораблей на зарубежных верфях альтернативы нет.

Следующее заседание состоялось через неделю, поразмыслившие как следует, адмиралы вынесли свой вердикт. Для создания неоспоримого перевеса на иностранных верфях необходимо заказать к уже имеющимся в постройке броненосцам еще четыре новейшего типа. Таким образом, всего их будет десять. Броненосных крейсеров Iранга в дополнение строящимся трем заказать в количестве пяти единиц. Четвертый крейсер первого ранга по образцу достраивавшейся в Тулоне Дианы (Да коллеги, не обойтись без франков) не строить.  Так же не строить оставшиеся четыре крейсера типа Светлана, а вместо них заказать четыре быстроходных бронепалубных крейсера 6000 тонн водоизмещения и четыре в 3000 тонн. Первые должны будут иметь 23 узловый ход, вторые 25. После выполнения данной программы на предполагаемом театре военных действий будет сосредоточено десять эскадренных броненосцев, десять броненосных крейсеров, двенадцать бронепалубных крейсеров. Что позволит сосредоточить против любого отряда вероятного противника превосходящие силы. Все это было изложено выступавшим в роли докладчика адмиралом Дубасовым. Благостная картина была разрушена специально приглашенным на совет министром финансов Сергеем Юльевичем Витте. Внимательно выслушавший доклад министр финансов попросил слово. Получив соизволение говорить, он скучным голосом перечислил уже понесенные траты на постройку флота, потом так же монотонно и, не ошибившись не в одной цифре траты которые необходимо понести на достройку и переоборудование портов и укреплений в Дальнем и Владивостоке. Потом, в мгновение ока, переменившись, он страстно и ярко обрисовал бедственное положение хозяйства в стране, безземелье крестьян, неурожаи в центральной России, недостаток всего вся на Дальнем Востоке. Так же требовавшее больших трат перевооружение армии и артиллерии.  И без перерыва вывалив эту информацию на членов совета, он потребовал урезать осетра. Или отказаться от части судостроительной программы, или уменьшить финансирование других программ. Яростные дебаты продолжались до позднего вечера, но стороны так и не пришли к соглашению. Наконец император покинул совет, приказав Великому Князю Александру разработать компромиссный проект программы.

Компромисс долго не удавался. Министр финансов четко дал понять, что в сложившейся ситуации может профинансировать строительство, либо двух ЭБР, либо четырех крейсеров I ранга. Количество легких крейсеров также необходимо ограничить четырьмя еденицами.

Сложность ситуации усугублялась тем, что Сандро, явно зарвавшись, заранее объявил международный конкурс на постройку требуемых кораблей и разослал всем заинтересованным компаниям приглашения . Интерес к конкурсу проявили многие известные судостроительные компании. Форж и Шантье из Франции, Ансальдо из Италии, две крупные верфи из Германии.  Приехали в надежде погреть руки и откровенные проходимцы вроде Чарльза Крампа главы  «Крамп и сыновья» в Филадельфии САСШ. Был и еще один не то русский, не то грек Василий Васильевич Захаров, больше известный как Сэр Базиль. Недавно с выгодой продавший фирму Максима, в которой был совладельцем, концерну Викерс и вошедший в совет директоров последнего. Сэр Базиль как и мистер Крамп прибыли раньше других претендентов на долю русских заказов и без конкретных проектов. Зато с готовностью  построить любой корабль с высочайшим качеством и в кратчайшие сроки. Их конкуренты  готовились к конкурсам, объявленным морским ведомством. То есть классическим броненосцам в 12000 тонн, броненосным крейсерам в 10000 тонн, быстроходным крейсерам в 6000 и 3000 тонн.

Модернизация морского ведомства не ограничилась созданием Адмиралтейств-Совета с лицами приятными молодому государю и его августейшему двоюродному дяде и по совместительству приятелю. Оперативный отдел ГМШ, хотя еще не стал генеральным штабом, но сильно расширился и уже становился одним из главных генератором идей морского ведомства. Вот в нем и родилась идея, как уложиться в урезанное финансирование. Надо было построить корабли, хотя и меньшим чем запланировано числом, но настолько превосходящих по своим ТТХ возможных соперников, что бы отбить у них охоту к соревнованию.

 

Практически Россия в нашей АИ оказалось в ситуации очень схожей с той, в какой оказалась Чили двумя годами позже. Соперничающая с ней Аргентина тихой сапой понастроила крейсеров типа Гарибальди очень сходных по своим ТТХ с асамоидами. Решение пришло само собой построить в Англии два броненосца  типа «Суифтшюр». Сама угроза постройки этих кораблей закончила латиноамериканскую гонку вооружений. Один из них строил Викерс. Почему бы России не сделать такой же ход конем? Еще одно соображение, возможности российских орудийных заводов не безграничны, а у Викерса есть полный цикл. Пуркуа бы, как говорится, и не па?

Как нам победить Японию. Часть 2.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

82 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account