Недавно гостил у внуков в Москве. Не успел снять обувь, как подбежал, сияя от счастья, второклассник с книгой в руках и спросил: «Хочешь, я прочитаю тебе стихотворение?» Разглядев на обложке крупные буквы «Третьяковская галерея», я безмятежно согласился. Внук показал мне в книжке известную иллюстрацию картины Репина «Иван Грозный убивает сына», чтобы я вник, о чём будет речь, и начал весело декламировать:
ИВАН ГРОЗНЫЙ УБИВАЕТ СЫНА
Был царь Иван Васильевич Грозный,
Владыка строгий и серьёзный:
Бояр казнил немало он
И отправлял в темницу жён.
Однажды в мрачном настроенье,
Во вторник или в воскресенье,
Он вызвал своего сынка,
Чтобы побить его слегка.
Увы, тяжёл был царский жезл,
Которым папа сыну врезал, —
И умер сын его Иван.
И зарыдал над ним тиран.
Убил он собственного сына…
Такая грустная картина.
Её ты папе покажи
И этот случай расскажи!
Признаюсь честно: несмотря на всю гнусность нашего времени, такой пляской на костях великого русского правителя я был ошеломлён.
Пришлось кратко, но доходчиво объяснить, что картина не отображает исторической правды. При вскрытии царских гробниц в ХХ веке волосы Ивана Ивановича очень хорошо сохранились, но химический и спектральный анализ ни малейших следов крови на них не обнаружил. При обмывании тела полностью удалить все частицы крови невозможно. Хотя найти их, видимо, очень хотелось: исследовали самыми различными методами — и не нашли. Зато нашли другое: содержание мышьяка в останках в 3 раза выше предельно допустимого уровня, а ртути — в 30 раз.
К тому же Иван Грозный в момент смерти царевича находился в походе, в другом городе.
И ни одной жены Иван Грозный в монастырь не отправил. Все они, как и большинство его детей, также были отравлены врагами России — тогдашними борцами за свободу бояр и их права. Сам Иван Грозный также умер от их ядов.
Сообщил внукам также о том, что после написания этой картины у Репина стала быстро сохнуть рука. Конечно, поклонники примитивной материалистической науки конца 19 века объясняют это простой случайностью. Но даже эта наука признаёт иногда, что окружающий нас мир изучен не до конца, в том числе и законы, действующие в ноосфере. Поэтому нельзя исключать, что беда Репина обусловлена действием именно этих, неизученных пока что законов.
Специально обратил внимание внуков на то, что эти законы хорошо излагаются в русских сказках: уважай труд и старших; помогай ближним и попавшим в беду; не обижай слабых и не бойся сражаться за правое дело, за Добро против Зла; Правда всегда восторжествует, а Зло будет наказано; помни: как аукнется, так и откликнется и т.д.
Затем поинтересовался: не был ли чтец в Третьяковке? В ответ: «Да, с классом». — «И эту книгу там купил?» — «Нет, её купил старший брат два года назад, когда также со своим классом ездил в галерею».
Я взял книгу и ознакомился с выходными данными: «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым», Москва, Дрофа-Плюс, 2012».
Из дальнейшей беседы узнал, что эти книги закупил практически весь класс старшего внука, а младший после экскурсии носил её в школу, где на переменах её весело читали как в его классе, так и в параллельных.
По правде сказать: в наше время, когда ведётся труднейшая борьба против искажения нашей истории (в первую очередь — недавней Великой Отечественной войны, участники которой ещё живы), эта книжка об Иване Грозном меня очень расстроила.
Ведь, по оценкам наших историков, касательно Второй мировой академическая наука на Западе не занимается фальсификациями. Промывка мозгов всем народам ведётся на бытийном уровне: с помощью газетных и журнальных статей и заметок, «художественной» литературы, телепередач, голливудских киноподелок и — в последнее время — посредством лжи в интернете. В результате продвинутый завсегдатай Интернета искренне считает, что мир от фашизма спасли США попутно со спасением рядового Райана. В частности, состояние общественного сознания на современной Украине — результат именно такого бытийного насилия над историей.
В нашей стране сейчас прилагаются огромные усилия, чтобы предотвратить фальсификации Второй мировой войны. Но нельзя без борьбы уступать и другие периоды нашей истории, в том числе позволять поливать ложью русских государственных деятелей.
У нас на сайте уже было обсуждение этой картины. И мнения разделились: часть посетителей горой встала на защиту права художника на творчество.
Здесь возникает необходимость разобраться в таких понятиях как творчество и искусство.
Творчество — от слова творить. Но творить можно не только высокое и чистое, но, к сожалению, и всяческие безобразия: низкие и грязные. Поэтому делать из любого творчества священную корову, видимо, будет неправильно.
И искусство — от слова искушать. Значит, надо как-то отличать творчество и искусство от мимикрирующих под них халтуры и деградации.
Критерий может быть лишь один: если произведение основано на Правде, делает людей духовно выше и чище, то это — творчество и искусство. Если оно основано на лжи или пытается превратить человека в животное, то это как минимум ошибка, которую надо исправлять.
Эта картина — явная ошибка. Мы её исправить не можем, но это не основание для того, чтобы ею восхищаться. У Репина есть немало других талантливых работ, которые не вызывают подобных неприятных споров, и которые с успехом могут заменить эту экспозицию.
Для себя уже решил: найти этим летом время для посещения Третьяковской галереи и записать изложенное выше предложение в соответствующую книгу. Надеюсь, что будут сотоварищи.
источник: http://topwar.ru/75775-kak-my-sdaem-svoyu-istoriyu.html