Несостоявшаяся альтернатива танкам серии БТ. Как могли выглядеть танки Тоскина если бы их приняли на вооружение РККА
Содержание:
РеИ предложения Тоскина:
Цитата:
Очередной проект модернизации БТ, разработанный под руководством начальника КБ Т2 Н.М. Тоскина, рассматривался на заседании НТК УММ РККА 1 декабря 1931 года.Проект модернизации был представлен в двух вариантах: облегченном и утяжеленном.Первый предусматривал создание танка массой 7,5 т, броней 6-13 мм. авиамотором М-6 в 300 л.с., скоростью на гусеницах и колесах 53 км/ч, вооруженного 37-мм пушкой и пулеметом ДТ, с экипажем из двух человек. При этом отмечалось, что уменьшение массы по отношению к прежней конструкции будет получено за счет габаритных размеров и облегчения некоторых деталей».По второму варианту машина имела массу до 12,5 т, броню 6-13мм, двигатель М-17 в 500 л.с., скорость на гусеницах 53 км/ч, на колесах 74 км/ч, вооружение одна 76-мм пушка и два пулемета ДТ, экипаж 3 человека. Ходовая часть состояла из 5 опорных катков большого диаметра, причем на колесном ходу ведущими были два колеса (на борт), привод к которым осуществлялся «самостоятельной подвеской через две гитары, расположенные на одной оси.
***
Цитата из протокола № 29 заседания Реввоенсовета СССР о системе броне-вооружения РККА 17 – 18 июля 1929 г.
б) малый танк. Назначение – ударное средство механизированных соединений, прорыв в условиях маневренного боя. Вес – не более 7 – 7,5 т. Скорость – 25 – 30 км/ч. Толщина брони должна гарантировать от пробивания 37-мм снарядом при начальной скорости 700 м/с с 1 тыс. м. Вооружение – одна 37-мм пушка и 2 пулемета, из них один, не одновременно с пушкой действующий. Боекомплект – не менее 75 шт. снарядов и 3,5 тыс. патронов. Команда – 3 чел. Радиус действия 200 км. Ширина горизонтального препятствия не менее 2 м. Высота препятствия – 0,6 – 0,8 м. Глубина брода не менее 1,3 м (желательно плавучесть). Диаметр сваливаемых деревьев 20 см. В опытном порядке сконструировать также колесно-гусеничный малый танк с теми же данными, но с допуском веса не более 8 т., скоростью на колесном ходу 45 км/ч и радиусом действия на колесном ходу 300 км (Впредь до сконструирования нового малого танка допустить на вооружение частей РККА танк MC-1. АУ УС РККА принять все меры к увеличению скорости его хода до 24 – 25 км;
в) средний танк. Назначение – прорыв укрепленной полосы в условиях как маневренных, так и позиционных. Вес – не более 15 – 16 т. Скорость – 25 – 30 км. Толщина брони должна гарантировать от пробивания 37-мм снарядом (при начальной скорости 700 м/с) на дистанции 750 м. Вооружение – одна 45-мм пушка и три одновременно действующих пулемета. Боекомплект не менее 100 снарядов и 5 тыс. патронов. Число команды – 4 – 5 чел. Радиус действия 200 км. Ширина перекрываемого препятствия – не менее 2,5 м. Высота – 1 м, глубина брода не менее 1,3 м. Диаметр сваливаемых деревьев – 30 см;
***
Анализ РеИ Проектов Тоскина
Другими словами Н.М. Тоскин предложил разработать 2 типа Танков легкий и тяжелый при этом на заседании у него вероятно, в наличии были исключительно Общий Вид танков и приблизительные ТТХ.
В первую очередь хочу заметить что ни один из предложенных Тоскиным танков НЕ подходил под Первую систему АБТ вооружений РККА, а соответственно они были, исключительно вольной фантазией Харьковчан и ничего общего с требованиями военных не имели, при этом оба танка требовали весьма серьезной переработки на тот момент УЖЕ запущенного в производство танка БТ-2(да за 31 год из-за проблем с производством изготовили не 25 а всего 3 танка, но все же).
При рассмотрении проектов (танков Тоскина) НТК УММ постановил:«1. Считать первоочередной задачей модернизацию существующего серийного образца.2. по модернизации БТ: — работы по БТ (утяжеленному типу) не прекращать. В узловых чертежах исправить все ошибки, как в части конструктивного исполнения, так и в расчетной.»В феврале 1932 г. Комиссией обороны эта задача была поставлена танковому отделу ХПЗ, московскому КБ Оружобъединения и НАТИ. В результате проведенных работ были разработаны варианты установки в танк 76,2-мм пушки Гарфорда, а также четырех 7,62-мм пулеметов ДТ. Боекомплект танка составлял 60 снарядов и 6000 патронов. Бронирование корпуса и башни было усилено за счет использования броневых листов толщиной 20, 25 и 45 мм.
Возможные Альтернативы
Предложения Н.М. Тоскина были отвергнуты не только по причине неверных расчетов и непродуманной конструкции. Даже более важной причиной отказа от проектов Тоскина стало желание в максимально сжатые сроки наладить производство «Танков Кристи» дабы опередить в этом деле Поляков которые, по докладам разведки уже «со дня на день» начнут производить по 500 танков в год. Разумеется позже это все оказалось сплошной уткой Поляки худо-бедно к 1935 году смогли наладить отверточную сбоку Шести Тонных Виккерсов которых по итогу произвели в гомеопатических количествах (160 штук). А танки Кристи в Польше так и не ушли дальше опытных образцов. Исходя из этого уже можно строить дальнейшие альтернативы.
***
И так в результате перестановок в РККА на рубеже 1927-30ых годов в руководство РККА приходят более консервативные и рациональные личности (на самом деле подойдет кто угодно главное чтоб не волюнтаристы из «банды Тухачевского»). По итогу этих простановок руководство РККА более адекватно оценивает «Польскую Угрозу» и принимает решение о том что нет необходимости в авральном порядке налаживать выпуск лицензионных танков в их изначальном виде.
Благодаря этому на момент декабря 1931 Тоскин может предложить «Подогнать» танки Кристи под требования 1 системы АБТ вооружений РККА в частности создать «малый» колесно-гусеничный танк массой порядка 10 тонн с экипажем в 3 человека, 37 мм пушкой и мотором М-6Т на 250 л.с., а также Средний Танк с усиленным бронированием 5 членами экипажа , 45 мм пушкой, с базовым мотором «либерти» и массой порядка 14 тонн.
История Создания АИ Танков
25 мая 1931 года, (как и в РеИ) было сформировано СКБ которое возглавил военинженер 2-го ранга Николай Михайлович Тоскин, он был откомандирован УММ РККА на завод из Москвы. Этому СКБ поручили проработать варианты модернизации танка «Кристи» для соответствия АБТ системе вооружений РККА. К августу были сформированы предложения по модернизации танка Кристи которые были рассмотрены на НТК УММ в августе 1931 года. К декабрю 1931 были утверждены эскизные проекты малого танка А-10 и среднего А-14. Первый Прототип А-10 был изготовлен уже в феврале 1932 года, в дальнейшем он проходил испытания. В мае малый танк приняли на вооружение под индексом Т-10, а уже в июне 1932 года удалось возобновить производство моторов М-6 а также запустить в производство танк Т-10 на ХПЗ, а уже в июле и на заводе Большевик (вместо Т-18, а Т-26 в АИ не закупался). Первый прототип А-14 был готов на месяц позже в связи в большим по сравнению с А-10 количеством изменений в базовой конструкции. В результате доводка КПП и прочих узлов танка затянула его принятие на вооружение до июня 1932 года. В августе 1932 года был развернут серийный выпуск танков Т-14 на ХПЗ, но в связи с нехваткой 45 мм танковых пушек танки первой серии оснащались 37 мм орудиями, с января 1933 года на танк стали устанавливать только 45 мм пушки. В мае 1933 года на танки Т-10 стали устанавливать новые башни и 45 мм пушки в результате модернизации танк получил индекс Т-10-45 а его масса возросла на 200 кг (как и в реале на БТ-5). В 1935 году был совершен переход на сварку. в течении 1933-1936 года проводилась работа по установке в Т-14 мотора М-17Т но в связи с ненадежностью КПП было приято решение о разработке новой КПП и ГФ сталь по феродо, в результате в начале 1937 года на вооружение РККА поступил танк Т-14М с усиленным до 30 мм бортовым бронированием более широкими 360 миллиметровыми мелко звенчатыми гусеницами (как на БТ поздних выпусков) и усиленными пружинами (предельная нагрузка на пружину возросла с 3 до 4 тонн, как на БТ-7 обр38г./А) в результате масса танка увеличилась до 15,5 тонн. По итогам боев в Испании в 1938 году началась разработка танков нового поколения а также был создан Т-10М с усиленным бронированием и конической башней.
Основная доля выпуска танков Т-10/М пришлась на завод №174 в то время как основная доля(99%) танков Т-14/М была выпущена на ХПЗ. Также на заводе №174 производили танкетки-тягачи. Общий выпуск танков с учетом вспомогательных машин и химических танков за 1931-40 год составил 15000 танков из них 10000 Т-10/М и 5000 Т-14/М.
Заклепки
Т-10/М
Конструкция и ТТХ:
Механизмы КГ-хода, КПП, гусеницы и опорные катки без изменений от РеИ БТ-2/5
В связи с уменьшением высоты Моторного отделения длина пружин была уменьшена а ниша под подвеску ограничена по высоте до подбашенной коробки.
Двигатель М-6Т с уменьшенной степенью сжатия под автомобильный бензин мощностью 250 л.с.
Башня по конструкции почти аналогична РеИ БТ-2 только двухместная.
бронирование корпуса и башни аналогично БТ-2
Масса танка 10 тонн в базовом варианте 10,2 с 45 мм пушкой, 11,5 у Т-10М.
В корме расположен быстросъёмный топливный бак (выполненный как внешний ТБ)
Запас хода 300 км по шоссе на гусеницах, скорость аналогична БТ-5.
Экипаж 3 человека.
Т-14/М
Конструкция и ТТХ:
Подвеска/Опорные катки и балансиры всех катков одинаковые с предпоследним катком БТ-2.
Гусеница шириной 260 мм либо мелкозвенчатая шириной 360 мм у Т-14М.
Вооружение 1 45 мм пушка; курсовой пулемет; спаренный пулемет; зенитная спарка пулеметов ДТ. БК 130 выстрелов к пушке и 4000 патронов.
Все танки Т-14/М радиофицированы и оснащены ТПУ.
Двигатель М-5/М-17Т мощностью 400/500 л.с. соответственно.
В корме танка размещен внешний Топливный Бак на 400 литров.
Масса танка 13,6/15,5 тонн (+400кг внешний ТБ).
Экипаж танка 5 человек (как и на Т-24).
Каждый член экипажа имеет эвакуационный люк на крыше дополнительно в корме башни расположен люк для демонтажа пушки и погрузки боекомплекта как на Т-50.
Башня цилиндрическая с толщиной брони 20 мм под погон 1420 мм.
Бронирование Лоб-30(30°)/20(65°) Борт 20+4 мм(30+4 у Т-14М), корма 20 мм, крыша/ днище 10 мм
Ширина корпуса по сравнению с БТ-5 увеличена на 139 мм у Т-14 и на 159 мм Т-14М.
***
P.S.- Про дальнейшую судьбу танков я не буду рассказывать т.к. это не тема поста, от 76 мм пушки на среднем танке я отказался из-за отсутствия возможностей для массового выпуска полуавтоматических трехдюймовок (а Т-14 составляет треть в суммарном выпуске Танков) а также это вызвано требования АБТ системы вооружений в которой ясно сказано о необходимости именно 45 мм пушки на средний танк. Также и с требованиями по КГ танку изначально никакого КГ-Крейсера не планировали.
P.P.S.- Пост делал К 9 Мая, всех с днем победы! правда вероятно большинство людей его прочитают позже ибо я немного запоздал и выложил его только под вечер.