Как американские ВВС готовились к вступлению во Вторую Мировую войну

7

В 1940 году в американских журналах «Aviation» и «Popular Mechanics» появился очерк о том, как ВВС США планируют готовиться к вступлению во Вторую Мировую войну. Этот очерк был перепечатан в советском журнале «Наука и жизнь» за 1941 год, и я его представляю своим читателям.

НЕБОЛЬШОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА.

Во время Первой Мировой война авиация еще была в диковинку, и поэтому в ее течении еще не была разработана концепция полноценной воздушной войны. То есть, не были еще изобретены многие типы самолетов, очень нужные для армии и флота, и все имевшиеся модели не обладали необходимыми качествами.

Во время Второй Мировой боевая авиация наконец-то приобрела многое из того, о чем мечтали авиаторы прошлых лет, и в целом эту войну можно назвать воздушной, хотя, конечно же, сухопутные войска и флот самолеты так и не заменили.

С тех пор прошло очень много лет, боевая авиация совершенствовалась, причем гигантскими темпами, но вдруг оказалось, что она уже не может играть над полем боя даже той роли, которую играла в Первую или Вторую мировые войны. Теперь самолеты могут использоваться только против дикарей в джунглях, а вот в полноценной войне, с развитием самых разных ракетных систем, они приобретают ограниченный круг возможностей. Современные самолеты легко сбиваются зенитными ракетами, а их ударные качества заменили все те же ракеты.

В связи с этим у любого государства сегодня отпадает необходимость иметь большой парк боевых самолетов и в разы уменьшаются траты на подготовку летного персонала – все-таки хорошего ракетчика подготовить легче, чем летчика. Да и убыль летного персонала во время боевых действий – это головная боль для любого командования.

Но вот во время Второй Мировой войны все было по другому. Воюющим сторонам нужно было очень много самолетов, но еще больше – опытных летчиков и технического персонала. И это была проблема даже для мощных держав, которые тратили на проведение воздушных операций огромные средства. Потери были очень велики, и особенно в том свете, что не все самолеты были удачными, и перевооружаться приходилось прямо во время боевых действий практически всю войну.

И вот, эта проблема нашла отражение в очень раритетном, а то и вовсе уникальном очерке «50 000 самолетов в год», который я отыскал в старом-престаром советском научно-популярном журнале «Наука и жизнь» за 1941 год. Правда, этот материал был взят из американских источников за 1940 год, когда еще ни СССР, ни США во Вторую Мировую войну не вступили, тем не менее, авторов этого материала тема интересовала очень сильно.

С одной стороны в 1940 году были правильно сделаны прогнозы о том, что самолетов нужно будет много, то есть для США – это производство 50 тысяч самолетов в год. На деле же за 4 года войны американцы построили более 300 тысяч самолетов. Какая-то часть из построенных самолетов пошла по ленд-лизу или в качестве другой помощи союзникам США, но основная часть все же использовалась ВВС США в войне непосредственно.

Всего в 1941-1945 гг. на всех фронтах погибло, получило тяжелые ранения и попало в плен около 100 тысяч американских летчиков, членов экипажей самолетов и наземного персонала. А это всё огромные траты, учитывая, что все эти специалисты были именно специалистами высокого класса, а не призывниками-пехотинцами, хотя я против пехотинцев ничего не имею. Но все же летчик или даже рядовой член экипажа бомбардировщика – это не пехотинец.

Короче, предлагаю к прочтению материал, впервые изданный не в СССР, а в США, еще задолго до вступления этой страны войну. И по этому материалу видно, что американцы все же успели к этой войне подготовиться, хотя поначалу у них пошло не все так гладко, как ими задумывалось.

Заголовок очерка "50000 самолетов в год"  Журнал «Наука и жизнь», №2, 1941 г.


Заголовок очерка «50000 самолетов в год»
Журнал «Наука и жизнь», №2, 1941 г.

50 000 САМОЛЕТОВ В ГОД

Источники: Aviation, август, 1940, Popular Mechanics, сентябрь, 1940

Американская программа обороны предусматривает увеличение выпуска военных самолетов до 25 000-50 000 в год. По официальным данным, на 1 января 1940 г. в США имелось 31 264 частных и коммерческих летчиков всех классов. Частных самолетов к этому времени было зарегистрировано 13 772, флот располагал 2863 самолетами, а армия 2700.

Не учитывая самолетов, отправляемых в большом числе в Англию, военные специалисты рассчитывают иметь к середине 1941 г. в армии примерно 5500 самолетов, а во флоте — 3000. Кроме того, уже введены в действие огромные четырехмоторные бомбардировщики «летающие крепости». Их изготовили 39 штук. Таким образом, видно, что до 50 000 или даже до 25 000 самолетов в год еще очень далеко. Однако американцы все-таки рассчитывают достичь этих цифр.

Стоимость 50 000 самолетов будет зависеть от их типа. Небольшие военные самолеты стоят примерно по 50 000 долларов каждый. Опыт войны в Европе показывает, что преимущество оказывается на стороне того, кто может нанести врагу тяжкий удар прежде, чем противник окажется у ворот страны. Поэтому, кроме небольших самолетов, совершенно необходимо иметь бомбардировщики дальнего действия, которые до сих пор в США не изготовляются в достаточном количестве. С полным грузом бомб такие бомбардировщики должны пролететь около 10 000 км и, сбросив бомбы, вернуться обратно, не нуждаясь в пополнении запасов горючего. Эти «крылатые крепости» должны стоить примерно 300 000-400 000 долларов каждая, а надо их для США 2000-3000 штук.

Нелегко выбрать тип самолета, на который следует сделать упор при выполнении программы вооружений, не менее трудно наладить на заводах массовый выпуск самолетов. Но все эти проблемы нельзя сравнивать с проблемой кадров.

В конце войны 1914-1918 гг. самый быстрый самолет на западном фронте обладал скоростью в 208 км/час. Теперь скорость в 640 км/час уже достигнута, и это, очевидно, не предел. В прошлую мировую войну вооружение самолета составляли 2 пулемета, теперь «Спитфайры» и «Мессершмидты» имеют 8 пулеметов. Один из современных истребителей является подлинной летающей огневой завесой.

Скорость, мощность, новейшее оружие и новейшие приборы и аппараты очень усложнили управление современной боевой машиной. В войну 1914-1918 гг. считалось, что для подготовки военного летчика достаточно 40-50 /летных часов. Простота самолетов, летавших над военными позициями 25 лет назад, допускала, на худой конец, выпуск таких «скороспелых» летчиков.

Совсем иначе дело обстоит теперь. Летчик должен мчаться, как метеор, на небольшой сверхскоростной машине, или осторожно вести в бой целую «фабрику смерти», стоящую около полумиллиона долларов. Такая работа может быть поручена только человеку, пробывшему в воздухе не менее 750 часов, если ему предстоит управлять бомбардировщиками. A если летчик предназначен для полетов на истребителе, — подготовка должна длиться год.

Следовательно, и для армии и для флота понадобится колоссальное количество квалифицированных летчиков и механиков, подготовка которых требует весьма значительного срока. Если из 50 000 самолетов флоту США достанется 10 000 машин, то только морские военные силы потребуют свыше 300 000 квалифицированных механиков, летчиков. На заводах для изготовления этих 10 000 самолетов в свою очередь понадобится около 250 000 человек. Для армии все эти числа должны быть увеличены примерно в 4 раза…

В начале 1940 г. каждые 6 недель летные школы армии США выпускали 200 летчиков, а школы флота каждый месяц — 100 летчиков. Разрыв между числом самолетов и числом подготовленных летчиков сводит на нет всю программу подготовки страны к обороне: пока будет подготовлено достаточное число летчиков, часть самолетов уже устареет, ибо новейший самолет успевает «состариться» в два года. Только своевременное обновление и людского состава и самолетов может обеспечить решительное преимущество в воздухе.

Америка не в первый раз сталкивается с вопросом быстрого вооружения. В 1917-1918 гг., израсходовав 750 млн. долларов, США выпустили 18 000 военных самолетов — и такие устаревшие, что к концу войны, в ноябре 1918 г., ни один самолет американской конструкции не участвовал в боях на западном фронте.

Стоя перед проблемой необычайного увеличения производства самолетов, американцы не предполагают сооружать такие новые заводы, на которых самолеты изготовлялись бы по методу фордовского автомобиля: все детали делает один завод, и с конвейера сходит готовая машина.

В данном случае к скоростному массовому изготовлению самолетов рассчитывают привлечь много предприятий, пока не имеющих никакого отношения к строительству самолетов. Этим предприятиям будет поручаться изготовление всех тех деталей, которые можно делать вне специального самолетостроительного завода.

По мнению многих американских специалистов, успех выполнения программы выпуска 50 000 самолетов в год зависит: 1) от удачного выбора основных типов самолетов, на выпуск которых будет сделан главный упор, 2) правильно проведенного распределения работ между предприятиями и 3) соответствующего увеличения специализированных заводов.

Источник — https://dzen.ru/a/Z3lz8RMIgz7etRs-

Гоплит
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account