К вопросу обучения летчиков в годы Второй Мировой войны
Здесь вопрос в программе обучения лётного состава, чему же, собственно, обучались за эти 30-50-100-200-500 летных часов. Американцам и японцам палубникам без большого налёта, понятно, никак. Но зачем большой налёт нужен был немцам, которые одновременно воевали с тремя серьёзными авиационными державами или обычным армейским или флотским (не палубникам) японцам — неясно. Объяснял как-то:
«…Несколько недель устойчивой хорошей погоды позволили нам усовершенствовать наши летные навыки. Я уже совершил около 250 полетов. Теперь нас обучают технике высшего пилотажа на «Фокке-Вульфе-44» и «Бюкер-Юнгмане». Мы осваиваем боевые самолеты: устаревшие истребители и самолеты ближней разведки типа «Арадо-65» и «Арадо-68» и «Хейнкель-45», «Хейнкель-46». Мы летаем на «Юнкерсе W-34», на котором Коль и Хюне-фельд перелетели Атлантику, и на специальном «Фокке-Вульфе Вайе», предназначенном для дальней навигации. Вчера я летал в Восточную Пруссию на древнем «ГО-145»..»
(«Я летал для фюрера» Х Кнокке)
Вот и вопрос, Зачем делать 250 вылетов на самолётах девяти (!) типов, воевать на которых не будешь? А пилотаж высший делать только после 250 вылета? У Голодникова наши за 30 лётных часов уже кувыркаются вовсю, причём часть времени на чёртовом И-16 (первых серий), после которого, по признанию ВСЕХ пилотов, любой истребитель предельно управляем. Да и какой резон от такого базового налёта для немцев, если этот налёт не гарантирует выживаемость в бою?
Нужно быть специалистом, что б понять, эти немецкие 250 часов несильное преимущество дадут в пилотаже перед тем, кто за 30 часов накувыркался на самом вертлявом самолёте мира?
В результате немцы к концу войны не смогли перестроить программу подготовки так, чтоб в несколько десятков часов лётного налёта пилота-стажёра вместить самое ценное ДЛЯ ВОЗДУШНОГО БОЯ из нескольких сотен часов налёта, который был в начале войны. Поэтому к концу войны немцы для своей «чрезвычайной истребительной программы» имели весьма посредственных пилотов.
Голодников про таких
«… Нас-то хоть пилотировать научили. А эти такой «молодняк»! Их нам на растерзание кинули! Эти немцы вообще ничего не умели. Подозреваю, что и взлетали, и садились они тоже плохо. Мы их много сбили…»
Майк Спик про таких:
«Например, одна из немецких истребительных эскадр за довольно короткий промежуток времени потеряла 80 летчиков, из которых 60 так и не сбили ни одного русского самолета».
Хартман Гитлеру про таких:
«Они приходят и уходят как волны прибоя»
С японцами точно также.
Советский курсант из-за малого базового налёта имел очень хреновые навыки в радионавигации и навигации, полётах в сложных климатических условиях, над морем, с кислородом на высоте, ночью. Однако от обыкновенного от пилота-истребителя на советско-германском фронте, который на Яках сопровождал Илы, а на Ла эскортировал Пешки — это требовалось меньше всего. Фактически советский курсант производил дообучение в боевых частях, где он, с одной стороны, он имел повышенные шансы угробить боевой самолёт без всякого врага из-за сложных условий полёта, с другой — быстро вникал в обстановку под присмотром более опытных бойцов. Поэтому у нас приоритет отдавали воздушному бою, и только воздушному бою. А более углубленную практику полётов в специфических условиях давали в боевых частях. (Теорию знали и так) Радионавигацию и полёты ночью — в полках АДД и ночных полках ББ, навигацию — в полках «охотников» и полках ВМФ, кислородное оборудование — в частях ПВО, слепые полёты — в транспортных частях и пр.
Да и превосходство немцев по налёту в сложных условиях гарантии выживаемости в сложных полётах совершенно не давало. Разбился Мёльдерс, разбился Рейхенау, разбился Хубе, разбился Дитль. Когда были пассажирами у пилотов с огромнейшим опытом. Уйма историй, как германские пилоты с огромным базовым налётом угробили свои самолёты при посадке или взлёте.
Германия и Япония совершили большую ошибку, когда в условиях сокращения топлива для обучения пилотов обучали курсантов вещам, которые редко будут нужны или будут нужны не для всех.