К вопросу гибели крейсера «Москва»
Автором данного материала является наш коллега Земляк, покинувший сайт АИ в 2017 году из-за конфликта с одним из членов администрации.
Потеря флагмана Черноморского флота стала серьёзным ударом по российскому военно-морскому флоту, поэтому мы уделим особое внимание вопросу гибели крейсера «Москва», проанализировав несколько имеющихся в нашем распоряжении фотографий этого корабля.
Ракетный крейсер «Слава» был заложен на николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара 5 ноября 1976 года, семь лет спустя строительство было завершено, и 30 января 1983 года на корабле был поднят флаг.
После девятилетней службы в составе Черноморского флота крейсер был отправлен на ремонт в Николаев, затянувшийся вместо запланированных восьми месяцев на более чем семь лет. После ремонта, унаследовав в 1995 году название списаного противолодочного крейсера «Москва», стал флагманом Черноморского флота. Оставшаяся в 2016 году без хода «Москва» должна был в 2018 году встать на трёхлетний ремонт на Севастопольском морском заводе (филиал Центра судоремонта «Звездочка»), на что ранее не находилось средств. В качестве альтернативы рассматривался вариант, предусматривавший ремонт и модернизацию в Северодвинске по примеру однотипного «Маршала Устинова», длившиеся пять лет. В ожидании ремонта поддержание в рабочем состоянии систем и механизмов крейсера выполнялось экипажем сокращённого состава. Как сообщалось, стоимость глубокой модернизации «Москвы» оценивалась суммой в 40-50 миллиардов рублей, однако, ввиду отсутствия средств, летом 2018 года было принято решение ограничиться ремонтом на «13 судоремонтном заводе Черноморского флота». К работам по восстановлению походной готовности флагманского корабля Черноморского флота приступили в октябре 2018 года, и уже 5 июня 2019 года состоялся пробный выход крейсера в море для выполнения комплексной проверки материальной части всех боевых частей с проведением ходовых испытаний главной энергетической установки корабля. По возвращению в Севастополь на судне продолжился ремонт общекорабельных систем и механизмов. 21 апреля 2020 года в рамках плановых мероприятий по восстановлению технической готовности «Москва» была поставлена в сухой док ООО «Морской индустриальный комплекс» в Севастополе. В течении нескольких недель специалистами предприятия с привлечением сил 13-го судоремонтного завода были проведены доковый ремонт крейсера, осмотр подводной части и проверка ходовых систем и механизмов.
Представитель заводской пресс-службы сообщил:
«Корабль прослужит после ремонта не один десяток лет. На крейсере была проведена масштабная работа по ремонту и модернизации. «Москва» выйдет из дока с капитально отремонтированным двигателем, заменой дизель-генераторов и систем РТС. Кроме того, на корабле заменены сотни метров кабель-трасс.»
Источник в оборонно-промышленном комплексе в интервью агентству ТАСС дополнил заводскую информацию следующими сведениями:
«На крейсере в ходе ремонта заменены второе дно, цистерны, часть подводного корпуса, что, по оценкам специалистов, позволит ему быть в строю ещё как минимум 20 лет».
После четырёх лет и восьми месяцев отстоя, 2 сентября 2020 года для отработки курсовой задачи К-2 крейсер вышел в открытое море.
После возвращения в строй, «Москва» приняла участие в стратегическом командно-штабном учении «Кавказ-2020», провела стрельбы ракетным комплексом П-1000 «Вулкан». 27 апреля 2021 года в ходе учений и совместных с кораблями Черноморского флота и вертолётами морской авиации маневров экипаж крейсера провёл тренировки по применению главного ракетного комплекса, а также артиллерийские и зенитные стрельбы по надводной цели. Семнадцатисуточная боевая служба в Средиземном море летом 2021 года была прервана, как было объявлено, из-за повышенной активности там военно-морских сил стран НАТО, однако не исключено, что вернулись к месту постоянной дислокации вследствие проблем с главной энергетической установкой.
В феврале 2022 года командующий Черноморского флота адмирал Осипов И. В. лично проверил способность крейсера «Москва» отражать ракетные удары.
В начавшейся 24 февраля специальной военной операции флагман Черноморского флота принял деятельное участие – от атаки острова Змеиный до последующего затем несения блокадной службы.
Согласно некоторой информации, 13 апреля корабельная ударная группа (4 корабля), боевым ядром которой являлась «Москва», в 18:52 МСК находилась к востоку от острова Змеиный, в 80 морских милях от Одессы и в 50 морских милях от ближайшего побережья Украины. Некоторое время спустя на крейсере возник пожар, в результате которого, как было сказано в официальном сообщении, «сдетонировал боезапас». Тип сдетонировавшего боеприпаса не оглашается, но, учитывая, что противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» не пострадал, а пусковая установка зенитного ракетного комплекса «Оса-МА» выглядит неповреждённой, есть основание полагать, что речь идёт о боекомплекте одной из трёх батарей автоматических артиллерийских установок АК-630. Как известно, общий боезапас шести установок АК-630, сведённых в три батареи, на крейсерах проекта 1164 «Атлант» по штату насчитывает 48 000 патронов. Следовательно, в артиллерийском погребе одной батареи должно было находиться 12 000 патронов, а в двух подбашенных отделениях должно было быть ещё 4 000 патронов.
Исходя из официальной информации, можно предположить, что распространившийся пожар вызвал тепловой взрыв в артиллерийском погребе установок АК-630, где хранились 12 000 патронов. Оказавшись в огне, 30 мм патроны начали самопроизвольно «стрелять», и кинетической энергии снарядов, очевидно, хватило на пробитие переборок и борта корабля. К счастью, одновременной детонации всего батарейного боекомплекта не произошло, взрывы патронов были разнесены во времени и после локализации очага возгорания прекратились. Однако, корпус корабля к тому времени получил серьёзные повреждения. 14 апреля к «Москве» подошли спасательные буксирные суда «Спасатель Василий Бех» и «Шахтёр». Позже один из них буксировал крейсер – согласно данным европейского спутника Sentinel-1 – около тридцати трёх с половиной миль, пока в условиях начавшегося волнения на море «Москва», на которой к этому времени должны были быть затоплены не менее трёх водонепроницаемых отсеков, не потеряла остойчивость и не опрокинулась на левый борт.
Экипажа крейсера насчитывал 424 человека, из них 396 были переправлены на другие корабли Черномоского флота. При тушении пожара погиб один человек, 27 считаются пропавшими без вести.
Крейсер ещё оставался на плаву, когда сначала украинские, а следом и западные СМИ, заявили, что «Москва» была повреждёна в результате ракетной атаки. Примечательно, что в различных источниках количество «попавших ракет» варьировалось от одной до трёх.
Впрочем, варианты с одним и тремя «ракетными попаданиями» в СМИ не прижились, и, после появления фотографий терпящего бедствие крейсера, канонической версией стала версия «попаданий двух ракет».
Однако, выглядит маловероятным, чтобы корабль, имевший обновлённый ЗРК «Оса-МА» и артиллерийские установки АК-630, а также его охранение, с высокой степенью вероятности включавшее один из трёх имеющихся в составе Черноморского флота фрегатов проекта 11356Р «Буревестник» с ЗРК «Штиль-1» (по некоторым данным, «Адмирал Макаров»), не смогли бы заметить и не смогли бы сбить ни одну дозвуковую ракету, являющуюся аналогом советской Х-35.
Пока выяснением причин гибели «Москвы» занимается специальная комиссия, мы можем предпринять попытку сформулировать собственную версию произошедшего на флагмане Черноморского флота, используя общеизвестные изображения повреждённого крейсера, но вначале необходимое отступление от темы.
В ряде посвящённых гибели крейсера статей, опубликованных в мировых СМИ, «независимые эксперты» – единодушно оставаясь в рамках ставшей уже канонической версии «двух попаданий» в «Москву» – плюралистично приводят три различных варианта распределения «попаданий ракет», указывая при этом на пять разных мест, куда, с их точки зрения, якобы попали ракеты. На прилагаемой фотографии показаны все пять, пронумерованные автором для удобства восприятия.
Ниже представлены три вышеупомянутых варианта «попаданий ракет» в крейсер, попавшиеся на глаза автору в статьях, опубликованных на различных сайтах.
Как известно, во время испытаний 5 апреля 2019 года (без наведения на реальную надводную цель) «Нептун» пролетел, не снижаясь ниже десяти метров, расстояние 225 километров, хотя по паспорту высота полёта этой ракеты над гребнем волны – от трёх (ряд источников называет пять метров) до десяти метров.
Высота морских волн в районе патрулирования «Москвы» поздним вечером 13 апреля достигала одного метра, следовательно, теоретически минимальная высота полёта украинских ракет должна была быть не ниже четырёх метров, а то и не ниже шести метров. Таким образом, украинские ракеты в места «попаданий» № 2 и № 4, находящиеся на высоте менее четырёх метров от ватерлинии, попасть не могли.
Место «попадания» № 5 находится рядом с лацпортом торпедных аппаратов, поэтому в случае попадания туда противокорабельной ракеты боевые части пяти торпед СЭТ-65 (масса боевой части 205 кг), находящихся в нескольких метрах от предполагаемого эпицентра взрыва, неизбежно сдетонировали бы. Учитывая это соображение, а также принимая во внимание отсутствие каких бы то ни было видимых повреждений палубы, корпуса и надстроек – на месте даже лёгкий трап – можно сделать вывод, что тёмное пятно на фотографии это не пробоина в борту, а копоть от дыма, выходившего из иллюминатора, расположенного непосредственно под «местом попадания» ракеты.
«Попадание» № 3, как это можно видеть при увеличении соответствующего фрагмента фотографии, имеет прямоугольную форму.
Данный факт позволяет сделать вывод, что это лист наружной обшивки, на котором вследствие внутреннего пожара выгорела краска. Определить, где именно находится это «попадание», позволяет совмещение фрагментов двух фотографий, на которых между двумя антенными постами МРП-3 «Кольцо» проведена вертикальная линия. Как видим, это «попадание» находится под батареей артиллерийских установок АК-630, где, как мы помним, хранились 12 000 патронов. А как известно, в одном 30 мм патроне имеется 118 граммов пороха, соответственно в 12 000 патронов находится 1 416 килограммов пороха марки 6/7ФЛ.
Ниже представлены «довоенные» фотографии этого же фрагмента корпуса крейсера, на которых отчётливо видны листы наружной обшивки, имеющие квадратную и прямоугольную форму, что подтверждает сделанный вывод о выгоревшей на листе обшивки краске.
«Попадание» № 4 находится на высоте примерно 3-3,5 метра, и выглядит как пятно квадратной формы. Очевидно, это также выгоревшая краска на листе наружной обшивки. «Попадание» № 2 также расположено чересчур низко для попадания ракеты, следовательно, это не пробоина, а покрытый копотью участок корпуса. «Попадание» № 1 – просто одно из чёрных пятен на тёмном фоне, и ничто стороннему наблюдателю не указывает на то, что в это место попала ракета.
В завершение обзора «мест попаданий» в крейсер «Москва», представим пару фотографий, на которых видно, как выглядят места попаданий противокорабельных ракет «Exocet» с массой боевой части 165 кг (у ракеты «Нептун» – 150 кг), и в каком состоянии находится корабль, в который попали две такие противокорабельные ракеты. На снимках английский противолодочный фрегат F 53 «Undaunted» (водоизмещение в четыре раза меньше, чем у «Москвы»), после списания использовавшийся в качестве корабля-мишени, и в 1978 году дважды поражённый ракетами «Exocet», выпущенными с эскадренного миноносца УРО «Norfolk».
Факты таковы, что корабль, невзирая на полученные повреждения, остался на плаву и на ровном киле, а затонул он, сложившись буквой «V», только после попадания в него торпеды Mark 24 Tigerfish, выпущенной с атомной подводной лодки «Swiftsure».
Разобравшись с версиями «попаданий» в «Москву», рассмотрим три фотографии терпящего бедствие ракетного крейсера, первая из которых, судя по освещению, сделана приблизительно в пять-шесть часов утра. Фотография № 2 была сделана раньше, чем фотография № 3, на что указывают различия у теней, отбрасываемых корабельными надстройками.
Автор этих строк не претендует на исчерпывающую полноту анализа картинок, поэтому приветствуются дельные уточнения, толковые замечания и конструктивная критика.
Состояние моря спокойное, обращает на себя внимание крен корабля на левый борт, составляющий примерно пятнадцать градусов. Видимый дифферент на нос или корму отсутствует. Сличение двух последних фотографий показывает, что, при неизменном угле крена, осадка «Москвы» понемногу увеличивается, а поднимающийся столб дыма редеет.
Стрела универсального крана поднята и с него свисает трос – вероятно, на воду были спущен один или же оба катера. На фотографиях №2 и №3 видно, что на корабле продолжается внутренний пожар, поскольку в одних и тех же местах видны небольшие языки пламени, при этом видимое издалека пламя в районе батареи артиллерийских установок АК-630 с фотографии № 1 на фотографиях №2 и №3 уже отсутствует.
Из тридцати иллюминаторов верхнего яруса минимум четырнадцать окантованы следами копоти, многократно превышающими размер самих иллюминаторов. Это говорит о том, что иллюминаторные стёкла, как и броняжки этих иллюминаторов, во время пожара не были задраены. На прилагаемых ниже изображениях закопчёные иллюминаторы атрибутированы, вокруг них обведены красные (верхний ярус) и белые (нижний ярус) круги.
На фрагменте с носовой оконечностью «Москвы» атрибутированы шесть иллюминаторов верхнего яруса. Кстати, там же можно видеть невредимой пусковую установку № 16 ракетного комплекса П-1000 «Вулкан», которую в своей статье на известном российском сайте (вместе с установкой № 14) «взорвал» некий российский автор, придерживающийся оппозиционных взглядов.
Из девятнадцати иллюминаторов нижнего яруса видны шесть, из них пять – в кормовой части – благодаря незадраенным броняжкам. Вокруг четырёх из них копоть не видна, и только из одного иллюминатора, судя по оставленному вертикальному следу копоти, в условиях безветрия вверх поднималась узкая полоса дыма. Кстати, в одном западном источнике этот след копоти преподносится как «трещина», образовавшаяся в результате некоего «взрыва». Атрибутация закопчёных иллюминаторов позволяет нам получить представление о размерах зоны задымления, охватившую почти весь полубак корабля с левой стороны, что наводит на мысль о наличии под верхней палубой сквозного коридора, часть иллюминаторов которого по тем или иным причинам вечером 13 апреля не была задраена.
За антенным постом СУ «Форт» ЗРК С-300Ф видна мачта вспомогательного судна, приблизившегося к правому борту крейсера. Радиолокационная станция 3Р41 «Волна» находится в походном положении, на своих местах также можно видеть радиолокационные станции МР-600 «Восход» и MP-710М «Фрегат-М».
Створки вертолётного ангара распахнуты, очевидно, вертолёт перебазировался в Крым.
Людей на палубе не видно, девять из десяти кормовых спасательных плотов левого борта отсутствуют (десятый лежит у пусковой установки ЗРК «Оса»). У крейсера находятся спасательные буксирные суда «Шахтер» и «Спасатель Василий Бех», причём на фотографии № 3 видны две струи воды, направленные брандспойтами «Шахтёра» в противоположные стороны.
Теперь попробуем выдвинуть свою – не противоречащую фотографиям дрейфующей «Москвы» – версию случившегося на крейсере. Наиболее вероятной, на наш взгляд, причиной ЧП, является начавшийся в кормовом машинном отделении пожар форсажной газовой турбины. На эту мысль наводит столб густого чёрного дыма, поднимающийся в районе кожухов газоотводных труб и воздухозаборников. Вероятно, имело место воспламенение горюче-смазочных материалов, после аварийного пролива попавших на внешние поверхности турбины, температура которых может достигать 480 градусов по Цельсию.
При этом нельзя полностью исключать и такую возможную причину пожара на корабле, как короткое замыкание, произошедшее вследствие изношенности изоляционного материала кабеля, срок эксплуатации которого превысил сорок лет. На «Москве», как известно, заменили сотни метров кабель-трасс, а на однотипном и более «молодом» «Маршале Устинове» – пятьсот километров.
На фото виден крен корабля на левый борт, причины могут быть разными – от действий экипажа, для ликвидации пожара затопившего кормовое машинное отделение, до прорыва пожарного водопровода, «сдавшего» при тушении пожара.
Судя по тому, что экипаж, отказавшись от борьбы за живучесть, покинул корабль, весь крейсер или значительная его часть по каким-то причинам оказались обесточены. Как следствие, о спрямлении корабля в сложившейся ситуации уже не могло быть и речи, видимо, это обстоятельство и послужило толчком для принятия решения об эвакуации экипажа на другие корабли Черноморского флота.
По проекту, непотопляемость судна обеспечивается при затоплении трёх любых смежных отсеков, кроме машинных отделений. Однако, судя по увеличивающейся осадке «Москвы», фильтрация воды в другие отсеки продолжалась через выгоревшие сальники и уплотнения транзитных кабель-трасс. Во время буксировки, в условиях поднявшегося волнения на море, вода стала захлёстывать серьёзные повреждения корпуса на миделе, полученные в ходе детонации боеприпасов артиллерийских установок АК-630, а также, минимум два незадраенных кормовых иллюминатора. Что в конечном итоге и предопределило судьбу корабля – не исчерпав запас плавучести, он ушёл под воду в результате потери остойчивости.
Пожар газотурбинной установки, возникший на крейсере «Москва» именно во время боевого дежурства, не является единичным совпадением. Далеко за примерами схожих ситуаций ходить не нужно: согласно информации Министерства национальной обороны Канады, на протяжении 2018-2019 годов на фрегатах УРО типа «Halifax» ВМФ страны произошла череда пожаров.
Сообщалось о десяти инцидентах, причём следует подчеркнуть, что эти происшествия случились после прохождения ремонта и модернизации всеми двенадцатью фрегатами этого типа. Напомним лишь о двух случаях, поскольку пожары газотурбинных установок возникли на двух кораблях, задействованных в широкомасштабных и крупнейших со времени окончания Холодной войны учениях НАТО «Trident Juncture», длившихся тридцать дней.
26 октября 2018 года в машинном отделении головного корабля серии, фрегата «Halifax», находившегося у побережья Норвегии, вспыхнул пожар. Расследование показало, что в носовом машинном отделении произошло возгорание корпуса газовой турбины.
Пять дней спустя, 31 октября 2018 года, на борту патрулировавшего у берегов Шотландии фрегата «Toronto» случилось короткое замыкание. Через несколько часов электроснабжение было восстановлено, но при подаче тока возник пожар в корпусе правой газотурбинной установки носового машинного отделения.
В обеих ситуациях наличие пожарной сигнализации на фрегатах позволило сразу взять ситуацию под контроль.
К сожалению, из трёх крейсеров проекта 1164 «Атлант» модернизировали только «Маршала Устинова», который получил относительно современную систему пожарной сигнализации «Краб-М», а на «Москве» и «Варяге» об установке таковой вследствие отсутствия финансирования не могло быть и речи. Остаётся выразить надежду, что картина произошедшего на крейсере «Москва» будет по возможности восстановлена максимально полно, нужные выводы будут сделаны, а полученный урок крепко усвоен на будущее.
В заключение представим фотографию «Москвы», на верхней палубе которой построены члены экипажа корабля. На корпус крейсера наложены фрагменты фотографий английского фрегата «Undaunted», на которых видны две пробоины – в носовой оконечности и по миделю – полученные в результате попадания противокорабельных ракет «Exocet».
В центре пробоин в светлых прямоугольниках видны силуэты членов экипажа «Undaunted», высота силуэтов аналогична высоте членов экипажа «Москвы».
Данная операция с фотографиями была проделана с целью наглядно продемонстрировать читателю, каких размеров должны были бы быть пробоины в корпусе ракетного крейсера, если бы в него попали бы две противокорабельные ракеты.