К 100-летию ЦАГИ: первый подход к «сверхманевренности»
Ещё одна небольшая, но интересная статья из жж Андрея Фирсова.
В обсуждении предпоследней записи речь неожиданно зашла про «сверхманевренность» истребителей и с чего она у нас началась. А началась она много раньше, чему принято считать…
Где-то в первой половине 70-х годов у нас появилась первая информация о работах на «западе» по самолетам с передним оперением – по схеме «утка». Типичным представителем такого самолета-истребителя представляли шведский «Вигген». Юмор в том, что «Вигген» — не «утка», но это сразу не дошло. Забавно, что недавно было интервью с одним из китайских конструкторов – создателей истребителя 5-го поколения J-20, который также упомянул, что любовь китайцев к «уткам» возникла именно на основе шведских работ – так появились J-10 и J-20, а также куча нереализованных проектов. Похоже, китайцы до сих пор не разобрались, что к чему… Но речь не об этом.
В результате в середине 70-х в ЦАГИ начались работы по исследованию путей повышения маневренности истребителей. В качестве объекта изучения взяли единственный наш тогда серийный «маневренный» фронтовой истребитель МиГ-21. Исследования проводились достаточно нестандартным методом – протаскиванием в гидроканале. Модель выполнялась из металла.
Срывающие с нее пузырьки воздуха («пузырьковый метод») создавали видимый «спектр» обтекания. И никаких суперкомпьютеров, «упрощенных» алгоритмов с граничными условиями, «подбитыми» под желаемый результат!
А работы начались с попытки исследовать возможность установки ПГО («управляемое и неуправляемое переднее крыло») на МиГ-21 с целью «улучшения летных данных на больших углах атаки».
Забавно, что в 60-х на МиГ-21 испытывался дестабилизатор с хорошими результатами, а почему его не использовали на серийных самолетах – непонятно.
Интересно, что эффективность ПГО на больших углах атаки возрастала при увеличении удлинения крыла, в результате треугольное крыло модели МиГ-21 получило «дополнительные плоскости».
Позже практически такое крыло получили китайские МиГ-21 последних модификаций.
А у нас эти работы продолжения на МиГ-21 не имели — самолет уже снимался с серии. Ну, а дальше – все больше и больше, все чудесатее и чудесатее… Один эффект, тянул за собой новые изменения компоновки, а они в свою очередь давали новые новые неожиданные результаты и идеи для развития работ.