J-56, J-69 (J-56/70) Devi (Дэв мифический великан, огр.) Средний, Осн. Боевой танк. МГК
К началу 50-х годов в вооруженных силах Грузии сложилась парадоксальная ситуация
Все образцы танков стоящих на вооружении были либо устаревшими (М4 Шерман, М-24 Чаффи), либо легкими (те же М-24 Чаффи и недавно приобретенный М-41 Уокер Бульдог). Остро встал вопрос о материальной части бронетанковых войск, ибо ни один образец не представлял собой реальной силы.
Еще в конце 40-х была принята программа о реконструкции дорожной сети, и мостов, что бы снять ограничение в 20-30 т.
В то же время ведомство выдало заказ на средний (или ОБТ) танк
Рассматривались варианты: Центурион или М-47
Но эти образцы далеко переваливали за новое весовое ограничение в 40 т.
В конце концов, фирме VK было предложено разработать средний танк.
Концептуально за основу был взят М47 Паттон. Новый танк разрабатывался с учетом того, что его будут эксплуатировать на высокогорном ТВД, а также должны были быть учтены конкретные нюансы, а именно ограничение веса в 40 т. и то, что жд система в Грузии была узкоколейной.
Летом 1954 г. были готовы 2 опытных образца названных EJ-54
Танк имеет классическую компоновку, в кормовой части расположено силовое отделение, в центральной — боевое отделение и в передней части — отделение управления. Экипаж танка состоит из четырёх человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего.
Масса EJ-54 составляла 38 тонн.
Корпус и башня сварные, бронирование лба корпуса составляет 90-105 мм, лба башни — 127 мм(маска 140 мм.). На крыше башни, справа, установлена командирская башенка. Справа от пушки, находятся места командира, слева — наводчика и заряжающего. В днище корпуса имеется аварийный люк. Высокое расположение башни связано с тем, что в условиях гористой местности нижний угол вертикальной наводки должен был достигать -10 градусов
Поворот башни производится при помощи электрогидравлических приводов, также имеются ручные приводы, пользоваться которыми могут наводчик и командир танка.
Основным вооружением танка является 90-мм танковая пушка M36; ствол пушки — моноблок с навинтным казенником, дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления из канала ствола пороховых газов. Затвор пушки — вертикальный клиновый полуавтоматический. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Механизмы наведения пушки имеют электромеханический и ручной приводы. Пульты управления электроприводами расположены у наводчика и командира танка.
Заряжание пушки ручное, выстрелы унитарные.
Силовая установка — V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель MB-837 жидкостного охлаждения., мощностью 630 л.с. При движении по шоссе танк развивает максимальную скорость 55 км/ч. Запас хода составляет 320 километров.
Полуавтоматическая трансмиссия состоит из главного фрикциона, коробки передач (шесть передач переднего хода и две — заднего) и механизма поворота, позволяющего совершать продолжительный поворот и делать разворот с малым радиусом. В приводе поворота используется гидрообъёмная передача.
Ходовая часть танка имеет шесть опорных и три поддерживающих катка с каждой стороны. Подвеска независимая, торсионная. Ведущие колеса заднего расположения. Гусеницы резино-металлические, со сварными траками.
Комплекс испытаний был завершен в декабре 1955 г. и было принято решение принять на вооружение под обозначением J-56 («J» Javshana — танк) Devi (Дэв мифическое существо — великан)
Производство было начато в июле 1956 г. Всего было заказано министерством обороны Грузии 142 ед. (с учетом 2 опытных экземпляров)
В октябре 1959 г. заказ был выполнен, кроме того 72 ед. заказаны были Арменией, этот заказ был выполнен в январе 1962 г.
Однако к моменту завершения производства встал вопрос о несоответствии требованиям армии танка М41 Уокер Бульдог, и встал вопрос о его замене. Сначала просто планировалось заказать еще одну партию J-56, но к тому моменту и он не соответствовал современным требования к ОБТ, и фирма VKHI разработала на его основе танк EJ-66.
Танк был модернизирован:
— новая 105 мм. пушка L7 стабилизирована в двух плоскостях наведения;
— усовершенствована трансмиссия, обеспечивающая шесть передач вперед и столько же назад;
— введены система защиты от ОМП.
— установлены более мощные двигатели «Испано-Сюиза» HS-101-2 мощностью 720 л.с., скорость соответственно выросла до 62 км/ч.
Производство модернизированных J-69 Devi II было начато в апреле 1969 г. Аналогично в 1970-72 гг модернизировали 140 ед. ранее выпущенных J-56.
Всего в 1969-72 гг было произведено 210 ед. J-69.
В 1979 все танки J-56/70 и J-69 были снова модернизированы:
— в систему управления огнем введены электронный баллистический вычислитель, новый прицел наводчика, ночной ИК-прицел;
Танки оставались на вооружении до 1997 г.