Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

16

Французы первыми освоили серийное производство самоходных артиллерийских установок. Этим машинам не хватило буквально нескольких месяцев, чтобы поучаствовать в Первой мировой войне. После её окончания интерес к САУ несколько угас, и вернулись к этой теме во Франции только в начале 30-х годов. В этом материале речь пойдет о французских самоходных установках, создавав­шихся на базе средних танков, и прежде всего о SOMUA SAu 40, которая почти смогла попасть на конвейер.

От машины поддержки до истребителя танков

У истоков французской самоходной артиллерии стоял Эмиль Римайо, главный конструктор Compagnie des Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt (FAMH). Именно он создал концепцию самоходного лафета, воплощённую в семействе самоходных установок, часть из которых дошла до стадии серийного производства. Известны эти машины под обозначением Saint-Chamond (по названию города Сен-Шамон, в котором располагалось предприятие).

Точно так же назывались и танки, которые разрабатывала и производила компания FAMH. Изюмин­кой этих танков стала электрическая трансмиссия. Но ещё интереснее выглядели самоходные установки конструкции Римайо. Электродвигатели САУ питались по кабелю от идущего впереди тягача, который одновременно выступал в роли подвозчика боеприпасов. А ведь до появления широко известных танков Порше с электрической трансмиссией оставалось ещё два с лишним десятилетия!

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Патент на самоходную установку Эмиля Римайо, датированный 1921 годом. Похожую концепцию главный конструктор FAMH позже воплотил в жизнь в виде легкой САУ для поддержки кавалерии

Окончание Первой мировой войны ударило и по французской военной промышленности. Построить крупную серию самоходных установок Saint-Chamond для французской армии не удалось, но у производителя оставались надежды на зарубежные заказы. После Первой мировой войны распалось сразу несколько империй, осколки которых превратились в независимые государства. Локальные конфликты в это время не являлись редкостью, и даже тяжелая экономическая ситуация в мире не стала непреодолимой преградой для наращивания военного потенциала.

В то же время большое количество бывшего в употреблении вооружения и военной техники наводнило рынок, что несколько усложняло задачу заводам, выпускавшим военную продукцию. Тем не менее, некоторые предприятия, среди которых была и компания FAMH, разрабатывали новые образцы бронетанковой техники. Велись эти работы с прицелом в первую очередь на экспорт, поскольку французской армии с лихвой хватало того, что оставалось с войны. Больше того, французское правительство активно продавало излишки оружия на экспорт, усложняя тем самым жизнь отечественным производителям.

Одним из скромных успехов FAMH на поприще экспортных поставок стала колесно-гусеничная танкетка Saint-Chamond Modele 1921 Chenillette. Разрабатывалась эта машина под руководством Римайо как развитие идеи 3-тонных танкеток, заказанных французской армией. У французских военных интерес к танкеткам оказался кратковременным. В марте 1919 года маршал Петен опубликовал письмо о необходимости подобных машин, а затем до конца 20-х годов активности французских военных по этой теме не наблюдалось. В связи с этим FAMH ориентировалась на экспорт. Одну такую танкетку купили японцы, интересовались ею поляки, а Испания купила целых 7 штук. Это был первый экспортный успех бронетехники французской разработки межвоенного периода.

На базе танкетки Римайо разработал еще несколько машин. В их числе оказалась и САУ Canon de Cavalerie automoteur de 75 Saint-Chamond Modele 1924. Эта машина, имевшая боевую массу 11 тонн, предназначалась для сопровождения кавалерийских частей. Конструкция получилась необыч­ная: помимо того, что машина была колесно-гусеничной, так еще и орудие располагалось в её кормовой части. Чтобы вести огонь по врагу, самоходную установку пришлось бы разворачивать задом наперед. Впрочем, по подобной схеме Римайо проектировал и большинство своих предыдущих САУ. Это был типичный «самоходный лафет»: броня в виде орудийного щита здесь полагалась только артиллерийской установке. Дальше проекта работы по Canon de Cavalerie automoteur de 75 Saint-Chamond Modele 1924 не продвинулись, поскольку зарубежных заказчиков для неё не нашлось, а французские военные интереса к новой САУ не проявили.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Такой должна была стать Canon de Cavalerie automoteur de 75 Saint-Chamond Modele 1924

К вопросу создания самоходной артиллерии французские военные вернулись в начале 30-х годов. В то время тамошнее танкостроение сильно лихорадило. Французы разрывались между средними (Renault D2) и «боевыми» (Char B) танками, при этом всерьёз обсуждались проекты тяжелых танков (Char BB, или Char d’arret) для линии Мажино. А в апреле 1932 года в документах была впервые упомянута новая идея создания «охранного танка» (char de protection). Согласно концепции, предложенной генералом Эрром, это была специальная боевая машина, вооруженная длинно­ствольным орудием калибра 47 либо 75 мм. Её задачей должна была стать борьба с вражескими танками. В июле 1932 года задание более чётко сформулировал генерал Безу, главный инспектор по танкам. По его мнению, для этих целей требовалась самоходная артиллерийская установка, воору­женная орудием калибра 75 мм. Такое орудие позволяло бы уверенно поражать вражеские танки на дистанции 800–1000 метров.

Задание на разработку «охранного танка» было сформулировано 25 июля 1932 года. Установку в целом, а также её артиллерийскую часть проектировала фирма APX. Руководителем работ стал генерал Гарнье (Eugène François Gilbert Garnier), обладавший большим опытом создания букси­ру­емой и самоходной артиллерии. Подходящего шасси для такой машины у APX не было, так что пришлось выбирать из имевшихся на то время образцов, спроектированных другими фирмами. Из подходящих по габаритам и массе наиболее соответствующим заданию оказалось шасси среднего танка Renault VA, известного также как Renault D3. Эта машина предлагалась на экспорт, почему и получила известность как «колониальный танк». Впрочем, потенциальные заказчики интереса к этому танку не проявляли, так что создание на его базе самоходной установки выглядело на первый взгляд вполне логично.

Соединив фамилию создателя САУ и название шасси, которое использовалось для нее, установку назвали Garnier-Renault. Для своего времени это была очень достойная машина. Толщина её брони составляла 35–45 мм, так что самоходная установка была надежно защищена от огня сущест­во­вавшей тогда противотанковой артиллерии. В качестве вооружения устанавливалась 75-мм пушка APX с длиной ствола 30 калибров. Установка вооружения обеспечивала довольно большие углы наводки по вертикали. Боезапас в 160 патронов был вполне достаточным.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Охранный танк конструкции Garnier-Renault, 1935 год

Правда, существовала серьёзная проблема, и называлась она «шасси Renault D3». Согласно выданным на разработку спецификациям, 20-тонная боевая машина должна была разгоняться до 25 км/ч, но фактическая её скорость явно была бы меньше. В июне 1934 года, когда работы над переделкой Renault D3 в Garnier-Renault приближались к завершению, генерал Гарнье уже высказывал некоторый скепсис. К 1935 году им был разработан проект аналогичной самоходной установки. При боевой массе в 21 тонну максимальная толщина брони танка вырастала до 50 мм. Увеличилась и подвижность: в качестве силовой установки предполагалось использовать 260-сильный дизельный двигатель, с ним максимальная скорость танка увеличивалась до 36 км/ч. Существенно вырастал и запас хода – со 140 до 400 километров. Также появлялась радиостанция (которой у Garnier-Renault не было), а вместе с ней и радист. Правда, проект этот так и остался на бумаге.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

В качестве базы машина использовала шасси танка Renault D3, которое в итоге и погубило всю идею

Опасения Гарнье оказались не напрасными. Испытания Garnier-Renault, которые проходили в мае 1935 года, превратились в череду неудач. Шасси Renault D3 оказалось, мягко говоря, далёким от идеала, как по техническим характеристикам, так и по надежности. Впрочем, не исключено, что проекту AXP дали бы зеленый свет, но в 1936 году танковое производство APX национализировали, переформировав в Ateliers de construction de Rueil (ARL). По причине отсутствия ясных перспектив программу Garnier-Renault закрыли, а вместо нее была запущена другая, которая привела к созданию ARL V 39. Что же касается исходной концепции «охранного танка», то у нее к моменту фиаско Garnier-Renault появился еще один потенциальный «потребитель» – кавалерия.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

У орудия Garnier-Renault был достаточно большой угол возвышения

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Испытания Garnier-Renault в 1935 году закончились полным провалом

Самоходная пушка для кавалерии

О том, что кавалерийским частям необходима моторизованная артиллерия, генерал Флавиньи, командующий французской кавалерии, задумался в 1931 году. Первым шагом в этом направлении стала механизация частей, а также создание концепции возимой артиллерии. Впрочем, всё это было полумерой, поскольку для сопровождения тех же механизированных частей требовалась боевая машина с броневой защитой, способная вести огонь по противнику прямой наводкой. Так возникла идея установить 75-мм орудие на шасси бронемашины AMC (Automitrailleuse de combat, боевой бронеавтомобиль). Стоит отметить, что под AMC во французской армии подразумевались как полугусеничные броневики, так и лёгкие танки. Впервые идея создания такой машины была озвучена в 1932 году, но к практической стадии её реализации удалось приступить через два года.

На тот момент приоритетом обладали бронемашины разработки Renault. Речь идет об AMC 34 и AMC 35, последний также известен как ACG 1. 25 ноября 1934 года была подготовлена специ­фикация на бронемашину ACG 1, вооруженную орудием калибра 75 мм. К 15 марта 1935 года Renault подгото­вило первые материалы по машине, получившей обозначение Renault ACG 2. Машина получала вместо башни большую рубку, в носовой части которой со смещением вправо устанавливалось 75-мм орудие SA 35. Точно такое же орудие, к слову, получал танк Char B1. Разница заключалась в том, что установка, разработанная APX, позволяла наводить пушку не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. Работы по ACG 2 продолжились и после переформирования APX в ARL, а танкового производства Renault в AMX. Со стороны AMX работу вёл капитан Девенн.

Орудийная установка для новой САУ получалась похожей на ту, что позже появилась на Char B1 ter. Дело дошло до постройки опытной машины, которая, впрочем, так и не получила вооружения. Позже ее переделали, установив приборы дымопуска. Остановка работ по ACG 2 оказалась связана с тем, что кавалерия разочаровалась в AMC 35, обратив свой взгляд на более перспек­тивный SOMUA AC 4, принятый на вооружение как SOMUA S 35.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Renault ACG 2, переделанный в постановщик дымовой завесы. Легкой САУ поддержки кавалерии из него не получилось

Компания Schneider-Creusot в лице своей дочерней фирмы SOMUA также пыталась поучаствовать в конкурсе по созданию «охранного танка». В 1935 году был разработан эскизный проект CAM 1, в основе которого лежал AC 3, будущий SOMUA S 35. На его фоне даже эскизный проект Гарнье выглядел весьма скромно. Боевая масса машины составляла 18 тонн, при этом приводить в движение её должен был двигатель мощностью 200 лошадиных сил. Это теоретически позволяло разгоняться до 46 км/ч, ни один танк французской пехоты не смог бы за ним угнаться. Толщина брони танка фирмы SOMUA составляла 30–40 мм, для того времени вполне достаточно.

Еще более внушительно выглядело вооружение, на фоне которого спецификация для char de protection выглядела блекло. Первый вариант предполагал использование 75-мм пушки Canon de 75 Mle.1922 с начальной скоростью снаряда 600 м/с. А второй вариант вооружения превращал CAM 1 в самый грозный истребитель танков своего времени. Машина могла получить 75-мм зенитную пушку Canon CA 75 mm Mle.1933. Это орудие с легкостью пробивало любые танки того периода на больших дистанциях, перед ним бы не устоял ни один танк, серийно выпускавшийся и в первые 2 года Второй мировой войны. Существенным минусом, с точки зрения концепции char de protection, являлся боезапас «всего» в 70 патронов, но в реальности его вполне хватило бы для ведения достаточно продолжительного боя. Экипаж танка, как и у APX, составлял 5 человек. Проект SOMUA оказался вне игры по ряду причин, не имеющих отношения к характеристикам CAM 1.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

SOMUA CAM 1, проект «охранного танка», который по ряду причин не был реализован в металле

20 декабря 1935 года пехотное командование разработало спецификацию на 20-тонный танк, который должен был заменить Renault D2. В 1936 году аппетиты французской пехоты выросли. По обновленной спецификации танк получал вооружение в виде 47-мм пушки SA 35 в башне и 75-мм пушки SA 35 в корпусе. SOMUA также участвовала в конкурсе на создание этого танка, но дальше эскизного проекта, подготовленного в 1936 году, дело не пошло. После того, как в начале 1938 года была изменена спецификация на 20-тонный Char G, и он стал 35-тонным, все работы по его созданию обратились в прах. Тем не менее, именно проект 20-тонного танка стал базой для дальнейших работ по созданию самоходной артиллерийской установки, но уже для кавалерии.

Задание на проектирование машины, получившей обозначение CAM 2, было получено SOMUA в июне 1936 года. Оно во многом выглядело как возвращение к концепции «охранного танка», особенно это касалось вооружения. CAM 2 получала то же самое орудие, что и Garnier-Renault. Разница заключалась в более совершенной бронировке установки. Этого орудия вполне хватало для поражения танков того периода. Ещё одним плюсом было то, что точно такую же пушку предполагалось использовать в качестве основного вооружения САУ для пехоты, которая раз­рабатывалась совместно ARL и BDR (Baudet–Donon–Roussel). Данная машина более известна под индексом ARL V 39, где буква V означала фамилию инженера, капитана Валла, который вёл проект со стороны ARL.

С этим орудием и проектом ARL-BDR в целом была связана часть проблем, появившихся при создании CAM 2. Дело в том, что орудие APX имелось в единственном экземпляре, а приоритетом в разработке обладала САУ Valla-BDR (так в то время именовалась ARL V 39). Общей для обоих проектов была и командирская башня, в которой устанавливался пулемет. Она также существовала в единственном экземпляре, ее разработчиком являлся ARL. Неудивительно, что САУ для кавале­рии ее также не получила. Интересно, что получившаяся машина здорово напоминала исходную концепцию Char B, какой ее придумал генерал Эстьен.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

SOMUA CAM 2, сентябрь 1937 года. В такой конфигурации машину и построили

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Схема бронирования, интересная тем, что здесь орудие показано в походном положении

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Опытный образец SOMUA CAM 2 на заводском дворе, начало 1938 года. Ни орудия, ни башенки у машины нет

Окончательно проект Canon de 75 Automoteur SOMUA был готов к концу сентября 1937 года. Конструктивно ее шасси было похоже на SOMUA S 35, но с некоторыми изменениями. В лобовой части корпуса появился выступ, необходимый для компактной установки орудия. Ширина машины выросла до 2,51 метра, также были усилены её траки. Достаточно сильно была переделана подбашенная коробка, переделке подверглась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Это оказалось связанным с тем, что экипаж CAM 2 состоял из 5 человек. Весьма забавным выглядело то, что прицелов у 75-мм орудия было два, при этом механизм наведения имелся лишь один. Размещение экипажа получилось вполне рациональным, особой тесноты в танке не наблюдалось. В командирской башне находился дальномер, в связи с чем в боевом положении она была повернута задом наперед.

Еще одной интересной особенностью САУ было то, что в походном положении её орудие втяги­валось внутрь боевого отделения, чтобы уменьшить вылет ствола. Очень похожее решение позже применили шведы на pvkv m/43. Боевая масса машины составила 21,6 тонны. Поскольку орудие и командирская башня сразу для двух новых САУ имелись в единственном числе, и фирма ARL совсем не торопилась передавать их конкурентам, 25 декабря 1937 года опытный образец CAM 2 был собран без этих деталей.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Хорошо видно, что машина основывалась (с некоторыми нюансами) на конструкции SOMUA S 35

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Необходимость разместить 5 членов экипажа повлияла на форму как подбашенной коробки, так и крыши моторного-трансмиссионного отделения

Влияние Valla-BDR на разработку самоходной артиллерии для французской кавалерии продол­жалось и дальше. Позже было построено и второе орудие для пары одновременно создаваемых самоходок, но только одно из двух орудий было рабочим. Затянулась работа и по второй коман­дирской башне. При этом французские военные требовали совместного испытания двух машин. Опытный образец Valla-BDR был готов к концу июня 1938 года, а совместные испытания начались еще позже – в феврале 1939 года.

CAM 2 на испытаниях в Бурже преодолела 229 километров с максимальной скоростью 35,25 км/ч. Испытания продолжались до 20 августа 1939 года. В целом итоги испытаний можно считать успешными, но обнаружились и проблемы. Как и многие самоходные установки с орудиями в передней части корпуса, CAM 2 страдала некоторым перегрузом передних пар опорных катков. Но времени на переделку не осталось – началась война. 15 октября 1939 года CAM 2 приняли на вооружение французской кавалерии как SOMUA SAu 40.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Полностью укомплектованная SOMUA SAu 40

Объём первого заказа составил 36 САУ, из них 12 должно было быть командирскими, не имеющими орудий. Поступать они должны были в подразделения истребителей танков при легких механизи­ро­ванных дивизиях (Division Légère Mécanique, DLM). Все выпущенные машины планировалось раз­делить на 12 групп по 3 машины в каждой. Ожидалось, что первые 2 SOMUA SAu 40 будут сданы в октябре 1940 года, по 6 будет построено в ноябре и декабре, далее ежемесячно планировалось выпускать по 8 машин. Заказ по корпусному производству распределялся между Creusot и Cail-Denain, как и при производстве танков SOMUA S 40.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Это орудие калибра 47 мм должно было стоять в серийных машинах

К 25 апрелю 1940 года ситуация изменилась. Оценив возможности 30-калиберного орудия, военные решили изменить вооружение САУ. Замена нашлась быстро – 47-мм противотанковая пушка Canon de 47 mm SA Mle. 1937. Это орудие, разработанное APX, обладало высокими показателями проби­ваемости, а главное, уже производилось серийно. 9 мая 1940 года контракт на SOMUA SAu 40 был изменён: количество заказанных САУ в нём увеличилось до 72, а вместо 75-мм орудий они должны были вооружаться 47-мм SA mle.1937. Согласно исследованиям французского историка Франсуа Вовилье, орудийная установка САУ очень напоминала ту, что предполагалось использовать на проектируемом среднем танке AMX.

Все эти изменения остались исключительно на бумаге. Стремительно развивавшиеся события на фронте привели к тому, что серийное производство SOMUA SAu 40 так и не было налажено. Единственный прототип было решено отправить в войска, благо, он был изготовлен из броневой стали. Для приведения САУ в боевое состояние с ARL V 39 на эту машину поставили единственную рабочую пушку. Отличиться в боях машина не успела: часть, в которой она находилась, в бой не вступила, а после подписания перемирия машина оказалась в руках немцев. На этом ее история обрывается.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Финал боевой карьеры – сданная немцам машина в районе Перигё, Аквитания, в июне 1940 года

Во время немецкой оккупации работ по проектированию самоходных артиллерийских установок на базе SOMUA S 35 не велось. Сотрудники ARL пытались создать модернизированный танк, известный как SARL 42. Дальше проектных работ дело не пошло, а в конце 1942 года работы и вовсе прекратились. После освобождения Парижа в августе 1944 года работы по проектированию французских танков возобновились, но база SOMUA S 35 в этих работах больше не фигурировала. Даже SARL 42 к этому времени выглядел уже устаревшим. Тем не менее, несколько позже про идею использовать SOMUA S 35 в качестве базы для САУ вспомнили.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Canon Automoteur de 16 livres sur chassis SOMUA, последняя попытка сделать из SOMUA S 35 истребитель танков

В октябре 1945 года конструкторское бюро AMX подготовило несколько проектов самоходных установок, сделанных на базе устаревших танков. Среди них была и Canon Automoteur de 16 livres sur chassis SOMUA. Она представляла собой попытку сделать на базе SOMUA S 35 истребитель танков с вооружением в виде английской 17-фунтовой пушки. Расчеты показали, что объемы боевого отделения позволяли разместить в нём не только орудие, но и 86 патронов к нему. Боевая масса САУ при этом должна была составить 21 658 кг, то есть практически столько же, сколько у SOMUA SAu 40. Развития этот проект не получил, поскольку танков для переделки было маловато. К тому же, у французской армии на вооружении имелось достаточное количество американских САУ GMC M10, которые выглядели гораздо более эффективными боевыми единицами.

Извилистая дорога в никуда. Опытные французские противотанковые САУ

Теоретически 17-фунтовая пушка сюда влезала

Источники и литература:

  1. Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
  2. SOMUA S 35, Pascal Danjou, TRACKSTORY №1, 2003
  3. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
  4. GBM 96, 97

источник: http://warspot.ru/10035-izvilistaya-doroga-v-nikuda

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account