1

Введение: Братья Бестетти в Аркоре в 1939 году построили необычный двухбалочный двухдвигательный самолет из совершенно нового материала, разработанного инженером Нарди, использовавшего деревянные конструктивные элементы «перестроенной», то есть ослабленой и повторно собранной с помощью специального клея, древесины. Прототип BN.1 стал летать летом 1940 года, но так и не был рассмотрен специальным комитетом DGCA.

Итальянские бумажные проекты. Цирк Вахмистрова от сеньора Бестетти

Из «перестроенной древесины» инженер Нарди последовательно разрабатывал проект маленького «сбрасываемого» истребителя BN.2, то есть отделяемого в полете специального «сбрасываемого» самолета. Крыло и фюзеляж этого самолета были подвергнуты статическим испытаниям, но дальше этого проект BN.2 не пошел. Аналогичная судьба постигла следующие проекты составных самолетов, выполненных по той же двухфюзеляжной схеме BN.1: BN.3/BN.4, о которых будут опубликованы обширные выдержки из технической документации.

Итальянские бумажные проекты. Цирк Вахмистрова от сеньора Бестетти

туристический самолет BN.1, предназначенный для испытания двухбалочной конструкции фюзеляжа и «перестроенной» древесины

Концепция «сбрасываемого» бомбардировщика выглядит следующим образом: на цель вызывается самолет-носитель с небольшим самолетом, несущим большую бомбу, который должен спускаться с этой бомбой по длинной траектории, совершая полет по ней до минимального возможного расстояния от цели. На этом расстоянии самолет должен сбросить бомбу движущуюся по почти прямолинейной траектории, после чего пилот может возвратиться.

Целью этого является вызвать неотвратимое разрушение цели с минимальными потерями и малым рассеиванием боеприпасов. Вполне возможно, что реализация «составного» бомбардировщика со «сбрасываемым» самолетом давала возможность достижения предложенной цели.

Итальянские бумажные проекты. Цирк Вахмистрова от сеньора Бестетти

модель BN.2, являющегося развитием BN.1, предназначенная для испытания в аэродинамической трубе. Крыло и фюзеляж подверглись статическим испытаниям, но программа развития не получила (фотографии Бруно Терреволи (Bruno Terrevoli))

Данную идею бессмысленно исключить априори, как и признать априори, без попыток реализации и экспериментального преодоления практических трудностей.

Предлагалось привести к осуществлению проекта составного «сбрасываемого» бомбардировщика и решение этой задачи.

Замысел включал в себя создание сбрасывающих («Saettante» — «Лучник») самолетов трех типов, отличающихся площадью крыла и в остальном же подобных себе, отделяющих сбрасываемый («Saetta» — «Молния») самолет одного из двух типов, отличающихся площадью крыла.

Предлагаемый проект должен был иметь

для «Лучника»:

  • специальную цельнодеревянную конструкцию, выполненную из «перестроенной» древесины, способной к максимальной прочности;

для «Молнии»:

  • смешанную в основном деревянную конструкцию, с вышеназванной специальной системой для крыла и задней части фюзеляжа, переднюю часть фюзеляжа, шасси и мотораму из хромо-молибденовых труб и центральную кабину из клепанного дюралюминия.

Проект «Лучника» имеет два варианта:

  • двухмоторный самолет (2 × 1350 = 2700 л.с.) в зависимости от варианта имеет крыло площадью 54 — 60 м².
  • четырехмоторный самолёт (4 × 1350 = 5400 л.с.) в зависимости от варианта имеет крыло площадью 108 — 120 м².

«Молния» являлась низкопланом с вынесенной над крылом центральной кабиной, управляемой одним пилотом, двигатель с толкающим винтом и системой шасси, допускающей их смену и съем.

«Лучник» являлся высокопланом с фюзеляжем, расположенным над крылом и имеющим смотрящую вперед кабину управления, двигателями, установленными в крыле, с тянущими винтами, с вынесенным на двух балках оперением и шасси, убираемым вперед в фюзеляжные балки.

Оба самолета имели горизонтальное оперение, связывающее фюзеляж и хвостовые балки: такое оперение может быть использовано при пикировании в качестве аэродинамического тормоза: пластины большого размера, раскрывающиеся в две стороны.

Итальянские бумажные проекты. Цирк Вахмистрова от сеньора Бестетти

схемы «составного самолета»: двухмоторный «Лучник»BN.3 и одномоторная «Молния» с бомбой в 1000 кг

Двухмоторный вариант «Лучника» имел меньшие дальность и боевую нагрузку чем четырехмоторный, однако, мог использоваться по другим военным специализациям: как пикирующий бомбардировщик, торпедоносец, стратегический разведчик и многоцелевой боевой самолет.

Четырехмоторная версия «Лучника» очень хорошо вооруженная и защищенная порождала спектр возможностей боевого применения увеличенный со всех точек зрения. Так же, без сомнения, наиболее адекватным является полная бомбовая нагрузка: этот факт делает возможным его максимальные размеры.

На практике первая версия оказывается привлекательной для небольших, вторая — для увеличенных нагрузок и дальности.

Предлагалась в качестве рационального решения быстрая постройка экспериментального варианта двухмоторного самолета для непосредственного военного применения: это, в худшем случае, привело бы к созданию мощного средства для запуска бомб «Молнии» с нагрузкой до 1000 кг и с полной дальностью, и до 2500 кг с уменьшенной дальностью, а также с самостоятельным вылетом с боевой нагрузкой до 2500 кг бомб или торпед на полной дальности.

В то же время могло бы состояться проектирование и изготовление четырехмоторного самолёта: поскольку конструкторские решения двух самолетов концептуально идентичны, можно было наметить пути прогресса от двухмоторного к следующей модели «Лучника».

Подготовка «составного самолета» для сброса и своего исполнения

Специальная подъемная тележка принимает бомбу: она должна была быть доставлена по наклонной рельсовой ветке.

«Молния» доставляется также по указанным выше рельсам. Ручная лебедка, помещенная на подъёмной вагонетке тянет до точки точного сцепления «Молнии», крюки крепятся к кольцам, подвешивается бомба и затягиваются талрепы: «Молния» — на бомбе. Подъемная тележка загружает «Молнию» и бомбу в точке крепления под «Лучником» и начинается подъем. Крюки крепятся к «Лучнику», кольца подвешиваются к «Молнии» и талрепы подтягиваются. Осуществляется телефонная связь между наушниками пилотов «Лучника» и «Молнии» с помощью съемных розеток и электрического подключения двигателя «Молнии» к батарее «Лучника».

 

Итальянские бумажные проекты. Цирк Вахмистрова от сеньора Бестетти

одномоторная «Молния» с бомбой в 1000 кг, перевозимая в полете двух- или четырехмоторным «Лучником» BN.3

 

«Составной» самолет после запуска двигателей готов к взлету. В кабину «Лучника» поднимаются сначала летчик и стрелок «Лучника», а затем пилот «Молнии».

После взлета и прибытия на место сброса, пилот «Молнии» после соответвующего обсуждения с пилотом «Лучника» спускается через люк в свой самолет.

Выполняется запуск двигателя «Молнии».

При помощи указателя и снятого предохранителя со стороны пилота «Лучника» осуществляется отцепка, определенная его пилотом. Или наоборот, пилот «Молнии» сам может определить момент сброса и осуществить отцепку. Опыт и возможные психологические факторы покажут лучшую возможность.

Стрелку или пилоту «Лучника» в качестве необходимых мер надлежит выпустить средства освещения, а также управлять кинофотоаппаратурой.

На соответствующем расстоянии от цели пилот «Молнии» выполняет вторую отцепку (сброс бомбы) и отправляется в обратный путь.

Отдельное использование «Лучника»

Решение использовать двухмоторный «Лучник» в качестве пикирующего бомбардировщика с бомбами большого калибра можно считать привлекательным. Подвеска вместо «Молнии» бомб большого калибра могла привести к воможности сброса с самолета в пикировании одной бомбы массой 2500 кг, или двух бомб по 1250 кг, или четырех по 600 кг.

Использование самолета в качестве пикирующего бомбардировщика считалось возможным с примением, как уже упоминалось, двух специальных больших горизонтальных тормозных расходящихся компонентов, выполненных из руля высоты, являющегося часть оперения, крепящего два фюзеляжа.

Также мог быть интересным вариант использования самолета в качестве противолодочного.

В упомянутой версии «Лучника» также были представлены его характеристики, соответствующие запуску торпеды: он начинал полет к цели с наклоном в 30° и скоростью не более 300 км/ч с парой торпед до 1250 кг каждая, затем основная часть траектории идет с наклоном в 60° при раскрытых аэродинамических тормозах, позволяющих снизить скорость до максимально допустимой, сводя ее потом к необходимым 300 км/ч на последнем участке перед атакой при наклоне в 30°.

Заменив часть боевой нагрузки с бомб и топлива на наступательное и оборонительное вооружение двухмоторный «Лучник» мог быть использован для разведки или напрямую как бомбардировщик.

За счет уменьшения площади крыла, взлетной нагрузки, дальности двухмоторный «Лучник» с установленным наступательным вооружением мог породить интересный тип тяжелого истребителя и противотанкового самолета.

Общее описание «составного» самолета: «Лучник»-«Молния»

Большой многомоторный самолет «Лучник» обладал высокорасположенным крылом, фюзеляжем двухбалочной схемы с установленными на балках моторами с тянущими винтами, центральной кабиной установленной на крыле, убирающимися вперед стойками шасси и подвешенным под центральной частью крыла небольшого самолета «Молния». Этот самолет имеет низкорасположенное крыло с одним двигателем с толкающим винтом, кабиной, установленной над крылом, и посадочными полозьями, расположенными на хвостовых балках. Между полозьями размещалась большая бомба.

Между кабиной «Лучника» и кабиной «Молнии» люк для переход через крыло. Среди экипажа многомоторного самолета также находился пилот «Молнии», который может перейти в кабину своего самолета.

Управление «Молнией» осуществлялось в положении лежа с использованием только рук.

Устройства отцепки в распоряжении пилота «Лучника», для освобождения «Молнии», несущей бомбу: другое устройство в кабине «Молнии» также могло производить отцепку, действуя на те же соединения. Аналогичные устройства отцепки позволяли отделить бомбу от «Молнии» на управляемой траектории их совместного пикирования.

Структура компонентов «Лучника» и «Молнии»

В соответствии с функциональными требованиями транспортировки «Молнии» (с 1000 кг бомб — двухмоторный, с 2500 кг — четырехмоторный самолет); сброса на пикировании 2500 кг обоими вариантами, сброса торпед в быстром пикировании или замедлении из-за действия тормознящего расходящигося хвостового оперения структура двух вариантов «Лучника» выглядит следующим образом:

  • многодвигательный многоместный моноплан с высокорасположенным крылом; с двумя фюзеляжами, расположенными за центральными двигателями на расстоянии диаметра винта друг от друга, заканчивающимися сзади оперением и хвостовыми колесами, соединенными в горизонтальной плоскости; центральной кабиной, расположенной на крыле, частично выдвинутой вперед и размещенной под крылом между двумя фюзеляжами, убирающимся вперед шасси, «Молния» с очень большой бомбой или бомбами крупного калибра: пилот для лучшей видимости находится впереди крыла, в фюзеляже (и в четырех мотогондолах двигателей) расположены баки для полетов на большую дальность, кабина заканчивается у задней кромки крыла, позволяя свободно вращаться винту «Молнии» и устанавливать оборонительное вооружение (в гондолах для четырехмоторного варианта и в турели).

Уникальная конструкция «Молнии», в соответствии с функциональными требованиями, выглядила следующим образом:

  • одноместный одномоторный низкоплан с двигателем, уставленным на крыле, с толкающим винтом; посадочными полозьями на содержащих оперение хвостовых балках; лежачим местом пилота с передним рулем управления; бомбой, расположенной между балками, поддерживающими кабину; крепежная система, связанная с крепежной системой «Лучника». У лежащего для ускорения движения пилота кабина с остеклением, обеспечивающим прекрасный обзор; пилотская кабина имеет защиту: снизу у пилота броня, а сзади в бароцентрической зоне расположен топливный бак, за баком установлен двигатель; винт толкающий, позволяющий избежать воздействия на структурные элементы «Лучника», вращающийся между балками «Молнии»; с крылом большой стреловидности, оттягивающей назад САХ и добавляющей курсовой устойчивости, с размерами, не перекрывающими стойки шасси «Лучника», и закрепленным поперечно фюзеляжу.

Стреловидное крыло с прочной кессонной конструкцией заставляло сдвигаться к концу консолей крыла упругую ось для предотвращения аэродинамического вибрационного возбуждения. Защищенная кабина обеспечивала связь с кабиной «Лучника».

Общая информация о прогнозируемых характеристиках

Реализации «составного» бомбардировщика «Лучник» должна была, прежде всего, доказать возможность и преимущество системы перед тем, когда будет достигнуто неотвратимое разрушение цели. Причем неважно при какой скорости движения «Лучника» это было бы достигнуто — при 450 или 500 км/ч, если максимальная скорость «Молнии» должна была достигать 900, а нормальная — 350 или 370 км/ч; тождественную ценность имели скороподъемность и потолок. Это все имело относительное значение, когда начиналось проектирование, требующее высокомощных двигателей, и лимитируемое двигателями, имеющимися в аличии. Дальность полета, легко увеличиваемая путем изменения площади крыла, была относительно важна при наличии баков, позволяющих достигнуть высоких значений. В этом случае ценные указания, полученные из результатов продувки аэродиманической трубы, еще не были доступны и прогнозируемые характеристики имели общие и ориентировочные значения, полученные из формул и графиков, являясь предварительными и приблизительными оценочными данными.

Итальянские бумажные проекты. Цирк Вахмистрова от сеньора Бестетти

«Молния» — бомбардировщик и неумолимый торпедный самолет. Подписи под рисунками:

23 Демонстрационная схема применения самолета Bestetti в качестве противокорабельного бомбардировщика, 24 версия составного четырехмоторного самолета Bestetti с двигателями Piaggio P.XII 

Тем не менее, большая забота о достижении максимальной изысканности конструкции и возможности, предоставляемые специальными структурами, исключают обманчивые сюрпризы.

Предлагаемая удельная нагрузка на крыло не более 200 кг/м² будучи высокой, не являлась пределом для конструкции с удельной мощностью на площадь около 50 л.с./м². Для «Молнии» нормальная удельная нагрузка на крыло в полете составляла 100 — 130 кг/м², а предельная — 450 кг/м², соответствующая полету «Молнии» по траектории сброса с бомбой весом 2500 кг. Для этого постепенно усложняющегося исследования можно было дать основание, поскольку в таких обстоятельствах самолет продолжает следовать по траектории и слегка изменять траекторию бомбы не соотнося это с подъемной силой.

50 л.с./м² для «Лучника» и 35 л.с./м² для «Молнии» представляют избыток мощности как для одного, так и для другого при общей удельной нагрузке на мощность 4 кг/л.с.

Важнейшей целью эксперимента была принята возможность неотвратимого достижения цели. Из допушения, что для «Молнии» с бомбами от 1000 и 2500 кг соответствует общий вес 2100 и 3700 кг следуют два варианта для «Лучника»: двухмоторный и четырехмоторный самолеты совпадающей двухбалочной конструкции фюзеляжа, центральной кабиной и мотогондолами, использующимися для хранения топлива. Четырехмоторный вариант отличается от двухмоторного установкой оборонительных турелей на мотогондолах внешних двигателей.

Значение мощности для двухмоторного варианта составит 2х1350 л.с. = 2700 л.с., что при удельной нагрузке на мощность в 4 кг/л.с. даст общий вес в 10800 кг, для четырехмоторного варианта общая мощность будет 4х1350 л.с. = 5400 л.с., что при той же удельной нагрузке на мощность даст общий вес в 21600 кг.

При вводе предела удельной нагрузки на крыло в 200 кг/м² была получена площадь крыла в 54 м² для двухмоторного и 108 м² для четырехмоторного варианта с общей удельной мощностью на площадь в 50 л.с./м².

Увеличение площади крыла на 10% вело либо с к снижению удельной нагрузки до 180 кг/м² или увеличению общего веса и площади крыла до 12000 кг и 60 м² для двухмоторного и до 24000 кг и 120 м² для четырехмоторного самолета.

Внутри этих пределов будет возможность получения значительных максимальной скорости, дальности, высокой грузоподъемности практически необходимых для получения «составного» бомбардировщика «Лучник».

Скорость находится в пределах 460 — 500 км/ч, причем отдельный «Лучник» быстрее «составного» самолета.

Дальность полета варьируется в пределах от 2000 до 3500-4000 км между наименьшим «составным» самолетом и наибольшим «Лучником».

Значительное увеличение как одного так и другого будет достижимым с установкой двигателей DB.605 мощностью 1350 л.с., обладающих большим техническим совершенством и меньшим потреблением, нежели Alfa 135.

Компетентными органами должны передаваться практические возможности для выбора двигателей, предельной удельной нагрузки на крыло, следующие из этого выбора значения скорости и практической дальности будут находиться внутри выбраннных пределов и определены в ходе испытаний.
Приблизительные предполагаемые характеристики
 

« МОЛНИЯ » (« SAETTA »)

 

 

 

 

 

Площадь крыла

м²

8,5

10

11,5

12,5

Мощность

л.с.

300

300

300

135

Удельная нагрузка на крыло

кг/м²

130

110

95

72

Минимальная скорость

км/ч

130

118

112

90

Максимальная скорость

км/ч

370

360

350

260

Потолок

м

6000

6250

6500

4500

скороподъемность

м/с

5

6

6,66

1,5

Дальность

км

1500

1500

1500

1500

Длина разбега

м

400

360

280

480

Длина пробега на колесах

м

380

340

240

230

Длина пробега на полозьях

м

100

90

80

70

Предельная скорость с 1000 кг бомбой ниже 900 км/ч
Предельная скорость с 2500 кг бомбой ниже 980 км/ч

 

« ЛУЧНИК » (« SAETTANTE »)

 

 

 

 

 

Площадь крыла

м²

54

108

60

120

Мощность

л.с.

50

50

45

45

Удельная нагрузка на крыло

кг/м²

200

200

180

180

Минимальная скорость

км/ч

165

165

150

150

Максимальная скорость

км/ч

520

520

480

480

Потолок

м

9000

9000

10000

10000

скороподъемность

м/с

3

3

3,4

3,4

Дальность

км

3000

3000

свыше 3000

свыше 3000

Длина разбега

м

570

570

520

520

Длина пробега

м

450

450

400

400

Максимальная скорость снижается до 490 км/ч для двухмоторного и до 470 км/ч для четырехмоторного самолетов при удельной мощности на площадь 50 л.с./м² и 440 км/ч для двухмоторного и до 460 км/ч для четырехмоторного самолетов при удельной мощности на площадь 45 л.с./м². Потолок уменьшается на 400 м и дальность с запуском с середины дистанции на 200 км.

NB Автор статьи Джанкарло Гарелло выражает большую благодарность семье Бестетти за предоставленные материалы.

Источник: Il bicoda Bestetti per il bombardamento «saettato», Aerofan 04-1979

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account